США отказались продавать Баку вооружения, но военный бюджет Азербайджана увеличивается
Отказ Госдепартамента США от поставок Азербайджану военной техники для оснащения вертолетов в целом был предсказуем. Вашингтон фактически исключил Азербайджан из списка стран, которым в ближайшем будущем будет продана американская военная техника. В официальной формулировке Госдепа отмечается, что решение было принято «в ответ на беспокойство Конгресса США, впервые озвученное членом комитета по внешним связям Палаты представителей, демократом Говардом Берманом».
Отметим, что Берман еще 29 мая направил госсекретарю США Хиллари Клинтон письмо с утверждением, что Азербайджан может использовать полученную от США военную технику для нападений на Армению и Нагорный Карабах, с которыми Баку находится в состоянии неурегулированного конфликта.
В этой связи конгрессмен призвал госсекретаря пресечь ожидающуюся сделку, что и было сделано, правда, с некоторым опозданием.
О несоответствии временных рамок принятия решения об отказе поставок американской техники не в меру воинственному Азербайджану говорит многое. В первую очередь хотя бы то, что, несмотря на то, что письмо поступило в ведомство еще 29 мая, в течение практически всего июня Госдепартамент США все же рассматривал возможность разрешения поставок в Азербайджан некой аппаратуры, которую предполагалось устанавливать на боевые вертолеты Ми-35М. В этой связи выдвигались предположения, что речь идет об аппаратах слежения, которые якобы были необходимы азербайджанским военным для контроля ситуации на границе с Ираном. В этом контексте следует особо отметить, что в настоящее время Баку и так ограничен в закупках военной техники и оружия у США согласно 907-й поправке Конгресса к Акту в поддержку свободы, принятой в 1992 г. и полностью запретившей поставки оружия агрессивному Азербайджану. В 2002 г. запрет с рядом условий был отменен. В частности, сделки по продаже вооружения между США и Азербайджаном не должны наносить ущерба переговорам по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта, а поставленное оружие не должно использоваться против Армении.
Таким образом, говорить о том, что решение Госдепа было принято «в ответ на беспокойство Конгресса США, не приходится. Скорее дело сводится к июньскому визиту госсекретаря Хиллари Клинтон, которая посетила Армению и Азербайджан и имела достаточно продолжительные беседы как с Сержем Саргсяном, так и с Ильхамом Алиевым. В эти же дни значительно возросло количество сообщений о вооруженных инцидентах на армяно-азербайджанской границе и на линии соприкосновения азербайджанских и карабахских войск, в результате которых с азербайджанской стороны погибли 25, а с армянской 5 военнослужащих. Очевидно, что в ходе встречи с не в меру разбушевавшимся пожизненным президентом Азербайджана Клинтон прямо заявила Алиеву, что Штаты не намерены долго терпеть его воинственные выходки, жертвами которых ежегодно становятся десятки молодых ребят по обе стороны линии противостояния. И вполне логично, что отказ США продавать Азербайджану военную технику укладывается в предупреждения, сделанные Клинтон Алиеву в ходе ее визита в Баку. Сразу же после отбытия Клинтон из Баку ситуация на границе несколько успокоилась, и, отказавшись от диверсий, азербайджанские горе-вояки пока что довольствуются лишь беспорядочными обстрелами армянских позиций как в Карабахе, так и в Армении.
Очевидно, что вслед за окончательным изъятием Азербайджана из списка стран, имеющих право на покупку американской военной техники, Госдепартамент США может пойти и на существенное ограничение финансовой помощи Баку. Таким образом Штаты наглядным образом продемонстрируют свою позицию в отношении постоянных алиевских заявлений о намерении силой взять Нагорный Карабах. И дело здесь не только в том, что администрация США вдруг вознамерилась бескорыстно защищать интересы карабахских армян. В последнее время заявления различных прикармливаемых на американские деньги экспертов, аналитиков и политологов о недопустимости дальнейшей фактически единоличной модерации карабахского конфликта Россией несказанно участились. Примечательно, что после ухода Медведева в тень и возвращения Путина Вашингтон в определенной степени усиливает свое присутствие и участие в попытках разрубить завязанный Азербайджаном карабахский узел. И заявления подобного рода просто необходимо сопровождать реальными действиями, хотя бы даже такими половинчатыми, как в случае запрета на поставки вооружений в династический Азербайджан.
Немалую роль во всем этом играет комплексность карабахской проблемы, которая в понимании США и других крупных региональных и глобальных акторов тесно увязана с проблемами Ирана и Сирии. Именно территория Южного Кавказа вполне может быть использована, в случае если США или, что вероятнее, Израиль решатся на операцию против Исламской Республики. И неурегулированный карабахский конфликт в этом контексте может сыграть незаменимую роль для любой страны, которая пойдет на обострение ситуации в регионе. Не секрет, что Соединенные Штаты уже довольно долгое время пытаются продавить перед Ереваном, Баку и Тбилиси свой проект по окружению и нейтрализации возрастающих амбиций Исламской Республики Иран. Также не секрет, что деятельное участие в этих переговорах принимают и израильские дипломаты. В то же время позиция основного стратегического союзника Армении – России относительно Ирана и в первую очередь Сирии коренным образом отличается от позиции США, Израиля и всего западного сообщества. Если Вашингтон и Тель-Авив вынашивают ястребиные планы в отношении Тегерана и Дамаска, то Москва прилагает все усилия для разрешения сирийского вопроса и ядерной проблемы Ирана исключительно мирным путем. В данном контексте Армении, Азербайджану и Грузии рано или поздно придется делать выбор между геополитическими интересами Москвы и Вашингтона. И в тот день, когда этот момент настанет, карабахская карта сыграет роль джокера в руках той страны, которая будет держать ее в своей колоде.
Впрочем, и израильские политики откровенно признают, что хорошие отношения между Израилем и Азербайджаном – часть израильской концепции по окружению Ирана, концепции, в которую Армения по понятным причинам не вписывается. Последним проявлением израильско-азербайджанской дружбы стал договор о приобретении Азербайджаном израильских вооружений на сумму в 1,6 млрд долларов. А 40% нефти, импортируемой на нужды израильской экономики, приходится на долю Азербайджана, обладающего к тому же достаточно мощным лобби в Израиле. Учитывая все эти факторы, Тегеран на самом высоком уровне неоднократно озвучивал завуалированные угрозы в адрес Баку, в случае если последний рискнет поддержать американо-израильские планы по нейтрализации ИРИ. Последняя сделка по покупке израильских вооружений Азербайджаном вызвала новый виток в «холодной войне» между Баку и Тегераном. Таким образом, власти Азербайджана сегодня находятся перед серьезнейшей дилеммой – поддержать агрессивные натовские планы и тем самым окончательно развернуть против себя Иран либо поддержать миротворческие усилия Москвы, настроив против себя Вашингтон.
Таким образом, миролюбивость ведомства, возглавляемого не в меру хладнокровной Клинтон, и нежелание вооружать и без того до зубов вооруженный Азербайджан характеризовать как миролюбивость можно весьма условно. Скорее речь идет о желании защитить геополитические интересы США в регионе, одним из звеньев которых является карабахская проблема. Понятно, что в любом случае для Азербайджана это не станет сдерживающим фактором, так как уж кому-кому, а Алиеву и его окружению известно местонахождение множества рынков оружия, где азербайджанская армия может еще более вооружиться.
В этой связи дополнительным козырем в руках США, а при желании и России может стать настойчивое напоминание милитаризирующемуся Азербайджану про существование Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), который последовательно этой страной нарушается и о котором в Баку, похоже, давно забыли. Впрочем, Азербайджан нарушает не только ДОВСЕ, но и практически все международные договоренности, имеющие отношение к НКК, начиная от трехстороннего соглашения о перемирии, подписанного Арменией, Нагорным Карабахом и Азербайджаном, и заканчивая нарушением многочисленных обещаний не обострять ситуацию на линии соприкосновения. По данным американских военных экспертов, лишь за последний год Азербайджан увеличил свой военный бюджет на 89%, и это самый большой рост военного бюджета во всем мире за столь краткий срок. Ранее премьер-министр Азербайджана Артур Расизаде заявил, что за последние 8 лет Азербайджан увеличил военные расходы в 20 раз. А в 2011 году по сравнению только с предыдущим годом производство оружия увеличилось в 1,7 раза. Азербайджан выделил в 2012 году на оборону и безопасность 1,381 млн манатов, или 1,770 млн долларов, увеличив объем средств, выделенных на оборону и безопасность, по сравнению с 2011 годом примерно на 1,2%. На этом фоне отказ Штатов продавать оружие режиму Алиева является каплей в милитаризированном море амбиций Ильхама Гейдаровича. И для приведения его в чувство, несомненно, нужны более действенные меры, поскольку половинчатые меры давно не действуют.
Давид Степанян
Оставьте свои комментарии