№ 7 (213) Апрель (16-30) 2013 года.

Единство многообразия

Просмотров: 3878

В переводе с персидского «Навруз» означает «новый день». В момент весеннего равноденствия пробуждающиеся земля, вода, небо, животные, растения, как факторы борьбы добра со злом, знаменуют начало нового жизненного цикла и года по восточному календарю.

Его историю описал древнегреческий летописец Страбон, а в поэме «Шахнаме» приход Навруза связывается с началом царствования шаха Джамшида, который праздновал наступление первой весны после окончания «великой ледниковой зимы». В дальнейшем коронация шахов происходила именно в этот день, когда перед повелителем устанавливался великолепный серебряный стол, по краям которого раскладывали зерна бобов, чечевицы, пшеницы, ячменя, проса и риса, а посреди стола – веточки граната, мускусной ивы, айвы, маслины, приносящие, по народным поверьям, удачу и благоденствие.

Праздник этот является традиционным в регионе Ближнего и Среднего Востока, где исповедуется ислам. В последние годы он получил свое второе рождение у тюркоязычных народов на постсоветском пространстве, однако его истоки зародились более 3000 лет назад в Хорасане, исторической области на северо-востоке Ирана, и вместе с развитием земледелия в той или иной форме распространились в сопредельных странах. По прошествии времени каждый из народов развил свои отличительные культурные особенности, отразив в идее празднования Навруза единство культурного наследия и многовековых народных традиций.

И сегодня в ознаменование вечности жизни последователи традиции проращивают семь различных злаков. По качеству ростков делается предсказание о будущем урожае каждого из них, а из замоченной заранее пшеницы готовят особое блюдо, которое узбеки называют «сумаляк», таджики – «суманак», на Ближнем Востоке – «саману», а у армян это блюдо из солода называется «ацик». Честь приготовления раз в году к Пасхе наиболее желанного, вкусного и полезного армянского блюда всегда предоставлялась наиболее уважаемым и почтенным бабушкам-селянкам. Увы, в современных книгах по армянской кулинарии об ацике нет ни слова. Редко упоминается и тот факт, что  до XXV в. до н. э. Новый год армяне встречали именно в день весеннего равноденствия, 21 марта, когда земледельцы проводили торжества в честь пробуждающейся природы, а главенствующее место на новогоднем столе занимал хлеб, испеченный из круглой пшеницы, произрастающей лишь в Армении. Этим хлебом древние взывали к богам о ниспослании им урожайного года.

История Айка Наапета (Лучника), покорившего в Айоц Дзоре ассирийского тирана Бэла и положившего начало будущему армянскому государству, случится позже, а именно 11 августа 2492 г.

до н. э. Этот день, ставший началом нового года и началом армянского летоисчисления, стали величать Навасард. Примечательно, что восьмой месяц (9 марта по 7 апреля), на который выпадает день 21 марта, в древнем календаре назывался «арег» («солнце»), а следующий за ним «аhекан» (8 апреля по 7 мая) знаменовал проведение земледельческих работ.

В начале XVII века архимандрит Азария Джугаеци составил календарь, в котором Новый год праздновался вновь 21 марта. Однако календарь Азарии привился лишь в его родной Нор Джуге, знаменитой армянской общине Персии. И лишь в 1924 г. Католикос Геворг V в своей энциклике закрепил переход с юлианского календаря на григорианский с обязательным празднованием церковных праздников по новому стилю, в том числе наступление Нового года (Аманора) 1 января.

Тем не менее и в новейшую историю в строго обозначенный далекими предками час 21 марта почитатели древнего ритуала, среди которых можно встретить восканапатовцев – добровольцев арцахской войны – и нынешних молодых защитников отечества, умудренных жизненным опытом стариков и восторженных юнцов, собираются у храма Гарни, чтобы отметить день рождения бога Ваагна – любимого дитя природы и Воина-заступника, которому армянский народ на протяжении своей полной тяжелейших испытаний истории доверял самое дорогое, что у него было – родину. При этом приверженность к древнему ритуалу и к родной национальной религии никак не конфликтуют в сердцах искренних патриотов. В момент, когда светлое время суток начинает преобладать над темным временем, день становится длиннее ночи и начинается обновление в природе, невольно вспоминается роман-эпопея Xачика Даштенца «Зов пахарей», повествующий об «огненном поколении, вышедшем из-за легендарной горы Сасунской» для надежного оберегания озаренной светом добра и лучезарной силы Страны Армянской.

В Узбекистане главные торжества в рамках общенационального праздника Навруз проходили в столичном Национальном парке имени Алишера Навои, где свыше двадцати национальных образований, действующих в стране, представили экспозиции, демонстрирующие как неповторимые национальные особенности, так и общие для всех ценности, которые, в сущности, и превращают многонациональную страну в единый духовно-моральный организм. Теплота улыбок, одариваемых миллионами людей в этот день, явилась визитной карточкой праздника.

Зрители главной концертной программы с воодушевлением встретили выступление танцевального ансамбля «Урарту», действующего при столичном Армянском культурном центре. Руководители общины Мартин Сетян и Карине Мартиросян приветствовали многочисленных гостей представленного на празднике армянского павильона и приглашали отведать знаменитые образцы армянской кулинарной этнической самобытности – жангалов hац, гату, разного вида брдучи и, конечно, несправедливо забытый ацик, вобравший в себя весь позитив витальной энергии Армянского нагорья. Гостям дарили памятные буклеты, повествующие об истории появления одного из древнейших на земле и невероятно популярного в Узбекистане хлеба – армянского лаваша.

Традиция предписывает праздновать Навруз в течение 13 дней, в каждый из которых проявляется его вечная заповедь «забывать вражду и разногласия, говорить добрые слова и думать только о светлом, совершать благие дела, проявлять душевную щедрость и внимание к пожилым людям». Здесь уместно заметить: этнографы подтверждают, что в процессе эволюции те человеческие сообщества, где властвовал культ силы, где беспомощные старики становились досадной помехой, бесследно исчезали в болоте времени. Считается, что дела, которые будут сделаны в эти дни, человек будет делать весь год, и начинаешь еще больше ценить такое бесценное богатство, как мирная и спокойная жизнь, взаимное уважение и согласие между людьми разных национальностей.

Сегодня, когда множество отягощенных стереотипами стран мира пребывают в ощущении тупика, столкнувшись с серьезным вызовом утраты морально-этических норм, собственной культурной идентичности, когда в реалиях межнационального бытия повсеместно проявляется глухая вражда и мир вновь оказался в ситуации неосознанного и неопределенного начала, приходится признать, что человечество так и не научилось делать правильные выводы из прошедшего опыта. Невольно обращаешь взор на далеких предков, которые были мудрее нас, потому что, несмотря на все перипетии и весь трагизм своего бытия, умели существовать в гармонии с окружавшей их природой. У них все было рационально – и короткий мирный труд, и необходимость защиты отечества, и кратковременный досуг. Матушка-кормилица земля, путеводные звезды в небе и пронесенная сквозь века вера в торжество разума, добра и справедливости помогали им преодолевать любые препятствия. В связи с этим в нынешнее время важное значение приобретает проект создания новой парадигмы межгосударственного и межнационального общежития, в основу которой следует заложить идею о равноправных отношениях восточной и западной частей мира, исторически дополнявших и обогащавших друг друга.

В своей книге «Наврузнаме» великий Омар Хайям напутствовал: «В первый день нового года пусть Ангел-вестник дарует тебе мудрость и понимание. Пусть расцветет твоя душа, как свежий росток зерна». В дополнение вспоминается древнее поверье, что в миг, когда уходит старый и приходит новый год, останавливается течение вод, и тот, кому удалось увидеть это, может рассчитывать на исполнение всех желаний. Быть может, остающийся гордостью многих народов, пришедший из глубины веков в современный бушующий мир Навруз преобразит и обновит не только природу, но и сердца, души людей, сумеет искоренить рознь и ненависть, пробудить в человеческом сознании утраченные традиционные общечеловеческие духовные ценности, главными из которых остаются способность услышать и правильно понять друг друга.

Георгий Сааков, Ташкент

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 6 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты