Хвала вам, небеса, за ваше постоянство!
Летом 1946 года на горе Арагац на высоте 1400 метров началось строительство Бюраканской астрофизической обсерватории. Бюракан был выбран местом для астрономических наблюдений благодаря чистому воздуху, обилию звездных и безоблачных ночей.
Сегодня здесь можно увидеть наблюдательные башни, многочисленные лабораторные корпусы, где занимаются изучением нестационарных космических явлений. Такие исследования позволяют найти направление эволюции материи с течением времени, делать обоснованные выводы о формировании космических объектов.
С 1998 года обсерватория носит имя ее создателя, выдающегося ученого-астрофизика академика Виктора Амбарцумяна.
В распоряжении армянской обсерватории имеется 5 инструментов, из которых одним из совершенных приборов является телескоп Шмидта.
Директор Бюраканской астрофизической обсерватории, известный астрофизик Гайк Арутюнян рассказывает, что телескопов системы Шмидта в мире не так много, а у них один из наиболее эффективно работающих телескопов подобного рода.
В чем же уникальность армянского телескопа?
– Шмидтовские телескопы имеют широкое поле, т.е., пользуясь ими, можно сразу получить снимок относительно большой области неба и на полученных снимках по некоторым физическим характеристикам искать конкретные объекты. До сих пор 102-см телескоп Шмидта является одним из крупнейших телескопов с такой оптической системой в мире. За 30 лет наблюдений на камере Шмидта было получено около 10.000 фотографических пластинок. Эти пластинки являются носителями очень богатой информации. Так, первый бюраканский спектральный обзор неба, который известен также под названием «Обзор Маркаряна», выполненный с помощью этого телескопа, в 2011 году был включен в Перечень ЮНЕСКО «Память мира» (достаточно отметить, что до этого из Армении в этом Перечне был лишь Матенадаран (1997 г.). С помощью этого телескопа в нашей обсерватории было открыто очень большое количество интересных с точки зрения науки объектов – галактик, туманностей, вспыхивающих звезд и др.
– Каким образом Бюраканская обсерватория в годы застоя сумела все же двигать науку вперед, сохранив при этом ценную аппаратуру, приобретенную в советское время?
– К сожалению, Бюраканская обсерватория никогда не имела тех финансовых средств, которые позволили бы ей состязаться с обсерваториями богатых западных стран. Тут главное не аппаратура, а современные и актуальные идеи, выдвигаемые нашими учеными. Конечно, если у вас есть самые крупные телескопы и новейшие светоприемники, так или иначе вы получите много новых данных. Но если у вас технические возможности не самые передовые, больших успехов вы добьетесь лишь с помощью хорошо продуманных идей и научной стратегии. Именно такова была ситуация в Бюракане. К тому же в то время была талантливейшая команда ученых, возглавляемая Виктором Амбарцумяном, одним из крупнейших ученых двадцатого столетия.
– Но все началось со «звездных ассоциаций», открытых Виктором Амбарцумяном…
– Эти звездные системы нового типа Амбарцумян открыл в 1947 году. Кстати, название «звездная ассоциация» впервые было введено в науку на армянском языке – «астхаспюр», а в дальнейшем было переведено на другие языки. Своим открытием Виктор Амазаспович доказал, что звезды, входящие в эти системы, не могут быть старше нескольких десятков миллионов лет. До этого считалось, что все звезды появились несколько миллиардов лет назад и затем их образование прекратилось. Но когда Амбарцумян напечатал свою работу о «звездных ассоциациях», ему никто не поверил. Нынче же в мире нет ни одной обсерватории, где бы не изучали физику молодых звезд и очагов звездообразования.
Раньше считалось, что вселенная – совокупность, которая состоит из некогда родившихся и со временем стареющих объектов. Виктор Амбарцумян доказал, что звезды рождаются и сегодня. Рождаются, живут своей жизнью, умирают, снова рождаются и снова умирают.
Или же: существует классическая гипотеза о том, что звезды образуются вследствие сжатия диффузной материи, то есть от газов и пыли. Наши же ученые выдвинули другую гипотезу: все во вселенной идет в направлении от более плотного к более разряженному, то есть фактически наши ученые пошли от обратного. Феномен Амбарцумяна состоял в том, что он первый понял, что именно в активных процессах – взрывах в космосе, вспышках звезд, скоротечных изменениях в звездах и ядрах галактик – скрывается решение многих проблем эволюционного характера.
– Действующие в обсерватории телескопы могут фиксировать и экзотические объекты в космосе. В этой связи интересно Ваше отношение к известному факту – падению метеорита в Челябинской области. Да и не только: в последнее время все чаще стали говорить об «атакующих» Землю метеоритах…
– Я не вижу никаких новых опасений на этот счет. Такое всегда было и будет, пока есть вселенная и действуют ее законы. Достаточно вспомнить известный Тунгусский метеорит. А сколько еще во вселенной происходит подобных явлений, о которых мы мало что знаем? Спустя несколько недель после падения челябинского метеорита на западном берегу Америки произошло нечто подобное, явление яркого болида. Просто огненный шар там не угодил в город, рухнув поодаль на землю. Ажиотаж создается в основном современными возможностями оперативного наблюдения, лицами, вооружившимися мобильными телефонами и фотоаппаратами.
Планета Земля возникла 4,5 миллиарда лет назад, человек – более миллиона, человеческая цивилизация в нашем понимании – не более 2-3 тысяч лет. И если происходят какие-то изменения общеземного масштаба, то виной тому могут быть активные процессы, в которых участвует человечество последние 50 лет. Речь идет о парниковых эффектах, смене температур и тому подобном. Что же касается небесных сфер – там все понятно и просто. «Хвала вам, небеса, за ваше постоянство!»
– Вы не раз выказывали озабоченность мусором, загрязняющим космос. Так ли это опасно для человечества?
– Космический мусор – действительно серьезная проблема, и носит она антропогенный характер. Космический мусор, общая масса которого составляет более 6000 тонн, – это части и обломки космических кораблей, которые с огромной скоростью вращаются вокруг Земли на разных высотах. Это опасно в первую очередь для спутников и ракет. Для сравнения: скорость пули из автомата Калашникова равна примерно 1 км в секунду, а космический мусор вращается в восемь раз быстрее. Представьте, какие «травмы» могут нанести частицы космического мусора действующим спутникам, запущенным в космос. Но это в первую очередь забота сверхдержав, обладающих космическими аппаратами и космической технологией.
– Летом прошлого года в вечернем небе над Арменией было обнаружено два светящихся объекта, позже на небосклоне вновь появился неопознанный объект. Может, это очередной НЛО?
– Объект, появившийся 11 июня прошлого года – это всего лишь оптические блики и ничего более. Тогда небо над Арменией и множеством других стран озарила российская межконтинентальная ракета «Тополь», которая была успешно испытана войсками стратегического назначения Вооруженных сил России. Так что такое явление на небе не является чем-то чрезвычайным. Вообще же, для того чтобы выявить источник бликов, требуется наблюдение в реальном времени, по снимкам же это делать очень сложно. Кстати, нечто похожее было замечено четыре года назад в Норвегии, но впоследствии выяснилось, что это была российская ракета. Так что ничего невероятного здесь нет. Что же касается НЛО, я могу сказать одно: нет фактов, доказывающих, что этих объектов нет, а стало быть, можно всего лишь предположить их существование. Существует объективная реальность, существуют верования людей. Обычно же бывает так: если факты, данные в чистом виде, не удовлетворяют людей, то они начинают верить в чудеса.
– Есть информация, что программа модернизации обсерватории завершится в конце этого года. Как вы намерены ее осуществить?
– На сегодняшний день существуют 2 программы. Одна из них, инициатором которой была Национальная академия наук РА, уже с прошлого года полным ходом пущена в оборот. Есть также проект, осуществляемый совместно с российским НПО «Проект-техника», который включен в межправительственное соглашение между Арменией и Россией.
В этом году Бюраканская обсерватория по инициативе президиума НАН получила статус «национального достояния», благодаря чему пополнился наш бюджет – были выделены 100 млн драмов на реконструкцию телескопов, а также на 20 млн драмов был увеличен фонд зарплаты. Это было самое существенное решение по развитию обсерватории после ввода в эксплуатацию нашего большого телескопа в 1976 году. Еще в прошлом году, когда не было этого решения, НАН выделила сумму на восстановление уникальной вакуумной установки, предназначенной для обновления алюминиевого покрытия главного зеркала упомянутого телескопа. И вот теперь мы можем приступить к модернизации большого телескопа. Все астрономические зеркала нуждаются в периодическом восстановлении отражающей поверхности. А ведь зеркало большого телескопа ждет этого почти 30 лет! Начатая модернизация, надеюсь, к концу года даст свои плоды, и наш большой телескоп, кстати, единственный в регионе, заработает на полную мощность.
– А армяно-российский проект? Слышала, в Бюракан готовится визит российских представителей…
– Специфика данного проекта иная, хотя тоже включает в себя некоторые пункты по модернизации и повышению эффективности нашей наблюдательной базы. В этом проекте акцент делается на прикладные задачи. Если основная тематика нашей обсерватории связана с изучением фундаментальных свойств космических объектов, то по этому проекту мы включаемся в программу, целью которой является выявление угроз со стороны объектов, имеющих антропогенное или естественное происхождение. Такими объектами являются астероиды и обломки космических кораблей. Поэтому предполагается разместить в Бюракане несколько российских телескопов разных диаметров. Приедут и ученые из «Роскосмоса». Будет также заключен хозяйственный договор с российской стороной, согласно которому наша обсерватория возьмет на себя обязанности обеспечения жизнедеятельности совместной инфраструктурной единицы, а также проведения всех наблюдений. Кроме этого, по предварительному соглашению между сторонами, российская взяла на себя обязательства по оснащению ведущих телескопов современной светоприемной аппаратурой. А это, безусловно, существенно увеличит наблюдательную мощность нашей обсерватории.
– Говорят, Вас в Бюраканскую обсерваторию привели интуиция и звездная романтика… Что для Вас значит «контакт» с небом?
– Для ученого нет ничего ценнее радости познания. Вдруг обнаружить нечто, и понять всю разумность вселенной, всю ее гармонию, и чувствовать себя счастливым от этого знания. Ньютон говорил, что в познании науки он чувствует себя ребенком, обнаружившим на берегу моря необыкновенной красоты ракушки и камушки. Это непередаваемое чувство.
– Как Вы думаете, дано ли человечеству изучить мир до конца?
– Еще 1500 лет назад древний армянский философ Давид Анахт говорил, что нельзя конечным числом истин познать бесконечность. Почти то же, что и сократовское: «Я знаю, что ничего не знаю.
– Вы верите в Бога?
– Однажды Рабиндранат Тагор спросил у Энштейна, что важнее, Шекспир или Библия. Энштейн ответил: Библия… Когда наблюдаешь за тем, как совершенна вселенная, как работают ее законы, как все согласованно, действительно диву даешься и не можешь не поверить в существование Высшего Разума. Я верю в причинно-следственную связь, верю в то, что человек должен отвечать за свои поступки, верю, что во всем существующем во вселенной есть смысл и своя правда.
– Какое для Вас самое «идеальное» состояние неба?
– Ночное ясное небо, когда видны самые слабые светила. Ведь известно, что дневное небо искажено рассеянным в атмосфере солнечным светом. Черное небо с множеством излучающих объектов – это космос. Когда есть «просветка» неба, ученые так и говорят – «световое загрязнение неба» – и стараются найти другие места для наблюдений. По сути, рассеянный свет закрывает нам истинное «лицо» неба, космоса.
Вселенная в основном темная, есть звезды, которые какой-то объем пространства заливают светом. Но мы живем на этой планете, где есть свет, который очень важен для человечества и для каждого человека в отдельности. Так задумано природой, а значит, в этом есть смысл.
Беседу вела Кари Амирханян
Оставьте свои комментарии