Турбулентная зона «Армавиа»
Объединявший когда-то все авиационные инфраструктуры советский «Аэрофлот» приказал долго жить сразу после развала СССР, а потому восстанавливать армянскую авиацию пришел западный и российский бизнес. Одна из компаний построила современный аэровокзальный комплекс «Звартноц», который теперь с гордостью называют воздушными воротами Армении. А «Армавиа», начинавшая когда-то свою деятельность всего лишь с одного самолета ТУ-134, стала узнаваемым брендом нашей страны. И хотя на протяжении десятка лет партнерские отношения двух бизнесменов явно не складывались, что периодически приводило к сбою в авиации, тем не менее заявление национального авиаперевозчика о своем банкротстве с 1 апреля сего года грянуло как гром среди ясного неба.
«Я не согласна с такой формулировкой, поскольку достаточно громкий сигнал прозвучал еще в марте прошлого года, когда разразился очередной конфликт по поводу завышенных цен местного аэропорта, – говорит заместитель председателя подкомиссии по политике воздушного транспорта Общественного совета РА Изабелла Мурадян, комментируя нынешний форс-мажор армянской авиации. –
В качестве рефери выступило тогда Главное управление гражданской авиации Армении. Но, к сожалению, созданная комиссия вместо анализа причин конфликта, мониторинга ценовой политики на тарифы и билеты пошла по пути примирения сторон, по сути, в очередной раз сделав попытку спустить все на тормозах. Сегодня меня интересует позиция ГУГА РА, которое, не нарушая ни одного закона, фактически способствовало развалу национальной авиакомпании». Кстати, как отмечают специалисты, Армения единственная страна в мире, не имеющая юридически обоснованного Воздушного кодекса по стандартам ICAO, закрепляющего правовые основы использования собственного воздушного пространства и деятельность в области авиации. Отсюда и вольная трактовка своих прав и обязанностей каждой из сторон, причастной к авиации.
Еще недавно «Армавиа» открывала перспективные направления, планировала транзитные рейсы, обучала за счет собственных средств (и, кстати, немалых) молодое поколение пилотов, осуществляла покупку новых самолетов, в том числе стартовый, но совершенно сырой Sukhoi Superjet-100, с которого, как считают многие, и начались все беды. В принципе покупка действительно оказалась неудачной по причине его несоответствия заявленному ГОСТу. Но тем не менее в условиях Армении национальный авиаперевозчик выглядел весьма респектабельно, выполняя более ста рейсов в неделю по сорока направлениям в 20 стран мира. «Дело даже не в наслоении факторов, связанных с отсутствием четкого законодательного поля, проблемами менеджмента, а также мировым экономическим кризисом, который не пощадил многие известные компании, в том числе «Кубань», «Аэросвит», Red wings, American Airlines и многие другие», – отмечает Изабелла Мурадян.
Как считают специалисты, банкротства можно было избежать, если бы правительство всерьез обратило внимание на проблемы «стратегически важной для Армении отрасли». По крайней мере, так ее называют на всех вертикалях политической власти. О том, что это действительно важная отрасль, говорить излишне, поскольку геополитические реалии слишком прозрачны, а наземные транспортные коммуникации слишком призрачны.
В подобной ситуации будет трудно надеяться, что в случае военных конфликтов, природных катаклизмов или техногенных катастроф зарубежная авиация станет бескорыстным союзником нашей страны. За примером далеко ходить не надо. С начала военных действий в Сирии свои полеты туда отменили все зарубежные авиакомпании. Это принятая международная практика форс-мажора по отказу зарубежных авиакомпаний от рейсов в «горячие точки». К чести сказать, только гражданские летчики «Армавиа» вывозили наших соотечественников из зоны боевых действий. Но не факт, что в аналогичной (не дай бог) ситуации помощь к нам придет из-за рубежа. Приглашенные компании в первую очередь будут блюсти собственную бизнес-стратегию, поскольку для них, иностранцев, национальные и государственные интересы Армении по определению не могут быть приоритетными. Таким образом, следует понимать, что отечественная авиация – это не столько бизнес, сколько политика блокадной страны, гарант ее национальной безопасности. А поэтому именно государство должно и обязано быть заинтересованным в развитии национальной авиации. Но, судя по всему, подобные угрозы и риски правительство пока всерьез не рассматривает. А вернее, обещает рассмотреть лишь через три недели…
«Еще год назад «Армавиа» буквально стучала во все двери, говорила о своих проблемах, просила государство о партнерстве или рефинансировании, чтобы выстоять и вернуться в нормальное русло работы. Но за год никто так и не нашел времени для решения проблемы. А ведь авиакомпания не киоск с мороженым. Ее нельзя так сразу закрыть, а потом снова открыть за один день. Это сложная инфраструктура, где любой сбой, а тем более такой силы, создает эффект домино», – анализирует последствия банкротства специалист по политике воздушного транспорта И. Мурадян. Армянская авиация однажды уже совершила крутое пике при банкротстве «Армянских авиалиний» и теперь не понаслышке знает, каким долгим бывает путь к становлению. По словам президента Национальной авиационной ассоциации Армении Дмитрия Атбашьяна, нынешний коллапс может отбросить армянскую авиацию значительно дальше лихих 90-х. «Сегодня наши пилоты уже начали подумывать о смене места работы. А так как Россия испытывает миллионный дефицит вакансий для гражданских летчиков, то многие армянские авиаторы намерены воспользоваться этой возможностью. Тем более Россия сняла запрет на работу в авиакомпаниях России для не граждан РФ, – отметил проработавший в отрасли более 30 лет начальник службы информационных технологий «Армавиа» Левон Казарян. – Не стоит забывать, что на подготовку только одного пилота необходимо около 100 тысяч долларов. При такой текучке кадров Армения рискует остаться без высокопрофессиональных пилотов».
Но не все согласны с таким мнением, отвешивая поклоны в сторону зарубежных авиаперевозчиков. В частности, по мнению исполнительного директора Торгово-промышленной палаты РА Араика Варданяна, уход «Армавиа» даст положительные результаты, поскольку ее банкротство станет сигналом к возвращению компаний, ранее покинувших армянский рынок. В этой связи уместно напомнить, что с прошлого года в Армению перестали летать самолеты британской British Airways, польской LOT, латвийской Air Baltic. «Они покинули страну по коммерческим соображениям. Среди причин ухода европейских авиакомпаний можно назвать «несвободное небо» и высокие цены аэропорта «Звартноц», – отметил на пресс-конференции в конце марта начальник ГУГА РА Артем Мовсесян, одновременно заявив, что плана по спасению отечественной авиационной отрасли пока нет: возможно, откроется государственная компания, возможно – частная. Между тем польская LOT вдруг неожиданно дала знать о себе пресс-релизом компании «Армения – Международные аэропорты», где сообщалось о возобновлении ее полетов в ближайшее время. Видимо, ничто уже не мешает полякам возвратиться в Армению. В пресс-релизе довольно обтекаемо говорится и о том, что «компания (то есть «Звартноц») продолжает активно работать с другими действующими (зарубежными) авиакомпаниями для восполнения возникших пробелов на (отечественном) рынке». Что называется, подсуетились, и главное, так вовремя…
Между тем после заявления «Армавиа» о своем банкротстве в Общественном совете Армении данный вопрос был срочно поставлен на повестку дня для обсуждения с видными специалистами отрасли. Председатель ОС РА Вазген Манукян отметил озабоченность будущим гражданской авиации Армении: «Наличие национального авиаперевозчика для Армении имеет чрезвычайно важное стратегическое значение. В случае войны полеты из других мест могут быть запрещены. А из-за отсутствия собственных авиалиний мы просто окажемся в полной блокаде». В этой связи нелишне напомнить, как совсем недавно по науськиванию Азербайджана официальная Турция отменила историко-туристические рейсы Ереван – Ван – Ереван. Учитывая этот пример и нездоровое желание наших соседей отрезать Армению от внешнего мира, нельзя исключать того, что нефтедолларовая дипломатия в какой-то момент также может отбить у зарубежных компаний желание летать в Ереван.
«Даже в самые плохие годы наша страна имела собственную авиацию, и опыт показал, насколько это стратегически важная сфера. Вспомните, какую роль сыграла наша авиация во время землетрясения или арцахской войны. Наши летчики ежедневно выполняли множество полетов, чтобы доставить из Еревана в Степанакерт горючее, оружие, боеприпасы, а из Степанакерта привозили раненых, – вспоминает Дмитрий Атбашьян, а затем, возвращаясь к нынешней ситуации, добавляет: – Конечно, у «Армавиа» были просчеты. Но чтобы не лишать страну национального авиаперевозчика, государство должно иметь свою делю в компании. Так поступают во всем мире». Например, при частичной национализации доля государства в авиакомпаниях «Эйр Франс» составляет 54,4%, «Чешских авиалиний» – 95,7%, «Аэрофлота» – 51%, что соответственно говорит о благополучии собственной гражданской авиации в этих странах. А в условиях Армении – это еще и безопасность, поскольку для блокадной страны авиация после армии – вторая по своей значимости структура. Но сегодня в Армении нет авиакомпании, которая могла бы сменить «Армавиа» в роли национального авиаперевозчика. «Как я понял, теперь альтернативно собираются пригласить иностранную компанию, которая должна занять «свято место». По большому счету это означает, что мы уже не будем иметь собственной гражданской авиации, – говорит Дмитрий Атбашьян. – Страна, не имеющая собственной авиации, не может быть страной с полноценным суверенитетом».
Наталья Оганова
Оставьте свои комментарии