«Для межрелигиозного диалога необходима общая позиция»
Кому, как не армянам, знать об ужасах межэтнической и межрелигиозной розни, о том, к чему приводит неуважение к чужому вероисповеданию. Вот уже много лет в России действует Межрелигиозный Совет, объединяющий представителей всех традиционных религий России. Председателем Межрелигиозного Совета является Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, секретарем Межрелигиозного Совета – специалист по этноконфессиональным отношениям диакон Роман Богдасаров. Личность диакона сама по себе символизирует, с одной стороны, парадоксальную ситуацию, когда армянин является православным священником, с другой – несет на себе ответственность церковного чиновника за межрелигиозные отношения в России. В любом случае заурядной, среднестатистической личности вряд ли это было бы по плечу. Наш корреспондент встретился с ним и попросил ответить на ряд вопросов.
– В чем заключается суть работы Межрелигиозного Совета?
– Государству всегда было характерно не только наличие мирных связей между традиционными религиями, но и явление всему миру такого примера сотрудничества между народами, между религиями. Межрелигиозный Совет образовали главы всех традиционных религий России, он призван не только помочь понять людям, что они живут в обществе, которое открыто для людей разных вер и разных убеждений, но и помочь найти свою дорогу к храму. В этой связи деятельность Межрелигиозного Совета очень важна, поскольку она позволяет найти правильные пути современному человеку, донести основные духовно-нравственные истины и ценности. Мы говорим о том, что общество не может обойтись без Бога. Общество, которое пытались построить в советское время, показало свою несостоятельность. Оно распалось, были покалечены многие судьбы людей. Модель построения общества без Бога доказала свою несостоятельность. И сейчас главы традиционных религий пытаются снова вернуть в наше российское общество понятие Бога, совести, духовных ценностей. Потому что иначе нам крепкую, стабильную Россию не построить.
– Большинство террористических движений в мире, как правило, идут под знаменем ислама. Говорит ли это об углублении розни между христианством и исламом? Мы свидетели того, как сегодня из Сирии, Египта выживают христиан… Как быть в этом случае?
– Я бы сейчас не стал огульно говорить о том, что терроризм идет под знаменем ислама, поскольку и христианские духовные лидеры, и мусульманские духовные лидеры заявляют о том, что терроризм не имеет ни вероисповедания, ни национальности. Если человек решился на то, чтобы поднять руку на брата своего, на беззащитных детей, женщин, стариков, он тут же теряет принадлежность к религии. Мы говорим о наших традиционных религиях. Он может быть членом секты, он может быть отщепенцем общества, но это преступление ставит его вне религиозных и национальных рамок. От рук террористов страдают и православные священнослужители, которых убивают. Недавно на Кавказе прокатилась волна терактов, направленных против лидеров традиционного ислама. То же самое было в Казани. Это страшное явление, которое не щадит ни мусульман, ни христиан. Мы знаем, что творится в Египте, на Ближнем Востоке, какие страшные злодеяния совершаются по отношению к христианам. Но тем не менее мы говорим о том, что именно злая воля толкает человека на это преступление, а не нормы религии.
– Превосходно, что в России действует Межрелигиозный Совет, где можно хотя бы обсудить взаимные претензии. А как быть, когда проблемы есть, а подобной площадки нет? Я имею в виду отношения между мусульманским Азербайджаном и христианской Арменией, где налицо не только межэтническая, но и межрелигиозная ненависть.
– Я бы не говорил так жестко о наличии межрелигиозной ненависти, неприятия. Здесь важно понять, что буквально недавно при содействии государственного руководства Азербайджана, Армении и России в Ереване состоялся саммит Межрелигиозного Совета СНГ. На нем религиозные лидеры Армении и Азербайджана заявили о том, что они стоят на общих позициях по прекращению кровопролития. Это самое главное. И заявили о том, что духовные ценности первичны. В этой связи очень важно понимать, что роль межрелигиозного диалога – это не роль разобщения людей по религиозному признаку, а поиск точек соприкосновения, поиск площадок, на которых можно было бы достигнуть какого-то компромисса. При этом не исключая самого главного – мира и благоденствия простых людей, ради которых мы трудимся.
– Какими делами отмечена деятельность Межрелигиозного Совета за последнее время?
– Важным моментом нашей деятельности являются научно-популярные издания. Мы выпускаем альманах, который рассказывает о традициях современных мировых религий, издан очень интересный труд – комментарий к закону о свободе совести и религиозных объединений. Есть такой Церковный научный центр православной энциклопедии. Этот центр при содействии Высшей школы экономики и юридической службы Московской патриархии подготовил такое уникальное издание – прокомментировал закон Российской Федерации по отношению к религиозным объединениям. Проще говоря, это то, чем руководствуются лидеры религиозных объединений. Был сделан комментарий постатейно, расписано все что можно по всем вопросам. Это что касается научной деятельности. У Совета есть и практическая деятельность.
Регулярно проводятся заседания, на которых собираются представители традиционных религий и обсуждают злободневные вопросы, принимают совместные заявления для своей паствы. Соответственно эти заявления обращены ко всем нашим гражданам. В них говорится о различных моментах жизни современного человека, о недопустимости кощунства по отношению к святыням христианства, ислама, иудаизма, буддизма, о проблемах, связанных с миграцией в современном российском обществе. Можно упомянуть о межрелигиозных конференциях и мероприятиях, которые проходят под эгидой Межрелигиозного Совета, различных молодежных фестивалях, выставках. В частности, в ноябре, в День народного единства, Межрелигиозный Совет России принимал участие в организации большой выставки в Центральном выставочном зале «Манеж». Для детей-сирот из разных детских домов проводилась акция «История России глазами детей». Я думаю, в дальнейшем Межрелигиозный Совет России продолжит свою работу по этим направлениям.
– Как взаимодействует Межрелигиозный Совет с Межнациональным Советом при президенте РФ, с правительственными структурами? Обязательны ли к исполнению его решения?
– Межрелигиозный Совет России – это экспертная площадка, на которой прежде всего выступают религиозные деятели. Но на нее приглашаются также и государственные представители. Недавно, например, выступали директор Федеральной миграционной службы Ромодановский, представители Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и другие. С другой стороны, участники Межрелигиозного Совета России принимают обязательное участие в работе комиссии при президенте России по межнациональным отношениям. Ведется диалог с Общественной палатой.
– В армянской диаспоре России некоторые люди проводят свои обряды в Русской православной церкви. С другой стороны, многие русские православные спокойно идут в армянскую церковь. Не является ли это нарушением церковных канонов и межрелигиозных отношений?
– У РПЦ прекрасные отношения с Армянской Апостольской Церковью. И поэтому несколько странно, что человек, приняв святое крещение в одной церкви, проводит таинства в другой. Хотя мы должны понимать, что это может быть вызвано просто нехваткой храмов, невозможностью добраться до них. С другой стороны, важно понимать, что человек стремится к Богу. И если ему, его душе в каком-то храме комфортно, мы же не можем препятствовать ему, осуждать его. Я бы оставил решение этого вопроса на совести самих верующих.
– У наших читателей и у меня не может не возникнуть вопрос о Ваших национальных и этнических корнях.
– Мой отец – армянин. И я этим горжусь. Потому что на самом деле принадлежность к великому древнему народу заставляет держать себя на высоте. С другой стороны, я чувствую себя русским человеком, поскольку я родился и вырос в России, в Москве. Мои родители жили в Москве, можно сказать, мы коренные москвичи в третьем поколении. Более ста лет мои армянские предки состояли на службе Российской империи. Поэтому с этой стороны я считаю, что путь к Богу для любого человека начинается прежде всего с осознания своих корней. Без понимания того, кто ты есть такой, кто были твои предки, какая культура их воспитала, без всего этого невозможно построить и свое будущее. И в этом плане очень важно, чтобы человек понимал, что путь к самореализации, к достижениям, осуществлению планов и инициатив возможен только через осознание пути предков. Как только ты вернешься к традициям, поймешь, откуда ты, для тебя сразу откроется путь в будущее.
– По образованию Вы физик, инженер. Насколько работа в церкви, духовное звание Вас привлекают?
- Близость к науке, близость к открытиям, познание законов устройства мира позволили задуматься о смысле бытия. Сегодня многие люди становятся верующими, а некоторые выбирают путь священства. Я считаю ошибкой, когда говорят, что знания приводят к атеизму. Наоборот. Целеустремленное познание мира приводит человека к Богу.
– Какая подготовка нужна для Вашей работы?
– Я являюсь церковным чиновником, который занимается определенной деятельностью – Межрелигиозным Советом России. От нас требуется уметь поддерживать контакты, отношения с представителями традиционных для России религий. И не на словах, а на деле делать полезные вещи. Здесь не требуется быть великим ученым, специалистом. Здесь очень важно уважать друг друга. Представители традиционных религий, с которыми мы работаем, прекрасные люди. И надо отдавать отчет себе в том, что любое сказанное слово, конечно, вызовет реакцию. Поэтому мы стараемся выражать свою позицию так, чтобы она была понятна другим людям, представителям других религий. В этом основа нашего диалога: говорить так, чтобы было понятно другим. Для межрелигиозного диалога необходимо найти общие слова, общие позиции.
Беседу вел Эдуард Сахинов
Оставьте свои комментарии