№ 7 (213) Апрель (16-30) 2013 года.

Армяне в России: «свои», а не «чужие»

Просмотров: 18676

Политические психологи – о том, как возникают образы друга и врага в массовом сознании

Взаимоотношения людей разных национальностей, живущих бок о бок, редко бывают абсолютно безоблачными: если не конфликты, то мелкие трения случаются всегда. Хотя бы потому, что человеческую натуру не переделать.

Человек не песчинка и не частица броуновского движения. Комфорт и уверенность ему дает то, что называют «своим кругом». Прежде всего такое ощущение люди испытывают рядом с братьями по крови, культуре и религии. С теми, с кем у них и колыбельные общие, и свадебные песни, и поминальные молитвы.

Но у всего на свете есть две стороны, и если рядом с тобой «свои», значит, чуть подальше обитают «чужие». А с ними – внушает человеку древний инстинкт – ухо надо держать востро. И если что плохое все-таки произошло, первым обычно не поздоровится именно чужакам, даже если ничего плохого они не делали и не замышляли. Атавизм, пещерные привычки… человек человеку волк, если волк ему не товарищ.

Хорошо, когда эти предубеждения или агрессия не простираются дальше сугубо бытовых размолвок и сводятся к нехитрому тезису «в любую квартиру тараканы от соседей пришли». Но времена у нас в последние как минимум двадцать лет жесткие и жестокие. Проблема «своих и чужих» дает о себе знать острыми конфликтами, всплесками ксенофобии и прочими тяжелыми проявлениями межнациональной розни – вплоть до погромов и поножовщины. Страдают от этого многие страны: достаточно вспомнить не только карельскую Кондопогу, но и вольный французский город-интернационалист Марсель, куда пару лет назад всерьез собирались ввести армейские подразделения для усмирения иммигрантских волнений.

Как мы находим «своих», почему нетерпимы к «чужим» и как все-таки превратить врага в друга – над этими вопросами не первое десятилетие бьются эксперты – конфликтологи, этнологи, социологи, психологи (как обычные, так и политические) и др. Масштабное исследование на эту тему недавно было проведено в МГУ им. Ломоносова на кафедре социологии и психологии политики факультета политологии под руководством доцента Татьяны Евгеньевой (научный проект осуществлялся при государственной поддержке). В ходе исследования ученые опросили 1600 человек из более чем 30 субъектов РФ (в том числе 500 молодых людей от 14 до 30 лет), а также провели 15 фокус-групп в пяти крупных регионах различных федеральных округов РФ, глубинные интервью с 15 экспертами и 70 «типичными» молодыми людьми. Целью ученых была не просто «проверка россиян на толерантность». Доклад по итогам работы предназначался в качестве рекомендаций властным персонам, которые заняты (или делают вид, что заняты) выработкой молодежной политики. Особенно в той ее части, которая помогает смягчить межнациональные противоречия и предотвратить конфликты на этнической почве.

Как обычно в России, ответа ждали два вопроса. Перед тем как понять, «что делать», ученые попытались разобраться, «кто виноват». Вернее, что. Но для начала «договорились о терминах».

Оказывается, «чужие» бывают разные. Мир «иных» в представлении молодых россиян имеет явно выраженные две ступеньки: «чужие», которые находятся внутри страны и постоянно встречаются тебе на разных бытовых перекрестках, и более абстрактные «враги» где-то за пределами России, которые угрожают сразу всей стране.

При этом суровое мировое зло пугает и злит наших молодых сограждан куда меньше, чем конкретные соседи, которые «мешают спать». Как метко заметила в свое время заведующая кафедрой социологии и психологии политики профессор Елена Шестопал, «самая страшная ведьма всегда живет в соседней деревне» – то есть гнев и ненависть обычно направлены на тех, кто оказывается ближе всего. По мнению Елены Шестопал, к подобным поискам людей подталкивает не абстрактная жажда справедливости, а собственная уязвленность. Мы ищем врага, когда не в состоянии жить в мире сами с собой. Включается некий защитный механизм: человек понимает, что он плох и несовершенен, но признать это не в силах и направляет свой гнев на того, кто кажется ему «еще хуже». Недаром во времена кризисов так часто ищут внутренних или внешних врагов, чтобы в борьбе с ними сплотиться и ощутить прежнюю силу. Западные благополучные государства в этих случаях бомбят «антинародные» режимы. Наши сограждане в ответ на перманентный стресс направляют негативную энергию «внутрь».

Со «своими» все по законам психологии. У подавляющего большинства – четверых из пяти – это в первую очередь семья, близкие родственники, друзья и т.д. Каждый десятый считает «своими» «всех, кто живет на планете Земля», «кто мог бы меня понять и оценить». И только каждый двадцатый связывал ощущение «я свой» с официальным гражданством («жители России») или своей национальностью («русские люди»).

С врагами картина иная. Для каждого десятого молодого человека «чужие» – нечто абстрактное: «все вокруг», «те, кто меня не понимает», «международные террористы», «глобальный финансовый кризис», «разгул коррупции» и т.п. Примерно пятая часть респондентов называла внешних врагов – «Грузия и Украина», «Америка и НАТО» и т.п. А две трети ответов были как раз из серии «ведьма в соседней деревне»: к «чужим» относили «выходцев с Кавказа», «старшее поколение», «чиновников», «мигрантов», «мусульманские группировки», «всяких среднеазиатов, которые едут за заработком» и, наоборот, «разных мажоров». Постоянно всплывали страхи молодых россиян перед «исламской цивилизацией», «фанатиками», «теми, кто всех уничтожает и хочет захватить мир».

Ученые попытались понять, что же стоит за подобными чувствами. Главной причиной Татьяна Евгеньева и ее коллеги называют «кризис национально-государственной идентичности». Иными словами, потерю ориентиров, когда прошлое в одночасье стало непредсказуемым, а будущее – неопределенным, прежние герои низвергнуты, а новые пока не найдены. «Кто мы? Откуда мы? Кто виноват во всех наших бедах?» – вопросы, на которые общество мучительно ищет ответы. И находит то, что кажется самым простым: «Это все происки «чужих».

Вторая причина – стереотипы, заблуждения, невежество. Средний обыватель крайне мало знает о том, что собой представляют люди разных этносов и конфессий, живущие в России, каковы их обычаи и нравственные нормы. Незнание порождает страх, страх – агрессию, агрессия – встречный отпор…

Причина номер три – то, что молодежь, как и все общество, сейчас фактически «распалась на атомы»: люди живут сами по себе, теряют навыки полноценного общения и даже не стремятся завязать с кем-либо дружеские контакты. Закон джунглей – «каждый сам за себя!»

Четвертую причину социологи усматривают в том, что люди разучились искать с другими общий язык, всячески уходят от контактов – им вполне хватает сплетен, вымысла, ссылок на интернет-сайты. Живое общение подменяется виртуальным, акценты смещаются в сторону негатива.

Не добавляет молодым людям толерантности и то, что общество имеет сейчас сразу несколько «линий разлома»: между бедными и богатыми, между «коренными и пришлыми», между мегаполисами и остальной страной. Когда «одним все, а другим ничего», обиженным часто хочется списать это не на кризис, а на то, что их «зажимают» по национальным или религиозным причинам. Свою лепту добавляют СМИ и блогосфера, которые становятся для подобных суждений мощным рупором.

Исследование, проведенное политологами и социологами из МГУ, показывает, что представление респондентов о России как государстве очень сильно «завязано» именно на том, как они себе представляют соотношение в нем «своих и чужих». Самое распространенное мнение – что она является многонациональным государством, в котором все народы имеют равные права (45%). Каждый пятый респондент считает Россию многонациональным государством, в котором русские играют особую роль, каждый десятый – государством, в котором русские опекают другие народы (12%). Еще по 9% – государством, в котором другие народы «мешают развитию русских», или «государством русских». 2% уверены, что в России «русские мешают развитию других народов». Каждый двадцатый ответа не дал. Кстати, на позициях равенства и интернационализма чаще стояли респонденты 55 лет и старше, а о «государстве русских» твердила молодежь до 17 лет.

Кого в России особенно любят? Тут, что называется, смешано «зеленое и сладкое» – социологам важны были первые ассоциации респондентов. Наиболее позитивно воспринимают «русских» и представителей гуманитарной интеллигенции (по 73%). Больше всего неприязни вызывают нелегальные мигранты из стран СНГ и дальнего зарубежья (47-49%), чиновники (47%) и приезжие с Северного Кавказа (45%). Для 35% «чужие» – «милиционеры (полицейские)», для каждого четвертого (23%) – бизнесмены, каждого пятого (19%) – москвичи. Жителей столицы особо не любят совсем молодые респонденты, чиновников – старшие.

Что же касается мигрантов, то их побаиваются и мечтают потеснить. 28% опрошенных выступали за ужесточение законов об иммиграции в РФ, еще четверть – за то, чтобы их оставить как есть. Каждый десятый – за полный запрет въезда иностранцев, 9% – за отмену всех запретов и 12% – за смягчение законов. Но – важное обстоятельство, опять же в рамках дилеммы «свой – чужой». Россияне вполне готовы принять людей «иной крови», если они будут знать язык и обычаи страны и «не устанавливать тут свои порядки». Треть респондентов, выступавших за ужесточение законов, считает, что на постоянное жительство в Россию следует пускать только бывших граждан СССР и Российской империи. То есть пусть условно, но тоже – «своих».

В целом «потенциал толерантности» у нас не самый плохой. Подавляющее большинство (свыше 80 процентов) граждан при общении с людьми другой веры или национальности не испытывают напряжения, настроены доброжелательно и спокойно. Несколько чаще негативные эмоции испытывали совсем молодые респонденты. Когда же социологи задавали тестовый вопрос – кого бы вы хотели/не хотели видеть своими соседями по дому, резкое неприятие (у 91%) вызывали люди с асоциальным поведением (наркоманы и пр.), а не с «другой формой носа». Примерно треть сказали, что им бы не слишком понравилось жить на одной лестничной клетке с приезжими из Средней Азии или Закавказья, однако у большинства (56%) это неудовольствия не вызывает.

Вообще, по мнению половины респондентов, то, что Россия – страна многонациональная и представляет собой смесь разных этносов и культур, это хорошо, а не плохо. Опасаются «утраты культурной самобытности» своего народа лишь 9%, видят в этническом разнообразии угрозу только 6%. Однако лишь 44% считают, что по закону все народы должны обладать равными правами, а 38% выступают за привилегии для титульной нации – русских. Впрочем, большинству (62%) опрошенных никогда не приходилось вступать в конфликт с людьми другой национальности. Один подобный опыт есть у 15%, а постоянно с кем-то сражаются только 3% – в основном это молодежь.

Очень любопытными были ответы на вопрос о том, кого можно считать русским (для многих людей это слово, по сути, означает «своим»). Удивительно, но о «голосе крови» говорил лишь каждый пятый. К числу «таких же русских», как и они, люди причисляли тех, кто вырос в России и воспитывался в традициях русской культуры, кто «трудится на благо России», для кого русский язык – родной, кто исповедует христианство (православие) и др. А на вопрос «кто я такой?» больше половины сказали «гражданин России», 19% назвали национальность, а треть ответила – «просто человек».

Максимально комфортно наши люди чувствуют себя в обществе русских (94%), православных (88%), сельских жителей (86%), жителей Сибири (77%) и бедных людей (71%). А неуютно им в обществе чеченцев (54%), жителей Кавказа (47%), мусульман, проживающих в России (46%), и богатых людей (43%). Иными словами, для людей, когда они делят окружающих на «чужих и своих», национальный фактор особой роли не играет. Важны различия по доходам (их назвали 78%), социально-классовые (56%) и между поколениями (52%). 59 процентам безразличны партийные и идейные пристрастия других, 52% – их национальность. Кстати, каждый третий респондент сказал, что в его семье есть или были межнациональные браки.

Исследования ученых МГУ помогают понять, почему в России по-разному относятся к представителям тех или иных диаспор и этнических групп. Например, по какой причине «средний россиянин» с недоверием относится к приезжим с Северного Кавказа и из Средней Азии, довольно настороженно – к азербайджанцам, однако с явной симпатией воспринимает армян (такие данные приводили ФОМ и ВЦИОМ)? По уровню симпатии армяне идут в массовом сознании после «братьев-славян» и татар, которые в России вообще не диаспора, а «этническая группа». Дело в том, что само поведение и история армянской диаспоры в российском государстве – пример того, как изначально «чужие» со временем приобретают черты «своих», точно (хоть и неосознанно) вписываясь в психологические стандарты принимающей стороны.

Почему армяне для российских русских «свои»? Прежде всего – «по сроку давности и цензу оседлости». В России армяне живут не первое столетие. Они для русских давние соседи, с которыми «привыкли здороваться». Практически каждый россиянин сможет вспомнить несколько фамилий армян – одноклассников, однокурсников, друзей, хороших знакомых и т.п. Ближний круг для человека – главный источник «своих», а о народе обычно судят по конкретным людям.

Очень важно и то, что российские армяне – люди, глубоко интегрированные в русскую культуру и историю. От маршала до композитора, от ученого до футболиста. Их имена на слуху, это часть истории, «золотой фонд» и всеобщее достояние страны (еще один шаг в сторону глубоко «своих»). Армяне исповедуют христианство, что тоже делает их в среде православных русских «своими». Именно поэтому, кстати, строительство армянских церквей или культурных центров в крупных городах воспринимают спокойно, чего явно не скажешь о возведении новых мечетей. Наконец, даже в глубинах исторической памяти невозможно найти примеры вооруженных конфликтов между Россией и Арменией – страны всегда были союзникам и партнерами. А на бытовом уровне многое определялось поведением армян-переселенцев: они не образовывали «колоний», были открыты для общения, умели завоевать репутацию людей трудолюбивых и доброжелательных.

Решающий фактор – общий язык. В прямом и переносном смысле. Представители армянской диаспоры не просто «знают русский» – очень часто это их родной или второй родной язык. В книге Г.В. Старовойтовой «Этнические группы в современном советском городе» приводилась статистика по Ленинграду 80-х: 98,9% ленинградских армян свободно владели русским языком и только 35,9% – армянским. Около половины ленинградских армян имели установку на добровольную ассимиляцию с русскими. Как отмечает автор известного учебника по этнологии Светлана Лурье, в армянской общине Санкт-Петербурга самой заметной была прослойка гуманитарной, технической и творческой интеллигенции, которая приехала в Россию, чтобы реализовать свой потенциал, и имела установку на то, чтобы вжиться в новую среду, а не демонстрировать ей «бытовой национализм». В общине присутствовали и бывшие обитатели армянской деревни – мелкие торговцы и их потомки, владеющие недвижимостью. Они хранили традиции и язык, но по большей части в быту и в собственном узком кругу «идеологической основы» под это не подводили. Немало было и армян – выходцев из других союзных республик, которые подчеркивали свой космополитизм, а реально, пишет С. Лурье, «имперский комплекс» – «мы» включало «армяне и русские», а не «советский народ».

Понятно, что при таких изначальных установках ни о каком обособлении армянской диаспоры не шло и речи: общение с другими этносами было активным и полноценным. Все было взаимно: когда в период карабахского конфликта диаспора пережила «этническую мобилизацию», многие русские выразили ей свою поддержку. Равно как и в момент трагедии – спитакского землетрясения, которое Россия восприняла как собственную острую боль.

«Своими» в России считают людей интеллектуального труда, деятелей культуры и искусства. В этом смысле армяне тоже сильно отличались от всех диаспор хотя бы по уровню своей образованности. Даже притом что регион был региону рознь. По данным социолога и этнолога академика Юрия Арутюняна, в середине 2000-х годов в Москве лишь 15% армян были заняты физическим трудом, а 69% – квалифицированным умственным. В Краснодаре соотношение было 32 к 27%. В Москве лишь 30% представителей диаспоры считали своей родиной Армению, всего 49% говорили, что их родной язык – армянский. Однако при этом 91% с гордостью называли свою национальность, а 58% выступали за то, чтобы отражать ее в паспорте и других документах.

Корни двух народов переплелись плотно. В Москве имели супругов той же национальности 44% армян, в Краснодаре – 74%. Лишь у каждого третьего-четвертого московского армянина дети говорили по-армянски (в Краснодаре – у 48%), а с национальными организациями в диаспоре поддерживали контакт 15% московских армян и четверть краснодарских. Проводя опросы членов армянской общины, Юрий Арутюнян отмечал, что чувство «социальной ревности» им было все же присуще и случаи конфликтов на национальной почве они воспринимали болезненно. Причем гораздо острее – недавние переселенцы, а не армяне с российским гражданством. Последние называли отношения с коренными жителями «напряженными» втрое реже, чем недавние выходцы из Армении, не имеющие гражданства РФ (6 и 21% соответственно).

Однако в целом, по мнению академика Арутюняна, армянский этнос в своих взаимоотношениях с другими (особенно русскими) представляет собой модель, оптимальную для дальнейшего поступательного развития, в ходе которого возникнут новые – межэтнические и «надэтнические» общности. В которых, добавим, деление на «своих и чужих» отпадет за ненадобностью.

По сути о том же говорят и ученые из МГУ – Татьяна Евгеньева и ее коллега Виктор Титов, изучавшие образы «свой – чужой» в массовом сознании. По их мнению, России сейчас требуется внятная государственная политика, направленная на формирование национально-государственной идентичности граждан и преодоление кризиса в этой сфере.

Екатерина Добрынина, специально для «НК»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 78 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Московских армян, таковыми можно считать только на бумаге...Исследования Арутюняна, тому еще одно доказательство...Большинство из них, это полукровки ,для которых судьба их исторической Родины(а многие ее вообще таковой не считают!), пустой звук.... Все это кончится потерей армянской общины Москвы, до этого тоже самое произошло в Астахани, а константинопольская община исчезает на наших глазах... Это не адаптация-это скрытый геноцид нашего народа...
  2. Черное золото России это не нефть, черное золото России это армяне, потому что нефть когда нибудь закончится, а вот армяне, никогда не закончатся
  3. Из этой статьи можно также еше раз сделать вывод о том, что и всегда всем было известно, а именно то, что армян в России позорят и создают конфликтные ситуации именно приезжие из Армении недотесанные, чушкообразные, долбанные АПЕРО, почему то все остальные очень даже ладят и поднимают авторитет армянской нации, Может АПЕРОНАМ запретить называтся армянами пока не дойдут до уровня цивилизации? А вот на счет не конфортности с чеченцами автор перегнул, нормальные по понятиям и уровню развития армяне, очень даже хорошо ладят с чехами, мне личьно с ними конфортнее и более искренне дружба чем с АПЕРОНАМИ
  4. Грант ваш комментарий является провокационным! Армяне которые не считают своей Родиной Армению, не говорят на родном языке и не участвуют в жизни диаспоры вряд ли являются потомками Хайка! Этакие Московские фрунгуляны для которых проблемы их исторической Родины пустой звук...Еще раз убедился что вы пятая колонна Армянства...
  5. constantine, какой именно коментарий считаете провакационным, и что именно?
  6. Я имел ввиду ваш первый коммент. Ну нельзя же всех айастанских, мазать одной краской! Да, среди них хватает тех, которые позорят(мягко говоря) армян, но много и достойных. Ваша категоричность в суждениях на руку только нашим врагам-азеротуркам!
  7. constantine, наши враги азеротурки тоже не скрывают что самые плохие и позорные азера в мире это ЕРАЗЫ, то есть ереванские азербайджанцы, все коренные бакинцы в шоке от их присутствия, поведения, и менталитета, там в ереване похоже вода влияет на поведение человека, даже кто туда приезжает и несколько лет живет, тоже становится мягко говоря не порядочьным, А я про всех айастанских не говорил, например для меня апаранские на много порядочьные люди чем ереванские вроде развитые аперо, хотя про апаранских такие анекдоты,
  8. Конечно свои,армяне в России.Это должны понять все россияне,для этого надо им всё это объяснять и доказывать.Иначе не получится.И эта статья к месту.Интересно,кто против того,чтобы армяне были своими в России?Ставят отморозки единицы.
  9. Между адаптацией и добровольным отказом от всего национального существует огромная разница!Досадно что вы это не понимаете! Если люди для которых проблемы их Родины(а таковой ее считают ВСЕГО 30 процентов!) пустой звук то, армянaми они не могут считаться по определению! Бросается в глаза то, что автору нравится видеть большинство армян Москвы обрусевшими которые полностью оторвались от своих корней, безразлично относящиеся даже к диаспоральным организациям в той же Москве...Да и своими армяне, никогда не станут можно поменять фамилию, откзаться от всего родного, но ведь фенотип поменять же не получится! У многих живущих в Москве армян, полностью отсутствует самоуважение, я там жил очень долгое время так что, знаю что к чему! За это и ставят единицы!
  10. Не знаю кто там в шоке, но будучи рожденным в этом городе, я точно знаю, что и те и другие просто бесчеловечные твари! Эти нелюди показали свое звериное нутро как в Сумагаите так и в Баку!То, что вы делите армян по месту рождения не делает вам чести,Грант! Местечковость несовместима с цивилизованностью, мы же не в средневековье живем!
  11. Что вы спорите, статья о другом. Автор хочет показать, что в России на данный момент с толерантностью все в порядке. Конечно, в целом - может быть, но на самом деле в этом направлении еще работать и работать.
  12. Пугать Россию армянским сепаратизмом это старый дешевый азеро тюркский трюк, напомню что когда в 1960 ых годах политбюро решило что надо Карабах присоединить к Армении, азерастя нагнали такой страх на политбюро, что мол СССР разрушится, и сразу Татарская АССР выдвинула требование что хочет статуса 16 ой союзной республики, и политбюро испугавшись отклонило требование НКАО, теперь азера все в надежде на соблазн России, напугать, подкупить, заинтересовать во вред армян, Напомню этим чудакам что армянский сепаратизм направлен на избавление от тюркского режима, и Карабах не против даже быть в составе Российской Федерации, где у всех нац республик есть все что нада народам для развития, А реальным сепаратимзмом в России для развала РФ занимаются как раз турки и азера, особенно в тюркских республиках, и это совпадает с интересами НАТО и Запада, Так что пусть Россия примет в свой состав Карабах, и будет видно кто есть кто, сепаратизм в Карабахе начался еше при СССР, И БЫЛ НАПРАВЛЕН НЕ ПРОТИВ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ И СССР а против подчинения туркам, вынужденная мере чтоб выжить, насколько мы знаем республикам и народам РФ не угрожает геноцид и уничтожение, так что сравнение тут не уместны, ЗРЯ СТАРАЕТЕСЬ АЗЕРАСТЫ
  13. Шикарный памятник!
  14. Роберт, если "толерантность" в России выражется в постоянных убийствах армян в том числе, граждан данного государства, то тут явно что-то не то уже с самим пониманием слова толерантность у местного руководства и населения! Многих армян, не спасает даже глубокое знание русского языка...Бьют ведь не по паспорту...
  15. врагам человечества 2013-04-22 16:58:05 НЕ ЗАБУДЕМ! НЕ ПРОСТИМ! Придет время ВОЗМЕЗДИЯ! ВСЕ ВЕРНЕТСЯ НА КРУГИ СВОЯ! АРМЕНИЯ НОЯ НАВАПЕТА, АПЕТА, ГАЙКА, АРАМА, МЕНУА, АРГИСТА, РУСА, ТИГРАНА I, АРТАШЕСА И ТИГРАНА II ВЕРНЕТСЯ НА СВОЙ ФУНДАМЕНТ! СЛАВА ИСТОРИЧЕСКОЙ АРМЕНИИ - ВЕЛИКОЙ, МАЛОЙ, КИЛИКИЙСКОЙ, МЕСОПОТАМСКОЙ! СЛАВА АРИЙЦАМ - АРМЯНАМ, СЛАВЯНАМ, ПЕРСАМ, ГЕРМАНЦАМ, ВСЕМ ИНДОЕВРОПЕЙСКИМ БРАТЬЯМ И ВСЕМ ПРАВЕДНЫМ ЛЮДЯМ! СПРАВЕДЛИВОСТЬ ВОСТОРЖЕСТВУЕТ! ПУСТЬ В ЭТОМ НИКТО НЕ СОМНЕВАЕТСЯ! Подробности: http://noev-kovcheg.ru/mag/2013-07/3777.html#ixzz2RKlfKaoj Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на сайт газеты Ноев Ковчег
  16. Аллах тебя накажет и отнимет у тебя самое дорогое.Бойся!Поверь,эти деньги,которые тебе платят,чтобы сделать гадость гяурам не стоят того.
  17. Да я знаю, друг мой, знаю. Испытываю периодически на себе эту самую "толерантность", несмотря на то, что русский язык знаю может даже и лучше многих русских. Хорошо, что кроме русского языка, и другие дисциплины изучаю - помогает, когда у них наступают очередные приступы "толерантности")))
  18. Статья в целом хорошая,хотя есть и спорные тезисы.Русские и армяне уже не одно столетие дружат,и эта дружба выдержана многими испытаниями- вместе воевали против турков,персов,фашистов.Конечно,многие русские люди толком даже свою историю не знают,не то что- армянскую.Представляется,что было бы неплохо,если армянские общины(диаспоральные организации)побольше популяризировали бы среди русских людей нашу историю и культуру.Тем более важно дать побольше обективной информации об Арцахе,его исторических памятниках,выходцах,героях,о жизни его народа.И еще:не надо делить свой народ на "аперо","бакинцы","карабахцы","русахосы"и т.д.-мы единый народ,и среди нас есть всякие- впрочем,как и у любого другого народа.Мира всем вам и благополучия!
  19. Согласен с Вами,не нужно делить армян на бакинцев,ереванцев,карабахцев и джавахцев.Мы - едины и в этом наша сила.А объяснять русским,кем являются армяне для России,рассказывать историю и культуру нашего народа обязательно необходимо.И нужно это делать повсеместно.Пока эта работа ведется не очень эффективно.Только "Ноеву Ковчегу" удается более удачно пропагандировать нашу страну и народ в России,но этого недостаточно.
  20. У Армении и России общие многовековые интересы. Как одна так и другая сторона взаимно дополняют друг друга. На то воля Бога! Но России нужна мощная Армения!
  21. Алексей Синицын, главный редактор NET-FAX: - В нашей последней беседе «Способна ли Армения вести войну?», которую опубликовали многие российские и зарубежные СМИ, мы рассказали читателям об армянской военной концепции, которая подразумевает использование «карабахской территории для нанесения «противоценностных» ударов по целям в глубине территории Азербайджана». Под этой туманной формулой скрываются лишь ракетно-бомбовые атаки городов и сел Азербайджана, т.е. его мирного населения. Армянская сторона прореагировала мгновенно. Один за другим высокопоставленные армянские военные стали утверждать, что в их планы не входит бомбардировка населенных пунктов Азербайджана. И, наконец, сам начальник оперативного управления Генерального штаба ВС Армении генерал-майор Артак Давтян заявил журналистам на собранной им международной (!) пресс-конференции: «Мы не будем наносить ударов по мирному населению, подобных сценариев даже не планируем. Мы не планируем наносить удары по городам. Намеченными нами целями будут военные и экономические объекты, имеющие важное значение для данного конкретного государства». Как все это можно соотнести с откровениями Сержа Саргсяна о «диспропорционально мощном ответе»? Александр Васяк, генерал-майор, военный эксперт: - Прежде всего, хочу сказать, что военная наука не знает таких терминов, как «несоизмеримый» или «диспропорционально мощный» удар. Можно предположить, что речь идет об ударах, которые могут нанести какому-либо государству-противнику «невосполнимый ущерб». Этот термин встречается в военных директивах и других документах только двух государств - США и РФ, обладающих колоссальными силами ядерного сдерживания. У Армении ни ядерного, ни какого-либо другого оружия массового поражения нет и никогда не будет. Здесь нечего комментировать. А вот теперь о другом заявлении генерала Давтяна. Пресс-конференция, которую он провел, была собрана после двухнедельных «стратегических» учений на территории Армении и Нагорного Карабаха. Вот тогда Давтян, рассказывая журналистам об их ходе, уточнил: «...подчеркну еще раз, мы смоделировали ряд ударов по объектам нефтегазовой инфраструктуры - энергоносителям, которые влияют на экономику». Считайте это очередным пиаром или игрой «в солдатики» для недалекого армянского президента, но только никакие удары по нефтегазовой структуре Азербайджана невозможны. Их нечем наносить. У Армении есть несколько ракетных комплексов. Однако максимальная дальность поражения, т.е. «на излете», тактической ракеты «Точка-У» - 120 км, а 9К72 «Эльбрус», известного как Scud - около 300 километров. Ну а расстояние между Агдамом и Баку - 352 км. Так какую нефтегазовую инфраструктуру можно поразить одиночными ракетными пусками над территорией, надежно прикрытой самыми современными средствами ПВО, которыми обладает Азербайджан? Кстати, также невозможно скрытно выйти на боевые позиции и нанести пресловутые «противоценостные удары» по городам страны, имеющей на вооружении: многоуровневую систему противовоздушной обороны; современные средства контроля и наблюдения, включая парк новейших беспилотников; оперативно-тактические ракетные комплексы и многое другое. Во всяком случае, это не под силу армянской стороне. И еще одно. Я не раз слышал заявления «военных экспертов», что своими ракетами армянские ВС могут атаковать азербайджанские нефте- и газопроводы. Но и это чушь. Оперативно-тактические ракетные комплексы - предназначены для поражения целей противника на оперативную глубину относительно линии фронта. Использовать их для подрывов трубопроводов - все равно, что стрелять из пушки по воробьям. Да и, кстати, при возобновлении военных действий подача топлива в них будет просто приостановлена. А. Синицын: - Я снова выступлю как «адвокат дьявола» - сыграю за армянскую сторону, которая сбросила информацию о том, что «армянские заводские умельцы» сумели модернизовать свои ракетные комплексы, значительно увеличив дальность поражения. Напомним читателям, что перед «войной в Заливе» Саддам Хусейн пригласил специалистов из Франции и Германии, которые «модернизировали» иракские Скады и увеличили дальность пусков до 600 и более километров. А. Васяк: - Только какой ценой? Систему наведения оставили прежней, но вынуждено облегчили боевую часть и перепроектировали топливные баки, в результате чего ракеты потеряли устойчивость и вообще перестали попадать в цель. Более того, оказалось, что «обновленные» Скады саморазрушаются. Их корпуса просто разваливались по частям. Никакого видимого ущерба эти «изделия» противникам иракцев не нанесли. А. Синицын: - В Армении носятся со своей «концепцией стратегической неопределенности», согласно которой «наиболее современные и мощные системы вооружений и военной техники публично не демонстрируются, затрудняя контрдействия вероятного противника». В рамках этой пресловутой «концепции» буквально на днях в СМИ была сброшена информация об укреплении ВВС Армении. Якобы, откуда-то у них появились 16 многоцелевых истребителей-перехватчиков МиГ-29 и другие боевые самолеты. Армянскому пользователю как бы ненавязчиво внушается мысль, что и эти «стальные эскадрильи» могут внести свой вклад в уничтожение экономической инфраструктуры Азербайджана. А. Васяк: - Конечно, не могут. Бомбардировочной авиации у Армении вообще нет. МиГ-29 - это все-таки фронтовой истребитель, его задача уничтожать самолеты противника в ближнем маневренном бою. А для бомбометания он приспособлен не лучшим образом. Что касается остальной части самолетного парка Армении, то, по собственному неосторожному признанию армян, он поддерживается по принципу, т.н. «технического каннибализма». Проще говоря, при ремонте самолетов на них устанавливаются старые детали со списанных машин. Чтобы не быть голословным, замечу - у армян 5 фронтовых бомбардировщиков Су-24. В воздух они могут поднять только два, а остальные три уже разобрали на запчасти. О какой надежности армянской боевой авиации может идти речь? Президенту Саргсяну, прежде чем давать интервью американскому изданию, надо было познакомиться с документами, подготовленными собственными военными аналитиками. Без малого год назад мы обсуждали с читателями, наверное, самый солидный из них - «Нагорный Карабах: Парадоксы силы и слабости в ассиметричном конфликте». Так в нем прямо говорится: «Азербайджан обладает перевесом в численности личного состава, в ударной и армейской авиации, танках и легкой бронетехнике, РСЗО (ракетных систем залпового огня) крупного калибра, тактических ракетных комплексах и по ряду других показателей». За год разрыв в военной мощи между Азербайджаном и Арменией лишь увеличился. Поэтому, у меня есть только одна оценка выступления армянского президента: все сказанное им - блеф, рассчитанный на армянского избирателя. Никаких «диспропорционально мощных» или «несоизмеримых» по силе ударов Армения нанести не в состоянии. Алексей Синицын
  22. Читайте под первой статьей номера
  23. Армяне никогда для русских не были и не будут"своими".Русские не любят и не доверяют никому.Они даже самих себя не любят.Отсюда и все их беды.А все армяне должны жить на своей родной земле-в Армении и в Арцахе.Жить,строить,творить,размножаться и умереть надо на своей родной исторической земле.А остальное-вырождение нации.
  24. Вы имеет право на свое мнение,но вы заблуждаетесь.Большинство армян проживающих в России воспринимаются как свои.Да и сами армяне чувствуют себя в России,как у себя на Родине.У наших народов много общего,от веры-до менталитета.Есть конечно исключения,в размере 10 процентов,которые не могут интегрироваться в российское общество.Почему-то даже они не собираются уезжать из России.Такой же процент русских не считают армян своими.Но это не существенно.
  25. Абсолютно верно,патрон! Рад что у меня есть единомышленник. В диаспоре у армян только одна судьба-это неизбежная ассимиляция, это всего лишь вопрос времени! Все что построено не на Родине, построено на песке!А россиянину хотелось бы сказать, что своими, армян, не считали и считать никогда не будут! Омерзительные клички вроде "хачика", "чурки", "черножопый" своим не дают! Я в Москве прожил двадцать лет, народ там ужасно злобный,а каждый второй ярый шовинист.
  26. Странный Вы,говорите что армяне ассимилируются в России,а сами,после 20 лет проживания в Москве,уехали не в Армению.
  27. Станет полегче вести бизнес в Армении, я открою там свое дело, хоть я и не жил там. На данный момент, это невозможно из-за властей страны их преступной политики, но они не вечны! Я не люблю англосаксов также сильно как и русских, поэтому, связывать свою судьбу со штатами я не намерен.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты