Раффи Ованнисян потерял уровень общественной поддержки
В канун Святой Пасхи, которая отмечалась в этом году Армянской Апостольской Церковью 31 марта, лидер партии «Наследие», бывший кандидат в президенты Раффи Ованнисян принял решение о прекращении голодовки. Кроме того, он подал заявку в мэрию Еревана о проведении в апреле серии митингов на площади Свободы в Ереване. Речь, в частности, идет о массовых мероприятиях 23 и 24 апреля, посвященных памяти жертв геноцида армян в Османской Турции в годы Первой мировой войны.

Р. Ованнисян во время пасхальной литургии в кафедральном соборе св. Эчмиадзина 31 марта находился одновременно с президентом С. Саргсяном. Отметим, что тот же самый прием (участие в публичных мероприятиях, где он не являлся организатором) Р. Ованнисян использовал 1 марта, когда появился в церкви Св. Саргиса в Ереване на поминальной службе по 10 погибшим в 2008 году.
Вообще, обращаем внимание на хронологию крайне противоречивых заявлений и действий Р. Ованнисяна:
19 февраля (на следующий день после выборов) – сделал заявление, в котором говорил о том, что не будет никаких голодовок.
11 марта, за три недели до начала вышеупомянутой пасхальной литургии – Р. Ованнисян, начиная голодовку, говорил о том, что если 9 апреля состоится инаугурация президента С. Саргсяна, то это произойдет только через его (Р. Ованнисяна) труп.
13 марта – заявление о том, что если не будут решены поставленные им вопросы, то голодовка продлится на 15 дней дольше, чем предыдущая его голодовка 2011 года.
22 марта – были озвучены два предложения. Первое: проведение досрочных президентских или парламентских выборов. Второе: если не будет проведено досрочных парламентских либо президентских выборов, то предоставить его сторонникам посты глав пяти областных администраций, фискальных служб, глав МИД и Службы национальной безопасности, министерств юстиции, образования и науки, руководство Контрольной палатой и Антикоррупционной комиссией.
29 марта – Р. Ованнисян посетовал на то, что так и не получил от властей внятных и логичных ответов на представленные им предложения.
Казалось бы, активность Р. Ованнисяна в вопросе проведения различных политических мероприятий должна иметь большую поддержку его сторонников и избирателей. Однако в действительности ситуация за последние две недели сильно изменилась. В частности, на митинге Р. Ованнисяна 29 марта присутствовали не более 2 тысяч человек. Это говорит о том, что бывший кандидат в президенты потерял должный уровень общественной поддержки. На наш взгляд, главной причиной этого, как было сказано выше, является его непоследовательность и отсутствие системной программы действий, которая привлекла бы общественное внимание.
Президент в ответ на требования, оглашенные 22 марта, предложил Р. Ованнисяну прекратить голодовку, а через день- другой после ее завершения прийти к нему, вооружившись «ручкой и бумагой», с тем чтобы обсудить различные варианты взаимодействия. Судя по всему, эпистолярный жанр общения, когда содержание писем становится известным прессе, вполне устраивает и Р. Ованнисяна, и С. Саргсяна.
Р. Ованнисян и его соратники напрямую идентифицируют себя лично и свои требования с народом. Собственно, термин «народ» употребляется лидером и функционерами «Наследия» постоянно. В частности, комментируя письменные предложения Р. Ованнисяна с требованием тех или иных кресел, его соратники говорят о том, что это будет как дележ власти между С. Саргсяном и «народом» (под которым подразумевается «Наследие»). В действительности желание такого количества кресел или портфелей говорит о том, что Р. Ованнисян готов разделить власть с С. Саргсяном и на тех или иных условиях войти в состав правящей коалиции. Другое дело, что затребованные им кресла или портфели признаются чрезмерными со стороны функционеров правящей Республиканской партии Армении (РПА). Власть дает понять, что вполне готова к удовлетворению части требований Р. Ованнисяна при условии, если он будет играть в рамках существующих правил.
Наряду с этим Р. Ованнисян одновременно хочет остаться в оппозиции, именно этим и объясняется то обстоятельство, что «Наследие» и далее намерено проводить политические акции на площади Свободы с неясными пока лозунгами.
Отметим то обстоятельство, что все действия Р. Ованнисяна и его сторонников получают полную информационную поддержку со стороны тех СМИ, которые опосредованно контролируются зятем президента М. Минасяном.
Очевидно, что через эти СМИ происходит манипулирование общественным мнением в связи с фигурой и действиями Р. Ованнисяна. Общество информационно «привязывается» к этой фигуре и ее действиям, и таким образом отвлекается его внимание от действительно важных проблем и решений, а точнее, политики, проводимой правящей элитой. Очевидно, что действия Р. Ованнисяна и их освещение в СМИ способствуют тому, чтобы отвлекать внимание граждан Армении от реальных экономических и социальных проблем.
При этом в центре критики как провластных СМИ, так и функционеров партии «Наследие» по-прежнему остаются партии, не входящие в правящую коалицию: «Процветающая Армения» (ППА), «Армянский национальный конгресс» (АНК) и АРФ «Дашнакцутюн».
Насколько долго удастся президентскому дворцу поддерживать этот информационный и PR-режим, пока неясно, т.к. на днях стартует избирательная кампания по выборам в Совет старейшин Еревана.
Хотя предвыборная кампания пока не развернулась, очевидно, что она будет невероятно острой по своему накалу.
Давид Петросян
Оставьте свои комментарии