№ 8 (214) Май (1-15) 2013 года.

Родина армян – Армянское нагорье

Просмотров: 5476

Продолжение.

Начало см. в №6,2013

В 334 г. до н.э. небольшая, но мобильная, хорошо подготовленная армия Александра Македонского переправи­лась через Дарданеллы и в первой же битве нанесла персам сокрушительный удар. Через несколько лет, после решающей битвы при Гавгамелах, держава Ахеменидов, раскинувшаяся на гигантском пространстве от Египта до Индии, прекратила свое существование.

Македонское завоевание знаменовало начало принципиально нового этапа в истории народов, ранее бывших под властью Ахе­менидов. Это эпоха эллинизма, период глубокого проникнове­ния в политическое устройство, экономику и культуру завоеван­ных стран западных социально-экономических институтов, за­падных форм жизни, греческой культуры. Наиболее значитель­ным новшеством было повсеместное распространение полисной организации, самоуправляющегося города с собственной сель­ской округой, с более развитыми, чем на Востоке, формами эксплуатации производителей материальных благ. Проникнове­ние Запада на Восток осуществлялось не только путем госу­дарственных реформ, но и через посредство массы людей, оседавших в эллинистических государствах – купцов, ремесленни­ков, наемников, артистов. Разумеется, новые нормы сочетались с древними традициями и зачастую находили здесь издавна под­готовленную почву. Эллинистические начала проявлялись нерав­номерно, прошлое той или иной страны во всех случаях вносило в исторический процесс свои особенности. Сращивание местных и греко-македонских начал было характерной чертой эллиниз­ма. В течение III—I вв. до н.э. эллинизм пустил корни по всей Передней Азии, предопределил многие черты общественного устройства, экономики и культуры.

В составе Селевкидской державы

Эллинизм проникал и в те страны, куда практически не ступала нога греко-македонских завоевателей. Одной из та­ких стран была Армения. Небольшой отряд, отправленный на северо-запад страны, был уничтожен. Известно, что продвиже­ние македонской армии сопровождалось основанием городов, которые, помимо экономической функции, были призваны стать опорными пунктами новых правителей. Применительно к Армении такие факты не засвидетельствованы. В первые десятилетия македонского завоевания Армения оставалась независимой. Между тем, по всей гигантской территории державы Александра Македонского происходило постоянное перераспределение сил – после смерти Александра, скончавшегося в 323 г. до н.э., его полководцы (диадохи) вступили в отчаянную борьбу за утвержде­ние собственной власти. Один из них, Антигон, стремился соз­дать империю в Малой Азии, но в битве при Ипсе (301 г. до н.э.) понес поражение и был убит. После этого события значительно упрочилось положение другого полководца, Селевка I, основате­ля наиболее крупной державы на востоке, со столицей в Антиохии на Оронте. В течение III в. до н.э. Селевк и его потомки стремились завладеть Арменией, но безуспешно. Здесь возродилось царство Оронтидов, во главе которого стал Оронт-Ерванд, бывший сат­рап, который сражался в войске Дария III в битве при Гавгамелах (331 г. до н.э.).

Опорой Ервандидов были бассейн озера Ван и область Айрарат в центральной части страны. Вместе с тем, уже издавна выявилось деление на Армению Малую (к западу от р. Евфрат, часть бывшей 13-й сатрапии Ахеменидов) и Армению Великую (в востоку от этой реки). В конце IV в. до н.э. оставшаяся часть 13-й сатрапии, Цопк (Софена), выделилась в качестве самостоя­тельного региона под властью местных царей. Во второй полови­не III в. до н.э. Софена в течение некоторого времени была объ­единена с соседней страной Коммагеной. Здесь правила ветвь того же царского рода Ервандаканов. Последним армянским ца­рем прямой линии был царь Великой Армении Оронт-Ерванд. Селевкидский государь Антиох III лишил его власти, причем ис­полнителем его воли был один из его полководцев армянского происхождения – Арташес (Артаксий), будущий царь Великой Армении. Война между Арташесом и Ервандом завер­шилась гибелью последнего. Такова же была участь царя Софены Ксеркса, которого отравила его супруга – сестра Антиоха III. Править здесь был поставлен соратник Арташеса, армянин Зарех (Зариадр). Это произошло в самом конце III в. до н.э. Примерно то же произошло с Малой Арменией и Коммагеной.

Македонское завоевание и последовавшее за ним образова­ние эллинистических государств создало условия для первой, невиданной по масштабам встречи двух миров – Востока и Запа­да. В хронологических пределах эллинизма произошла и вторая смычка Востока с Западом – на сей раз в образе Рима.

Рим на Ближнем Востоке

В 190 г. до н.э. переправившиеся в Ма­лую Азию римские легионы в битве при городе Магнесии наголову разбили войска селевкидского царя Антиоха III, который перед этим пытался завладеть Грецией. Это было началом римской экспан­сии на Востоке. Вторая встреча с Западом имела свои особен­ности. Если греческий мир проник на Восток задолго до Александра Македонского и греческие города в Малой Азии имели длительную историю, то римский мир был для Востока совер­шенно нов. Есть и другая особенность. При том, что македонское завоевание осуществилось в считаные годы, а римское растяну­лось на столетия, его охват в географическом смысле и последствия, по крайней мере в культуре, были существенно скромнее.

Во II–I вв. до н.э. Римская республика вела широкую завоева­тельную политику как на Западе, так и на Востоке. Потерпев поражение в войне, признало свою зависимость от Рима Маке­донское царство. Карфаген был стерт

с лица земли, Коринф разрушен. В 133–129 гг. к республике было присоединено Пергамское царство. Обращенное в «провинцию Азию», оно стало первым малоазийским владением Рима. Число подобных приоб­ретений непрерывно росло. Столкновение Армении с Римом, стре­мившимся к гегемонии, было неизбежно. Но это произошло в начале 60-х гг. I в. до н.э. Пока же полководцы Антиоха III Арташес-Артаксий и Зарех-Зариадр, которые до этого правили от имени Селевкидов, опираясь на римлян, провозгласили себя царями и об­рели независимость.

Собирание армянских земель

Знаменитый греческий географ Страбон (жил на рубеже старой и новой эры), которому мы обязаны важнейшими све­дениями об Армении в эпоху эллинизма, свидетельствует: «Рас­сказывают, что Армения, в прежние времена бывшая маленькой страной, увеличилась (вследствие) войн Артаксия и Зариадра...» Речь идет о наступательных операциях Арташеса и Зареха в северном, восточном, южном и западном направлениях. Веду­щая роль в этих событиях принадлежала Арташесу (189–160 гг. до н.э.), одному из величайших деятелей армянской истории. Военные действия Арташеса не выходили за пределы Армянско­го нагорья, их объектом были области с армянским населением. Тем не менее, Арташес выступал в качестве не завоевателя, но, если пользоваться характерным понятием русской истории, со­бирателем земель, в данном случае армянских.

Свой приход к власти и последующее утверждение новой ар­мянской государственности Арташес I отметил основанием но­вой столицы, которая получила название Арташат (Радость Ар­ташеса), Артаксата у античных авторов.

Глава «Географии» Страбона об Армении содержит важней­шее свидетельство – население, оказавшееся под властью ар­мянского царя, одноязычно, они все говорят на едином ар­мянском языке. Автор отмечает обстоятельство, характерное для его времени, но единый язык не появляется случайно. На основании этого свидетельства можно утверждать, что во време­на Арташеса процесс народо-

образования был уже завершен или, во всяком случае, близок к завершению. При Арташесе Армения, занимая уже практически все Армянское нагорье, была стра­ной с компактным армянским населением, под единой властью, с политическими границами, соответствующими этническим. Значение имели также внутренние преобразования, предпринятые Арташесом – первая земельная реформа в истории Армении, направленная на размежевание частной и общинной земли, учреждение культа царских предков и ряд других.

Армянская империя

Последующие десятилетия протекали без существенных перемен, но годы царство­вания внука Арташеса I, Тиграна II Ве­ликого (95–55 гг. до н.э.), были исключительно бурными. К этому времени Селевкиды обессилели, их власть не выходила за пре­делы Сирии. В то же время решительно набирало силы Пар­фянское царство (к юго-востоку от Каспийского моря). Оно воз­никло в середине III в. до н.э. во главе с царской династией Аршакидов. Аршакиды неустанно наращивали свои владения и довели их до р. Евфрат. На северо-западе же от Армении обозна­чилась мощь Понтийского царства во главе с Митридатом VI Евпатором (111–63). Все эти силы самым непосредственным образом влия­ли на течение армянской истории.

Тигран II начал царствование с территориальной уступки – оказав­шись заложником в Парфии, он смог вернуться в Армению, лишь отказавшись от примыкавшей к Ирану области под названием «Семьдесят долин». Утвердившись на троне, армянский царь продол­жил начатое при Арташесе I соби­рание армянских земель. Тигран II присоединил Софену – в свое время Арташесу I так и не уда­лось это сделать, а в 87 г. до н.э. в состав Армении вернулись «Семьдесят долин». Но политические амбиции царя этим не ог­раничивались. Вторгшись в области, подвластные его тестю и недавнему союзнику Митридату, и осадив столицу Парфии Экбатаны, Тигран II присоединил к своим владениями Мидию-Атропатену (нынешний Иранский Азербайджан), страны Северной Месо­потамии, присвоив при этом титул парфянских правителей «царь царей». В состав новой империи, уже на добровольных началах, вошла Сирия. Ее прежние правители полностью утратили свой авторитет, и приглашенный городами этой страны Тигран II вос­сел на престол Селевкидов в их столице Антиохии-на-Оронте. Под власть армянского царя подпали Финикия, Киликия, Коммагена. Арташат оказался как бы на отшибе, и Тигран II приступил к строительству нового центра государства – столицы Тигранакерт, которая располагалась на полпути между Арташатом и Антиохией, на юге Армении. Сюда было переселено огромное количество городского населения из завоеванных стран. Был построен театр, сооружены великолепные общественные здания. Армения превратилась в одно из могущественных и обширных государств Ближнего Востока, в монархию эллинистического ти­па. Получила распространение греческая культура, вошел в обиход греческий язык. В этих процессах существенную роль играла царица Клеопатра – дочь Митридата VI Евпатора.

Подобные этнически пестрые империи, однако, не отличались долговечностью, и это касается также империи Тиграна II, просу­ществовавшей всего около четверти века. Территориальная экспан­сия Тиграна II осуществлялась вопреки интересам Римской рес­публики, которая сама стремилась утвердиться на Ближнем Востоке. И главными соперниками Рима на этом пути оказались Армения, Понтийское царство и Парфия, «три величайшие под солнцем державы», по определению Плутарха. Понтийский царь Митридат вступил в открытую конфрон­тацию с Римом, однако в конечном итоге потерпел поражение и должен был искать убежища у своего зятя Тиграна в Армении. В этих условиях Тигран II проявил осмотрительность и избежал прямого участия в войнах между Понтом и Римской республи­кой. Однако столкновение Армении с Римом было неизбежно.

В 69 г. до н.э. прославленный римский полководец Лукулл начал военные действия и овладел Тигранакертом благодаря измене греческих наемников. Вскоре, однако, после битвы на пути в Арташат, он оказался вынужден оставить Армению и в 66 г. до н.э. был смещен. Его место занял Помпей. Помпею удалось сломить сопротивление Тиграна II, под власть Рима попали так­же Иберия (Грузия) и Кавказская Албания. Этому немало со­действовало восстание, поднятое сыном Тиграна II, Тиграном Младшим, против своего отца.

По мирному договору, заключенному в 66 г. до н.э. в Арташате, Армения была объявлена «другом и союзником римского народа», что означало официальное признание определенной за­висимости от Рима. Тигран II должен был отказаться от всех территорий, которые вошли в состав его владений в период за­воевательных войн, и выплатить значительную контрибуцию. Тем не менее, он сохранил титул «царь царей». Новые государствен­ные границы Армении были приведены в большее соответствие с этническими и стали несколько шире, чем до начала завоева­тельных действий. Но за римлянами осталась Малая Армения, судьба которой отныне оказалась непосредственно связана с Римом.

Раздавив Понтийское царство, приведя к повиновению Арме­нию, Римская республика неизбежно должна была выступить и против Парфии. В 54 г. до н.э. римские войска под водительством Марка Красса вторглись в пределы Парфянского госу­дарства. Армения, во главе которой находился сын Тиграна II Артавазд II (55—34), вскоре примкнула к парфянам. В 53 г. до н.э. в битве при Каррах римляне были разбиты, Красс пал на поле битвы, и Армения торжествовала победу вместе с Парфией. Но международная обстановка становилась все сложнее и сложнее. В 36 г. до н.э. поход против парфян предпринял Марк Антоний. Антоний двигался через Армению. Артавазд II обещал ему небольшую помощь, но затем отказал в ней. Одной из при­чин неудачного исхода боевых действий Антония римляне сочли нежелание Армении способствовать успеху римского оружия. В 35 г. до н.э. Антоний вновь появился в Армении. Царь Артавазд был схвачен и через несколько лет обезглавлен. Артавазд, по сведениям Плутарха, сочинял речи и трагедии, писал истории. Они читались еще по крайней мере в течение полутора столетий, до времени Плутарха.

При сыне Артавазда II, Арташесе II (30–20), независимость от Рима была восстановлена. Новый царь приказал перебить всех оставшихся в стране римлян – воинские гарнизоны и купцов, которые начали прибывать в Армению для освоения местных рынков.

Убийство Арташеса II и приход к власти его брата Тиграна III, римского ставленника, в Риме были истолкованы как завоевание Армении. Появились монеты с легендой: Armenia capta, Armenia recepta (Армения завоевана, Армения возвращена). Тем не ме­нее, Армения не была обращена в провинцию, т.е. не вошла в состав Римской республики.

В 1 г. н.э. династия Арташесидов прекратила свое существо­вание. Последние цари этой династии, даже будучи зависимы от Рима, не всегда следовали в фарватере римской политики.

Между Парфией и Римом

Первая половина I в. н.э. отмечена отсутствием стабильной власти. Со 2 по 51 год на армянском престоле произош­ло не менее 11 смен. Пользуясь внутренней неурядицей в Пар­фянском государстве, Рим утверждал в Армении своих ставлен­ников. Подчас они принимали имена, свойственные Арташесидам – Тигран или Арташес, но династический принцип был нару­шен, эти венценосцы принадлежали обычно к различным царским фамилиям соседних стран. Правители этой эпохи овладевали тро­ном силой римского оружия, римские войска обеспечивали их власть над страной. Великая Армения входила в систему зависи­мых государств, таких как Понт, Малая Армения, Коммагена и др., до их обращения в провинции.

Перелом наступил в 52 г., когда энергичный парфянский царь Бологес I Аршакид объявил царем Армении своего брата Трдата. Парфянские войска вступили в Армению, царь Радамист (он принадлежал к династии, правившей в соседней Грузии) бежал. Это был открытый вызов Риму, началась война, которая продолжалась с перерывом до 62 г. По представлениям римлян, со времен Лукулла и Помпея армяне пребывали под римской властью или подчинялись царю, избранному для них императором, Трдат же претендовал на независимость. Римские войска под коман­дованием Корбулона заняли Арташат, подвергнув его разрушению, и Тигранакерт – главные города Армении. Страна была объявле­на покоренной, во главе ее поставили Тиграна VI, который дол­гие годы провел в Риме в качестве заложника. В Тигранакерте расположились римские воинские подразделения. Покидая Армению, Корбулон отсек от нее некоторые приграничные территории и передал их союзникам – царям Коммагены, Малой Ар­мении, Понта и Иберии. В 61 г. военные действия возобнови­лись, значительная часть Армении выступила на стороне Парфии. Римские войска, которыми теперь командовал преемник Корбулона Пет, были разбиты.

В ходе этой войны утвердилась идея о признании армянским царем не римского, а парфянского кандидата, т.е. Трдата, но при условии, что тот примет корону из рук императора. Эта идея внесла существенные изменения в римскую политическую доктри­ну относительно Армении. В местечке Рандее на берегу р. Арацани, там, где Пет потерпел позорное для Рима поражение, был заключен, наконец, мир. Трдат I Аршакуни (Аршакид) согласил­ся сложить с себя корону перед изображением императора Не­рона с тем, чтобы в 66 г. принять венец из рук живого императо­ра. Для этого ему пришлось совершить путешествие в Рим, про­должавшееся 9 месяцев. Нерон обставил процедуру коронова­ния пышными празднествами. Он предоставил также средства для восстановления разрушенной римлянами столицы Арташат.

Итак, Армения была признана самостоятельным государством с правителем, который принимал знаки своей власти от Рима. Официально государство называлось «Великая Армения», это ге­ографическое наименование приобрело при Аршакидах отчетли­вый политический смысл. Административное деление соответство­вало исторически сложившимся отдельным регионам и физичес­кой географии страны. Предполагалось, что и после Трдата I ар­мянский трон будет принадлежать Аршакидам, однако это поло­жение нередко нарушалось и в периоды военного и политическо­го перевеса империи на армянском престоле оказывались римские ставленники. Но Рим не отказался от попыток полностью подчи­нить себе Армению и даже обратить ее в провинцию.

Трдату I наследовал царь Санатрук. Аппиан восхваляет его, сопоставляя с «лучшими среди греков и римлян» и отмечая его приверженность, с одной стороны, великим делам и войне, с другой же – справедливости, сдержанности в быту, целомудрию.

При следующем царе Вагарше I была основана будущая столица Армении – Вагаршапат.

Гагик Саркисян

Константин Худавердян

Карен Юзбашян

Продолжение следует.

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовал 51 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты