Шуши должен стать второй Флоренцией
Пять лет назад автор этих строк выдвинул концепцию возрождения Шуши. Ее главными пунктами были воссоздание в городе части наследия зодчих-армян, творивших в Тифлисе, Баку и Стамбуле, и подключение Шуши к железной дороге, которая свяжет Армению с Ираном. Логика этой идеи проясняется, если взглянуть на нее сквозь призму нашей недавней истории.
Не имея возможности реализовать свой творческий потенциал на родине, блистательная плеяда зодчих-армян творила за ее пределами. Это образовало в нашей культуре зияющую лакуну, не заполненную до сих пор.
Баляны были главными архитекторами султана в течение двух столетий. Они построили дворец Долмабахче, с 1853 по 1922 год служивший резиденцией султана, и немало других зданий, ставших достопримечательностями Стамбула. Облик Тифлиса и Баку невозможно представить себе без зданий Тер-Микелова, одинаково успешно творившего в армянском, грузинском, мавританском стилях, классицизме и даже конструктивизме, делавшем тогда первые шаги. Его место в нашей архитектуре сходно с местом Саят-Нова в нашей поэзии. Ученик Тер-Микелова (и мой отец) Грант Микаэлян вспоминал, что свой отказ переехать в Ереван по приглашению Мясникяна его наставник объяснял тем, что в провинциальном захолустье нет места двум мастерам высочайшего класса, какими он по праву считал себя и Таманяна. Профессионалами высокого класса были Газар Саргсян, Оганджанян, Давид Числиев, а из мастеров советской эпохи – Грант Микаэлян и Степан Сатунц (этот список не претендует на полноту).
Творения зодчих-армян разделили трагическую судьбу армянского народа. Созданное по проекту Тер-Микелова здание армянской церкви в Баку было разрушено в годы правления Багирова (ее место ныне занимает консерватория). В 1980 году был снесен другой шедевр великого мастера – тбилисский вокзал (его пришлось взрывать). Грант Микаэлян задумал в Тбилиси ансамбль из двух симметричных зданий по оси улицы Марджанишвили, идея которого была навеяна парижской площадью Согласия. Его осуществление преобразило бы левый берег Куры, но армяне стали нежеланными гостями в родном и горячо любимом ими городе. Осуществлена только незначительная часть грандиозного проекта – ставший подлинной жемчужиной Тбилиси «Дом книги».
Ныне, когда Армения поднимается на ноги и мы начинаем обсуждать вопрос репатриации армян, надо заняться и репатриацией нашего духовного наследия. Вторая репатриация необходима, потому что упоминание одного имени армян действует на наших соседей, как красная тряпка на быка. Турки и грузины стирают следы нашего присутствия в регионе, присваивая и разрушая (если нельзя украсть) ценнейшие памятники истории, ненавистные им только потому, что их создали армяне. Мы обязаны достойно ответить на этот вызов, тем более что ЮНЕСКО, структура, за членство в которой мы платим немалые деньги, не сделала ничего для спасения нашего наследия, оставшегося за пределами Армении.
Пять лет назад Шуши лежал в руинах, но сегодня очевидны изменения к лучшему. Город возрождается так стремительно, что власти НКР не успевают рекламировать достигнутое! Такое случается нечасто, и нельзя не отдать должное администрации города, руководству НКР и Фонду возрождения Шуши, поднимающих город-герой из руин. Шуши залечивает раны войны, и успех дела не вызывает никаких сомнений.
Проблема упирается в наше видение будущего места города в жизни Армении и региона. Реконструкция Шуши является необходимым, но недостаточным условием возрождения. Возрождение подразумевает культурный реванш, если угодно, признание авторских прав нашего народа на свое историческое наследие. Эти права грубо попраны врагами армян, а само наследие подвергается поруганию на глазах «международного сообщества» (в лице того же ЮНЕСКО), безучастно взирающего на хамство турок и грузин.
Но это не все. Шуши – исторический центр Арцаха, лишенный столичного статуса в 1923 году решением Совнаркома АзССР, нарушившим ход его истории и прервавшим развитие города как столицы. Подлинное возрождение Шуши должно учитывать opportunity cost – цену альтернатив, отвергнутых в пользу решения (тем более навязанного грубой силой). Игнорирование нереализованного столичного потенциала города узаконит последствия катастрофы 1918 года и обеднит его будущий облик.
Чтобы оценить этот потенциал, достаточно представить себе, каким был бы Шуши, если бы турки не сожгли его в 1920 году, когда в нем жили 43.000 человек, что превышало все население тогдашнего Еревана. Не будь этой катастрофы, Шуши был бы одним из самых крупных центров Армении с вузами, научно-исследовательскими центрами, заводскими предприятиями, театрами, музеями, индустрией туризма и населением не меньше 300.000 человек. Такова приблизительная цена отнятых у Шуши возможностей, и этот ориентир должен быть заложен в программу его возрождения.
Таким образом, исторически обоснованная концепция возрождения Шуши подразумевает не только взятие реванша за десятилетия поругания нашей культуры, но и воссоздание его роли как одного из крупнейших городов Армении. Шуши, над которым бакинские власти надругались 70 лет, – идеальное место для достижения обеих целей. Главная из них – воссоздание в Шуши для армян с шушинскими корнями среды обитания, к которой они привыкли, живя в Баку и Тбилиси. Копировать ее было бы нелепо, но можно воссоздать genius loci, по которому узнаются города, в создание которых армяне внесли неоценимый, но неоцененный вклад. Тифлис называли кавказским Парижем. Превратим Шуши в армянский Париж! У нас есть снимки и чертежи зданий, оставленных армянскими зодчими в Стамбуле, Тифлисе и Баку. Если бы мы могли воссоздать в Шуши часть урбанистической среды этих городов (всего 200 или 300 построек), продумав их назначение и привязку к ландшафту столицы Арцаха, он обрел бы совершенно иной облик.
Вокзал Тбилиси можно воссоздать в Шуши, когда железная дорога придет в город. То же относится к бакинской церкви, которая могла бы стать одной из его доминант. Отсутствие в Шуши водной среды можно возместить, создав в его нижней части резевуар, на берегах которого можно разместить здания музея изящных искусств (этому назначению могли бы идеально соответствовать баляновские дворцы).
Ванкский монастырь XVI века в Тифлисе был центром духовной жизни грузинских армян (указ Александра I о присоединении Грузии к России был оглашен в Сионском соборе на грузинском, а на другой день в Ванке на армянском языке). Но Ванк был бельмом на глазу у Берия, велевшего взорвать этот бесценный памятник истории. Ванк можно воссоздать в Шуши на основании сохранившихся документов и фотографий, используя его не только как кафедральный собор.
Есть масса примеров, доказывающих небеспочвенность этой идеи. В Филадельфии можно увидеть копию Place de la Concorde, втиснутую в чуждую ей среду. Логично поступили в Провиденсе, воссоздав первоначальное изящное здание Капитолия, сожженное в 1812 г. англичанами (в нем заседает правительство штата Род-Айленд). Нэшвилл украшает копия Парфенона, а Лас-Вегас – уголок Венеции с каналом, Мостом вздохов и дворцами). Есть и более респектабельные примеры – тиражирование версальского комплекса, расточительно воспроизводившегося на просторах Европы от Аранхуеса до Петродворца венценосными особами, игнорировавшими и климатические различия, и соображения, которые побудили Людовика XIV перевести свой двор из мятежного Парижа в тихую версальскую деревню. Эти примеры подтверждают осуществимость предлагаемой идеи. Однако гораздо больше ее право на существование подтверждает логика нашей истории. Прелесть этого решения состоит в том, что оно полностью исключает ненужные споры о первородстве с соседями, ворующими наше наследие за неимением своего собственного. Пусть они воюют с нашей культурой фальсификацией фактов, бульдозерами и топорами – лучшим ответом варварам будет воссоздание части того, что наш творческий гений оставил за пределами Армении, на земле освобожденного Арцаха.
До сих пор речь шла о нашем видении будущего Шуши. Проекты, обрисованные в общих чертах чуть выше, могут быть осуществлены, когда подойдет их время. Но кое-что можно сделать уже сейчас. Блистательная победа шахматистов Армении в Стамбуле и успешное проведение международного симпозиума скульпторов памяти Акопа Гюрджяна в Шуши подсказывают новые, вполне осуществимые идеи, могущие вдохнуть жизнь в концепцию, которой пока недостает конкретики.
Начнем с шахмат. Степанакерт накопил опыт проведения шахматных турниров, который можно использовать в Шуши. Надо лишь создать в городе необходимую инфраструктуру, главным элементом которой станет шахматный клуб. Нет никакой надобности изобретать велосипед, проектируя новое здание Дворца шахмат. Проект уже есть, и он составлен Тер-Микеловым. Это Дом железнодорожников в Тбилиси. Превращение Армении в шахматную державу открывает перед Арцахом (и Шуши) новые возможности, которыми грешно не воспользоваться.
Успех симпозиума памяти Гюрджяна (в частности, восторженные отзывы о Шуши гостей из Италии, участвовавших в нем) подсказывает еще одну идею. Это открытие в Шуши дома-музея великого скульптора. Здесь опять-таки нет надобности изобретать что-либо новое, ибо для этих нужд можно использовать другой тер-микеловский шедевр – особняк Милова в Тифлисе. Это изумительно красивое здание, построенное в стиле генуэзских палаццо, понадобится переделать, чтобы использовать его для нужд музея, но и тут нет ничего нового: музеи Родена, Карнавале, да и Лувр служили ранее частными резиденциями, что совсем не помешало их превращению в прекраснейшие галереи мира.
Дом-музей Гюрджяна должен включать в себя большой парк, в котором будут выставлены скульптуры, оставленные в дар городу участниками симпозиума.
Наличие в Шуши музея мирового класса неизбежно подстегнет других художников с арцахскими (и просто армянскими) корнями к открытию в нем аналогичных культурных центров. Всякое кругосветное путешествие начинается с первого шага. Главное – начать путешествие в правильном направлении. Нам нужен не «старый Ереван», имитирующий «старый Тбилиси», а Шуши, в котором мы возьмем реванш за прежние унижения, переняв лучший мировой опыт и эталоны.
В 2017 году весь армянский мир будет праздновать 25-летие освобождения Шуши. К этому дню Шуши должен получить памятник-подарок, не имеющий аналогов ни в одном нашем городе. Таким подарком станет триумфальная арка в честь взятия города, которую опять же нет надобности проектировать, так как ее прототип находится в Стамбуле. Это Султанские ворота дворца Долмабахче, созданного Балянами. Триумфальных арок нет ни в одном городе Армении, поскольку наша новейшая история знала больше трагедий, чем побед. Освобождение Шуши стало первой блистательной победой армян над тюркскими людоедами, достойной увековечения в нашей благодарной памяти в неменьшей мере, чем Сардарапатское и Апаранское сражения. Четыре года – вполне достаточный срок. Главное для нас – не терять времени.
Воссоздание даже незначительной части духовного наследия армян в Шуши продемонстрирует нашим ненавистникам бессмертие нашей культуры, которой они могут противопоставить лишь топор, бульдозер и фальсификацию истории. Культура призвана стать достаточным условием выживания нашей нации (необходимым условием будет мощь нашей армии).
Предлагаемая программа кажется утопией, но она осуществима. 22 года назад безумной казалась мечта о взятии Шуши, а Таманяна вовсе подняли на смех, узнав, что его генплан предусматривает превращение Еревана в город с населением 150.000 (эту цифру можно заложить и в генплан Шуши). Критики замолкнут, увидев появление множества рабочих мест и превращение Шуши в красивейший город в регионе, не говоря о создании мощной инфраструктуры Арцаха. Ереван, при всей условности таких аналогий, можно уподобить армянскому Риму. Шуши должен стать нашей Флоренцией!
В заключение упомяну некоторые технические детали. Осуществление этих предложений позволит свести работы по проектированию к подбору подходящих участков и привязке тер-микеловских и баляновских проектов к шушинскому ландшафту. Вполне возможно, что понадобится внести поправки в генплан Шуши. Следует также отметить не особенно высокую сметную стоимость возведения этих трех построек. Она едва ли превысит (и это в наихудшем случае) 10-20 миллионов долларов – сумма, вполне подъемная для нас. Но дивиденды от такого капиталовложения могут изменить нашу историю.
Александр Микаэлян
Оставьте свои комментарии