№ 22 (228) Декабрь (1-15) 2013 года.

Солнечная кисть

Просмотров: 5791

Из девяноста прожитых лет семьдесят пять художник Лазарь Самсонович Агриян отдал искусству. Картины, согретые теплом его души, дарят людям радость. Их можно увидеть в музеях Англии, Италии, Германии, Армении, Узбекистана, России, они украшают частные коллекции по всему миру.

В судьбе этого удивительного человека с библейским именем отразилась вся история Страны Советов – от первого ее дня и до последнего.

Лазарь Агриян родился в 1911 году в Узбекистане, в небольшом городке Кагане близ Бухары, в семье винодела. Идти по стопам отца не захотел – ему больше нравилось возиться с красками. Мальчишкой Лазарь помогал отцу малярничать – нужно было кормить большую семью. Тогда и увлекся живописью. На свои первые деньги юноша покупает акварельные краски и пишет все, что видит вокруг. На его картинах – дехкане, в полуденный зной отдыхающие в тени деревьев, узкие улочки с глинобитными домиками, виды Бухары и Самарканда, восточные плоды, ослики… Он упрощает форму: главное – не портретное сходство, а цельность и динамизм композиции.

В 1931 году Лазарь Агриян поступает в Бакинский художественно-промышленный техникум. Но его мечта – Ленинградская академия художеств. Приемная комиссия зачисляет одаренного юношу без вступительных экзаменов – профессорам достаточно было взглянуть на акварели. Но учиться в Северной столице не пришлось – помешала болезнь. Лазарь возвращается в Баку, к родственникам.

В 1932-м картины молодого Агрияна – впервые в его жизни – экспонируются в Венеции. А через год он участвует в выставке художников Азербайджана в Москве, в Музее восточных культур. Академик Константин Юон в своей статье в «Известиях» отмечает: «Среди графических работ выделяются сочной красочностью акварели Агрияна». На его картинах – мир, где царят красота и гармония. Этот принцип – рисовать только то, что дорого сердцу, – становится главным в творчестве художника.

На родине предков, в Армении, Агриян знакомится с Мартиросом Сарьяном.

– Лазарь, акварель дана тебе от Бога. Помни об этом и развивай свой дар! – напутствовал его великий художник.

Девять лет Агриян живет в Ереване. Работает в оперном театре – оформляет спектакли. Много пишет не только в технике акварели, но и маслом, тушью. Его произведения – натюрморты, пейзажи, сюжетные картины, женские портреты – представлены на выставках в столице Армении, Москве, Лондоне. Как и прежде, он оберегает хрупкую красоту своих полотен от вторжения «механического века». По рекомендации Мартироса Сарьяна двадцатисемилетнего Лазаря Агрияна принимают в Союз художников СССР.

В 1941 году, перед отправкой на фронт, медкомиссия находит у него запущенную болезнь. Лазарь попадает на операционный стол. Врачи советуют вернуться в Среднюю Азию: художник дважды переболел тяжелым воспалением легких и горный климат не подходит ему.

Через два года Л. Агриян возвращается в Самарканд. Природа, люди Узбекистана много дали ему, наполнив картины солнцем, светом, яркими красками. Он никогда не задумывался, какой культуре принадлежит его искусство. Как, наверное, и Пабло Пикассо, испанец, творивший во Франции, или Поль Гоген, француз, вдохновленный красотой Таити.

В 1974 году друг приглашает Лазаря Самсоновича на пленэр в Белгородскую область. Агриян пишет старые улочки Белгорода, церкви, Прохоровское поле… Ему нравится природа средней полосы России с ее неброской красотой.

…В почтенном возрасте художник имел, казалось, все, что нужно для счастья: дом, мастерскую в Самарканде, родных и друзей. Он врос корнями в эту землю. Солнце круглый год, неповторимая природа, прозрачный воздух. Но в начале 90-х все изменилось. Людей стали делить на «своих» и «чужих». Местная власть рассыпается в комплиментах, однако живописца не пускают в зарубежную творческую командировку. За границу должен поехать узбекский художник – таков вердикт высокого чиновника. Соседи-узбеки внешне по-прежнему приветливы. Вот только дети проказничают: во двор летят камни. Однажды ночью сжигают его голубятню.

Семья Лазаря Самсоновича решает перебраться в Россию. Он не хотел уезжать до последнего. Но жизнь не оставляла выбора. Расстаться с родными было выше его сил:

– Если останусь здесь, умру от тоски без внучек…

В 1999 году Л.С. Агриян покидает Самарканд. С собой он увозит горсть земли с могилы родителей.

Денег от продажи жилья едва хватило на переезд в Белгородскую область. Художник поселился в недостроенном доме в селе Таврово. Статус беженца не получил: нелегко обивать пороги в его возрасте. О мастерской можно было только мечтать. Но Лазарь Самсонович не унывал.

В день 90-летия Л.С. Агрияна в Белгородском художественном музее открылась его персональная выставка. На вернисаже юбиляр выглядел бодрым и жизнерадостным. А белгородцев ждала встреча с удивительным миром, созданным его волшебной кистью. Картины покорили всех необычным колоритом, свежестью, обилием солнца и воздуха. Выставка стала событием в культурной жизни Белгорода.

Лазарь Агриян оказался патриархом среди местных живописцев. Впрочем, его можно было с полным правом назвать старейшим художником России. Шутка ли, в девяносто лет не расставаться с кистью! Нет, он не почивал на лаврах. Бродил в окрестностях Таврово с мольбертом, писал этюды. Поразительная творческая энергия! Мудрый художник знал ответ на вопрос, в чем секрет долголетия: делать добро и верить людям. Это был девиз его жизни, от которого он никогда не отступал.

В новом тысячелетии Лазарь Самсонович отпраздновал еще один юбилей – золотую свадьбу. Пятьдесят лет рядом с Мастером была его верная спутница, Маргарита. Вместе они делили и радости, и невзгоды, воспитали сына Паруйра и дочь Анаит. Их любви хватило и на пятерых внучек.

Но он и представить не мог, что на склоне лет придется пережить развал государства и навсегда покинуть родные места. Почему он стал чужим на земле, где родился? Ведь ему нужно было так мало: воздух родины и возможность творить.

…Осень в том году пришла рано. По утрам на траве лежал иней. Стаи журавлей спешили к югу. В это время в Самарканде греет солнце и созревает айва… Сердце старого художника переполняла грусть. Он подолгу рассматривал свои картины, вспоминая прошлое.

На его долгом и трудном пути было немало испытаний: нужда, болезни, утраты. Но главное, что согревало, давало силы, – искусство. Оно спасало его.

– Жизнь без искусства бессмысленна, – повторял Мастер незадолго до кончины.

17 октября 2001 года Мастера не стало. Он умер так же, как и жил, – никого не обременяя. Художника похоронили на кладбище недалеко от поселка Дубовое – там, где он просил: места здесь удивительно красивые. А душа его живет в картинах, таких же светлых и добрых, как он сам.

Бессмертие художника – в его полотнах. И, конечно, в детях, внуках и правнуках, которые бережно хранят память о Лазаре Самсоновиче.

Элла Саркисьянц, Белгород

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 23 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты