№ 6 (236) апрель (1–15) 2014 г.

Николай Долгополов: Вартаняны – величайшее явление в жизни России и Армении

Просмотров: 3941

В пресс-службе и по связям с общественностью Службы внешней разведки (СВР) РФ в Москве состоялась презентация книги Николая Долгополова «Вартанян», вышедшей в издательстве «Молодая гвардия» в серии «Жизнь замечательных людей». Речь конечно же о легендарном разведчике, точнее, разведчиках – Геворке Андреевиче и Гоар Левоновне Вартанянах, при жизни ставших классическими образцами этой особенной профессии.

Искушенный читатель наверняка слышал или знает о подвигах наших героев по многочисленным публикациям и фильмам «Тегеран-43» и другим. В новой книге границы «дозволенного» хоть и не полностью, но чуть-чуть раздвинуты. Эту небольшую открытую нишу и попытался заполнить автор, который стал, по утверждению недавно ушедшего из жизни Геворка Вартаняна, биографом знаменитых разведчиков. Такова уж суровая судьба людей, посвятивших себя разведке: закрытость, недоступность, секретность, неизвестность… Но Геворка Вартаняна можно со всем основанием отнести к числу счастливчиков, везунчиков. Более 45 лет работы почти в 100 странах мира во внешней разведке и ни одного провала! Фантастический результат для этого рода деятельности. По утверждению специалистов, «Геворк Андреевич и Гоар Левоновна Вартаняны – семейная пара нелегалов, считающаяся самой результативной в истории современной разведки… По масштабам совершенного Вартаняна можно считать в числе первых двух-трех наших самых выдающихся разведчиков». Широкой публике Герой Советского Союза Геворк Андреевич Вартанян и его жена, кавалер ордена Боевого Красного Знамени Гоар Левоновна стали известны лишь благодаря их подвигам, когда им удалось предотвратить готовящееся спецслужбами немцев покушение на Сталина, Рузвельта и Черчилля во время Тегеранской конференции 1943 года. Но это было лишь начало их карьеры разведчиков. Поскольку книга построена на основе бесед с Геворком Вартаняном, читатель из первых уст узнает о том, как им жилось в Иране, как получили образование в Институте иностранных языков в Ереване, как регулярно ездили в Армению, когда обосновались в Москве. И еще много-много интересных подробностей. Стоит отдать должное настойчивости и упорству автора в поиске «своего Героя». Выйти на Геворка Вартаняна ему удалось во многом благодаря случаю. Слишком засекреченным он был. Его автор увидел в документальном фильме для закрытого показа, в президиуме с руководителями СВР, причем лицо его не показывали, лишь руки и Золотую звезду Героя. Но Николай Долгополов внутренним чутьем угадал, что это неординарная личность. На встрече с тогдашним главой СВР Евгением Примаковым на его дежурный вопрос о том, чем может быть полезен, на который следовало ответить отрицательно, Долгополов попросил разрешения познакомиться с неизвестной личностью. Примаков замялся и ответил, что примет просьбу к сведению. Только через два года Долгополову дали возможность познакомиться и побывать в гостях у Вартанянов, когда они уже окончательно вернулись на родину. В итоге и родилась книжка с лаконичным и простым названием – «Вартанян», просто и откровенно рассказывающая о выдающемся разведчике, герое, простом сыне армянского народа. Ниже приводим беседу нашего корреспондента с писателем и журналистом, автором книги «Вартанян» Николаем Долгополовым.

– Как оценили деятельность Геворка Андреевича Вартаняна в Службе внешней разведки, мы более или менее знаем. А как оцениваете ее Вы как журналист-международник?

– Исключительно высоко. Они с Гоар Левоновной доказали, что в разведку можно уйти на 45 лет и благополучно вернуться. Это опровергает все разговоры о том, что «как веревочке ни виться»… Да, Вартаняны доказали, что невозможное – возможно. Признаться, я не знаю и даже не слышал о другой такой семейной паре удачливых нелегалов. И еще об одном. Вартаняны сражались не против кого-то, а именно за. За нас с вами, за безопасность страны. За паритет. И то, что мы есть и будем – это и их заслуга.

– Вы долго работали за рубежом. С какими известными армянами Вам приходилось общаться?

– Со многими. Особенно в Иране и во Франции, где, несмотря на разные уровни развития, армянские диаспоры особенно сильны. В Иране еще молодым парнем я ходил в Тегеране в армянскую церковь. Мне нравилось ее торжественное убранство. Тогда, в начале 1970-х, я и предположить не мог, что в ней венчались юные Гоар и Геворк. Уже – герои, а мои – будущие герои. Я бы сказал, что в Иране армянская община поражала своей сплоченностью, интеллигентностью. Теперь я не удивляюсь, что из нее вышли такие люди, как Вартаняны.

Во Франции мне довелось общаться с Шарлем Азнавуром. С ним меня, кстати, тоже случайность, познакомил сотрудник посольства СССР – армянин, что символично. И знакомство, сначала шапочное, переросло в постоянное. Мы встретились впервые в огромном парижском отеле, где останавливался шансонье. Почему-то, это было ранним утром, Азнавур потащил меня в бар, где мы и пробеседовали часа полтора, пока он пропустил парочку коктейлей. Там стоял рояль, и вдруг месье Шарль пробежался по клавишам, спел куплет, не больше, на армянском. Французы, узнавшие своего кумира, зааплодировали. Беседа вышла под Новый год в «Комсомолке» и, по-моему, называлась «Шансонье готовит борщ». А потом, после землетрясения в Спитаке импресарио Азнавура позвонил мне и предложил встретиться с месье Шарлем. Тот был взволнован. Как же тревожили его дела в родной Армении! Он спрашивал, чем лучше помочь соотечественникам. И помощь – огромная, от сердца – была Азнавуром собрана и отправлена. Чем я мог помочь? Конечно, тем, что написал об этом в «Комсомолке».

– Как Вы думаете, чтобы быть разведчиком такого высокого уровня, как Геворк Вартанян, какими качествами должен обладать человек?

– Качествами Вартаняна. На первое место я ставлю даже не смелость, без нее в разведке делать нечего. Вартанян был всегда подготовлен к любым неожиданностям и уверен в себе, в своей помощнице – жене, которая оказалась прекрасной радисткой и советчицей. Гении рождаются в разных областях жизни редко. Геворк Андреевич был, несомненно, гением разведки. Судьба еще в 16 лет подсказала ему этот путь. Может, дело и в генах. Его отец Андрей Васильевич Вартанян – тоже разведчик, чья деятельность до сих пор под покровом тайны. Однажды я спросил Вартаняна, были ли у них с Гоар Левоновной какие-то планы на случай ареста. И Вартанян твердо ответил мне: «Не было. В нелегальной разведке надо быть уверенным в себе, не допускать ни малейших промахов. А о провале не думать». И осторожность соблюдалась строжайшая. Однажды, еще в первые годы нелегальной работы, в день какого-то советского праздника она у себя в доме, на кухне напела даже не песенку, а мотивчик без слов, любимый на родине. «И Жора посмотрел на меня так, что больше никогда ничего подобного я себе не позволяла». Знаменитая пара советских нелегалов – Михаил и Елизавета Мукасеи – признавались мне, что, когда им становилось невмоготу, они уезжали далеко в лес и разговаривали по-русски, чтобы снять напряжение. Вартанян с женой никогда себе такого и представить не могли. Некоторые нелегалы, как Абель-Фишер, сентиментально хранили письма от родных на чужом языке. Вартанян повторял: «Мы читали, запоминали, свертывали в трубочку и поджигали снизу – горит быстрее и пепел такой, что, если кто-то вдруг войдет, все равно будет поздно». Вот вам и качества.

– Вы были вхожи в дом Вартанянов. В книге об этом рассказывается. Что бы рассказали тем, кому не удастся прочитать книгу?

– А почему не удастся? Я бы очень хотел, чтобы удалось. Ведь Вартаняны – это величайшее явление в жизни России и Армении. Книга, не потому, что я – ее автор, а благодаря тому, что ее герои – интереснейшие люди, прочитается легко.

А кому не придется взять книгу в руки, скажу. Вряд ли на всем белом свете найдутся разведчики, совершившие нечто похожее на то, чего удалось добиться Вартанянам.

– Какой вклад внес Вартанян в теорию и практику внешней разведки?

– Этот вопрос скорее к профессионалам разведки, а не к писателю. Но все же возьму на себя смелость напомнить: Вартанян был и практиком, и помогал тем, кто шел по его стопам. Огромный опыт нелегальной работы был обобщен. А Гоар Левоновна, к примеру, побывав с мужем в одной редкой (честное слово, не догадываюсь, в какой) стране, написала короткое пособие для разведчиц. И этот, если хотите, учебник до сих пор служит последователям Вартанянов.

– Такие, как Вартанян – люди наднациональные. И тем не менее он очень любил Армению, свой народ и культуру. Так ли это?

– Абсолютно точно. Геворк Андреевич любил повторять: мы же – армяне. Два раза в год они обязательно ездили в Ереван к родственникам и друзьям – у Вартанянов их великое множество. Трогательно относились к своим близким. Особенно к племяннице Маргарите. Она вышла замуж, и Вартаняны очень этим гордились. А муж – чемпион шахматной Олимпиады с соответствующим именем и фамилией – молодой гроссмейстер Тигран Петросян. Геворк Андреевич незадолго до кончины побывал в Ереване, все там помог устроить.

– Насколько я знаю, есть проект установить доску почета на стене Лингвистического университета имени Брюсова в Ереване. Будет ли эта мера должной данью уважения знаменитому разведчику?

– Будет. Я знаю и о другом. Видел золотую медаль с профилем Геворка Вартаняна. Министерство обороны Армении будет награждать ею тех, кто внес свой вклад в безопасность Армении. Он об этом искренне заботился. Слышал, что в первые годы существования республики даже обращался к тогдашнему президенту с предложениями о том, как укрепить безопасность. И Вартаняна услышали.

– Как Вы оцениваете Вашу книгу о Вартаняне в Вашей творческой биографии?

– Оценивать не мне. Читателю. Книга вышла в серии «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая гвардия». Первый тираж в 6000 экземпляров москвичи раскупили быстро. Вышел и второй, точно такой же тираж.

А начинать книгу мне было больно. Поверьте, я кончину Геворка Андреевича пережил тяжело. Даже поставил его фото – улыбающегося, жизнерадостного – на экран своего компьютера.

Беседу вел Эдуард Сахинов

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 17 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты