Армяне Дома на набережной: Хроника рода Вартанянов: редактор, разведчик, полиграфист
Во Всемирной паутине наше внимание привлекло объявление (вернее, его «историческая составляющая») некоего московского агентства недвижимости, призывающее «выгодно купить квартиру или пентхаус в доме №?2 по улице Серафимовича»: сталинский Дом правительства, больше известный как Дом на набережной, расположен в центре Москвы, рядом с Кремлем.
Здание стоит на «золотом» острове Балчуг у Большого Каменного моста и выходит фасадом на Берсеневскую набережную. В комплексе размещается 505 квартир площадью от 70 до 140 кв. м. Высота потолков варьируется от 3,5 до 4,5 м. Из окон открываются виды на Кремль, памятник Петру I и храм Христа Спасителя. Дом построен в 1931 году. Архитектор – Б.М. Иофан. Зданию присвоен статус памятника истории. Оно охраняется государством. Комплекс занимает площадь в 3 гектара. Объединяет 24 секции высотой 11-12 этажей и здания Театра эстрады и кинотеатра «Ударник».
В Доме на набережной в разные годы проживали и проживают многие известные армяне со своими семьями. О них наше повествование. Мы с вами, дорогие читатели, совершим путешествие по избранным судьбам и именам – ведь из истории эпоху не выкинешь, и в ней для каждого будущего поколения есть свои обязательные уроки.
Из домовой книги (ул. Серафимовича, дом 2, кв. 36, 265):
– Вартанян Паруйр Левонович
– Вартанян Надежда Павловна
– Вартанян Сирамарк Арутюновна
– Вартанян Левон Паруйрович
– Вартанян Игорь Паруйрович
– Вартанян Сурен Паруйрович
– Вартанян Софья Николаевна
– Вартанян Сурен Левонович
Паруйр Левонович Вартанян родился в 1903 году в селении Дилижан Казахского уезда Елисаветпольской губернии Российской империи. Учился в местной приходской школе, окончил Закавказский коммунистический университет им. 26 Бакинских комиссаров в Тифлисе.
В 1933 – 1935 гг. работал в Караклисе (ныне – г. Ванадзор) секретарем партийного комитета Химзавода им. А.Ф. Мясникяна. В 1937 году ЦК КП(б) Армении направил его на учебу в Москву в Институт красной профессуры. Он – сотрудник высшего органа власти страны – Верховного Совета СССР, редактор-переводчик еженедельного издания «Ведомости Верховного Совета СССР».
Весной 1938 года Паруйр Вартанян с семьей поселился в Доме на набережной.
Из автобиографии жены Паруйра Вартаняна, написанной ею вскоре после переезда в Москву:
«Я, Вартанян Надежда Павловна, родилась в 1908 г. в Самаре (теперь г. Куйбышев). До замужества моя фамилия была Носова. Отец – Павел Александрович – служил в пароходном обществе «Кавказ и Меркурий» в Нижнем Новгороде (теперь г.?Горький). По работе он вскоре был переведен в г. Астрахань, а затем Казань, где я и начала учиться в гимназии в 1915 г. Семья наша состояла из отца, матери и четырех дочерей…
После советизации Сибири, отец осенью 1920 г. был вызван на работу опять в Госпароходство в г. Нижний Новгород. Среднюю школу я закончила в Горьком в 1925 г. и как одна из лучших учениц получила путевку в Пермский Госуниверситет. В 1926 г. я перевелась в Горький и в 1930?г. там окончила Химико-технологический институт. В 1929 г. был арестован отец (по ложному обвинению в «антисоветской деятельности» 13 ноября 1930 г. коллегией ОГПУ П.А. Носов был приговорен к высшей мере наказания, а 18 ноября – расстрелян. – М. и Г.М.), и с этого времени мать и бабушка (мать матери) остались на иждивении старшей сестры и моем.
По окончании института я была направлена на работу в г. Москву в «Оргхим». Работа в этой технической конторе была связана с длительными командировками. После ухода из «Оргхима» я поступила в Государственный научно-исследовательский институт (ГНИИ) Азота, но т. к. я не имела жилплощади в Москве, то вынуждена была через год оставить работу в институте. В это время здоровье матери было плохое, и я в 1932 г., взяв с собой мать, уехала работать на юг на химзавод, находящийся в г.?Кировакане (тогда г. Караклис) в Армянской ССР. В декабре 1933?г. я вышла замуж. Муж работал на том же химзаводе. После моего замужества мать возвратилась в Горький к другим дочерям и вскоре там умерла. В 1934 г. у меня родился сын Игорь
В 1937 г. ЦК КП(б) Армении послал моего мужа на учебу в Москву. После получения мужем квартиры в Москве я переехала в столицу в марте 1938 г., но не смогла поступить на работу, т. к. не с кем было оставлять трехлетнего ребенка. Летом того же года переехала в Москву и остальная часть нашей семьи – мать мужа (Сирамарк Арутюновна. – М. и Г.М.) и Лева (сын мужа от первого брака), после чего я в сентябре 1938 г. поступила на работу в ГНИИ Азота, где и работаю по настоящее время…
Н. Вартанян. 29.01.1940 г.».
В августе 1940 года у Паруйра Левоновича и Надежды Павловны родился младший сын – Сурен. Ему не было еще и десяти месяцев, когда началась Великая Отечественная война. Глава семейства 4 июля 1941 года добровольцем ушел на Западный фронт. В первых числах ноября комиссар гаубичного дивизиона артиллерийского полка Паруйр Левонович пропал без вести в боях под Вязьмой.
Надежда Павловна, единственный трудоспособный член семьи (на тот момент свекрови Сирамарк Арутюновне было 66 лет, детям же: Леве – 12, Игорю – 6, Сурену – 1 год), в первых числах июля 1941 года эвакуировалась с домочадцами в город Дзержинск Горьковской области, где приступила к работе в качестве заместителя заведующей лабораторией Чернореченского химического завода. Заработка, чтобы прокормить большую семью, не хватало, и она в выходные дни ходила по окрестным селам, выменивая на мерзлую картошку свои платья и пр.
Чувствуя невыносимость ситуации, Надежда Павловна отправила в 1942 году старшего сына, Леву, к двоюродному брату Паруйра Левоновича – Вагинаку Арутюновичу Шаумяну – в Караваево Костромской области. Вскоре после войны, в 1946 году, Лева, не закончив школу, ушел юнгой на флот.
Весной 1944 года семья возвратилась из Дзержинска в Москву, в Дом на набережной. В квартире № 36 с ними проживало еще две семьи, как тогда говорили, старых большевиков. Отношения между жильцами этой коммунальной квартиры были самыми добрососедскими.
Игорь Паруйрович рассказывает: «В прежней московской квартире нам сперва освободили лишь одну маленькую комнату, вскоре вернули и вторую, с балконом, выходящим в сторону Кремля. Но третью, самую большую, поскольку не было отца, мы так и не получили. В маленькой комнате поместили железную койку бабушки и деревянную кроватку Сурика. Я спал там же на сундуке. Вторая была и столовой, и кабинетом для мамы. Там еще стояла ее кровать и на ночь водворялась раскладушка для Левы».
Надежда Павловна стала работать в Государственном институте азотной промышленности. Игорь учился в четвертом классе расположенной за Малым Каменным мостом мужской школы №12, а Сурена пришлось устроить в детский сад на Якиманке. И в это время организм Надежды Павловны не выдержал – она стала все чаще и подолгу болеть, месяцами пропадая в больницах. В эти мучительные для нее периоды болезни за детьми помогали следить соседи по дому и подруги по работе.
В возрасте 42 лет, в мае 1950 года, Надежда Павловна скончалась. Ее похоронили на Донском кладбище. Игоря взяла на воспитание сестра матери – Ангелина Павловна, жившая в Ленинграде, а Сурена – сестра отца Рацин Левоновна к себе в Кировакан (ныне Ванадзор), оформив над ним опекунство.
Сирамарк Арутюновна, которую в семье звали Татык (что по-армянски – бабушка), после гибели мужа (Левона Петросовича Вартаняна убили в 1907 г. в армянском городе Дилижан, в смутное время революционных волнений) осталась с шестью детьми на руках, старшему из которых было 14 лет, а младшей дочке не было и года. Замуж она больше не вышла. Одна подняла всех детей, сдавая на лето дачникам часть жилых помещений своего дома в Дилижане. Когда дети выросли, осталась жить в семье младшего сына Паруйра, переезжая с ним по месту учебы или работы – из Дилижана в Тифлис, оттуда в Степанаван, затем в Караклис, позже в Москву.
Четверо из пятерых сыновей Сирамарк Арутюновны погибли: трое на фронтах мировых войн, а Цолак – от рук бандитов. Цолак Левонович Вартанян в середине 1920-х гг. был военным комиссаром Горисского гарнизона (Армения) в чине майора.
В своей книге «Волны памяти» Левон Паруйрович посвятил отцу – Паруйру Левоновичу – трогательные строки:
«Отец курил умеренно, спиртными напитками не увлекался. Я не помню ни одного случая, чтобы у нас на столе была водка. По праздникам – только бутылка красного вина. Одевался отец опрятно: рубашка, галстук, пиджак, брюки-галифе и сапоги. На зиму – кожаное черное пальто на подкладке из белого медведя. Любил он армянские блюда: танов спас (наподобие молочного супа), толму, лоби, кюфту (блюдо из хорошо отбитого на камне мяса). Не переносил любой сыр. Они с матерью часто бывали на приемах в Кремле и, если на столе поблизости от него был сыр, отец ничего не ел».
Осенью 1946 года тяжело заболела любимая всеми Татык, помогавшая в домашнем хозяйстве и уходе за детьми своей невестке Надежде. Несколько месяцев она пролежала в постели и вскоре уехала к дочери Рацин в Кировакан. В апреле 1947 года, в возрасте 72 лет, Сирамарк Арутюновна скончалась.
Левон Паруйрович Вартанян, контр-адмирал (1981), военный разведчик, родился 31 марта 1929 года в Ереване.
В 1946 году начал службу юнгой на Военно-морском флоте.
В 1954-м окончил минно-торпедный факультет Высшего военно-морского училища им. М.В. Фрунзе в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург). Офицерскую службу начал в бригаде торпедных катеров Северного флота под командованием дважды Героя Советского Союза А.О. Шабалина. Получив диплом факультета философии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ), он был приглашен на службу в военную разведку. Разведчик-нелегал, работал в Иране, Афганистане, Польше...
Член Союза журналистов СССР, член президиума Общероссийской политической партии «Миллион друзей». Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.» и двумя орденами Красной Звезды за большие заслуги в деле обороны страны: первый – за выполнение ответственного задания в Иране, второй – за Афганистан. Автор книги «Волны памяти» (Москва, 2011 г.).
Левон Паруйрович Вартанян скончался 14 марта 2015 года в Москве, похоронен на Донском кладбище в одной могиле с мамой, женой (Софьи Николаевны не стало в январе 2017 г.) и супругами братьев: Игоря – Ниной Константиновной и Сурена – Марианной Александровной.
В апреле 1952 года Левон Паруйрович женился на ленинградке Софье Николаевне Бычковской.
«Мы с Соней очень подружились и полюбили друг друга. Мне вскоре должно было исполниться двадцать три года, а ей шел двадцать первый, Я сделал ей предложение. Соня молчала – ни да, ни нет… Она считает, что произошла от пришельцев из космоса, а я – в результате скачкообразного превращения обезьяны в человека. Поэтому наш союз – как бы диалектическое единство противоположностей. Но союз нужно было оформить… Деньги на свадьбу собирали вскладчину – у Сониной сестры, мамы, родственников», – вспоминал Левон Паруйрович.
Левон и Софья Вартанян родили и воспитали двоих детей: дочь Наталью (ныне – хирург-педиатр Московской детской больницы Святого Владимира) и сына Сурена, названного в честь погибшего в Первую мировую войну брата деда – Сурена Левоновича.
Софья Николаевна работала начальником отдела в Стройбанке СССР.
Сегодня в Доме на набережной в квартире № 265 проживает сын старшего из братьев – контр-адмирала Левона Вартаняна. Сурен Левонович окончил Институт легкой промышленности и дизайна в Москве по специальности «дизайнер одежды», работал главным художником на фабрике пошива рабочей одежды. Сейчас за отцом, ставшим инвалидом, ухаживает дочь Софья Суреновна.
В 1932 году родители Левона Паруйровича развелись. Мать Изабелла (Забел) Тевосовна Галстян в скором времени с дипломом Тифлисского сельскохозяйственного института отбывает к родным в город Горис (Армения), где получает должность директора местного сельхозтехникума.
Отрывок из книги «Волны памяти» Левона Вартаняна:
«Я имею весьма скудные сведения о родной матери. Эти сведения у меня от Софьи Артемовны – вдовы брата моего отца, дяди Цолака. В детстве, когда мне было около трех лет, я два или три раза виделся с матерью в городе Караклисе. Я никогда ее не видел в нашем доме. И разговоров о ней не было. Затем, в течение всей жизни до моей женитьбы я о ней ничего не знал и не слышал. Я даже забыл о том, что у меня есть родная мать…
В 1952 году, вскоре после нашей с Соней женитьбы, я получил в Ленинграде на адрес училища от матери письмо с ее фотографией, в котором она умоляла нас с Соней приехать к ней в армянский город Горис…
Из Ленинграда через Москву мы добрались до Баку. Дальше доехали до железнодорожной станции городка Миндживана, где пересели на высокогорный поезд и добрались до Кафана (ныне – Капан. – М. и Г.М.). Оттуда на автобусе по экзотическим местам – в горы, до Гориса.
Прибыли мы на место поздно вечером. В Горисе стояла прекрасная погода, горный воздух, все благоухает. Мы начали искать нужный нам дом на улице Ленина (ныне – Месропа Маштоца. – М. и Г.М.)… Наконец мы увидели людей на освещенном балконе двухэтажного дома. Я спросил: «Какой это номер дома?», в ответ услышал: «Левик?!» Потом топот ног по деревянной лестнице, нас с Соней обняли, «доставили» на второй этаж, к матери, которая была в полуобморочном состоянии. Привели ее в чувство. Мы с Соней никого не знаем, народу – полный дом. Пригласили за стол. Оказалось, в ожидании нашего приезда растопили очаг в яме с камушками, туда заложили тушу барана, в внутри нее зашили тушку маленького ягненка. Раскаленными камнями накрыли барашка до готовности. Когда все расселись, нам с Соней достали приготовленного таким образом ягненка, как почетным гостям. Семья Изабеллы Тевосовны была большая – муж Сурен, дочь Донара, только что вышедшая замуж за Юрия, врача по профессии. Еще у них два сына – Рудольф и Роберт… Мать работала директором Горисского сельхозтехникума, а ее муж – главным агрономом района.
На следующий день с гор на ишачке спустилась бабушка с подарками – курами, яйцами и фруктами… Бабушка стала разбираться в своих юбках, достала из потайного кармана золотое кольцо с рубином и надела Соне на палец. Не остановившись на этом, она сняла со своей армянской национальной одежды серебряный пояс, украшенный большими бляхами с инкрустацией, и решила одеть его на Соню. Но тут ее все стали отговаривать от такого подарка, говоря, что это нарушит наряд и не стоит этого делать…
Горис – сказочный город в горах. Все в нем для нас было необычно – огромные вишневые деревья, крупные вкусные яблоки, прекрасная вода. Ко всему этому и теплое отношение к нам со стороны всей интеллигенции Гориса. Мы гуляли, плавали в водоеме, даже загорели. Ходили по горам, забирались в пещеры.
Изабелла Тевосовна оставила у меня впечатление заботливой, тихой и несчастной женщины. Мы с Соней стали собираться в обратную дорогу.
…В январе 1975 года, будучи больным гриппом, я вылетел в Ереван на похороны матери. Она скончалась в возрасте 69 лет, мгновенно – от сердечного приступа. С тех пор каких-либо контактов с ее семьей я не поддерживал. Не знаю, хорошо это или плохо. Так сложилась жизнь».
Игорь и Сурен Вартаняны проживают в Москве: Игорь Паруйрович – на Рублевском шоссе, Сурен Паруйрович – в микрорайоне Выхино.
Игорь Паруйрович Вартанян, ветеран Службы внешней разведки, капитан первого ранга в отставке, выпускник Высшего военно-морского училища им. М.В. Фрунзе (ныне – Морской корпус Петра Великого), долгие годы провел в зарубежных командировках, защищая интересы страны на берегах Персидского залива и на Североамериканском континенте. Ведущие канадские газеты «The Globe and Mail» и «Ottawa Journal» писали, что осенью 1979 года из советского посольства в Оттаве за шпионскую деятельность было выслано 11 дипломатов и представителей торгпредства во главе с Игорем Вартаняном.
Игорь Паруйрович с Ниной Константиновной Уваровой сыграли свадьбу в ноябре 1957 года в Ленинграде. «Сначала мы с ней вдвоем поехали на трамвайчике в ЗАГС, где нас расписали. Затем отправились в поселок Дачное, к тете с дядей, где можно было развернуть свадебное торжество, так как в ленинградских коммуналках, что у моих родственников, что у Нининых – жилищные условия были стесненными», – вспоминает Игорь Паруйрович.
Олег – сын Игоря и Нины Вартанян – родился в 1959 году, окончил Высшее военно-морское училище радиоэлектроники им. А.С. Попова. После смерти Нины Константиновны Игорь Паруйрович женился на Любови Владимировне Топильской.
Сурен Паруйрович Вартанян по окончании приборостроительного факультета МВТУ им. Н.Э. Баумана стал полиграфистом, работал в отраслевом НИИ Госкомиздата СССР. Кандидат технических наук, доцент Московского государственного университета печати им. Ивана Федорова. Имеет более ста печатных трудов, несколько изобретений в области оптоэлектронных приборов.
Жена Сурена Паруйровича – москвичка Марианна Александровна Бубновская много лет проработала в ЦНИИ черной металлургии им. И.П. Бардина. Сын Вячеслав, как и отец, выпускник приборостроительного факультета Бауманского училища.
С 1980-х годов Сурен Паруйрович увлекся историей своих предков и написал книгу «Хроника рода Вартанянов».
Авторы выражают благодарность Сурену Паруйровичу Вартаняну за предоставленные снимки и участие в подготовке материала.
Марина и Гамлет Мирзоян, Москва
Оставьте свои комментарии