Илья Долгопольский: Книга – уникальное средство бизнес-коммуникации
Об издательском деле, его современных трендах, выходе в свет книги экс-президента Армении Роберта Кочаряна редакции газеты «Ноев Ковчег» рассказал Илья Долгопольский, генеральный директор издательства «Интеллектуальная литература», сооснователь издательской группы «Альпина».
– Илья Михайлович, как Вы оцениваете современный российский издательский рынок?
– Меняется его структура. Позиции развлекательной литературы слабеют. А вес научно-популярной, развивающей и деловой литературы растет.
Мы наблюдаем четкий тренд увеличения спроса на «умные» книги, которые несут новые знания, расширяют кругозор. Это так называемая нон-фикшенлитература (англ. non-fiction), то есть не относящаяся к художественной, в которой отсутствует вымысел, основанная исключительно фактах и на реальных событиях. Современного читателя все больше интересует не художественный вымысел, а реальные факты и реальная жизнь. Пока этот сегмент литературы не доминирует на издательском рынке, но активно развивается.
Издательство «Интеллектуальная литература» работает именно в этой нише. Мы издаем книги людей, которым есть чем поделиться с читателем: знаниями, навыками, опытом. Это прежде всего бизнес-литература, в меньшей степени научно-популярная. Авторы – бизнесмены, инвесторы и профессионалы разных сфер бизнеса. Предпринимательство формируется в стране на протяжении более чем 30 лет, образовались даже деловые династии, накоплен немалый опыт построения компаний, которым в формате иллюстрированной или текстовой книги можно делиться.
– Конкуренция в этом сегменте издательского дела жесткая?
– Разумеется. Крупнейшие издательства, такие как группа «Эксмо-АСТ», другие крупные издательства, хотят заработать на спросе на такую литературу. Они пытаются развивать это направление, которое ранее не было для них ключевым, вкладывают значительные рекламные и проморесурсы, скупают права на переводные издания, конкурируют за авторов. Но наше издательство работает в этой нише давно, и мы чувствуем себя уверенно. У нас лояльная читательская аудитория, которая стабильно увеличивается. Для нас самое важное – экспертиза, то есть способность отбирать отвечающие тенденциям спроса книги. Она у нас есть.
Мы работаем в сегменте бизнес-литературы уже 20 лет, и нашу издательскую группу хорошо знают в бизнес-среде. Авторы – бизнесмены, для которых книга – средство коммуникации с отраслью, клиентами, партнерами. На самом деле форматов, которые предоставляют возможность поделиться практическим опытом, не так много. Выступления на конференциях, блоги – сиюминутны. Эти коммуникационные каналы не предназначены для передачи больших объемов информации. Очень трудно заставить кого-то читать блог в 500 тысяч знаков, или слушать выступление с трибуны, длящееся 10 часов, или ходить на тренинг несколько недель. В таких форматах невозможно сфокусировать и держать внимание вашего визави на протяжении столь длительного времени. Тогда как книга – оптимальный способ передать большое количество информации, поскольку возвращаться к ней читатель может, когда ему удобно и он не ограничен во времени. Книга – уникальное средство бизнес-коммуникации.
– Кто ваши авторы?
– Один из них – Михаил Зыгарь, автор бестселлеров, сооснователь студии «Свободная история» (проекты «1917. Свободная история», «1968. Digital» и другие). В 2016 году мы издали его книгу «Вся кремлевская рать. Краткая история современной России». Книга – результат бесед автора с известными политиками, людьми из высших эшелонов власти и бизнеса России. В своих интервью собеседники Михаила Зыгаря общаются несколько более открыто, чем с массмедиа, и книга изобилует откровениями, которых не встретишь на страницах федеральных изданий и в эфире телеканалов. Это в значительной степени взгляд на эволюцию российской власти «изнутри».
Другой наш известный автор – экс-президент Армении Роберт Кочарян. Буквально на днях из печати вышла его книга «Жизнь и свобода. Автобиография экс-президента Армении и Карабаха», в декабре она появится в книжных магазинах. Эта книга будет интересна бизнес-сообществу тем, что в ней отражен опыт успешного лидера в критический, кризисный период. Это образец сверхкризисного менеджмента, умения управлять в ситуации, когда от тебя зависят жизни и судьбы тысяч людей. Думаю, мало кому из современных руководителей компаний приходилось действовать и принимать столь ответственные решения и в столь жестких обстоятельствах.
Мне думается, главный посыл, который Роберт Седракович вкладывал в свою автобиографию: в основе решений, значимых в масштабе целой нации, должно лежать не стремление к лидерству и власти, а искреннее переживание за свой народ, его судьбу. Особенно когда эти решения приходится принимать в борьбе за сохранение национальной идентичности, в ситуации военного противостояния. Этот опыт, на мой взгляд, может в некоторой мере быть спроецирован и на ситуации в бизнесе или, шире, в организации, когда руководителю приходится принимать решения, от которых зависит множество людей, в том числе и под давлением всевозможных обстоятельств.
– Вы встречались с Робертом Кочаряном лично? Какое впечатление он произвел на Вас?
– Мы встречались с Робертом Кочаряном год тому назад. Он выступал на мероприятии бизнес-клуба GYNTО, основанного Ярославом Глазуновым, одним из наших авторов. Тогда ничто не предвещало развития событий, которые в скором времени коснулись Роберта Седраковича лично.
У меня сложилось впечатление, что Роберт Кочарян – умный, хладнокровный и вместе с тем отважный, не боящийся «заглянуть тигру в пасть» человек. В нем органично сочетаются решимость, интеллект, умение владеть собой и любовь к своему народу, боль за его судьбу. Это, несомненно, очень мощный сплав.
– Как Вы думаете, эта книга станет бестселлером? Каков ее тираж?
– Задача книги – рассказать деловой аудитории об уникальном опыте Роберта Кочаряна, человека, который в ответственный для народа период, находясь в крайне сложных условиях военного конфликта в Нагорном Карабахе, возглавил борьбу своего народа за право на самоопределение. Жанр автобиографии, конечно, не самый типичный для деловой литературы, но я надеюсь, опыт автора найдут для себя полезным многие руководители.
– Где можно будет приобрести книгу?
– В книжных магазинах Москвы, но не только. Она появится на всем русскоязычном пространстве. Мы будем довольно широко ее анонсировать.
– Каков тираж?
– Первый тираж 3 тысячи экземпляров. Но объем тиража не имеет сегодня значения, как раньше. Если спрос на книгу устойчив, мы оперативно допечатываем тираж. Современные технологии позволяют печатать книги малыми тиражам, под спрос. Технология называется print on demand.
– Книги других армянских авторов ваше издательство выпускало?
– Мы издавали книги Альберта Еганяна, который считается одним из ведущих в России специалистов в сфере инвестиций в инфраструктуре государственно-частного партнерства (ГЧП) и проектного финансирования. Альберт Еганян принимал участие в реализации свыше четырех десятков проектов в создании автодорожной, железнодорожной, аэропортовой, энергетической инфраструктуры. Он автор и соавтор федерального законодательства, регулирующего различные формы ГЧП, член экспертного совета при правительстве РФ, генерального совета общероссийской общественной организации «Деловая Россия».
– Как Вы считаете, насколько востребована книжная продукция сегодня? Интернет не подменяет печатные издания?
– Печатная книга и интернет-книга идут бок о бок. На сегодняшний день электронные книги не вытеснили бумажные издания, не сделали их неактуальными, как произошло, например, с цифровым фотоаппаратом, полностью вытеснившим пленочный из сегмента товаров массового спроса. Но мы учитываем реалии сегодняшнего дня и создали электронную библиотеку, которая объединяет более полутора тысяч книг. Корпоративный доступ к библиотеке мы продаем различным компаниям. Сотни организаций становятся нашими клиентами, чтобы сотрудники могли бесплатно читать книги. Частным лицам мы также предлагаем книги в электронном виде – есть приложение для мобильных устройств «Альпина. Книги». Но читать книгу по телефону или на планшете не всегда удобно, попросту говоря, начинают болеть глаза. И читатель в определенный момент пресыщается электронным изданием и приходит в магазин, чтобы купить обычную книгу. Мы привыкли к книгам с детства – это были наши первые буквари, азбуки, сказки с картинками.
Бумажная книга – не анахронизм, а насущно необходимая вещь и вряд ли когда-нибудь станет объектом, интересным лишь любителям старины.
– Какова направленность выпускаемых издательством книг? Как выбираются темы и авторы?
– Наши авторы – предприниматели, бизнесмены, профессионалы, которые делятся своим и чужим опытом, субъекты «экономики знаний».
– Что бы Вы пожелали нашим читателям в канун Нового года?
– Хочу пожелать читателям газеты непременно ознакомиться с книгой Роберта Кочаряна, чтобы его опыт руководителя и лидера они применяли под мирным небом и для благих целей.
Беседу вел Григорий Анисонян
Оставьте свои комментарии