№3 (314) март 2019 г.

Мультикультурализм по-армянски

Просмотров: 2702

Согласно статистическим данным, в последнее время значительно увеличилось количество иностранцев, приезжающих в нашу страну за новыми впечатлениями. Как считают в Комитете по туризму, успешному развитию индустрии отдыха в немалой степени способствует тот факт, что Армения вот уже несколько лет входит в топ-10 самых безопасных стран региона для любителей путешествий на Кавказ.

Данный фактор отмечает не только принимающая сторона, но и сами гости, среди которых бесспорное лидерство принадлежит России. Кроме россиян, через аэропорты Звартноц и Ширак зафиксирован значительный прирост пассажиропотока из Грузии, Ирана, Германии, Франции, Великобритании, Украины, Италии, а также более экзотических стран – Филиппин и Индии.

Согласно данным все той же статистики, в 2016 году из Индии к нам прибыли 3.204 индийца, в 2017-м их было уже 10.642, а с января по ноябрь 2018-го границу Армении официально пересекли 28.659 граждан этой далекой страны. По мнению экспертов, такому туристическому буму скорее всего способствует новая либеральная миграционная политика, которая была реализована в 2017 году на основании решения об упрощении визового режима между нашими странами. Теперь граждане Индии могут получить визу даже на пограничных КПП при въезде в нашу страну. «Принятие данного решения поспособствует притоку туристов в Армению, расширению товарооборота и стимулированию инвестиций», – заявил тогда заместитель министра иностранных дел Шаварш Кочарян. Как в воду смотрел: прирост прибывающих к нам индийцев составил на сегодняшний день 300 процентов. «Однако, социально обеспеченные граждане Индии предпочитают путешествовать в богатые европейские страны с высоким уровнем дорогого туристического сервиса», – считает соучредитель общественно-политического объединения «Европейский выбор Армении» Торос Алексанян, одновременно отметив, что в Ереван, по его мнению, приезжают те, кто не может позволить себе подобную респектабельность.

«В канун Нового года в сети супермаркетов и моллов я обратил внимание на очень большое количество индийцев, одетых в национальные одежды и окутанных специфическим ароматом то ли специй, то ли благовоний. Говорят, среди них немало пакистанцев, хотя трудно представить, как они проходят таможенный контроль, если между нашими странами по известным причинам нет дипломатических отношений. В моноэтническом государстве чужая культура сразу приковывает к себе внимание. И дело отнюдь не в избранности или превосходстве одного народа над другим. В моем детстве родители с упоением смотрели индийские фильмы. Женская половина была тогда очарована романтическим флером сказочной и любвеобильной страны. Позже, когда я стал студентом, у нас на курсе учились иностранцы из Индии и Африки. Воспитанные в духе интернационализма, мы дружелюбно относились к ним, но тем не менее между нами всегда стоял невидимый барьер. Нет, это был не страх перед всевидящим КГБ, а предубеждение, смешанное с любопытством к экзотическим чужестранцам, которых в нашем городе было от силы десятка два. К концу 90-х в Армении вновь появились индийские студенты, которых можно встретить в основном в районе мединститута и еще нескольких вузов. Эти юные создания всегда держатся стайками. В руках у них или книги, или планшеты. То есть явно ученое поколение, – рассказывает проживающий в районе Северного проспекта коренной ереванец Арсен Суренович. – Но одновременно я вижу и совершенно другой контингент, классифицировать который пока затрудняюсь. Например, в моем подъезде живут люди совершенно не студенческого возраста. Кто они и чем занимаются, остается только догадываться». Это действительно не студенты и не туристы в привычном понимании слова. Это люди, которые благодаря безвизовому режиму приезжают сюда «туристами» на заработки, причем зачастую рассматривая нашу страну как транзитную зону для прыжка в Европу.

Такая ситуация может вызывать лишь недоумение, поскольку Армения сама является одной из тех постсоветских стран, которая наиболее активно поставляет рабочую силу на иностранные рынки труда, в частности в Россию и Европу. Понятно, что здесь наших соотечественников не прельщает тяжелая работа в лучшем случае за десять долларов в день на стройке или мойке, а вот жителей Азиатского региона это обстоятельство, видимо, совершенно не смущает. К тому же, учитывая наше «либеральное трудовое законодательство на черном рынке труда», устроиться без документов на работу в Армении несложно. Да и работодатель доволен выгодной сделкой: в чужой стране, не обладая никаким социальным иммунитетом, они будут молча работать на невыгодных условиях. Самая низшая ступень трудовой иерархии фактически становится занятой за счет иностранцев. А ведь еще лет 20-25 назад индийский ВПК предлагал местным промышленным предприятиям не дешевую рабочую силу, а сотрудничество в области передовых военных технологий. Но из-за инертности отечественных госчиновников все совместные проекты так и осели в архиве под громким названием «Меморандум о сотрудничестве». Сегодня же эта страна предлагает нам гастарбайтеров, которые на расспросы о своем житье-бытье на родине с горечью отвечают индийской пословицей: «Купила бы собака хлеба на обед, да денег нет».

Как считает эксперт Вазген Баласанян, кроме нарушения трудового законодательства, вырисовывается немалый пакет проблем, связанных с этой категорией мигрантов.

«Хотелось бы верить, что поток туристов через наши в основном воздушные границы не остается без внимания соответствующих органов. Мы живем в мире вызовов и угроз, поэтому толерантная беспечность может дорого нам обойтись. Люди приезжают сюда туристами, но затем остаются и начинают работать в сфере услуг. А мы ничего не знаем ни об их здоровье, ни об их прошлом. Вполне возможно, криминальном. А иначе как объяснить тот факт, что в середине января в Гюмри были арестованы два фальшивомонетчика из Индии – 38-летний Сулхвиндер Сингх и 32-летний Садиш Кумар, которые в арендуемых помещениях наладили производство и хранение фальшивых долларов, – отмечает собеседник. – На мой взгляд, кто-то из так называемых индийских «бизнесменов» руководит миграцией своих соотечественников, трудоустраивает их, обеспечивает жильем и провиантом на территории Армении. Если говорить на современном сленге, речь идет о «крышевании», поскольку миграционный сервис продуман до мелочей». Цепочка «туризм-работа-быт» полулегальной этнической общины действительно продумана до мелочей. Это и «резиновые квартиры» в центре города, в которых проживает большое количество постоянно меняющихся людей. Они называют себя студентами, хотя среди них много семейных пар довольно зрелого возраста. Кстати, на одной из центральных улиц города существует неприметный с виду хостел с весьма говорящим названием «Пэнджаби бойс», найти сведения о котором в официальных источниках, в том числе в интернете, невозможно.

Поговаривают, что принадлежит он некоему бывшему депутату бывшего созыва бывшего парламента. Жители близлежащих домов рассказывают, что территория этого помещения разделена на небольшие отсеки, в каждом из которых установлено от 6 до 10 коек. Постоянно там могут проживать около 30-40 мужчин, а стоимость «люкса» с пансионом обходится в 10 долларов в день. «Этим летом среди них выделялся один довольно симпатичный усато-бородатый старичок в чалме и очках. Божий одуванчик и денди, который менял чалму почти каждый день под цвет сорочки. Видимо, это был смотритель среднего звена, потому что слушались его беспрекословно. В течение нескольких летних месяцев мы с балконов наблюдали, как они днем и вечером кучковались у дверей хостела. Курили, болтали, сканировали глазами всех, кто проходил мимо или направлялся в подземный гараж за своими тачками. У меня всегда проскальзывала неприятная мысль, что вечером они могут запросто пройти за автомобилистом в темный гараж, отобрать деньги, банковские карты, мобильник, ключи от гаража или квартиры. Теперь я стал понимать, что Индия – это не только сказочное кино с красивыми артистами и танцами, это не только современные ярмарки, куда любят ходить наши женщины за хлопчатобумажными изделиями ручной работы и бижутерией из поделочных камней. С недавних пор я стал ощущать, что на территории моей страны появился неконтролируемый кусочек чужого присутствия. И порой мне не совсем комфортно под взглядами чужестранцев выходить вечером из дому. Поэтому предпочитаю держать двери своего семейного очага на замке в буквальном и в переносном смысле слова. Хотя когда-то такое могло показаться дикостью. Мы всегда жили в открытом мире и, простите за пафос, с открытым сердцем, – говорит один из соседей этой гостинички. – Кроме того, возникает вопрос: как при доходе в пять долларов индийцам удается оплачивать жилье за 10 долларов, питаться, отправлять деньги на родину и еще откладывать что-то для отъезда в Европу? Можно не сомневаться, что без дотаций благотворителей здесь не обходится. Только с какой целью это делается?». Вопрос пока остается без ответа.

Тем не менее Ереван по-прежнему продолжает удерживать статус одного из самых безопасных городов мира, что подтверждается полицейскими сводками. У армян на генном уровне развиты доброжелательность к гостям любой национальности и вероисповедания. Сегодня иранцы безбоязненно ходят по столичным улицам в сопровождении арабских женщин в традиционных хиджабах или парандже. Но с другой стороны, неоднозначную реакцию в сети вызвала фотография мусульманина, совершающего намаз в самом центре армянской столицы, на знаменитом Каскаде, за памятником «Римского воина». И это притом что рядом действует Голубая мечеть. Вместе с иранцами и индийцами в Ереване появились еще и индейцы, количество которых увеличивается каждый год ровно на одного человека. Обосновалась фолк-группа у любимого горожанами и гостями столицы Вернисажа. Облаченные в шкуры и перья, экзотические гастролеры отрешенно исполняют что-то из аутентичного творчества своей заокеанской культуры. Ведут себя, как и подобает ирокезам-инкам-майя, степенно. С вершины своей пирамиды Кукулькана снисходить до разговоров с простыми смертными Старого Света не собираются.

Это не единственные звоночки, которые сигнализируют о том, что Ереван стал меняться по своему национальному составу. Причем проблема касается не представителей проживающих здесь нацменьшинств, а тех, кого называют не очень удачным термином «понаехавшие». И если с нарушителями турецко-армянской границы и контрабандой наркотических средств через ирано-армянскую таможню ведется успешная борьба, то внутри страны уже случаются сбои. В частности, в конце декабря прошлого года в Следственном комитете было заведено уголовное дело по факту нападения гражданина Ирана на столичный филиал одного из местных банков. А месяцем раньше в Главное управление по борьбе с организованной преступностью полиции РА поступила оперативная информация о том, что арендатор-индус одного из индийских ресторанов занимается трафиком своих соотечественников. Кроме того, появилась информация, что в ереванском приюте для бездомных благотворительного фонда «Ганс Кристиан Кофоед» проживают нелегальные мигранты из Гвинеи и Пакистана. Кстати, по этому поводу в ФБ не раз возникала обеспокоенность тем, что под видом индийцев в страну могут въезжать граждане Пакистана, среди которых не исключены террористы. Впрочем, среди бакинских беженцев ходят и другие разговоры – о том, что под видом иранцев в Ереван наведываются азербайджанцы. Вычислить их несложно: они, не таясь, разговаривают в городе на своем языке. Версия вполне жизнеспособна, если вспомнить, что в лихие 90-е годы водители фур с иранским товаром тоже частенько были азербайджанцами с поддельными паспортами и правами.

Однако в отношении небольшой группы иранцев и индийцев справедливости ради стоит отметить, что некоторые из них считают армянскую столицу городом возможностей, успешно открывают здесь свой небольшой бизнес – ресторанчики, кальянные, салоны красоты, автомойки, стартапы в IT-сфере. Это люди, проявившие уважение к закону и традициям принимающей их страны. Хотя у многих отношения с бизнес-проектами не всегда складываются в рамках этических норм. Так, недавно на некоторых малоизвестных ресурсах появилась информация со ссылкой на преподавателя РАУ, к.ф.н. Сантоша Арора о том, что индийские мигранты нужны не только в Ереване, но и по всей территории Армении: «Думаю, хорошо бы заселять индийцами пустующие села. Многие наши соотечественники приезжают сюда из сельской местности. Они хорошие земледельцы и могут выращивать на армянских землях те культуры, которые армянский народ еще не знает. В Армению уже доставлены некоторые семена и посажены в районе Эчмиадзина. Поэтому индийцы были бы исключительно полезны в освоении пустующих сельских территорий. А внедрение новых лечебных культур принесет армянскому народу здоровье. Сантош лично занимается вопросом по поиску места для расселения людей в районе Абовяна». По сравнению с «глобальными» индийскими планами по заселению пустующих армянских земель теневая экономика завезенных в Ереван гастарбайтеров кажется сущей мелочью. Но когнитивный диссонанс остается. Как и вопрос: с какой целью в небольшую и небогатую Армению бегут граждане Индии из богатейших стран Персидского залива, а именно из ОАЭ, Кувейта, Катара, где имеют вид на жительство?

По мнению экономиста Сурена Парсамяна, количество индийских бизнесменов, студентов и преподавателей в Армении не превышает двух тысяч человек. А число трудовых мигрантов составляет примерно 25 тысяч, что является если не критическим, то довольно серьезным показателем для местного рынка труда. Кроме того, в данной ситуации на определенные размышления наводит и тот факт, что не все «понаехавшие» торопятся легализоваться. В частности, по данным миграционной службы Министерства территориального управления и развития РА, вид на жительство в Армении получили: в 2016 году – 1086 человек, в 2017 году – 938 индийцев. По итогам прошлого года это число предположительно может вырасти до двух тысяч. Разница между реально въехавшими и реально зарегистрировавшимися лицами и составит примерно те самые 23-25 тысяч человек, которыми могут оказаться нелегальные рабочие.

Чтобы не складывалось впечатления, что у нас в стране возрождаются основы «добрых» традиций давно вышедшей в тираж сегрегации, стоит отметить, что Армения всегда радушно принимала иностранцев, приезжающих к нам по работе, в командировку, к родственникам, туристами. Здесь мирно сосуществуют десятки общин национальных меньшинств. Для отправления религиозных обрядов в Ереване действуют Персидская мечеть, синагога, езидский храм Зиарат, соборы Русской православной церкви. Примечателен еще один факт. С января нынешнего года в новом парламенте весьма демократично присутствуют представители национальных общин. То есть проблем по данному вопросу в стране как таковых нет. Но с другой стороны, в наши нелегкие времена, когда риски и вызовы становятся реальностью для национальной безопасности любой страны, Армении вдруг стали навязывать систему чуждых ценностей мультикультурализма, который, к слову сказать, уже потерпел сокрушительное фиаско в Европе. Именно поэтому в сложившейся ситуации понятие толерантности уместно лишь в рамках тех ментальных условностей, которые не вредят национальным интересам блокадной страны, фактически находящейся сегодня в состоянии войны. А потому очень хочется надеяться, что соответствующие отечественные структуры держат эту ситуацию под своим строгим контролем.

Вместо послесловия

Недавно представляя программу деятельности правительства на пять лет, премьер-министр Армении Никол Пашинян удивленно заметил, что в Армении, оказывается, существует практика приема на работу иностранцев. «В одной из областей Армении довольно большое число иностранцев было допущено на работу в строительной сфере. В селе им выплачивают зарплату в размере 300 долларов. Я хочу выяснить, неужели в этом селе нет людей, которые не готовы были устроиться на работу в строительной сфере за зарплату в 300 долларов?» – посетовал тогда премьер-министр. О том, почему наши соотечественники не хотят работать у себя в стране на черновых работах, наша газета писала не раз. При этом, выезжая за пределы Армении, наши гастарбайтеры заполняют иногда ниши чужой экономики силами самых неквалифицированных рабочих. И хотя данная проблема существует очень давно, тем не менее это уже совсем другая история, которая тоже ждет своего разрешения.

Наталья Оганова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 4 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты