Эпопея «Армянского камня» в Татарстане продолжается
В мае прошлого года (в № 304) наша газета писала об армянском артефакте, который бережно охраняется в Татарстане. Надгробием XIV века уже несколько лет подряд занимаются исследователи, краеведы, администрация Камско-Устьинского района, армянская община и просто неравнодушные люди. Среди них руководитель Палаты имущественных и земельных отношений Камско-Устьинского района, блогер и администратор группы в ФБ «Мобильные краеведы Татарстана» Сергей Головин, который активно продвигает этот вопрос.
Вкратце напомним предысторию «Армянского камня». Несмотря на то, что существуют разные варианты легенды, тем не менее общепринятым считается тот, который повествует, как во времена Золотой Орды армянский посол отправился в Москву и взял с собой дочь. По дороге она заболела и умерла. Посол схоронил ее у горы Сокол, возвышавшейся над местом слияния рек Волги и Камы, положив на могилу тяжелый надгробный камень. В 1615 году рядом с горой появился рыбацкий поселок, превратившийся со временем в село Кирельское. Почти через полтора столетия здесь построили деревянную церковь Воскресения Словущего, в ограде которой возникло сельское кладбище. В начале XX века священник Владимир Никольский, заинтересовавшись надгробием, срисовал невиданные надписи и передал их для расшифровки миссионеру и этнографу Гурию Филиппову. Тот же в свою очередь обратился к известному ученому-востоковеду Николаю Катанову. И уже по просьбе последнего текст перевел известный ученый, языковед, академик Николай Марр. Надпись на камне гласит: «Года 797 (по нынешнему летоисчислению 1318 год. – С.Т.) не в благовременье неожиданно скончалась сия раба Божья Турган-Мелик и преставилась к Христу Богу 21 года, оставив нам безутешное горе и печаль. Итак, кто прочтет, молите о прощении грехов ее и ее родителей господина Григория и супруги Пиники. Да помилует Господь, да и вас поминающих блага».
В 1955 году при заполнении водой ложа Куйбышевского водохранилища село Кирельское переместили на новое место, а церковь с кладбищем и артефактом остались на холме. Церковь потом тоже разобрали. А камень, вросший в землю, пришлось оставить. Периодически при высоком уровне воды холм превращается в остров, а потому, отрезанный от ближайших населенных пунктов, очень редко посещается местными жителями. Попасть к камню как летом, так и зимой довольно трудно. Как поговаривают местные жители, проехать сюда на внедорожнике можно, но только не ближе чем на полтора километра. К тому же егеря предупреждают об опасности встречи с дикими кабанами, поголовье которых сильно увеличилось в последние годы. К началу XXI века стало очевидным, что холм начал интенсивно разрушаться, в том числе из-за подтоплений и новых оползней. Побывавшие здесь краеведы констатировали, что от места расположения камня до обрыва остается не более десяти метров. В начале 2018 года надгробием заинтересовался действующий на тот момент глава Камско-Устьинского района, а ныне руководитель управления Фонда соцстрахования по Татарстану Павел Лоханов, который сам съездил к камню, изучил ситуацию и дал поручение исполнительному комитету разработать план по его переносу.
Также были направлены письма в соответствующие республиканские органы для изучения проблемы и получения необходимых согласований на его перенос. Примечательно, что дальнейшая судьба артефакта обсуждалась еще и с представителями православной церкви и руководством Национальной культурной автономии армян Республики Татарстан.
Изначально предполагалось осуществить перенос камня в два этапа: сначала оторвать его от земли, а затем транспортировать по льду водохранилища. Кстати, прошлым летом активисты и волонтеры тоже разработали несколько вариантов. Но ни один из них не подходил для транспортировки в условиях специфического рельефа местности. Вдобавок ко всему некоторые проекты были достаточно затратными из-за применения спецтехники. «А ведь еще год-два, и камень может рухнуть в реку вместе с оползнем. И тогда мы потеряем этот исторический артефакт навсегда», – искренне переживал Сергей Головин, одновременно подчеркивая, что работы по спасению древнего надгробия надо начать как можно скорее. И желательно в зимнее время, что значительно сократит финансовые расходы. Да и сам процесс можно будет осуществить гораздо меньшими силами. Поскольку в этом случае самым оптимальным вариантом представляется способ спуска камня на снегоходе по пологому склону, а далее транспортировать его по льду до причала, где уже можно использовать спецтехнику.
В праздник Крещения Господня, 19 января, участники экспедиции завершили то, о чем долго мечтали.
Эта история попала в местные СМИ, в том числе и в издание «Волжские зори», где было подробно рассказано о ходе проведенной операции. «К месту нахождения камня энтузиастов доставил на своем снегоходе местный житель Константин Бакунин. Доехав до берега, участники поднялись по крутому склону по пояс в снегу на холм, где расположен камень, откопали и стали с помощью ломов и лопат окапывать его. В ходе раскопок выяснилось, что он завалился на бок и глубоко вошел одной стороной в землю. Удивительно, но земля под метровым слоем снега не промерзла, и, в целом, копать было относительно легко», – сообщает тамошний репортер. Опуская технические подробности, стоит отметить, что работа оказалась довольно трудоемкой. Очень помогли специалисты-такелажники, которых выделил директор местной ремонтной базы Наиль Вазыхов. Забегая вперед, скажем, что в конце января его назначили главой района. «Воистину «Армянский камень» чудотворный», – говорят местные жители, отмечая тот факт, что этот человек сыграл одну из ключевых ролей в бескорыстном спасении артефакта. Кстати, именно он и предоставил место для его временного хранения.
Но вернувшись к основной теме, стоит заметить, что самая трудная часть операции была еще впереди. Пятнадцать человек впряглись бурлаками в сани, чтобы дотащить их на холм к камню. Не менее опасным был и спуск саней с грузом, который, по предварительным оценкам, весил не менее двух тонн. Даже на ровном участке, казалось бы, упрощенное средство транспортировки периодически застревало в рыхлом снегу. «Наконец сани спущены на ровный участок и прицеплены к снегоходу, который покатил к берегу Волги. Нам уже показалось, что все трудности остались позади. Но у самого берега намело глубокий снег и сани застряли. Пришлось, как прежде, бурлакам впрягаться и тащить их на более твердый снег. Вскоре снегоход с санями опять резво побежал по льду Волги, но метрах в ста от берега вновь застрял: теперь под снегом показалась вода. И опять мы пошли к снегоходу, чтобы вызволить его в очередной раз, но уже из водяного плена. Наконец, снегоход выехал на наезженную ледовую колею и повез камень к причалу», – сообщает издание, уточнив при этом, что уставшие, но счастливые от выполненной работы участники операции, которая в общей сложности длилась около пяти часов, разъехались. Камень временно размещен под надежной охраной на территории ремонтной базы. Между тем участники экспедиции отмечают, что перевозка камня – это лишь часть проблемы. Планируется установить его за оградой храма Рождества Пресвятой Богородицы в Камском Устье. Но хотелось бы упокоить «Армянское надгробие» под сенью небольшой часовенки Армянской Апостольской Церкви, которой пока здесь нет. «Так было бы правильно. По-христиански, – считают они. – А мы бы уже сами благоустроили территорию. И в дальнейшем ухаживали за ней». В принципе идея может иметь продолжение, если учесть, что многие наши соотечественники сегодня строят многочисленные церкви у себя на родине. Может, имеет смысл нашим меценатам, спонсорам и благотворителям сотворить богоугодное дело в далеком краю, там, где затерялась частица армянской истории…
То, с какой бережностью относятся люди к чужому историческому наследию, заслуживает самой большой благодарности. Но при этом поражает глухота наших государственных организаций и их руководителей, которые вроде бы должны быть заинтересованы в сохранении исторической памяти. «Армянское надгробие» включено в Перечень объектов культурного наследия Республики Татарстан. Однако ни одно профильное министерство Армении практически не отреагировало на наши публикации. Не только не предложили помощь в финансировании проекта, но даже не поблагодарили энтузиастов из Татарстана, которые сегодня бескорыстно стараются сохранить чужую историю на своей земле. Конечно, безучастность наших государственных мужей можно списать на прошлогодние революционные события в Армении, когда было не до культуры. Но сегодня очень хочется надеяться, что новое правительство отреагирует должным образом и поможет нашим друзьям из Татарстана в их благородной миссии. Древний армянский артефакт удалось сохранить лишь благодаря стараниям небольшой команды тамошних энтузиастов. Хотя, казалось бы, в этом больше всего должна быть заинтересована сама Армения.
Фото Тимура Циунчука
Сергей Тигранян
Оставьте свои комментарии