№7 (318) июль 2019 г.

Второе пришествие Александра Тарханова к подножию Арарата

Просмотров: 4999

Главного тренера футбольного клуба «Пюник», Ереван, Андрея Талалаева сменил мастер спорта СССР, заслуженный тренер России Александр Тарханов, которого армянские любители футбола прекрасно помнят по ярким выступлениям в московском ЦСКА (был капитаном команды), по новаторской тренерской деятельности со своим закадычным другом – араратовцем «золотого разлива» Назаром Петросяном в абовянском «Котайке».

«Пюник» – одиннадцатый клуб Тарханова, где он работает главным тренером, до этого были одесский СКА, грозненский «Терек», ташкентский «Пахтакор», московские ЦСКА и «Торпедо», самарские «Крылья Советов», краснодарская «Кубань», «Химки», софийская «Славия», екатеринбургский «Урал».

Вместе с ним в «Пюник» пришел и его 32-летний сын Юрий, тренировавший до этого молодежную команду екатеринбургского «Урала». Он теперь тренирует «Пюник-2», выступающий в Первой лиге чемпионата Армении.

С Александром Тархановым для беседы мы встретились перед началом матча Первой лиги чемпионата Армении «Пюник-2» – «Юниор Севан». Все та же фирменная тархановская солнечная улыбка на лице, создающая вокруг себя ауру добра и света.

– Александр Федорович, как приняли Вас после долгой разлуки в Армении? – был мой первый вопрос Тарханову.

– Очень хорошо! В Армении у меня много друзей-армян, как и в Москве и Краснодаре, в том числе и чемпион мира и Европы по греко-римской борьбе Степан Марянян.

«Пюник» достаточно хорошо выступает, в команде немало талантливых ребят. На поле все двигаются, борются, но мешает суета, недостаточная организованность, с мячом надо лучше работать. Пришлось все перестроить – и игру, и тренировочный процесс. Команда восприняла это хорошо, и потому есть прогресс. Правда, времени для работы не так много, игры чередуются, игроки устают, пропадает мастерство. Выступлением команды доволен, при мне – шесть побед в восьми матчах при двух ничьих, забито 16 мячей, пропущено всего пять.

Больше времени уделяем работе с мячом, особенно в техническом плане. Одновременно ведем селекционную работу по укреплению отдельных позиций, готовим боеспособную команду с прицелом на удачное выступление в Еврокубках, чтобы как можно дальше пройти, попасть в групповой турнир.

– Вспомним 1989 год, когда вы приехали в Абовян с новыми идеями поднимать вместе со своим закадычным другом Назаром Петросяном «Котайк».

– Хорошая команда у нас была. До моего приезда команда плелась где-то внизу турнирной таблицы, но уже к концу первого круга мы вошли в первую пятерку. А затем Гамлет Мхитарян (отец Генриха Мхитаряна) уехал во Францию, и некому стало забивать. Скатились на 9-е место среди 22 команд Первой лиги, в которой в том году выступали такие серьезные коллективы, как ЦСКА, «Кайрат», «Пахтакор», «Нефтчи», «Нистру», «Кубань», «Таврия», «Карпаты», «Даугава», ростовские СКА и «Ростсельмаш», «Гурия» и кутаисское «Торпедо», орджоникидзевский «Спартак», воронежский «Факел»… В те годы Первая лига чемпионата СССР была очень сильная, на следующий год в нее из Высшей лиги свалились «Зенит» и московский «Локомотив».

Это был мой первый тренерский опыт. Правда, до этого я полгода помогал Павлу Гусеву в ростовском СКА, но на их уговоры остаться не повелся и уехал к Назару. В «Котайке» впервые попытались смоделировать свои тренерские идеи, выстроить у команды собственный игровой стиль. Понял, что в тренерском деле очень важно не зависеть от обстоятельств. И еще в творчестве должна быть идея. Поймешь это – будешь работать.

– Правда ли, что с одним из лидеров чемпионата – грузинской «Гурией» ветер помог?

– В Абовяне в те годы в августе с пяти до шести вечера дул очень сильный, мощнейший ветер. Причем всегда в одном направлении, а ровно через час затихал, прекращался. Зная об этом, в матче с «Гурией» мы сразу выбрали ворота по ветру. Повели 1:0. На второй тайм грузины вываливаются из раздевалки, потирая руки, мол, сейчас мы вам по ветру навтыкаем. Выходят на поле и замирают. «Слушай, а ветер где?!» Так 1:0 мы и выиграли.

– С Назаром Петросяном вновь соединились в ЦСКА, чуть позже бок о бок работали в московской «Нике».

– В 1994 году меня назначили главным тренером ЦСКА, и я пригласил Назара к нам вице-президентом, где мы вместе проработали три года. Затем я перешел в самарские «Крылья Советов», а Назар стал начальником команды у Олега Романцева в сборной России. В Москве мы с Назаром долгое время соседствовали семьями в одном доме. Наша дружба продолжается и сегодня, в Москве и в Ереване. Недавно он приезжал в Ереван, его мама вкусные блюда приготовила, и два раза они приглашали меня к себе на обед.

В «Нике» мы практически и не расставались. У нас была своя школа, молодежная команда, команда мастеров Второй лиги, два футбольных поля и корпус с гостиницей и интернатом. Среди воспитанников «Ники» есть кем гордиться. Это капитан и полузащитник московского «Спартака» Денис Глушаков, защитник Сергей Пономаренко и полузащитник Сергей Кузнецов из «Крыльев Советов» и «Луч-Энергии», ряд других интересных ребят, которые почти все играли в командах Высшей лиги. А вот Сергей Кузнецов в 2017 году выступал и в составе московского «Арарата».

Сегодня там команды нет, проекты «Ники» изменились, футбольные поля сданы в аренду школе «Барселоны».

– В Вашей тренерской карьере встречались ведь и армянские футболисты?

– Карапет Микаелян, Тигран Петросянц и Карен Дохоян в самарских «Крыльях Советов», Артур Едигарян и Артак Алексанян в «Химках», Эдгар Манучарян, Артур Саркисов и Вараздат Ароян в екатеринбургском «Урале». С Кареном Дохояном пришлось повозиться, он старался, стал классным игроком. Егор Титов однажды мне признался: «Никогда не думал, что Карен заиграет».

– Кроме Назара у Вас теплые отношения и с Хореном Оганесяном, с которым играли в сборной СССР.

– С Назаром мы в сборной познакомились в 1976 году, с Хореном чуть позже. Сегодня мы с Хореном сотрудничаем в «Пюнике», где он является почетным президентом. Вчера вот встречались, чаще не получается, свободного времени совсем не остается, все посвящено двум командам «Пюника».

– Владелец «Пюника» Артур Согомонян является и одним из спонсоров московского Театра Армена Джигарханяна. Вы же не раз с восторгом высказывались об Армене Борисовиче, называли его Величайшим артистом. Не это ли повлияло на Ваше приглашение в «Пюник»?

– Армен Джигарханян мне нравился по фильмам, но после того, как в Театре Маяковского увидел его в спектакле по пьесе Эдварда Разинского «Беседы с Сократом», понял, что это гений. Величайший артист. Как в футболе сегодня выделяются Роналду и Месси, так Джигарханян – в театре.

В «Пюнике» я оказался независимо от симпатий к Джигарханяну. С Артуром я знаком давно, у нас дружеские отношения. Когда Талалаев ушел из «Пюника», я отдыхал в Железноводске. Артур позвонил и сказал: «Выручай, приезжай».

– Зачастую хозяева наших клубов вмешиваются в дела тренеров, даже в определении состава на матч. Эта проказа Артура Согомоняна не зацепила?

– Он даже в раздевалку не заходит. Редкий случай, когда президент клуба не вмешивается в дела тренера. После матча, разумеется, встречаемся, разбираем игру команды, обсуждаем тот или иной игровой эпизод. Он сам играл в футбол, в дубле московского «Локомотива», но, по его словам, когда понял, что так, как Юрий Гаврилов, не сумеет играть, ушел в учебу и добился многого в бизнесе.

– С чудачествами наших футбольных рефери уже столкнулись, чем они отличаются от российских?

– Все то же самое, так же убивают, когда команда приближается к медалям. В России чаще было и похлеще. На недавней пресс-конференции я кратко упомянул матч 1995 года в Тюмени, где судья Виктор Ярыгин над нашим ЦСКА просто издевался, отменил два чистых гола.

Накануне того сезона Эдуард Шкловский (член исполкома РФС и КДК ПФЛ, директор межрегионального центра футбольных арбитров. – Ред.) и Лом-Али Ибрагимов обратились в ЦСКА с просьбой – захватить судей на сборы в Израиль. Мы повезли 18 арбитров за свой счет. Потом говорят нам: «За судейство в этом году не волнуйтесь». Назар Петросян отвечает: «Помогать не надо, только судите честно». А Ярыгин в Тюмень летел через Москву. Назар его встретил, поселил в гостинице, утром на машине проводил в аэропорт. Повторил: «Витя, не надо помогать. Просто честно отсуди». – «Самвелыч, что ты? Все будет нормально». И устроил беспредел.

После того матча в Тюмени вся его жизнь пошла кувырком, дети погибли от наркотиков, от рака вначале умерла жена, а затем и он.

– Если предложат возглавить сборную Армении, рискнете, не откажетесь?

– Мои помыслы лишь о «Пюнике».

– Что скажете о завершившемся чемпионате Армении в целом?

– Ровный по составу чемпионат из девяти команд, где все бились друг с другом не на жизнь, а на смерть. Все техничные, хорошо контролируют мяч, правда, играют без обострения. По качеству игры могу выделить «Пюник», «Бананц», «Арарат-Армению», «Алашкерт» и «Лори». К сожалению, на финише чемпионата внешние силы вмешались в ход его логического завершения и лишили нас чемпионского титула.

– И последний вопрос, который Вам в приватных беседах, видимо, уже надоел: откуда берет начало ваша фамилия, часто встречающаяся у армян как Тарханян?

– Вообще-то моя фамилия кавказская, у грузин тоже встречаются Тарханишвили. Так меня в сборной СССР называл Давид Кипиани. Мои родители из Поволжья. Я как-то прочел, что из Грузии, где в свое время лютовали турки и персы, целыми семьями переселялись к нам в Поволжье. Возможно, среди них были и мои предки, которые затем обрусели и стали Тархановыми.

На последние вопросы Александр Тарханов отвечал, поглядывая на поле, где уже кипела борьба в матче подопечных его сына Юрия с лидером Первой лиги – командой «Юниор Севан». Беседа наша подошла к концу, мне удалось вытянуть из него по капле все, что мучило мое любопытство. Я передал ему несколько номеров газеты «Ноев Ковчег», подарил свою книгу «Арарат» – любовь моя», в которую вошли мои интервью со всеми знаменитыми араратовцами прошлых лет (и теми, кто играл в команде при ее основании в 1935 году), а также с легендарными советскими футболистами: Валентином Николаевым, Юрием Кузнецовым, Валентином Бубукиным, Валентином Ивановым, Виктором Понедельником, Андреем Бибой, Вячеславом Амбарцумяном и нашим дорогим Никитой Павловичем Симоняном. При расставании пообещал Александру Тарханову включить нашу сегодняшнюю беседу в следующую свою книгу по футбольной тематике.

Александр Григорян

Фото Григора Григоряна

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 9 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты