№7 (318) июль 2019 г.

Причины и возможные последствия «хирургического вмешательства» в торговлю справедливостью в Армении

Просмотров: 7131

20 мая власти Армении инициировали «хирургическое вмешательство» в судебную систему страны. Начало процесса обозначил премьер-министр республики Никол Пашинян, озвучивший необходимость подвергнуть всех армянских судей веттингу с целью предъявления обществу «изнанки» служителей армянской Фемиды.

Переходное правосудие (правосудие переходного периода) – научная дисциплина, охватывающая судебные и несудебные процессы и механизмы, связанные с попытками общества преодолеть наследие крупномасштабных нарушений прав человека. К их числу относятся действия по судебному преследованию, репарации, комиссии по установлению истины и реформы институтов, в том числе люстрации.

Пашинян также потребовал отставки судей, чьи вердикты впоследствии были признаны ЕСПЧ как нарушение прав человека, и судей, «убежденных в собственной неспособности выносить объективные решения». Параллельно Пашинян охарактеризовал внедрение переходного правосудия как важную задачу для Армении, призвав парламент начать соответствующую законодательную работу по претворению в жизнь данных идей, вплоть до референдума по реформированию Конституции.

Роль спускового крючка для процесса реформирования судебной системы сыграло освобождение второго президента Роберта Кочаряна из-под стражи 18 мая. Уже 20 мая премьер заявил о необходимости применения веттинга и переходного правосудия, попутно призвав граждан перекрыть подступы к зданиям судов в знак протеста против коррумпированной и связанной с прежними властями судебной системы. Что и было немедленно сделано, однако через несколько часов показательная акция была прекращена по призыву все того же Пашиняна.

Здесь необходимо вкратце ознакомить читателя с тем, как в Армении на протяжении последних десятилетий, пожалуй, с самого обретения страной в 1991 году независимости, вершилось правосудие. Торговля справедливостью в Армении началась со времен правления Левона Тер-Петросяна. Судьи, все без исключения, назначались президентом и, соответственно, быть независимыми были неспособны по определению, априори. Как результат – главным мотиватором принятия решения тем или иным судьей был звонок «сверху», как правило со стороны лиц, приближенных «к телу» президента, в данном случае Левона Тер-Петросяна, Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна. Звонки «сверху» делались в особо важных случаях, когда было необходимо «отмазать» от уголовной ответственности того или иного представителя армянской так называемой олигархической элиты. Второй причиной для звонков являлись экономические споры. Именно судебными вердиктами рейдерские и иные захваты собственности, крупных объектов недвижимости со стороны все тех же близких «к телу» лиц получали сомнительное, но все же правовое оформление.

Во всех остальных случаях, когда дела касались остального населения, простых смертных, судебные вердикты выносились исключительно за взятки. При этом судьям было совершенно безразлично, выносится справедливое или несправедливое решение. Вердикт выносился в пользу того, кто его оплачивал. Соответственно, законы переворачивались с ног на голову, трактовались и преподносились судьями как угодно. Более того, судьи не только брали, но и вымогали взятки в случаях, когда платить отказывались обе стороны. В подобных случаях сторонам судебной тяжбы вместо окончательного вердикта предлагали «подумать» или «примириться», после чего через адвокатов судящихся извещали о стоимость «справедливости». Чаще всего подобным образом действовали судьи Апелляционного суда Армении. Но и после дачи взятки и получения вердикта мучения истца или ответчика не заканчивались. Выполнять решение предстояло Службе принудительного исполнения судебных актов РА. Выполнять предписания суда СПИСА, конечно, была готова… исключительно за взятку. Как в случае судов, так и в случае СПИСА речь шла о взятках, начиная от нескольких сот до нескольких десятков тысяч долларов. Разумеется, если дело касалось простых смертных. Конечно, в судебной системе ходили легенды о судьях, взяток не бравших в принципе. Однако как таким судьям удавалось выжить в подобной коррумпированной системе, по-прежнему непонятно.

Автор данных строк говорит и знает обо всем этом не понаслышке. К великому сожалению, мне лично пришлось столкнуться со всеми описанными выше проявлениями армянской Фемиды. И годами бороться против коррумпированной судебной системы и чинимого ею произвола. Следует отметить, что, в отличие от 90-х гг. прошлого века, когда основной причиной миграции являлась тяжелая социально-экономическая ситуация, в нулевые и последнее десятилетие граждане Армении в основном бежали от несправедливости. Покидали родину в знак протеста, не выдержав тотального беспредела в своем отношении, бежали от полной правовой незащищенности, от порожденного продажными судами собственного бесправия и уязвимости. Законы в Армении на протяжении последних трех десятилетий действовали избирательно и защищали лишь тех, «за кого позвонили», или тех, кто дал взятку. В результате новая Армения продолжает пачками получать решения ЕСПЧ с предписаниями восстановления справедливости и выплаты обойденным армянской Фемидой гражданам тысяч и десятков тысяч евро. Наиболее яркий пример – недавнее решение ЕСПЧ о выплате гражданке Армении Гаяне Тадевосян за попранные армянским судом права компенсации в 140 тысяч евро. И все эти суммы выплачивают не разбогатевшие на торговле справедливостью судьи, а армянские налогоплательщики. Как следствие, граждане республики подобным судам и судьям не доверяли никогда и продолжают не доверять и сегодня.

После смены исполнительной и законодательной власти в Армении Никол Пашинян, объявив о нежелании вмешиваться в работу судебной ветви власти, предоставил судьям возможность исправиться. Последние действительно перестали брать взятки, во всяком случае, о подобных случаях ничего не известно. По понятным причинам прекратились и звонки «сверху». Однако судить по справедливости армянские судьи не пожелали. Таким образом, вследствие органической связи с прежней системой суды продолжают аннулировать колоссальную работу следственных органов, выявляющих многочисленные факты коррупционных проявлений прошлого. И сегодня посредством применения веттинга и переходного правосудия новая власть пытается создать отвечающую новым реалиям в Армении, действительно независимую судебную систему и судебную ветвь власти. Право на веттинг в Армении уже получило положительную оценку Венецианской комиссии, однако его внедрение в Армении требует законодательного оформления.

Понятно, что бывшей власти стремление власти новой уничтожить последние рудименты коррумпированного прошлого явно не нравится, соответственно, они предпринимают усилия с целью сохранения хотя бы подконтрольной себе судебной власти. Идея применения веттинга активно критикуется, а переходное правосудие так вообще сравнивается с режимом апартеида в ЮАР. Активно раскритиковали веттинг и переходное правосудие и участники – юристы, судьи и бывшие госчиновники – состоявшегося 11 июня в Ереване круглого стола «Профессиональное обсуждение переходного правосудия и веттинга». Достаточно отметить, что вел мероприятие один из главных авторов многолетних «реформ» в судебной системе, экс-министр юстиции Армении Давид Арутюнян. Мотивация представителей Фемиды вполне понятна – веттинг немедленно выявит многочисленные нелицеприятные стороны жизни армянских судей, а переходное правосудие позволит посадить их в буквальном и переносном смысле в соответствующее место. Также понятно, что садиться никто не хочет. Отсюда стремление запугать общество тяжелейшими последствиями веттинга и переходного правосудия, вплоть до наступления одновременно анархии, диктатуры Пашиняна и конца армянской государственности.

А теперь вернемся на землю. Ненавидящее в силу обрисованных выше причин судебную систему армянское общество в вопросе внедрения веттинга и переходного правосудия, безусловно, консолидировано. Таким образом, предполагаемые нововведения отнюдь не обусловлены исключительно стремлением Пашиняна подмять под себя и судебную власть. Но и это не исключается. Как и ранее, в данном случае желания Пашиняна отражают желания подавляющего большинства армянского общества. В том, что армянские суды прогнили и нуждаются в реформировании, в негласных разговорах признаются даже самые ярые противники Пашиняна. При этом, к примеру, председатель Палаты адвокатов Армении Ара Зограбян считает, что субъектами веттинга должны стать не только судьи, но и прокуроры, следователи, полицейские, спецслужбы. При этом он убежден, что Армения не имеет достаточного кадрового резерва на подобный случай. Здесь нелишне отметить, что практически сразу после заявлений Пашиняна о готовящейся экзекуции судей с поста председателя Высшего судебного совета Армении подал в отставку Гагик Арутюнян. Еще через несколько дней его примеру неожиданно последовал и.о. председателя Геворг Даниелян. Несколько неожиданной стала отставка министра юстиции Армении Артака Зейналяна. И если отставки Арутюняна и Даниеляна представляются первой ласточкой будущих отставок судей, «убежденных в собственной неспособности выносить объективные решения», то с отставкой Зейналяна все намного сложнее. Скорее всего, министр-юрист просто не пожелал брать на себя возлагаемую на него премьером ответственность за жесткие действия в отношении коллег по цеху.

Следует признать, что пока инициативы премьер-министра страны порождают больше вопросов чем содержат ответов. Веттинг судей – процесс слишком длительный и сложный, не говоря уже о внедрении переходного правосудия. И для проведения того же веттинга одной политической оценки ситуации, в данном случае премьером Пашиняном, все-таки недостаточно. Необходима соответствующая правовая оценка, которая пока что не проводилась. Меж тем как веттинг предполагает комплекс мер: разработку и вынесение на суд общественности соответствующего закона, привлечение специалистов с целью наметить процедуру и понять, как и куда двигаться дальше. По оценкам международного специалиста, юриста Ара Казаряна, веттинг предполагает оценку имущества судьи, которое сравнивается с его заработной платой. А также его проверку на наличие политических связей, проверку его знаний и профессиональных качеств. Однако здесь, на взгляд юриста, возникает вопрос – кто все это должен осуществлять? По убеждению Казаряна, учитывая, что веттинг не является уголовно-правовым процессом, его осуществление прокуратурой или следственными органами неправомочно. В этом свете, по его оценкам, тестирование армянских судей должно осуществляться международными экспертами и специалистами.

В любом случае необходимость коренного реформирования судебной системы назрела достаточно давно. Обеспечивать реализацию правосудия существующая, оторванная от новых реалий судебная система просто не в состоянии. А подавляющее большинство судей в Армении действительно связаны множеством уз с прежней властью, чем и обусловлено их продвижение по служебной лестнице. Как следствие, практически все армянские судьи являются продуктом порочной системы прошлого. И с этим продуктом рано или поздно, но придется разбираться. Судя по последним тенденциям, все-таки посредством «хирургического вмешательства».

Давид Степанян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 26 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Отлично написано! Читаю статьи Степаняна с все большим удовольствием. Особенно метко получилось описание продажности судей, сам проходил через всю эту грязь!!!
  2. Совершенно с вами согласен Манвел. Я живу в Армении и хотя лично со всем этим сталкиваться, к счастью, не приходилось с ситуацией знаком.
  3. Торговля справедливостью началась в период Левона Тёр- Петросяна и Ваника Сирадегяна, а затем эту справедливость более успешно продавали последующие правители и судьи. Как сложится судебная система сейчас в Армении никто не знает, но любители продавать совесть есть и при Пашиняне.
  4. Артуру. Насчёт пашиняновских продавцов совести в Москве узнали?)))))
  5. Нет , узнаю в Ереване. Торговля справедливостью,повторяю, началась во времена Левона ТерПетросяна.
  6. Хорошая, толковая статья по сути проблемы. Честный суд - основа роста любой экономики, основа стабильности любой политической системе, жизненно необходимым для развития экономического и духовного любой нации - это аксиома! Теорема давно разрешается так, и только так, как это работает наиболее эффективно: всех судей нужно уволить, поочередно. Новые судьи избираются народом на выборах судьи по каждому району, как в Англии. Кандидат на должность судьи обязан иметь следующий профессиональный и жизненный навык, а именно: высшее юридическое; возраст 40+; стаж работы и в органах и представителем (защитником) в суде; в браке, и не менее 2-х детей. Парламент создаёт постоянно действующую комиссию ( комитет) в который избираются от всех партий. Эта комиссия наделяется полномочиями проверять, прослушивать и смотреть расходы любого судьи и при наличии оснований, указанных публично в законе, и его родных до второго колена включительно (двоюродные) по обоим линиям родства. За нарушение материального и процессуального права, повлёкших отмену судебного акта верховным судом Армении, судья должна нести материальную ответственность (вычет из зарплаты - по специально установленной методики). За неоднократность подобных отменённых актов, прописать внутриведомственную ответственность. Зарплату всех судей - сделать равной зарплате высшего должностного лица Армении. Все остальные «разрешения» судейского произвола - в пользу казнокрадства и мздоимства, в пользу олигархии капитала, во вред народу.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты