№9 (320) сентябрь 2019 г.

Без концепции развития экономики армяне будут перекладывать деньги из одного кармана в другой до 2050 года

Просмотров: 6252

По прошествии более года со дня смены власти в стране армянская экономика сегодня демонстрирует некоторые признаки оживления. Видимо, именно эти признаки позволили премьер-министру страны Николу Пашиняну озвучить в ходе своего выступления в Степанакерте 5 августа довольно смелые стратегические цели и приоритеты своего и последующих правительств. При этом то, насколько эти цели и приоритеты соответствуют и исходят из нынешней деятельности правительства, остается под вопросом.

Премьер-министр Армении, в частности, намерен довести население Армении как минимум до 5 млн человек, создать 1,5 млн рабочих мест, решить проблему занятости 2,5 млн человек и искоренить бедность. А также превратить Армению в индустриальную страну, увеличить в 15 раз ВВП, создать как минимум 5 армянских предприятий, имеющих совокупную стоимость, превышающую $10 млн, и 10 тысяч работающих стартапов. Помимо этого, увеличить в 7 раз среднюю заработную плату, занять по показателю боеспособности армии место как минимум в первой двадцатке, создать одну из десяти самых эффективных разведывательных служб мира. Обеспечить 100% доступность медицинских услуг и в 20 раз увеличить финансирование сфер здравоохранения, науки и образования. И, наконец, довести число туристов, посещающих Армению, до 15 млн. На все эти достижения армянский премьер отводит Армении более 30 лет. По его прогнозам, Армения должна стать одной из передовых стран мира к 2050 году.

Даже не пытаясь подтвердить или оспорить возможность претворения в жизнь озвученных армянским премьером приоритетов и целей, вернемся на землю и попробуем подвести первые итоги и уже существующие результаты новой Армении. Так, согласно данным Комитета по государственным доходам Армении, объемы налоговых поступлений и госпошлин в госбюджет в январе – июне текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 24,7% – с 571,8 млрд драмов до 713,4 млрд драмов. Появившиеся дополнительные более 141 млрд драмов правительство, по словам премьера, направило на 10-процентное повышение с 1 июня зарплат военнослужащих. С 1 сентября также на 10% будут повышены зарплаты учителям.

С 1 января 2020 года на 10% увеличатся пенсии. Дополнительные 7,4 млрд драмов будут выделены на ремонт 330 километров автомобильных дорог. Дополнительные 10 млрд драмов планируется выделить на развитие общин в виде субвенций. 3 млрд драмов выделяется на разрешение жилищных проблем граждан, потерявших жилье в результате землетрясения 1988 года. Примечательна еще одна цифра, пусть не имеющая отношения к данным суммам. В 2020 году финансирование военно-промышленного комплекса Армении вырастет на 114%.

Некоторый рост демонстрирует и армянская промышленность. Согласно данным Статистического комитета, в первое полугодие 2019 года объем промышленного производства в Армении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 6,9%, до 900,5 млрд драмов. Что является достаточно серьезным показателем. Рост горнорудной промышленности составил 6,8%, до 159,19 млрд драмов, перерабатывающая промышленность выросла на 8,7%, до 605,1 млрд драмов. Неплохо обстоят дела с обслуживанием внешнего долга. Согласно Статкомитету, по состоянию на 1 июля общий государственный долг Армении составил $6934 млн, $4930,9 млн от которого приходится на внешний долг. Таким образом, впервые с 2015 года внешний долг Армении снизился на $120 млн.

Не самым лучшим образом обстоят дела с товарооборотом, в частности, экспортом. Согласно данным Статистического комитета, в январе-июне 2019 года экспорт из Армении составил $1173,8 млн продемонстрировав спад на 0,5%. Импорт, в свою очередь, вырос на 0,5%, до $2321,4 млн. В целом внешнеторговый оборот Армении по итогам 6 месяцев составил $3495,2 млн, продемонстрировав рост на 0,1%. Стагнация здесь, как видно из цифр, налицо. Несколько лучше обстоят дела с экспортом армянской продукции в страны ЕАЭС. Согласно докладу дирекции по аналитической работе Евразийского банка развития, экспорт Армении в страны ЕАЭС в 2018 г. составил $689 млн, из них в Россию – $666,7 млн, в Беларусь, Казахстан и Кыргызстан – $11,7 млн, $9,8 млн и $1,0 млн соответственно. Таким образом, темпы роста армянского экспорта по направлению ЕАЭС оказались самыми высокими среди стран союза, достигнув 24,1%.

На этом фоне новые крупные промышленные и перерабатывающие предприятия в Армении практически не появляются. Что в первую очередь обусловлено отсутствием притока инвестиций. Создаются лишь небольшие фирмы, в основном занятые в IT-сфере. В частности, в правительство с просьбой о получении налоговых льгот обратилось более 130 созданных недавно IT-компаний. 90 таких компаний уже получили подобные льготы и, согласно расчетам правительства, до 2022 года создадут более 800 высокооплачиваемых рабочих мест.

Таким образом, приходится констатировать, что ситуация в экономике в целом выглядит достаточно неплохо. Особенно в сравнении с ситуацией, царившей еще год назад. В первую очередь благодаря выводу недобросовестных компаний-налогоплательщиков из «тени». Это стало возможным благодаря исчезновению коррупционной составляющей из цепочки отношений правительство-налоговая-бизнес. Предполагается, что этой же цели послужит начавшееся внедрение плоской шкалы налогообложения. 25 июня парламент в окончательном чтении одобрил пакет налоговых изменений, предполагающих снижение на 2 п.п. налога на прибыль и внедрение уравненной шкалы подоходного налога, начиная с 23%, который в течение трех лет будет сокращен до 20 процентов. Тем самым правительство делает ставку на добровольный выход налогоплательщиков из «тени», налоговые поступления в результате снижения объемов «теневой» экономики. При этом и здесь далеко не все однозначно. Так, согласно оценкам экс-вице-премьера Армении Ваче Габриеляна, закрепленная в результате изменения Налогового кодекса плоская шкала налогообложения к росту доходов в госбюджет Армении не приведет. На его взгляд, предусмотренные изменения подобного потенциала просто не имеют.

Однако есть еще одно обстоятельство, вызывающее у налогоплательщиков, причем у всех без исключения, не самые радужные ожидания. Согласно все тем же изменениям в Налоговом кодексе, ежегодный средний рост акцизной ставки в стране составит 3%. Это в свою очередь означает, что, покупая, к примеру, бутылку подсолнечного масла, граждане год от года будут платить за нее на 3% дороже. Таким образом, уже имеющее место и прогнозируемое правительством повышение заработных плат будет сопровождаться инициированным все тем же правительством подорожанием товаров. Иными словами, перекладыванием денег сначала в карманы населения в виде увеличенных зарплат, пенсий и пособий, а потом их возвращением в госбюджет в виде увеличивающихся акцизных сборов. Таким образом, подобная налоговая политика правительства новой Армении, по большому счету, немногим отличается от налоговой политики прошлого правительства. Увеличение акцизных сборов всегда являлось и продолжает оставаться самым легким способом пополнения госбюджета за счет всех граждан без исключения, включая самых малоимущих. В этом свете то же увеличение минимальной зарплаты с 55 до 63 тысяч драмов выглядит, мягко говоря, неубедительно.

Подобных шагов правительства, мешающих гражданам видеть собственное социально-экономическое будущее сквозь розовые очки, немало. И это несмотря на реальный рост доходов работающих и даже неработающих граждан. Однако здесь хотелось бы остановиться и сместить внимание читателя на главное. Находящееся у руля уже более года правительство Армении, правящий блок «Мой шаг» и лично Никол Пашинян так и не представили вниманию общества, собственных избирателей внятной концепции социально-экономического развития страны, стратегии, программы развития Армении хотя бы на будущий год, не говоря уже о стратегии до 2050 года. Меж тем как без подобной концепции, дорожной карты, куда, зачем и как быстро мы идем, остается непонятным. И вполне логично, что отсутствие подобной программы в первую очередь сказывается на программах потенциальных инвесторов. А уже потом на всех сопутствующих факторах экономического развития.

Долгие годы армянская экономика находилась в заболоченном состоянии и хоть как-то существовала благодаря трансфертным поступлениям, внешним заимствованиям и, конечно, коррупции. Все это называлось «либеральной моделью развития» экономики, хотя на деле никакого отношения к данной модели не имело. Смена власти в Армении позволила придать экономическому либерализму более реальные очертания, превратив рыночные отношения из фикции в реальность. Однако для экономики страны, которая все еще сидит в болоте, что обусловлено как внешними – объективными, так и внутренними – субъективными факторами, одного либерального фактора для развития явно недостаточно. Необходима четкая скоординированная программа действий. Программа комплексного развития всех сфер экономики, общественной жизни.

Прошедший год успешного, но все-таки фрагментарного развития некоторых сфер – к примеру, здравоохранения и образования – уже успел продемонстрировать необходимость применения именно комплексного, государственного подхода к вопросам экономического развития страны. Без этого комплексного, концептуального, направленного на долгосрочные приоритеты развития, а не на латание дыр и сиюминутные политические дивиденды подхода граждане Армении будут продолжать перекладывать деньги из одного кармана в другой еще долгие годы. Вполне возможно, вплоть до 2050 года. А степанакертские тезисы премьер-министра в направлении превращения Армении в нормальную страну так и останутся в лучшем случае в рамках благих пожеланий. Желание развивать страну есть и у власти, и у общества. Остается по возможности быстрее согласовать то, как это сделать, поскольку время для Армении и особенно Арцаха – довольно дорогой ресурс, продолжать транжирить который непозволительно.

Давид Степанян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 25 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Мне кажется ни экономики, ни политики нет в действиях правительства во главе с Пашиняном. Он уличные методы вносит в политику. Если народ назначил главойц Республики, он должен быть великодушной и принципиальной, не надо мелькике, я бы сказал детские привычки поставить в краеугольный камень деятельности государства. Что означает держать под арестом бывшего президента. Низкопробное отмощение, вот ты посадил меня, я тоже посажу. Этот принцип правильный только при разборке подростоков и "воров в законе". Ну, довольно. В начале откября Президент России Путин должен прибыть в Ереван. Очень хочется, чтобы к этому моменту Кочарян был освобожден. Какой он был президентом - оценит народ. Изучая действия МИД Армении и других стран, прихожу к выоду, что чиновники МИД Армении не учились ни истории, ни дипломатии, и тем более действовать во имя своей Родины.
  2. Прочел выступление Николая Пашиняна на ГА ООН. Стоило ли из-за такого слабого выступления полететь за океан. Очень мягкая критика в адрес Турции, при том что Турция практически объявила войну Армении, закрытые границы, антиармянская истерия Эрдогана, разрушение одного из самых ценных памятников истории — города Ани. Ни о бандитском разделке Армении в 1918 году, ни о захватнической политики Турции и Азербайджана по отношению в Армении. Как будто не была незаконная передача большевиками Нахиджевана и Арцаха выдуманному государству Азербайджан. . Он заявил, что Армения не претендует на отобранные земли!!! Мировое сообщество должно понять, что волнует Армению и армянский народ, необходимо говорить, говорить и еще раз говорить о бандитском разделке Армении, поставить вопрос о реанимации Севрского мирного договора. Ну, вот вкратце.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты