№2 (325) февраль 2020 г.

Что такое армянский менталитет и как с ним жить?

Просмотров: 112794

Армянский менталитет, или ментальность, присущая представителям нации, считающей себя одной из самых древних в мире, остается, пожалуй, одной из самых ярких тем, вокруг которой разворачиваются споры в пространстве, условно именуемом как армянство. Речь идет о собственно Армении, Арцахе и конечно же разбросанной по всему миру диаспоре. Основной причиной споров в социальных сетях и на кухнях представляется диаметральная противоположность во взглядах представителей армянского этноса относительно, казалось бы, на первый взгляд общеизвестных истин. Еще одной немаловажной причиной являются как плюсы, так и минусы, безусловно, содержащиеся в армянском менталитете. В данной статье с риторическим вопросом в заголовке мы возьмем на себя смелость их рассмотреть и подвергнуть краткому анализу.

Плюсы

Начнем с плюсов, которые в общем-то споров не вызывают и которые приятны уху любого армянина. Армянин – это, прежде всего, человек. Но это человек, который старается блюсти традиции предков и всегда помнит, кто он, откуда он и кому обязан появлением на свет. Это человек, в общем-то старающийся не забывать своего языка, передавать его своим детям и внукам вне зависимости от того, в какой точке земного шара он находится. Это человек, связывающий собственную человечность с лучшими традициями своего народа, это человек, придерживающийся патриархальных устоев, пусть зачастую весьма спорных. Армянин – индивидум, в идеале несущий миру, стране своего проживания культуру своего народа. Армянин гостеприимен, приветлив и смотрит на мир широко раскрытыми глазами. Есть, конечно, исключения, и их, к сожалению, немало, но общий портрет армянина выглядит именно так. Во всяком случае, все эти качества в нас, безусловно, сохранились даже в условиях отсутствия собственной государственности и проживания в различных частях света.

Минусы

Плюсов у нас очень много, и прошу прощения, если не назвал многие из них. Но, к сожалению, хватает и минусов. Представляется, что именно их обилие побуждает многих наших соотечественников отказываться отождествлять себя с Арменией, идентифицировать себя как часть армянского народа. Вспомните, сколько раз вы сами, будучи армянами, говоря об армянах, употребляли слово «они» вместо «мы». И то, что эти «они» являются предателями, продажными людьми, людьми, служащими кому и чему угодно, но только не интересам собственного народа и страны, все-таки не превращает их в команчей или англичан. Хотим мы того или нет, но мы все такие же армяне, как и они. Другая крайность – в доходящем порой до тошноты стремлении найти в известных и успешных людях армян. Мы привыкли искать и находить армянскую кровь у Суворова, Мюрата, Гагарина и даже Рэя Чарльза и Майкла Джексона. Причина? Думается, ее нужно искать в комплексах, присущих таким малым нациям, как наша. Имея на деле великих сынов мирового масштаба (не вижу никакой надобности в перечислении), комплексы побуждают нас придумывать все новых и новых армян с целью подчеркнуть собственную значимость, значимость собственного места в мире. При этом, покидая родину, на чужбине некоторые из нас стараются держаться от соотечественников подальше и называют их «они». Причина? Наверное, в том, что мы не ждем от соотечественников конкретной помощи.

Армянский менталитет – это полное отсутствие желания следовать общепринятым законам и правилам у себя в стране. Армянин рассматривает государство в качестве врага, а территорию собственного обитания как вражескую. Объяснить иначе стремление нарушать законы везде, где это только возможно, уничтожать и воровать общественную собственность, пачкать, сорить и плевать на тротуары просто невозможно. Для среднестатистического армянина единственным местом, где категорически нельзя вести себя по-свински, является собственный дом, квартира – «оджах». «Оджах» отождествляет семью, и наоборот, семья олицетворяет «оджах». Таким образом, захлопнув дверь квартиры или выйдя за стены своей собственности, мы начинаем вести себя как хамы, как свиньи, как угодно, но только не как люди, считающие себя пупом возникновения современной цивилизации. Уже в подъезде, в лифте, на улице можно бросать окурки, плевать, разрисовывать стены, хватать все, что плохо лежит, и т.д. Причина? Это ведь не твое, это общее, соответственно чужое.

Причины

Для полного понимания глубинных причин возникновения у армян подобного мышления необходима многолетняя работа профессионалов-психологов. Со своей стороны осмелюсь предположить, что причины кроются в тысячелетнем отсутствии у нас государственности и, соответственно, уважения к данному институту. Мы выживали веками на нашей древней земле, которая нам уже не принадлежала и управлялась пришлыми ханами и султанами. И считали своим в лучшем случае то, что находилось за построенными нами стенами. Нашим был лишь «оджах», в лучшем случае то, что было за церковными стенами, все остальное было чужим. И 70 лет советской власти нас в этом убеждении лишь укрепили. Все эти 70 лет коммунисты уверяли народ в том, что все, что есть в стране, принадлежит всем. Как оказалось, тщетно. Государство воспринималось нами в лучшем случае как источник собственного обогащения и очень четко разделялось от «оджаха» со всеми вытекающими последствиями, одним из которых, собственно, стало его исчезновение…

Выводы

Времена меняются, на дворе XXI век, и мы должны, наконец, понять, что вести себя в XXI веке так, как вели себя наши предки, для представителей великой нации, простите за выражение, «армянского гена», и наконец, просто для людей является непростительной ошибкой. Мы должны стряхнуть с себя многовековое колониальное наследие, рабское мышление, преступное мышление, когда мы не считаем своей страну, в которой родились и живем. Любой армянин обязан научиться считать своей собственностью не только «оджах», не только то, что он огородил стеной высотой в три метра, не только то, что находится за дверью его квартиры. Мы обязаны, наконец, научиться считать своей собственностью подъезд, улицу, дорогу, лес, реку. Уважать все, что находится в нашей стране, уважать не только свою, но и чужую собственность. Мы должны, наконец, научиться уважать друг друга, научиться уважать себя. Мы должны научиться смотреть на Армению глазами хозяина, единственного хозяина. Мы должны перестать считать, что наша страна принадлежит кому-то другому, а не нам. И лишь когда мы придем к пониманию этой простой истины, мы начнем требовать аналогичного отношения от власти. От людей, нанятых нами для управления государственными институтами власти. Мы перестанем, наконец, видеть в Николе Пашиняне доброго «царя-батюшку» и станем требовать от него эффективного и разумного управления страной. Страной, которая принадлежит нам, нашим «оджахом», в котором не должно быть места мусору, отходам – как бытовым, так и человеческим.

Надежда

От подобной модели общества нам еще очень далеко. Но у нас есть надежда. И эта надежда заключается в идущих нам на смену поколениях. Мы лучше наших родителей, наши дети лучше нас. Почему? Потому что они постепенно, но верно приобщаются к цивилизованному миру, обществу, от которого веками были изолированы наши предки. Молодежь постепенно приходит к тому, что не все верно, что говорят родители, что говорит старшее поколение. Молодежь меньше думает о нашей псевдоисключительности и больше думает о том, как стать частью цивилизованного мира. «Бархатную революцию» в Армении осуществили не Путин, не госдеп, не Серж Саргсян и даже не Никол Пашинян. И уж точно ее осуществили не люди, десятилетиями смиренно протягивающие руку за предвыборной взяткой, подачкой в несколько тысяч драмов. Коррумпированную власть в Армении сменило новое поколение. Стоящая на площади днями молодежь, отказывающиеся сидеть в запертых аудиториях студенты, перекрывающие улицы дети. Именно молодежь, метущая ночью площадь Республики после завершения очередного митинга. Молодежь ломает ложные, укоренившиеся в нас стереотипы об «оджахе», точнее о его границах, со всеми вытекающими последствиями. И в этом армянская молодежь мало чем отличается от любой другой молодежи. И очень важно, чтобы на пути избавления от мусора на улицах, от мусора в кабинетах и, самое главное, от мусора в наших головах мы смогли сохранить все хорошее, что у нас есть. Все то, что позволяет нам говорить, что мы армяне. Именно «мы», а не «они».

Давид Степанян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовал 281 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Написано просто на отлично! Кое-где даже узнаю самого себя. Хороший анализ наших, да-да именно наших, неисправностей. А наши дети действительно лучше нас. Мои во всяком случае точно)
  2. У автора такая фраза -" Мы не ждём от соотечественников помощи" не совсем правильная. Очень даже ждут. от тех кто уехал и неизвестно, как ему живется на чужбине. Более того иногда требуют. В целом, статья справедливая, но есть и места где задевает национальные чувства. Но. бесспорно такие материалы нужны. Иногда нужно взглянуть в зеркало.
  3. К великому сожалению, Давид затронул в статье многие наши пороки. Но очертил и путь избавления от наших недостатков. Большое спасибо автору и редакции! Нам нужно почаще читать, чтоб понимать кто мы есть на самом деле и кем хотим быть.
  4. Все верно, но есть спорные моменты, и упущены некоторые важные аспекты. Например автор не упомянул об отношении армян к армянской церкви, что является одним из решающих факторов, и др. Мне как стороннему, они виднее, но не буду о них говорить. Но одно безусловно - выживаемость армян в иноэтничной среде, одна из самых высоких в мире. Но за этим лежит тяжелейшее прошлое столетий, века жестокого естественного отбора. Видимо из-за газетных рамок,эта отличная статья, получилась лишь тезисной. Байц, абрес парон Степанян.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты