№2 (325) февраль 2020 г.

Инцидент в Дрезденской опере исчерпан?

Просмотров: 6424

Мировая музыкальная общественность отреагировала на демарш азербайджанского тенора Юсифа Эйвазова

Азербайджанский тенор Юсиф Эйвазов, муж известной оперной певицы Анны Нетребко, отказался выступать на одной сцене с сопрано Рузан Манташьян. Артисты должны были принять участие в Dresden Semper Ball 7 февраля 2020 года.

Дрезденский оперный бал – значительное событие в мире музыки. Впервые он состоялся в 1925 году и затем проводился восемь раз в период до 1939 года, до начала Второй мировой войны. В 2006 году бал возродили к 800-летию основания Дрездена, и с этого года он проводится ежегодно. Участниками мирового музыкального торжества ежегодно становятся свыше десяти тысяч жителей и гостей саксонской столицы.

Юсиф Эйвазов и Рузан Манташьян, с которой организаторы бала вели переговоры об участии в Dresden Semper Ball 2020 с октября 2019 года, должны были выступать на дрезденском балу. Однако 13 января 2020 года агентство, представляющее интересы армянской певицы, распространило пресс-релиз, в котором сообщалось, что договоренность об ее участии на бале отозвана. Причина – отказ азербайджанского певца выступать с гражданкой Армении Рузан Манташьян. «Если она выступает, то я не пою», – якобы заявил Эйвазов, добившись отстранения Рузан Манташьян. Стороны обменялись рядом заявлений, в которых одна отрицала факт давления Эйвазова на организаторов бала, другая объявила о намерении обратиться с жалобой в суд.

«Невероятно, но факт! Эйвазов отказался выступать с армянкой Рузан Манташьян по политическим причинам, – написал в своем комментарии на известном оперном портале Forumopera.com обозреватель Лоран Бюри. – Тенор победил, и сопрано попросили удалиться».

Немецкий журналист, обозреватель по вопросам культуры газеты Rheinishe Post Вольфрам Геортц был более резок. «Азербайджанский тенор Юсиф Эйвазов, мягко говоря, вытеснил с бала Дрезденской оперы армянскую певицу Рузан Манташьян, – заявил он. – Эйвазов – тенор с тяжеловесным, маловыразительным тембром голоса. Для международного оперного цирка он необходим лишь потому, что является мужем Анны Нетребко, с которой часто выступает в дуэте».

Мир музыки также не оставил инцидент в Дрезденской опере без внимания. Свое возмущение выразили всемирно известные оперные артисты.

На своей странице в соцсети Facebook певица Асмик Папян опубликовала комментарий немецкого оперного певца Рене Папе, одного из лучших в мире басов нового поколения, солиста Берлинской государственной оперы, приглашенного солиста «Метрополитен Опера». Рене Папе обратился к своему азербайджанскому коллеге с призывом не пропагандировать ненависть.

«Обычно я не комментирую такого рода явления, но будучи родом из Дрездена, будучи послом музыки, культуры и выступая против расизма, вынужден сказать уважаемому коллеге Юсифу, чтобы он не приносил ненависть в мой город или куда-либо еще. Иметь возможность заниматься музыкой – значит строить мосты, а не разрушать их, – написал Рене Папе. – Дорогой Юсиф, если ты не знаешь, то сообщу тебе, что у Дрездена очень светлое, очень темное, а также славное музыкальное прошлое. Быть приглашенным в этот город петь и дарить радость слушателю – большая честь и привилегия. Ты должен быть горд и счастлив от того, что тебя попросили быть частью этого…

Твой коллега – Ren».

Незамедлительно откликнулся на произошедшее в Дрездене всемирно известный немецкий певец бас-бариторн Томас Квастхофф. «Господин Эйвазов, позор вам! Расизму нечего делать в профессии певца и вообще в этом мире», – заметил он.

Об инциденте в Дрезденской опере написала на своей странице в Facebook и прославленная армянская певица Асмик Папян: «Куда мы докатились. Я неоднократно выступала на этой сцене, не припомню ничего подобного».

«Дрезденский инцидент – позор, – поддержал коллег на своей странице в соцсети Facebook актер и сценарист Вардан Петросян. – Даже представить подобное для работающего в Европе артиста просто невозможно. Если вкратце, то азербайджанский певец Юсиф Эйвазов не пожелал выступать с армянской певицей Рузан Манташьян, из-за чего подготавливаемый контракт с армянской певицей был отменен. Читаю материалы, выражаю свое возмущение и не могу понять, что подобное коварное, безобразное явление может произойти в артистической среде, тем более в сегодняшней Европе, тем более в такой развитой стране, как Германия».

По словам Вардана Петросяна, он на протяжении нескольких месяцев выступал на одной сцене с турецким коллегой в пьесе N’ayez pas peur известного французского режиссера и актера Робера Оссейна: «Вместе мы работали в теплой, дружественной атмосфере, беседовали, даже о тяжелой для нас обоих теме – армяно-турецких отношениях. По-человечески, по-братски»

«Главным ответственным этого гнусного явления является руководство Дрезденской государственной оперы, которое вместо того, чтобы дать политическую оценку расистскому поступку азербайджанского певца и применить соответствующие санкции, наоборот, повинуясь его требованию, отказалось от выступления армянской певицы и сейчас «умывает» руки, заявив, что не желает иметь ничего общего с каким-то дальним армяно-азербайджанским конфликтом, который преднамеренно был привнесен в театр, – считает Вардан Петросян. – Призываю всех моих коллег из Франции, США, Канады, России, Армении, а также других стран поднять голос протеста против проявления этого дикого шовинизма, в противном случае бацилла расизма может проникнуть на европейскую сцену, стать прецедентом и породить еще более отвратительные, неприемлемые явления».

Комментируя ситуацию с Эйвазовым, художественный руководитель SemperOpernball профессор Ханс-Йоахим Фрай отметил в сообщении устроителей фестиваля, что «мы как организаторы всегда рассматриваем несколько вариантов при планировании SemperOpernball [...] На пути к гала-концерту многие идеи разрабатываются и вновь отбрасываются. Спектакли и артисты пропадают и вновь появляются в фокусе. Традиционно программа до самого бала все еще находится на стадии обсуждения [...] Действительно, участие госпожи Манташьян еще в декабре было вариантом, изложенным в нашем пресс-релизе. К этому времени артистические агентства были в контакте друг с другом. Однако, в конце концов не было никакого контракта, согласно которому она выступит на SemperOpernball 7 февраля 2020 года [...] Обвинение в том, что неисполнение обязательств в отношении госпожи Манташьян может иметь какое-либо отношение к ее национальности или к господину Эйвазову, абсурдно», – сообщил Фрай.

Российская писательница, член попечительского совета благотворительного фонда «Созидание» Наринэ Абгарян на своей странице в соцсети Facebook отреагировала незамедлительно: «Скандал вокруг истории с азербайджанским тенором Юсифом Эйвазовым, мужем Анны Нетребко, отказавшимся петь на одной сцене с армянкой Рузан Манташьян, набирает обороты. И как бы ни старались организаторы дрезденского бала его замять, ничего у них не получается»

«Чем руководствовался господин Эйвазов, вовлекая в этот безобразный, откровенно расистский конфликт не только себя, но и свою жену Анну Нетребко, я не знаю, – написала Наринэ Абгарян. – Скорее всего, просто хотел выслужиться перед руководством страны, гражданином которой является. С чем я его сердечно и поздравляю».

Парламент Республики Армения направил письмо в бундестаг Германии, в котором, в частности, говорится: «Участие проживающей в Гамбурге сопрано Рузан Манташьян в SemperOpernball в Дрездене было приостановлено по требованию азербайджанского тенора Юсифа Эйвазова, который отказался выступать с армянской певицей.

Такой ксенофобский подход в сфере культуры недопустим. Это вопиющее пренебрежение к искусству. Культура была и остается одной из самых эффективных платформ для диалога между народами, для строительства новых мостов, которые не признают политику и национальность. Уважение и равенство художников, представляющих все нации и культуры, должны быть сохранены».

Армянская певица сопрано Рузана Манташьян – финалист Международного конкурса вокалистов имени Франсиско Виньяса в Барселоне, обладательница специального приза, победительница Международного конкурса певцов Тоти даль Монте в партии Мюзетты оперы «Богема».

Юсиф Эйвазов на своей странице в соцсети Instagram опубликовал пресс-релиз SemperOpernball. В нем говорится, в частности, что «организаторы SemperOpernball решительно отвергают обвинение в том, что причиной, по которой певица Рузан Манташьян не выступит на 15-м SemperOpernball 7 февраля 2020 года, является ее национальность».

В поддержку азербайджанского певца выступила российская телеведущая армянского происхождения Сати Спивакова, жена скрипача и дирижера Владимира Спиваков. На своей страничке в Instagram она прокомментировала скандал вокруг инцидента в Дрезденской опере.

«И при всем моем восхищении молодой армянской певицей Рузанной Манташьян, понимая, что в этой грязной и мелкой истории она – жертва, я хочу защитить @yusif_eyvazov_official, доподлинно зная, что его оболгали и подставили! – написала телеведущая. – Я – армянка, он – азербайджанец, и если рассматривать политический контекст, мы точно будем по разные стороны баррикад! Но никогда, ни для одного артиста национальность коллеги не играла роли! В их «пятой графе», как на скрижали, написано – артист! Все артисты – граждане одной безграничной страны под названием ИСКУССТВО».

Если это так, то инициаторы инцидента в Дрезденской опере не имеют к искусству никакого отношения.

P.S. Как стало известно 24 января 2020 года, оперная певица Рузан Манташьян выступит на концерте SemperOpernball в Дрездене 7 февраля. «Я получила предложение выступить на концерте. После долгих раздумий я приняла предложение», – сказала Рузан Манташьян в беседе с корреспондентом «Арменпресс».

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 9 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Эта история с хорошим концом. Рузан Манташян с успехом выступила на сцене Дрезденской оперы и Эйвазов выступил. Пресса и общественность сделали своё дело. Спасибо всем,кто выступил и защитил право армянской певицы выступить в Европе, в том числе и публикация в "НК".
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты