№7 (330) сентябрь 2020 г.

Под сенью Святого Престола - Забытые факты истории армян

Просмотров: 1585

В 1874–1917 гг. Духовная семинария Геворгян Святого Эчмиадзина подготовила и выпустила из своих стен почти полторы тысячи питомцев. Они неизмеримо высоко подняли интеллектуальный уровень армянского общества. Мысль о создании подобного учебного заведения зрела в умах видных армян – Степаноса Назарянца, Микаэла Налбандяна, Смбата Шахазиза, Раффи…

В 1866 году новоизбранный Верховный Патриарх и Католикос Всех Армян Геворг IV Констанднуполсеци в Санкт-Петербурге на аудиенции у императора Александра?II, с которым состоял в переписке, испросил разрешения на открытие духовной семинарии в Вагаршапате (до 114 г. нашей эры – Вардкесаван, до 1945 г. – Вагаршапат, до 1992 г. – Эчмиадзин, после вновь Вагаршапат). «Получив милосердное благоволение Государя императора относительно основания семинарии», Католикос первым делом принялся за организацию школьного образования. Своим кондаком (указом) от 14 июня 1867 года Верховный Патриарх создает Учебную комиссию, поручив ей открыть епархиальные школы и снабдить их учебными планами.

Пользуясь представившимися в рамках «Положения» Министерства народного просвещения империи (Миннарпроса) возможностями, Католикос открыл в городах и селах с компактным проживанием армян сотни церковно-приходских школ. А для управления ими к 1875 году учредил должность епархиальных инспекторов.

В 1869 году по требованию Миннарпроса разработанный Устав семинарии, согласно которому открывающееся учебное заведение должно было иметь шестилетнее школьное обучение подобно епархиальным школам, был направлен на утверждение государю императору. Вникнув в суть Устава, эксперты Миннарпроса внесли в него ряд значимых поправок: обучение в семинарии должно быть девятилетним, из коих шесть лет отводилось школьному (классному) обучению и три года – высшему семинарскому (аудиторному).

Школьное (классное) обучение, именуемое «дасаранакан», призвано было готовить учителей для армянских школ, что приравнивалось к гимназическому образованию. А семинарское (аудиторное) отделение, именуемое «лысаранакан», давало высшее духовное образование.

Официально же Устав семинарии и перечень предметов к обучению были высочайше утверждены Александром II лишь 1 октября 1874 года.

Согласно Уставу, помимо общей истории Церкви, в частности Армянской Апостольской, Священного Писания с толкованием его, основ христианской морали, житий святых мучеников и церковного права, в духовной семинарии проходили курсы педагогики, философии (логики и психологии) и истории философии, истории и географии Армении, общей истории и географии мира, отдельно еще и России, математики, естествознания, астрономии, биологии, армянского языка и истории литературы, русского языка, латыни и греческого (древнего и нового), а также французского и немецкого языков, черчения и рисования (преимущественно церковного), духовного песнопения. Отдельным предметом изучения был язык церковных служб и треб, как и грабар – армянский древний язык Священного Писания. Восьмая статья Устава предусматривала преподавание на армянском языке, преимущественно на грабаре.

Споры о том, где быть духовной семинарии – в Тифлисе (Тбилиси) или Канакере (близ Еревана), Геворг IV пресек авторитетным патриаршим решением – стоять ей в Вагаршапате при Первопрестольном Святом Эчмиадзине.

К тому времени финансовое положение Святого Престола было плачевным: церковная казна пустовала. И Геворг IV бросает клич всем армянам с просьбой сообща возвести этот храм учености. Голос Верховного Патриарха был услышан, и отовсюду потекли пожертвования на благое дело. Первый взнос поступил от армянской епархии Астрахани: то были отданные на хранение туда средства на имя епископа Серовбе Араратского. Следом пришли деньги, завещанные индийским армянином Геворгом Манукяном (значительная сумма с процентами), хранившиеся более сорока лет в банке Калькутты. Еще 27 тысяч золотых флоринов, сумма по тем временам более чем внушительная, поступили от продажи зданий и поместий Армянской Церкви в Амстердаме. Вняв настоятельной просьбе Католикоса, откликнулся на призыв и житель Москвы, известный меценат Ованнес Степанович Ованнисян. Его дар и дал толчок началу строительства. Возвести комплекс духовной семинарии по просьбе Геворга IV взялся искусный архитектор из Константинополя (Стамбула) Арутюн Абгарян.

20 мая 1869 года Католикос Всех Армян Геворг IV, утвердив Устав семинарии на пять лет, освятил закладной камень фундамента строгих форм здания семинарии на территории Эчмиадзинского монастыря. Случилось это после обедни, когда церковная процессия с духовными песнопениями, посвященными Святым Переводчикам-Таргманам, от Кафедрального собора Святого Эчмиадзина направилась к северо-восточной части монастыря.

Окропив святой водой краеугольный камень, Верховный Патриарх обратил мольбу к Всевышнему: «Господи, дай нам сил довести до конца начатое нами святое дело!» Закладка здания проходила под залп ружейных выстрелов, звуки военного оркестра и народной музыки – с зурной и доолом. Первым с приветственным словом по случаю закладки духовной семинарии выступил именитый писатель Газарос Агаян. И весь день народ отмечал знаменательное событие.

По целому ряду причин возведение здания семинарии растянулось на долгих пять лет. Летом 1874 года состоялся отбор слушателей: из 75 кандидатов на звание семинариста испытание выдержали 59 юношей.

28 сентября, в день Святого Геворга Зоравора (Победоносца), совпавший с днем тезоименитства Католикоса, семинария торжественно распахнула свои двери для тех, кто понесет в народ Слово Божие. В понедельник, 30 сентября, семинаристы приступили к занятиям.

Во всех документах, подписанных Католикосом Геворгом IV, семинария значилась как «Сонаследованная духовная семинария Святого Геворга», «Духовная семинария» или просто «Семинария». Магакия Орманян, видный церковный деятель, склонен думать, что в умах простых людей царило понятие – семинария Геворгян. Видимо, народ напрямую связал семинарию-чемаран с именем ее основателя Геворга IV Констанднуполсеци. При жизни Католикоса в делопроизводстве, переписке и официальных документах семинария именовалась то «Училищем Святого Эчмиадзина», то «Училищем Первопрестольного Святого Эчмиадзина», то «Семинарией Святого Эчмиадзина». Сами семинаристы и их учителя-наставники ласково звали свою альма-матер «Семинарией Святого Геворга» или «Семинарией Святого Геворга Святого Эчмиадзина».

Недоброжелатели распустили слух, будто Геворг IV сам велел приглашенным в Эчмиадзин учителям именовать заведение «Геворгяновской учебной семинарией». После смерти Геворга IV название «Семинария Геворгян» постепенно вошло в письменную и устную речь и впоследствии закрепилось как официальное название духовного учебного центра.

Радость открытия семинарии была омрачена неожиданно вспыхнувшим пожаром 24 октября того же 1874 года, охватившим большую часть здания. Огорчение Святейшего Патриарха было велико, но твердая воля и стойкость духа дали ему сил выдержать и это испытание. К июню 1875-го здание предстало перед глазами семинаристов в своем первозданном виде. С годами к зданию семинарии стали прирастать больница с аптекой, спальный корпус с трапезной, прачечной и баней. Появился и каретный сарай.

Сумма пожертвований на все это составила более 10 тысяч рублей. Львиную долю расходов взяли на себя национальные благотворители Александр Манташев и Ованнес Ованнисян. К последнему, своему другу, Католикос обратился за помощью лично.

Эчмиадзинская Духовная академия Геворгян с семинарией.

«Ректор – епископ Баграт Вартазарян. Преподаватели: Богословия и Закона Божия – архимандрит Нерсес; армянского языка (грабар) и греческого языка, армянской сравнительной диалектологии – архимандрит Месроп; армянского языка и литературы, истории всеобщей литературы – Манук Абегян; немецкого языка – Степан Канаян (он же библиотекарь); русского языка и русской истории, географии России, энциклопедии права, церковного права, латинского языка – Погос Сотникян; русского языка и русской литературы, греческого и латинского языков – Степан Мамиконян; немецкого языка, психологии, истории, педагогики, истории философии – Гурген Эдилян, всеобщей истории, логики, политической экономии и армянской истории – Геворк Алтунян; зоологии, ботаники, физиологии, химии – Татевос Тошян; армянского языка и истории – Саак Торосян; Закона Божия и армянского языка – Арутюн Петросян; церковного пения – Аршак Тер-Осепян; общей географии – Овсеп Григорян (он же старший надзиратель); математики, физики, геометрии и тригонометрии – Торгом Никогосян. Надзиратели: Антон Агаронян, Ефрем Мехтеси-Сарксян, секретарь Карапет Кочарянц. Председатель экономического совета – ректор академии, члены: Овсеп Григорян, Карапет Кочарянц, Ефрем Мехтеси-Сарксян».

«Кавказский Календарь на 1914 год» (Тифлис, 1913 г.).

Одной из забот Геворга IV стал выбор инспектора семинарии. После долгих поисков подходящей кандидатуры его выбор пал на арменоведа Габриэла Айвазяна, старшего брата всемирно известного мариниста Ивана Константиновича Айвазовского. Своим кондаком от 10 июня 1876 года Верховный Патриарх утвердил Габриэла Айвазяна в этой должности, «предоставив ему неограниченное право руководить морально-нравственным воспитанием учащихся и учебным процессом в целом, как ему подсказывает его многолетний опыт в деле успешной и бесперебойной организации деятельности семинарии».

И пока из Крыма Айвазян добирался до Святого Эчмиадзина, руководил семинарией вардапет Сукиас Парзянц, он же вел курс армянского языка. История сохранила имена первых учителей-направников: вардапета Ованнеса Еремяна (богословие), вардапета Аристакеса Седракяна (история и география Армении), вардапета Геворга Суренянца (история и география России), Погоса Чепечяна (пение).

В 1882 году приходская школа Вагаршапата, известная в народе как «жарангаворац» (полученная Церковью в наследство от щедрых жертвователей), была объединена с духовной семинарией. Расширенная семинария получила новое название – «Жарангаворац», а после кончины ее основателя Геворга IV стала именоваться Духовной семинарией (академией) Геворгян.

Семинария представляла собой тип закрытой школы-интерната. Принимали в нее одаренных юношей 14–16 лет на бесплатное обучение из семей прихожан Армянской Апостольской Церкви. В начале XX века семинария насчитывала 230 слушателей на бесплатной основе и 20 стипендиатов. Семинаристы отделения «дасаранакан» проходили педагогическую практику либо в «варжоце» – базовой школе при Святом Престоле, либо в приходских школах того же Вагаршапата.

Содержалась семинария на доходы Эчмиадзинской обители, пожертвования попечителей, дарения прихожан и наследственные подношения. В год набиралась сумма немалая – примерно 50 тысяч рублей. Главным инспектором-смотрителем был Верховный Патриарх, который управлял делами при содействии Совета учителей и инспектора самой семинарии.

Приводим неполный перечень инспекторов Духовной семинарии Геворгян: епископ Габриэл Айвазян, епископ Хорен Галфаян, вардапет Аршак Наапетянц, епископ Саргис Гаспарян, К. Костанянц, вардапет Карапет Тер-Мкртчян, вардапет Месроп Тер-Мовсисян (Месроп Магистрос), Минас Берберян, епископ Баграт Вардазарян, епископ Гарегин Овсепян…

Как ни странно, при всех усилиях, которые приложил Геворг IV, из выпускников семинарии в монашество так никто и не пошел, что говорит о том, что в стенах духовного учебного заведения царила мирская атмосфера.

Преемник Католикоса Всех Армян Геворга IV – Макар I Тегутци усилил учительский состав семинарии людьми весьма образованными и широких взглядов. Вести занятия были приглашены А. Наапетян, А. Мандинян, Ф. Варданян, С. Паласанян, М. Палян, М. Орманян.

Архиепископ Магакия Орманян (в миру Погос; 1841–1918), религиозный и общественно-политический деятель, историк, теолог, арменовед и философ, Патриарх армян Константинополя (1896–1908), призванный самим Господом создать фундаментальный труд «Армянская Церковь» (Константинополь, 1910 г.), вел курс богословия. Истый верующий, он направлял помыслы семинаристов на служение вере. И старания Орманяна принесли свои плоды: четверо выпускников 1888 года впервые в истории семинарии приняли монашество.

В курс обучения на отделении «дасаранакан» входили: история и география Армении, общая история и география, культура составления армянских манускриптов, армянский и иностранный языки (русский, французский, немецкий), ботаника и зоология, космография, математика, Священное Писание, духовная музыка и логика.

На отделении «лысаранакан», где готовили священнослужителей, изучали: армянский язык (грабар – древнеармянский и ашхарабар – современный армянский), армянскую историю, технику и культуру создания армянских манускриптов, армянскую литературу, общую европейскую литературу, философию, психологию, педагогику, политическую экономию, историю Армянской Церкви, армянское церковное право, древнегреческий язык и др.

Завершая курс обучения, семинаристы выносили на суд экзаменационной комиссии свои сочинения. И ждали – кто рукоположения в духовный сан, кто права на продолжение образования в высших учебных заведениях России и Европы. Экзаменаторами в разные годы были свои же преподаватели: Рачья Ачарян, Е. Тадевосян, Лео (Аракел Бабаханян), Степан Лисициан, Христофор Кара-Мурза, Комитас, К. Костанянц, С. Арушанян, Иоаннес Иоаннесян, Акоп Манандян, архиепископ Месроп Магистрос (Месроп Тер-Мовсисян)…

В разные годы в стенах чемарана получал знания чуть не весь цвет нации – композитор Комитас, Католикос Геворг VI Чорекчян, академики-филологи Манук Абегян и Степан Малхасянц, византолог Никогайос Адонц, поэт Аветик Исаакян, архиепископ Нерсес Мелик-Тангян, писатель Аксель Бакунц, государственный деятель Анастас Микоян…

Бедствия Первой мировой войны и трагедия геноцида пригнали в Эчмиадзин тысячи изнуренных болезнями и голодом беженцев из Западной Армении. Инспектор семинарии епископ Гарегин Овсепян 21 декабря 1917 года с болью в сердце, исполняя волю Католикоса Всех Армян Геворга V Суренянца, вынужден был повесить замок на дверь семинарии, не теряя надежды открыть ее снова.

В сентябре 1919-го, когда страной правили дашнаки, Геворг V предпринял первые шаги к возрождению семинарии-чемарана и даже издал по этому случаю кондак. Однако смутное время свело старания министра просвещения Первой Республики Армения Никола Агабаляна на нет. К власти пришли большевики. Молодая советская республика остро нуждалась в квалифицированных кадрах. Решено было открыть в Ереване университет. Тут-то и пригодились бывшие преподаватели Эчмиадзинской семинарии и ее выпускники. По счастью, богатейший фонд семинарии, включая бесценные редкие манускрипты, не был расхищен и разворован. Рукописный фонд Эчмиадзинской семинарии и лег в основу Национальной библиотеки Армении и Матенадарана, хранилища древних манускриптов.

В необходимости возродить семинарию не смог переубедить большевиков и сменивший Геворга V на Святом Престоле Хорен I Мурадбекян. Двери семинарии, с дозволения Иосифа Сталина, вновь открылись только 11 ноября 1945-го, при Католикосе Всех Армян Геворге VI Чорекчяне. В 1995 году Католикос Всех Армян Гарегин I Саргсян добился от правительства Республики Армения, чтобы здание семинарии было передано в собственность Святого Эчмиадзина. Оно было основательно обновлено на средства армян-благотворителей из Америки Геворга и Сирвард Овнанян.

В канун 1997/1998 учебного года двери семинарии вновь распахнулись перед страждущими веры Христовой. Верховный Патриарх Гарегин I вернул очагу просвещения его историческое название – Духовная семинария Геворгян.

Семинарию (с 2017?г. – Духовная академия Геворгян) взял под свою особую опеку Католикос Всех Армян Гарегин II. Из уст Верховного Патриарха прозвучало: «Образовательная программа в нашей семинарии охватывает шесть лет, после чего выпускники отправляются на один-два года в высшие духовные образовательные учреждения – академии. Мы считаем, что только после восьмилетней подготовки священник готов к служению».

Материал подготовили Марина и Гамлет Мирзоян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 9 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Прекрасный очерк о семинарии Геворгян. Семинария представляет собой несколько зданий для обучения армянских священнослужителей. Находится в самом сердце Эчмиадзина. Здесь особая атмосфера, много старинных церквей, одним словом, святое место. Территория очень большая, здесь можно долго бродить, заходя то в один храм, то в другой. На территории храмового комплекса есть музей с очень ценными реликвиями. Нам здесь очень понравилось, это место обязательно к посещению.
  2. Интересная статья. Она не только об армянской церкви, это история армянского народа. Благодарю авторов.

Ваш комментарий

* Обязательные поля