№10 (333) декабрь 2020 г.

Артур Согомонян: Он был настоящим, мудрым и талантливым

Просмотров: 11015

Памяти Армена Джигарханяна

– Артур Аршамович, скончался знаменитый актер, наш большой друг Армен Борисович Джигарханян. Вы с ним много общались, дружили. Расскажите, каким человеком он был в жизни?

– Мне очень повезло, что мне представилась возможность общаться с таким человеком, как Армен Борисович Джигарханян. Он был не только великим актером, но и великой личностью.

Еще до знакомства с Арменом Борисовичем у меня, как и у многих его поклонников, было ощущение, что это родной человек, что он тебе близок, что его знаешь давно. После личного знакомства с ним я убедился, насколько это действительно так. Он был прекрасным, интересным собеседником, искренним и умным человеком, что делало его неординарной личностью. Он много читал, много знал, делился своими глубокими, философскими мыслями. Огромное количество людей, которым посчастливилось учиться у него, с ним работать и просто общаться, проникались любовью к Армену Борисовичу благодаря этой глубокой искренности, его харизме.

Он был настоящим, мудрым. Армен Борисович никогда заранее не готовился к беседам и интервью. Он говорил то, что было в нем самом, то, о чем он думал, что знал. Это всегда было талантливо. Говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Эти слова о Джигарханяне. Армен Борисович был не только талантливым актером, он был талантливым человеком. Он излагал свои мысли порой с юмором, порой с философской глубиной. Проходило какое-то время, и ты убеждался, что точнее сказать было невозможно. Его слова всегда были поразительно точны.

Уход Армена Джигарханяна – большая потеря и для искусства, и для зрителей, и для тех, кто лично его знал. Его уход – потеря для Армении, которую он представлял. Армен Джигарханян был человеком мира, его любили во всех республиках, во всех странах. И Армен Борисович никогда не забывал, что он армянин. Он часто цитировал слова Габриэля Гарсиа Маркеса, которые писатель произнес после вручения ему Нобелевской премии: после того, как я уехал с моей родины, в моей жизни не произошло ничего более существенного. Мы часто ездили с ним в Армению, он любил походить по армянским улицам, вспомнить родные места. Такие люди, как Армен Джигарханян, вносят бесценный вклад в престиж Армении.

Мы гордимся им и будем гордиться. Я убежден, что то, что Джигарханян сделал в жизни, на экране, в театре, будет жить долго. Люди любят его фильмы, роли, постановки.

– Как удалось Армену Джигарханяну завоевать такую любовь, такую популярность?

– В этом человеке сочетались все составляющие для такой народной любви и популярности. Во-первых, он был очень работоспособным, я сам наблюдал это. Съемки, спектакли, гастроли, выступления, вновь съемки... Был даже такой месяц, когда у него прошло 28 спектаклей в разных городах. Случалось, что я встречал Армена Борисовича на одном вокзале и, пока ехали на другой, он менял одежду. Во-вторых, он бесконечно любил свою профессию. Она питала его, давала ему силы, энергию, он сам всегда это говорил. И в-третьих, конечно, его природный талант. Даже небольшие роли, которые у него были, сыграны талантливо, как, например, в фильме «Мужчины». В картине видно даже по одной его походке, что идет стоматолог, которого он сыграл. Или другой фильм – «Хлестаков». Армен Борисович посчитал, что просто сыграть слугу скучно, и сам предложил режиссеру исполнить роль слуги с «криминальным прошлым». И именно такого слугу он и представил на экране.

Армен Джигарханян – актер великого таланта. Известно, что одного таланта бывает недостаточно, и то, что в Джигарханяне сошлись все необходимые качества, сделало его неповторимым актером. Он целиком отдавал себя профессии и очень много работал. А между тем, несмотря на такое количество друзей и поклонников, в жизни был одиноким человеком, и сам признавал это.

– Вы дружили с Арменом Борисовичем, об этом многие знают. Эта дружба была искренней с обеих сторон. Какой он был в дружбе?

– Армен Борисович был феноменальный друг, мне повезло. Он умел дружить открыто и по-настоящему. Даже когда он болел и я интересовался его здоровьем, он всегда переводил разговор в другую плоскость, спрашивал, как дела у меня, в моей семье, в бизнесе. Он интересовался искренне, не из вежливости. Армен Борисович не мог дружить наполовину. Он доверял другу полностью, с радостью делился всем, что у него было. Как друг он был бесценен.

В нем много было удивительных черт, но была одна, о которой знают немногие – он очень хорошо чувствовал людей. Возможно, это шло от профессии, от чувства партнера. Порой даже казалось, что это его качество выходит за рамки человеческого понимания. Об этом говорила его коллега по театру Наталья Гундарева. У меня была серьезная проблема, рассказывала она, иду, думаю о ней и не могу найти решения. Сажусь в лифт (в Театре Маяковского) и случайно сталкиваюсь с Арменом Борисовичем. И пока мы едем три этажа, он смотрит на меня и говорит: Наташа, не волнуйся, это надо делать вот так. И дает мне ответ на мой вопрос. Я выхожу из лифта пораженная. Откуда он знает мою проблему? Как он смог подсказать мне точный вариант ее решения?

Я сам много раз становился тому свидетелем. Был момент в моей жизни, когда мне нужно было принять серьезное решение по бизнесу. И я его уже практически принял. В этот момент Армен Борисович пригласил меня съездить с ним в Санкт-Петербург. В дороге он достал стихотворение Пушкина, прочитал его, и мы стали обсуждать. Оно точно касалось моей проблемы. После этой поездки я принял совершенно другое решение.

У Армена Джигарханяна была феноменальная интуиция. Многое он как будто предсказывал. Были ситуации, когда интуиция спасала ему жизнь.

– Какие еще черты характера Вы отметили бы у Армена Борисовича?

– Как я уже сказал, он был очень искренним и честным, кстати, мог и часто говорил многие вещи в лицо, даже если это не очень приятно, но делал это так изящ-

но и талантливо, что обижаться было невозможно!

Никогда не изворачивался, как и не говорил плохого за глаза.

Армен Борисович был очень харизматичным, упрямым и последовательным, поэтому многого добился в этой жизни.

Ну и конечно, очень мудрым и глубоким человеком, меня всегда поражала глубина его осведомленности, он умел подмечать незаметные, но очень важные детали и правильно расставлять акценты.

У Армена Борисовича было феноменальное чувство юмора, причем очень точное и глубокое, что позволяло ему даже о серьезных вещах говорить с таким изящным юмором, что это западало в память навсегда.

Ну и конечно, бесконечное жизнелюбие, даже врачи говорили, что в нем такая внутренняя сила и любовь к жизни, что мы только помогаем, лечит он себя сам!

– А каким Армен Борисович был в быту, как он любил отдыхать?

– В быту Армен Борисович был очень аскетичным, не любил ничего лишнего. Очень спокойно относился к одежде, к дорогим вещам, всегда говорил: главное, чтобы было удобно.

Когда он решил купить квартиру за городом, я не смог уговорить его взять двухкомнатную, он настаивал, что ему столько не надо, в итоге мы купили однокомнатную, и так во всем – не любил лишнего. В нем полностью отсутствовала жадность, желание наживы, к сожалению, некоторые вокруг этим злоупотребляли. Но он говорил, что из-за плохих людей мы не должны сами меняться в худшую сторону!

На отдых в России у Армена Борисовича, как правило, не было времени, всегда находились дела. Поэтому, как только выдавалась возможность, мы улетали в Америку, которую Армен Борисович очень любил, но после второго инсульта врачи не рекомендовали ему такие длинные перелеты.

– Можете рассказать, что любил сам Армен Борисович, что его радовало больше всего?

– Как мы с Вами обсудили, Армен Борисович беззаветно любил театр и свою профессию. К актерам своего театра он, без преувеличения, относился, как к своим детям, интересовался их жизнью, знал имена членов семей, к нему можно было зайти с любой проблемой, он всегда находил время выслушать и помочь.

Многие молодые артисты благодаря Армену Борисовичу постигли эту профессию и стали известными: Андрей Мерзликин, Алексей Шевченков, Владимир Капустин и многие другие.

Кроме этого, Армен Борисович очень любил животных, он мне говорил, что иногда ему кажется, что животных он любит больше, чем людей, так как они более искренние. При этом они отвечали ему взаимностью. К примеру, он не мог пройти мимо дворовой собаки или кошки, останавливался, гладил. Они никогда его не кусали.

Любил спорт, с ним было очень интересно смотреть любые состязания, он замечал то, что не видели многие: лица, напряжение, драматургию. Как правило, Армен Борисович всегда находил параллели с театром.

– А кем был Армен Борисович для Вас?

– Если ответить коротко – всем! Близким другом, родным человеком, учителем, даже скорее ментором по жизни. Он очень многое мне дал, это невозможно оценить. В душе я всегда с ним советуюсь и, думаю, буду мысленно общаться с Арменом Борисовичем всю свою оставшуюся жизнь.

– Мы, ценители его таланта, друзья, знакомые и зрители, будем помнить Армена Джигарханяна, и любовь к нему останется в наших сердцах.

– Когда уходят такие люди, они не умирают. Живешь с ощущением, что они есть, они рядом, так как живы их работы, большое количество ролей в фильмах, интересных интервью, записей передач. Армена Борисовича мы будем видеть на экране, и многие работы будут продолжать радовать зрителей, а его мудрые фразы заставлять людей задуматься.

Есть личности, общение с которыми обогащает, ты меняешься, становишься лучше. Армен Борисович был и останется в нашей памяти именно таким человеком.

Беседу вел Григорий Анисонян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 39 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Ушел от нас ещё один Великий армянин. Будем всегда помнить. Интересное, светлое, теплое интервью.
  2. Конечно, мы потеряли великого армянина, артиста, через которого многие в России и других странах, где смотрели филЬмы с участием Армена Джигарханяна складывали мнение об армянском народе. Его смерть совпала с пандемией и войной В Карабахе и поэтому уход из жизни не был до конца понят обществом, как в России, так и в Армении. И тысяча благодарностей Артуру Согомоняну за любовь и преданость к мэтру и это интересное интервью.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты