Армяне в Сербии строили монастыри еще в XIII веке
В конце октября в Белграде состоялась демонстрация сербов в поддержку армян, которые в эти дни вели жестокие бои в зоне карабахско-азербайджанского конфликта. Как отметил местный активист Лука Йоксимович, они собрались не для телекамер и фотосессий, а потому, что чувствовали внутреннюю потребность поддержать армянский народ в трудное для него время.
«Когда в 1999 году НАТО бомбила Белград и всю Сербию, для нас было важно, что где-то, даже в отдаленном уголке мира, кто-то вспоминает и поддерживает нас. Мы не солдаты и не можем помочь оружием. Но мы можем хотя бы показать, что за три тысячи километров есть люди, которые поддерживают вас и желают вам победы, – говорит он. – Сербов, как и армян, уничтожали под корень на их исторической родине. Мы не случайно собрались именно у храма Святого Саввы, который считается покровителем Сербии. Ведь именно он положил начало нашему знакомству с вашим народом».
Действительно, впервые армяне и сербы встретились в 1218 году, когда путешествовавший по христианскому Востоку первый архиепископ Сербской православной церкви Святого Саввы прибыл в киликийскую Армению. А познакомившись с красотой армянской архитектуры, не раздумывая, пригласил в свою свиту чужестранных зодчих для строительства в Сербии монастыря Витовница. Кстати, под его сводами до сих пор сохранился двуязычный сакральный текст на сербском и армянском языках. Необычный стиль настолько повлиял на Моравскую школу сербского храмового зодчества, что исследователи находят армянские отличительные особенности в монастырях Жича и Студеница. Судьба иногда причудливо плетет свои кружева, соединяя воедино, казалось бы, далекие и ничего друг к другу не имеющие узелки. Так и в истории. По преданию, пути армян и сербов еще раз пересеклись на Косовском поле во время вторжения турок в Сербию. В составе османской армии находился небольшой армянский отряд из пяти тысяч воинов. Но расположившись на отдых в полевом лагере, они увидели на горизонте церкви, по очертаниям очень похожие на свои, родные. В ту же ночь со словами «армяне своих братьев по вере не предают» они тайно перешли на сербскую сторону. Уже после сечи многие из них поселились в горах Сокобаня, где построили небольшой монастырь Святых Гавриила и Михаила, который в народе называют Ерменчич. Примечательно, что и сегодня в окрестных деревнях этой сербской глубинки можно встретить девочек с непривычными именами Ерменка и Эрмена.
Значительно позже в монастыре были сформированы первые отряды гайдуков, среди которых было немало армян, принимавших участие в национально-освободительном восстании сербов против османского владычества. «Кстати, не все знают, что музыку к песне «Восстань, Сербия!» написал армянин Вардгес Паронян. Она стала гимном Первого сербского восстания против Османской Турции, которое привело к воссозданию Сербского княжества в 1815 году», – сообщила к юбилею местная газета «Вечерние новости». Но за шесть лет до этого события, в мае 1809 года, произошло сражение, которое обернулось самым крупным поражением Первого сербского восстания. Чтобы не быть захваченными в плен и посаженными на кол – так тогда турки казнили своих пленников, – командир повстанцев разрядил свой пистолет в пороховой склад. Взрыв случился такой силы, что уничтожил и сербов, и турок. После этого великий визирь Хуршид-паша приказал построить башню из черепов, чтобы послать султану. Но возведенная конструкция оказалась в три с лишним метра высотой и содержала 952 черепа, которые в 14 рядов были уложены с четырех сторон. После того как сербы вновь овладели Нишем, поверх башни надстроили крышу, чтобы сохранить на века в памяти потомков зверства врагов.
Примерно в эти же годы турки уничтожили и монастырь Челие, где в приходских пристройках располагалась военная больница. В эпоху турецкого владычества его не раз разрушали и сжигали, но каждый раз он вновь отстраивался и возрождался. Вот и в 1811 году сербы восстановили его с помощью состоятельных армян. По предложению одного из благотворителей купол был сделан в армянском стиле, так что монастырь считается результатом сотрудничества византийско-сербско-армянского зодчества. В тот же год армянские купцы решили осесть на землях древнего города Валево. Среди них был и отец Согомона Тейлиряна, который привел в исполнение приговор над военным преступником, организатором массовой депортации и геноцида армян в Османской Турции Талаат-пашой. Кстати, тема геноцида, хоть и непризнанного на официальном уровне Скупщиной, не чужда сербам, поскольку у них имеются свои счеты к зверствам османов в отношении христианского населения. Поэтому громкое убийство в 1983 году посла Турции в Югославии Галипа Балкара Киркором Левоняном и Раффи Элбакяном из Армянской секретной армии освобождения Армении (АСАЛА) было встречено местным населением с пониманием. Ведь личность дипломатического сотрудника привлекла их внимание годом ранее, когда в интервью югославскому изданию он заявил, что «геноцид армян в Турции не более чем выдумка самих же армян». С тех пор питейное заведение, около которого произошло возмездие, городской фольклор прозвал «Кафе у мертвого турка». С этим народным топонимом связан еще один эпизод. Неподалеку от этого места в 2011 году на средства Азербайджана был установлен памятник Гейдару Алиеву. «Думается, наши соотечественники не случайно выделили для обелиска именно это место. Пусть служит напоминанием о возмездии за грехи его старшего брата, – написало тогда сербское издание «Националист». – Вот наша благодарность армянам, главный противник которых – Азербайджан, который в свою очередь является ближайшим союзником Турции. Той самой Турции, которая теперь делает в Косово и Метохии то, что сто лет назад она делала в Армении. К сожалению, Скупщина Сербии пока воздерживается с повесткой о криминализации геноцида армян в Османской Турции. Что ж, деньги не пахнут. Но очень хочется верить, что День справедливости наступит».
И если во время Второй мировой войны многие армяне переселились в Северную Америку и Францию, то новая волна переселенцев посла развала СССР и катастрофического спитакского землетрясения хлынула в Сербию. В Армении и в Сербии помнят 12 декабря 1988 года, когда недалеко от Еревана разбился югославский самолет с гуманитарной помощью и медикаментами. Все семь погибших членов экипажа были сербами по национальности – Предраг Маринкович, Владимир Эрчич, Миленко Симич, Милан Мичич, Бориша Мосурович, Милисав Петрович, Йован Зисов. В военной и блокадной Армении, когда в домах жгли керосин и свечи, а за хлебом стояли длинные очереди, на месте крушения самолета в окрестностях села Аршалуйс Армавирского марза в 1995 году появился памятник погибшим летчикам. «К нам из Армении привезли два креста-камня, которые у вас называются хачкарами, – рассказывает бригадный генерал ВВС Сербии Желько Билич. – Один из них мы установили в северо-западной части Белграда, рядом с аэродромом Батайница, а другой – в Нови-Сад, на месте армянской католической церкви XVIII века, которую в 1963 году разрушили коммунисты. В этом городе поселились несколько армянских семей».
Действительно, основная часть армян сегодня проживает в городах Нови-Сад, Валево, Ужице и, конечно, в сербской столице Белграде. Но численность общины до сих пор точно неизвестна. По разным данным, эта цифра колеблется в пределах от 300 до 700 человек. А местные статистики говорят всего о 50 семьях. Тем не менее в ходе официального визита президента РА Армена Саркисяна в Сербию в октябре прошлого года глава республики Александр Вучич отметил давние и прочные связи армянского и сербского народов, которые дают надежду на дальнейшее укрепление отношений. «Хотя сегодня армянская колония Сербии считается одной из самых малочисленных в мире, тем не менее когда-то она была известной и влиятельной, – подчеркнул глава Республики Сербия. – Несмотря на то, что дипломатические отношения между нашими странами были установлены лишь в 1993 году, ваши достойные представители оставили в нашей истории добрый след, став мостом между двумя духовно близкими народами».
Оставьте свои комментарии