№3 (336) март 2021 г.

Власть Армении пытается бороться с фейками и сама грешит этим злом

Просмотров: 5013

2 февраля группа депутатов Национального собрания Армении от правящего блока «Мой шаг» вынесла на обсуждение парламента ряд поправок к закону

«О массовой информации», предусматривающих в числе прочего и запрет ссылки на анонимные источники информации. В размещенном на официальном сайте парламента законопроекте отмечается, что из-за стремительного роста потока информации и количества источников контроль над ними становится невозможным, что приводит к возникновению рисков для ее потребителей…

Последняя формулировка в инициативе депутатов как нельзя лучше отражает ситуацию на информационном поле Армении. Информационные вбросы, тиражирование заведомо ложной информации, фейковые новости и, наконец, сами фейки и тролли самых разных мастей и цветов являлись отличительной чертой армянской медиасферы, как минимум, последнего десятилетия. Но с 2018 года со сменой власти ситуация ухудшилась в разы. А после поражения в 44-дневной войне – в десятки раз. На рядового потребителя информации в Армении и армянского потребителя информации в целом выливаются тонны заведомой дезинформации. Делается это посредством следующей схемы. На странице какого-либо телеграм-канала появляется «информация» в духе «В Мартуни снесли памятник Гарегину Нжде». После чего «информацию» начинают распространять все работающие против правительства Армении СМИ. А таковых в стране сегодня процентов 70–80.

Параллельно «информацию» распространяют пользователи Facebook. Некоторые злонамеренно, а некоторые по неведению. После доведения общества до состояния белого каления, как правило, находится одно нормальное СМИ, которое выходит на связь с достоверным источником информации, в данном случае с мэром арцахского Мартуни, который всю эту ложь опровергает. Но эффект уже достигнут. В социальных сетях кипят страсти, выливаются тонны грязи на не уберегшую Нжде бесхребетную власть, на жителей Мартуни и на арцахцев в целом. К делу, разумеется, подключаются тысячи фейков из Азербайджана, и дело сделано – в армянском обществе буквально на пустом месте возник еще один дополнительный повод для массовой истерии.

В данном случае приведен лишь один пример распространения заведомо ложной информации. Один из десятков, сотен и тысяч примеров. СМИ, подобные тому же анонимному телеграм-каналу Mediaport, делают это с одной-единственной целью – свергнуть власть в Армении. С учетом того, что за «медиапортом» стоит не кто иной, как небезызвестный бывший советник бывшего начальника полиции Армении Вовы Гаспаряна Нарек Малян, подобное стремление удивления не вызывает. Здесь следует особо отметить, что довольно часто ложь «медиапорта» сдабривается информацией, близкой к правде. Причем, как правило, также получаемой из «наших источников». Делается это с целью вызвать доверие аудитории как к «нашим источникам», так, собственно, к анонимному «медиапорту» и, соответственно, ко всему вырабатываемому им потоку информационного мусора.

Справедливости ради необходимо отметить, что, по мнению армянской оппозиции, разведением фейков и фейковой информацией грешит и власть. Причем, на уровне премьер-министра Никола Пашиняна. Так, по словам депутата от парламентской фракции «Процветающая Армения» Наиры Зограбян, муссируемые слухи всегда были «альфой и омегой» журналистики для Пашиняна в бытность премьера журналистом. «На основе слухов Пашинян обвинял людей в убийствах, грабежах, коррупции, похищениях, пытках, выставлял личную жизнь людей напоказ. И сейчас мастер подобных сообщений изменением закона «О СМИ» хочет перекроить свободу слова на свой лад, чтобы «свободой слова» считался только фейковый мусор его ГНКО «Центр по связям с общественностью и информации», – заявила Зограбян. Оценив планы Пашиняна как антиконституционные, депутат обратилась в этой связи с жалобой в Венецианскую комиссию Совета Европы.

Ответом на данные обвинения и жалобы из стана оппозиции стала новая инициатива власти в направлении борьбы с дезинформацией и фейками. 5 февраля вице-спикер парламента Армении Ален Симонян сообщил о завершении совместной с коллегами работы над законопроектами по внесению изменений в УК, УПК, закон «О СМИ» и Гражданский кодекс. Целью изменений является введение уголовной ответственности для «фабрик фейков» за умышленную анонимную публикацию заведомо ложной информации касательно вопроса, представляющего общественный интерес. А также за оскорбление личности или клевету, озвученную с помощью псевдонима. По словам Симоняна, проекты вскоре будут представлены. И после получения положительного заключения коллег включены в повестку пленарного заседания, после чего получат силу закона.

Анонимные источники информации, работающие против власти, бьющие по простым людям фейки и СМИ, вне всяких сомнений, являются злом, направленным против армянского общества, народа и самой государственности. Но и здесь возникает закономерный вопрос: а все ли делает сама власть, чтобы предотвратить подобный разгул дезинформации в Армении? Вне всяких сомнений, ответ нет. И вот здесь необходимо отметить, что львиная доля ответственности за подобное положение дел приходится на саму власть. На фоне царящей в стране информационной вакханалии представляется возможным констатировать, что с дезинформацией и фейками в первую очередь можно и нужно бороться предоставлением проверенной, официальной информации. А не плодя собственные фейки. Для этого всем армянским СМИ без исключения необходимо предоставить по возможности облегченный доступ к официальной информации. Обязать пресс-секретарей всех без исключения ведомств в максимально короткие сроки выдавать по запросу СМИ любую информацию. Разумеется, за исключением информации, имеющей отношение к государственной тайне. Причем, и здесь тому, что является государственной тайной, необходимо дать четкое законодательное определение.

К великому сожалению, мы видим, что всего этого не происходит. Свободный доступ к официальным источникам информации имеют лишь государственные СМИ: Общественный телеканал и «Арменпресс» и почему-то принадлежащая семье Пашинян газета «Айкакан жаманак». Остальные СМИ государственные ведомства «отфутболивают», «пасуют» друг на друга, тянут с предоставлением информации месяцами и т.д. Разумеется, есть и исключения, и даже примеры хорошей работы госведомств с журналистами. Но они, скорее, являются исключением из правил. Меж тем, в существующем состоянии информационной войны с Азербайджаном, борьбы с негодяями, разрушающими армянскую государственность изнутри, госструктуры должны работать со СМИ на их опережение. В современном мире информация и даже дезинформация «живет» один час, в лучшем случае один день. Соответственно, публикация опровержения очевидной дезинформации лишь на следующий день ее появления – дело, практически лишенное смысла.

Таким образом, инициатива власти по борьбе с анонимными дезинформаторами – дело, конечно, хорошее. Однако, одного ужесточения законодательства в информационной сфере все же, представляется, недостаточно. Аховая ситуация на армянском информационном поле в первую очередь требует хорошей, скоординированной работы госчиновников, ответственных за общение ведомств со СМИ. И та же информация о ситуации в Сюнике должна поступать от Минобороны, СНБ, Министерства территориального управления, наконец, муниципальных органов области, а не от «наших источников» в Сюнике. Если государство, правительство, власть действительно хотят пресечь распространение дезинформации, то им необходимо озаботиться предоставлением информации. Для начала. Как минимум на информационном уровне война с Азербайджаном все еще не закончилась, она продолжается. И нормальный, исключающий распространение панических настроений и дезинформации информационный фон, вне всяких сомнений, является одним из залогов успешного ведения этой войны. Необходимо перестать лить воду на мельницу врагов, бередя незажившие раны собственного народа. Всем, начиная от власти и заканчивая оппозицией…

Давид Степанян, Ереван

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовал 1 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты