Под давлением США Турция вполне способна «открыть окно» на Южный Кавказ
Геополитические итоги 44-дневной войны, безусловный рост российского влияния как в Армении, так и в Азербайджане, не говоря уже об Арцахе, оказавшемся фактически в положении подмандатной Москве территории, наглядно продемонстрировали, кто, собственно, рулит ситуацией на Южном Кавказе. Все это имело место паралеллльно с существенным усилением турецкого влияния в Азербайджане и обретением Анкарой права голоса в разрешении многих связанных с Арцахом проблем. Так, до 27 сентября 2020 года Москва предпринимала те или иные шаги в рамках переговорного процесса по урегулированию конфликта в координации разве что с партнерами по Минской группе ОБСЕ: США и Францией. 44-дневная война, точнее фактическое участие в этой войне турецкой армии, создало новые реалии – Россия стала консультироваться по Арцаху уже с Анкарой, а Вашингтон и Париж оказались отодвинуты в лучшем случае на второй план…
Здесь необходимо констатировать, что все это имело место на фоне достаточно активной позиции президента Франции Эммануэля Макрона, МИД, Сената Франции как в дни войны, так и после ее завершения. Париж неоднократно выражал Еревану политическую поддержку на самом высоком уровне. А сам Макрон на встрече с представителями армянской общины Франции поделился сомнениями относительно пассивной позиции премьер-министра Армении Никола Пашиняна в ответ на прозвучавшее, по его словам, предложение военной помощи Франции Армении. Так или иначе, Франция оказалась от процесса урегулирования отодвинута в первую очередь самой Арменией, судя по всему, с подачи России. Совсем иная ситуация сложилась с другим сопредседателем МГ ОБСЕ Соединенными Штатами. Последние оказались на обочине переговоров о судьбе Арцаха и арцахцев в первую очередь по причине изоляционистской позиции администрации Дональда Трампа. Не секрет, что уже бывший президент США предпочел сосредоточиться на торговых войнах с Китаем, оставив на задворках американской внешней политики не только регион Южного Кавказа, но и другие регионы, являющиеся традиционными объектами интереса Госдепартамента.
С возвращением демократов в Белый дом ситуация начала стремительно меняться. И, по крайней мере на уровне заявлений, новый хозяин Овального кабинета Джо Байден, вице-президент США Камала Харрис и госсекретарь Энтони Блинкен уже озвучили возвращение США в забытые администрацией Трампа регионы мира. Одним из знаковых заявлений новой администрации, к примеру, стало сделанное 12 марта постоянным представителем США при ООН Линдой Томас-Гринфилд заявление, согласно которому «США приветствуют выдвинутую Киевом инициативу «Крымской платформы», которая должна способствовать возвращению полуострова под контроль Украины». Таким образом, представляется возможным констатировать, что американское «наступление» на Россию уже началось. И судя по недавнему заявлению советника президента США по национальной безопасности Джейка Салливана, существенное ужесточение уже имеет место и в политике администрации Байдена в отношении Ирана.
По оценкам руководителя научных исследований института «Диалог цивилизаций» Алексея Малашенко, с возвращением демократов в Белый дом, американская политика в отношении России неминуемо возвратится в период легислатуры Барака Обамы. Иными словами, с уходом предпочитающего сосредоточиться на нескольких глобальных проблемах Трампа возврат США в зоны влияния России неминуем. Согласно российскому аналитику, ситуация уже меняется, а США все чаще заметны в различных точках мира со своими политическими, экономическими и гуманитарными инициативами. В этом свете, по прогнозам Малашенко, в том же вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта США собственным участием и даже активностью в Минской группе ОБСЕ удовлетворяться уже не намерены.
Малашенко вторит целый ряд американских, европейских и армянских экспертов, прогнозирующих уже в ближайшем будущем американскую активизацию как минимум с целью восстановления дипломатического процесса по урегулированию карабахского конфликта. Также понятно, что в данном случае США попытаются проникнуть в регион не через захлопнутую Россией дверь, а через все еще полуоткрытое натовской Турцией окно. И последняя скорее всего пойдет в этом вопросе навстречу державе номер один, особенно под прессом американского давления. Даже в 2021 году Турция все еще не стала восточной региональной державой, оставаясь зависимой от коллективного Запада в целом и от США в частности. Таким образом, под давлением США Анкара вполне способна не только «открыть окно» на Южный Кавказ, но и поспособствовать старшему партнеру по НАТО в параллельном решении нескольких проблем, главные из которых сосредоточены на российском и ближневосточном направлении.
В этом свете необходимо констатировать, что с учетом существенной роли, которую как союзник Армении играет на Южном Кавказе Россия, и той роли, которую в качестве союзника Азербайджана играет Турция, под данную американскую стратегию подпадет и Южный Кавказ. И судя по всему, возвращение американского контроля над Анкарой вполне логично увенчается воздействием на Москву. Вкупе с реанимацией Минской группы, сдобренной американским же содействием различным гуманитарным программам в зоне карабахского конфликта, это вполне позволит США вернуться на Южный Кавказ в самые краткие сроки. Разумеется, за счет понижения российского влияния. Последнее скорее всего предполагается достичь посредством содействия укреплению «добрососедских отношений» между Арменией, Турцией и Азербайджаном. И здесь вновь Вашингтон полезет в окно, не сумев проникнуть в регион через захлопнутую перед его носом дверь. Такой захлопнутой дверью – упущенной возможностью стали подписанные в 2010 году в швейцарском Цюрихе, но так и не ратифицированные армяно-турецкие протоколы по нормализации отношений. И вот здесь стремление Штатов ослабить связку между Арменией и Россией получит опору в виде личного, весьма внушительного опыта работы нового президента США на евразийском пространстве в целом и в армяно-турецких отношениях в частности.
Вне всяких сомнений, параллельно с прогнозируемостью ожидаемых процессов можно зафиксировать и их повышенную сложность. Причем последняя будет преодолеваться Вашингтоном последовательным наращиванием давления как на Турцию, так и на ее сателлита Азербайджан. И попыткой оказания аналогичного давления на Россию. И уже сегодня мы можем констатировать наличие целого ряда соответствующих индикаторов в направлении данной тенденции. Среди них турецкая сделка с Россией по приобретению ракетных комплексов С-400. Более того, непослушание Реджепа Эрдогана, его буйность в заявлениях в адрес других союзников по НАТО уже привели к формированию в Вашингтоне убежденности о как минимум неполном выполнении Турцией собственных обязательств в качестве союзника США. Еще одним индикатором сложностей и напряженности в отношениях США и Анкары является отсутствие по сей день любых контактов между Байденом и Эрдоганом. В этом свете ужесточение администрацией Байдена позиции в отношении Турции представляется лишь вопросом времени.
Также понятно, что любое ужесточение американской политики в турецком направлении, по всей вероятности, будет сопровождаться подвижками в противоположном направлении – Армении и Арцаха. Еще одним фактором в пользу подобного разворота является более проармянская позиция и личные связи с армянскими лоббистскими организациями США президента Байдена. Судя по всему, в Вашингтоне решение активизировать и кавказское направление внешней политики уже принято. А появление в обращении конгрессменов законодательной инициативы о необходимости разрешения проблемы все еще удерживаемых Азербайджаном в обход всех международных конвенций армянских пленных позволяет ожидать параллельного ужесточения американского давления и на Азербайджан. Таким образом, представляется возможным констатировать кавказское направление как одно из направлений, на которых будет проявляться внешнеполитическая активизация демократической администрации Байдена.
Среди нюансов кавказской политики США выделим различия в американской повестке по Грузии от повестки по конфликтующим Армении и Азербайджану. Здесь необходимо отметить, что на данном этапе переговорный формат в рамках Минской группы ОБСЕ все еще не восстановлен. А возникшие вокруг трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 года проблемы создают дополнительные и весьма существенные трудности на пути работы посредников. Тем не менее с учетом недавнего роста влияния России и Турции и, как следствие, приобретенной Южным Кавказом в глазах Штатов дополнительной важности работа со странами региона будет вестись в числе всего прочего в рамках Минской группы. Таким образом, текущее противостояние вокруг Арцаха представляет для США важность, которую необходимо не преувеличивать, но и не недооценивать.
Возвращаясь к 44-дневной войне, необходимо зафиксировать, что ее итоги наглядно продемонстрировали, в зоне влияния каких государств находится сегодня Южный Кавказ. И бесспорное влияние региональных держав, России и Турции в том числе, позволяет констатировать, что миропорядок, в котором США решали все и везде на правах монополиста, остался в прошлом. Именно поэтому «возвращающиеся» США будут стремиться к большему контролю над Турцией и соответственно большему давлению на Россию посредством ее подавления в зонах собственного влияния, одной из которых, вне всяких сомнений, является Армения. Таким образом, определенные американские инициативы в направлении Армении, оказание Армении содействия, представляются, лишь вопросом времени. И обретут ли эти идеи плоть и кровь, в числе всего прочего зависит от ответной реакции руководства Армении. За последовавшие вслед за «бархатной революцией» почти три года существования «Новой Армении» американо-армянские отношения не улучшились, не углубились ни на йоту. Это бесспорный факт. Таким образом, повестку этих отношений еще только предстоит формировать, а для этого необходимо не только желание Вашингтона, но и желание Еревана.
Давид Степанян
Оставьте свои комментарии