Реанимация Минской группы как залог статуса Арцаха на столе переговоров
После подписания 9 ноября прошлого года положившего конец 44-дневной войне трехстороннего заявления с участием Армении, Азербайджана и России возвращение вопроса статуса Арцаха в переговорный процесс по большому счету осталось единственным потенциальным направлением в деятельности Минской группы ОБСЕ. Согласно неоднократным признаниям Ильхама Алиева, вопрос «восстановления территориальной целостности» Азербайджана уже решен посредством вооруженной агрессии Азербайджана и Турции в отношении Арцаха и Армении. Таким образом, представляется возможным констатировать реализацию в карабахском процессе международного принципа территориальной целостности и нарушение еще одного международного принципа – принципа неприменения силы и угрозы применения силы. И то и другое весьма успешно было проделано Баку и Анкарой.
13 апреля практически не подававшие с прошлого года признаков жизни сопредседатели Минской группы ОБСЕ выступили с призывом «надежно разминировать Арцах, устранить все препятствия на пути свободного доступа международных гуманитарных организаций в Арцах, обеспечить сохранение и защиту религиозного и культурного наследия, стимулировать прямые контакты и сотрудничество между пострадавшими от конфликта общинами». Подчеркнув необходимость установления окончательного всеобъемлющего и устойчивого мира «на основе известных элементов и принципов», сопредседатели призвали стороны поскорее и без предусловий восстановить политический диалог высшего уровня под эгидой сопредседателей, согласно их мандату и предыдущей практике.
Собственно, с этого заявления и началась реанимация МГ ОБСЕ. Представляется, что данное заявление тройки сопредседателей очевидным образом говорит о наличии прямого интереса США, России и Франции в реанимации процесса урегулирования именно в рамках Минской группы. При этом также понятно, что интересы эти имеют совершенно разную мотивацию. Так, интерес США к реанимированию Минской группы обусловлен неприемлемостью для Вашингтона продолжения российско-турецкой монополии на Южном Кавказе и, соответственно, намерением США вернуться в регион. Интерес Франции к «возвращению» в Арцах отталкивается от противостояния с Турцией. И с учетом существования во Франции спонсируемых из Анкары псевдоисламистских организаций это противостояние уже коснулось даже внутренней жизни во Франции. А в свете попыток агрессивной экспансии Эрдогана в Восточном Средиземноморье против Греции Франция сегодня старается сдерживать Турцию везде, где это возможно, включая Южный Кавказ.
Интересы третьего сопредседателя – России – в целом, на первый взгляд, выглядят достаточно противоречиво. С одной стороны, Москва стремится затащить брыкающегося Алиева в ЕАЭС в качестве платы за, скажем так, молчаливое содействие в «восстановлении территориальной целостности». Именно поэтому Москва все еще пытается договориться с Баку и Анкарой по вопросу затягивания Азербайджана в собственные интеграционные проекты с конечной перспективой воссоздания союзного государства. Именно поэтому некоторые заявления из Москвы в целом отражают подходы Баку к урегулированию конфликта. Что обусловлено опять-таки серьезными ожиданиями российского президента Владимира Путина от Алиева в вопросе участия Азербайджана в собственных евразийских проектах. Последние требуют от Москвы игры и реальных шагов в направлении привлечения Баку на свою сторону. Но с другой стороны, Россия не может как отвергнуть переговорный формат МГ ОБСЕ окончательно, так и убрать с повестки вопрос определения статуса Арцаха. В первую очередь в силу того, что и это противоречит ее собственным интересам – сохранение на плаву минского формата является дополнительным рычагом в руках Москвы против Баку. Именно поэтому Россия не только не отказывается от участия в МГ ОБСЕ, но и испытывает заинтересованность в ее сохранении.
Но с другой стороны, на фоне очевидного роста конфронтации с Анкарой Москва стремится сбалансировать ситуацию в регионе. И российский самолет Баку – Ереван с одним лишь российским генералом Мурадовым на борту, и действия Турции в свете недавней эскалации ситуации вокруг Украины – лишь два из множества индикаторов данной конфронтации. Озабоченность действиями Турции и ее сателлита Азербайджана уже не оставляет Москве возможности сохранять молчание и дальше. Отсюда заинтересованность в возвращении в минский формат урегулирования.
Глава МИД Армении Ара Айвазян охарактеризовал заявление МГ ОБСЕ как призыв Азербайджану об отказе от деструктивной политики, которая будет мешать диалогу между странами. «Сопредседатели вновь напомнили Азербайджану о необходимости выполнения всех пунктов трехстороннего заявления, включая возвращение военнопленных. Ереван никогда не отказывался от диалога с Баку и готов приложить усилия в целях окончательного разрешения конфликта, что возможно только при определении статуса Арцаха на основе реализации права на самоопределение», – заявил министр. Таким образом, Ереван на официальном уровне заявил, что конфликт не разрешен, поскольку его силовое решение разрешением считаться не может. Соответственно, обсуждения вокруг статуса Арцаха и других смежных вопросов должны продолжаться.
При этом необходимо подчеркнуть, что на сегодняшний день Минской группы как таковой не существует, в свете чего своим заявлением сопредседатели в первую очередь пытаются спасти, собственно, минский формат. Дело в том, что перспектива окончательного обрушения МГ приведет к созданию регионального формата обсуждения проблем. К примеру, предложенного Анкарой сугубо регионального формата 3+3 с участием России, Турции, Ирана, Армении, Азербайджана и Грузии. Таким образом, именно перспектива заполнения неизбежного в случае ухода с арены МГ ОБСЕ вакуума новым, пока что несуществующим форматом побуждает сопредседателей спасти самих себя, но отнюдь не ситуацию вокруг Арцаха, тем более Армению. Поскольку поведение МГ в течение 44 дней войны продемонстрировало, что заявления Минской группы особо никого не волнуют. После чего сложившаяся в результате ситуация привела к остановке войны по сути Россией.
Последняя по вполне понятным причинам стремится реализовать и не дать нарушить достигнутые при ее деятельном посредничестве договоренности. Поскольку их нарушение нанесет существенный удар ее имиджу. Представляется, что состоявшиеся 5-6 мая визиты главы МИД РФ Сергея Лаврова в Ереван и 10-11 мая в Баку были обусловлены именно данным стремлением Москвы. И именно то, что, судя по внешним признакам, МГ ОБСЕ готовит новые предложения для Еревана и Баку, привело, в том числе, к визиту главы российской дипломатии в обе столицы. И вполне логично предположить, что суть предложений Лаврова состоит в состыковке интересов Армении и Азербайджана в направлении продолжения работы по разблокировке коммуникаций. Последняя требует уточнения, поскольку в трехстороннем заявлении есть пустоты, которые уже используют в первую очередь партнеры Москвы по МГ. Речь идет о неопределенности статуса Арцаха и неопределенности статуса российских миротворцев в Арцахе.
В любом случае стоящий у истоков формирования трехсторонних ноябрьских и январских заявлений глава МИД РФ намерен последовательно отслеживать их реализацию. И вот здесь представляется, что Москва стремится к полноценной реализации всех достигнутых договоренностей без исключения. Это касается как т.н. Зангезурского коридора и реализации российской миротворческой миссии, так и возвращения на родину из Азербайджана армянских пленных. Также понятно, что для России важно удержать контроль над процессами в регионе в свете активизации кавказского направления политики администрации Байдена. И вот здесь опять-таки важно подчеркнуть, что Москва совершенно не против восстановления полноценной работы Минской группы ОБСЕ, поскольку именно Россия сегодня как никогда заинтересована в предотвращении новой эскалации ситуации. Одним из свидетельств чего является обращение Армении за помощью в ОДКБ в свете фактического вторжения азербайджанской армии в Сюникскую область страны.
Дальше – больше. В переводе с дипломатического языка упоминание Лавровым МГ ОБСЕ исключительно в его ответах на вопросы журналистов, но не в ходе его выступления на ереванской пресс-конференции означает, что обсуждение вопроса статуса Арцаха в рамках МГ ОБСЕ в число приоритетов Москвы все еще не входит. При этом Россия уже смягчила собственную риторику по данному вопросу, что обусловлено ее неспособностью противостоять активизации МГ ОБСЕ и возвращению США и Франции в регион. Россия не может игнорировать частичный ввод в оборот США и Францией вопроса необходимости определения статуса Арцаха. И обсуждение вопроса статуса уже является фактом. Однако, дальнейшее разворачивание данного процесса и перспективы действий сопредседателей Минской группы ОБСЕ в целом всецело зависят от геополитики. В частности, от векторов геополитических интересов основных глобальных и региональных акторов. И конечно, от степени рациональности и направленности работы руководства Армении исключительно в направлении защиты и обеспечения национальных интересов страны.
Совпадение интересов США и Франции с интересами Армении представляется, безусловно, важным фактором. Однако, достижение желанного для армянского народа решения вопроса статуса Арцаха возможно исключительно в случае, если Армения сумеет воспользоваться и гармонизировать с собственными интересами геополитические позиции различных акторов и международные процессы в целом. Более того, подобная целенаправленная работа Еревана позволит руководству страны поднять вопрос освобождения оккупированных Азербайджаном территорий Арцаха – Гадрутского района и города Шуши.
Разумеется, все это возможно исключительно в случае обретения Арменией внутриполитической стабильности и легитимной власти по итогам намеченных на 20 июня внеочередных парламентских выборов. Но в целом реанимация Минской группы, вне всяких сомнений, исходит из интересов Армении, хотя бы потому, что это позволит вернуться к вопросу обсуждения статуса Арцаха.
Давид Степанян
Оставьте свои комментарии