№6 (339) июнь 2021 г.

Айк Халатян: Нынешняя власть не в состоянии защищать интересы

Просмотров: 13958

Каков расклад политических сил перед внеочередными парламентскими выборами в Армении? Каковы шансы действующей власти и оппозиции? Может ли Пашинян победить честным путем?

На эти вопросы редакции газеты «Ноев Ковчег» ответил Айк Халатян, политический обозреватель ИАЦ VERELQ и информационного агентства EA Daily, который сейчас находится в Ереване.

– Айк Грантович, 20 июня 2021 года в Армении состоятся внеочередные парламентские выборы. Как Вы считаете, почему Пашинян пошел на их проведение?

– На мой взгляд, можно отметить два главных фактора. Первый – это, конечно, внутриполитическая напряженность. Многочисленные акции протеста, конфликт с высшим военным руководством оказали влияние на решение премьер-министра.

Второй фактор, и я считаю его главным, это определенные обязательства Пашиняна перед внешними игроками, в частности Россией, по вопросу проведения внеочередных выборов. Во всех недавних телефонных разговорах Никола Пашиняна и Владимира Путина, а их содержание размещено на сайте Кремля, одним из пунктов является обсуждение внутриполитических процессов в Армении и проведение внеочередных выборов.

Совокупность внутриполитических факторов и определенные обязательства перед внешними игроками побудили Пашиняна пойти все же на проведение внеочередных парламентских выборов.

– Вы упомянули внешних игроков. Кого наряду с Россией Вы имеете в виду?

– Это сопредседатели Минской группы, это основные партнеры Армении. Все они хотят определенной ясности относительно того, насколько нынешняя власть в состоянии контролировать ситуацию в стране, можно ли взаимодействовать с ней. У Армении тесные экономические связи с Европейским союзом, реализуются общие программы, проекты. И для внешнего мира важно, кто будет находиться в Армении у власти.

– Как Вы оцениваете нынешнюю ситуацию в стране?

– Азербайджанская сторона продвигается вперед уже на территорию Армении в Сюникскую область. Если нынешняя власть «упорядочила отношения» с соседом, если были скорректированы границы в соответствии с картами советского периода, чем армянское общество было так недовольно, почему определенное движение происходит в Сюникской области?

Никол Пашинян говорил, что Армения ничего своего не отдала, что все ее территории оказались в рамках прежних границ советского периода. Возникает вопрос: что делают азербайджанские войска на территории уже самой Армении?

Нынешняя власть не в состоянии защищать интересы Армении, не в состоянии обеспечивать безопасность страны и ее граждан, чем пытаются воспользоваться наши противники в лице Азербайджана и Турции. Кроме того, при такой власти нельзя ожидать, что друзья, союзники и партнеры Армении станут считаться с ее интересами и ее мнением по тем или иным вопросам.

Если говорить о раскладе политических сил, понятно, что выборы пройдут по принципу «все против Пашиняна», потому что у тех сил, которые выражают ему определенную поддержку, защищают его, практически нет шансов попасть в парламент. Те политические силы, которые могут набрать несколько процентов, выступают с жесткой критикой Пашиняна. Но есть один нюанс.

– Какой?

– Некоторые из определенных оппозиционных сил могут оказаться в итоге псевдооппозиционными. И не исключено, что, пройдя в парламент на волне критики Пашиняна, а в политике ничего нельзя исключать, они могут даже пойти на сотрудничество с ним.

– Кого Вы имеете в виду?

– Если говорить об оппозиционных силах, блок Роберта Кочаряна «Армения» на такое сотрудничество никогда не пойдет. Блок «Честь имею» Артура Ванецяна также не станет создавать коалицию с Пашиняном.

Остаются две политические силы, которые имеют неплохие шансы пройти в парламент. Это, прежде всего, партия Эдмона Марукяна «Просвещенная Армения». С одной стороны, она выступает в парламенте с критикой Пашиняна, и критикой довольно жесткой. Но мы помним их общее политической прошлое в рамках блока «Елк». Но самое главное то, что в самых важных вопросах по странному совпадению Эдмон Марукян и его однопартийцы зачастую фактически играли на стороне Пашиняна, даже своим бездействием. Наглядный пример – история с Конституционным судом, когда требовалось всего несколько подписей депутатов «Просвещенной Армении» для того, чтобы обратиться в Конституционный суд по поводу беззакония властей в его отношении. На мой взгляд, под выдуманным предлогом они отказались их поставить, фактически развязав властям руки и позволив переформатировать состав Конституционного суда.

Другая оппозиционная сила – Гагик Царукян и его сторонники. Он состоял в движении 17. Но во время акций протеста, считаю, его партия не использовала весь имеющийся для борьбы с Пашиняном ресурс. В армянских СМИ, в соцсетях активно муссируются слухи о том, что между ним и Пашиняном существуют определенные закулисные договоренности. Некоторые эксперты не исключают, что Царукян может поддержать любого выигравшего или набравшего наибольшее количество голосов, даже Пашиняна, хотя он клятвенно обещал этого не делать. После 20 июня все станет очевидным.

– Как Вы прокомментируете информацию о том, что команда Пашиняна настойчиво пытается внести раскол в ряды оппозиции?

– Других действий от команды Пашиняна и не стоило ожидать. Понятно, что Пашинян будет делать все, чтобы ослабить своих противников и усилить свои позиции. С помощью псевдооппозиционных сил Пашинян попытается развернуть дискуссию о том, что между его главными оппонентами существует немало определенных разногласий по поводу тактики и стратегии борьбы с действующей властью, что есть существенные различия во взглядах на причины, приведшие Пашиняна к власти. Все это возможно. Вспомним историю с «Процветающей Арменией». Если дело дойдет до того, что именно мандаты «Процветающей Армении» будут решать, кто сформирует правящую коалицию и новое правительство, понятно, что Пашинян в обмен на возможную поддержку пообещает Царукяну определенные преференции. И если Царукян согласится, конечно, это расколет оппозицию.

Думаю, что Пашинян предпримет попытки обострить существующие между оппозиционными силами разногласия, а также попытается сделать те или иные предложения о сотрудничестве после выборов. На данный момент даже псевдооппозиционные силы такие предложения могут не воспринять. Не исключены закулисные переговоры о попадании в парламент, распределении портфелей в правительстве в обмен на очень большие уступки. Нынешняя власть будет договариваться с теми политическими игроками, у которых нет с ней принципиальных противоречий, кто не является ее открытыми врагами, как Роберт Кочарян, с теми, с которыми теоретически можно будет сформировать коалицию. Даже притом что сторонникам этих партий такие переговоры могут не понравиться, партийная верхушка пойти на сотрудничество может.

– К противникам нынешней власти относят Республиканскую партию Армении (РПА) Сержа Саргсяна. Но факты недавнего прошлого говорят о том, что Серж Саргсян объективно способствовал приходу к власти Пашиняна и его сторонников.

– Да, такие предположения обсуждаются. В своих недавних интервью Серж Саргсян пытался это опровергнуть. Следует обратить внимание на интересный нюанс. По действующему законодательству, коалицию в будущем парламенте могут сформировать максимум три силы.

Если бы РПА решила идти отдельно на выборы, получилось бы, что ведущие оппозиционные силы пошли бы на них четырьмя разными колоннами. И кто-то оказался бы «лишним», даже будучи против Пашиняна. РПА пошла на риск, объединившись с Марукяном, чтобы оппозиция шла на выборы тремя колоннами.

Несмотря на то, что каждая политическая сила заявляет, что готова единолично выиграть выборы, по мнению многих экспертов, формирования коалиции избежать не удастся. В худшем случае понадобится второй тур, после которого победитель в первом туре «доберет» недостающие мандаты, чтобы, согласно законодательству, получить необходимые 54%, то есть гарантированное большинство. Кто и как себя поведет на выборах и, главное, после них, у кого какие приоритеты, тайные союзники и цели, скоро станет ясным.

– По предварительным прогнозам, несмотря на недовольство в обществе и поражение в Арцахской войне, партия Пашиняна набирает наибольшее количество голосов.

– Несмотря на то, что, как вы сказали, партия Пашиняна занимает по соцопросам первое место, те же соцопросы демонстрируют тенденцию к снижению, и довольно существенному, уровня его поддержки. Соцопросы и прогнозы свидетельствуют о том, что больше обозначенного процента голосов Пашинян набрать не в состоянии, только разве что в случае очень низкой явки избирателей его поддержка может показать более высокий процент. В абсолютных цифрах эта поддержка останется прежней. Как уже было сказано выше, у Пашиняна нет союзников для формирования коалиции. Победить на выборах и сформировать правительство без массовых фальсификаций, без подкупа избирателей у Пашиняна не получится.

– По какому сценарию, на Ваш взгляд, могут развиваться события в Армении в случае победы Пашиняна?

– Думается, в этом случае события будут развиваться бурно, потому что честным путем выиграть выборы Пашинян не сможет. Не исключено, что по количеству голосов он будет первым, но при этом проиграет объединенной коалиции оппозиционных сил.

– Бой выиграет, а войну проиграет?

– Да. Хотя я надеюсь, что оппозиция не доведет дело до такого развития событий, что оппозиции удастся набрать сопоставимые цифры или даже обойти Пашиняна. Если Пашинян объявит, что набрал наибольшее количество голосов, это будет означать, что имели место массовые нарушения. Без них победы ему не добиться. Само собой разу-

меется, оппозиция с таким положением дел мириться не станет.

– Сможет ли оппозиция, на Ваш взгляд, объединиться после выборов в единый блок, составить большинство в парламенте, сформировать правительство и назначить премьер-министра?

– Если оппозиционные силы этого не сделают, если они в своих рядах не поддержат победителя, того, кто наберет наибольшее количество голосов, а, по моему мнению, им станет блок Роберта Кочаряна, тогда они фактически признаются в том, что являются псевдооппозицией. Если под каким-либо даже самым благовидным предлогом они на это не пойдут, значит, все те слухи, которые имели место, имеют под собой основания. Но я надеюсь, что в Армении понимают, в какой тяжелейшей, катастрофической ситуации находится страна. Надо забыть о личных амбициях, обидах и объединиться ради спасения родины.

– Главное – идти на выборы и голосовать.

– Конечно. Я постоянно общаюсь с людьми и вижу, что многие разочарованы в политике и политиках. Но всем говорю, что надо идти на выборы и голосовать. Нельзя оставаться безразличным. Речь идет о судьбе страны, в которой мы живем. И даже если ты голосуешь за Пашиняна, ты берешь на себя ответственность за судьбу страны. В нынешней ситуации лозунги «Мне никто не нравится!», «Я голосовать не пойду!» – фактически игра на стороне Пашиняна. Он именно этого и добивается, пытаясь внушить людям разочарование в политике и политиках, веру в то, что никто не может изменить ситуацию в лучшую сторону. В день выборов люди не должны оставаться дома. Этого допустить нельзя. И оппозиция должна работать с такими людьми. Со сторонниками Пашиняна работать бессмысленно, его электорат – секта, которая не принимает никаких логических доводов, фактов, даже явных, когда их лидер обманывал и продолжает обманывать.

– На вопрос о том, почему 30% населения продолжают поддерживать Пашиняна, никто, по крайне мере в России, не может ответить. Есть ли люди, которые могут ответить на этот вопрос, в Армении?

– Мне кажется, что определенная часть, более образованная, просто не хочет признаться себе в том, что ее обманули и использовали в 2018 году. Эти люди боятся признаться в совершенной в 2018 году ошибке, в том, что невольно стали соучастниками сдачи Арцаха и гибели тысяч наших соотечественников. Поэтому даже на подсознательном уровне хотят откреститься от соучастия в действиях бездарной власти. Они думают, что единственный выход для них – считать, что не Пашинян виноват в этих бедах, а некие враждебные силы, которые подстроили все это.

В психологии такой подход считается глубоко ошибочным. Лучше признать ошибку и начать работать над ее исправлением, а не продолжать обманывать себя. Ведь люди поддержали Пашиняна в 2018 году из самых благих намерений. К чести его бывших сторонников, которых в моем окружении немало, многие нашли в себе силы признать, что ошиблись, что Пашинян – бедствие, зло для страны, и надо сделать все, чтобы этого человека отстранить от власти и вывести Армению из кризиса, в котором она оказалась.

– Да, многие признали ошибку, которую совершили в 2018 году, поддержав Пашиняна. Тогда на стороне Пашиняна было 80% населения страны. Сегодня эта цифра составляет неполных 30%. Как Вы считаете, кто победит на предстоящих выборах?

– Я надеюсь, что это будет блок Роберта Кочаряна. Я симпатизирую ему, потому что считаю его главным оппонентом действующей власти. Блок Кочаряна никак нельзя обвинить в сотрудничестве с Пашиняном, он никоим образом не способствовал его приходу к власти. Хочется надеяться, что этим силам удастся сформировать правительство и отстранить Пашиняна. Победа Пашиняна на выборах ничего хорошего Армении и армянской государственности не сулит.

– Хочу задать Вам личный вопрос. Что дало Вам обучение в Духовной семинарии Ширакской епархии ААЦ в Гюмри?

– Я человек верующий.

У меня большое уважение к Армянской Апостольской Церкви. И я хотел выбрать для себя этот путь. Но судьба распорядилась иначе. Я пошел служить в армию, и когда вернулся, решил получить светское образование.

Что касается образования в семинарии, оно позволило мне восполнить пробелы в знании армянского языка, литературы и истории, проникнуться национальными ценностями. Я учился в русской школе, и эти знания были недостаточно совершенны. В чисто житейском смысле, в семинарии я прошел школу жизни. Там довольно суровые условия, и нужно учиться решать свои проблемы самостоятельно. В семинарии я пришел к пониманию того, что все, что выпадает нам в жизни, есть испытание, которое надо выдержать. Это делает нас умнее, опытнее, сильнее.

Беседу вел Григорий Анисонян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 9 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты