№6 (339) июнь 2021 г.

«Кавказский календарь»: «301 год. Крещение армянского народа в Христианскую Веру, в царствование царя Тиридата»

Просмотров: 12912

Армения – первая страна в мире, которая в 301 году приняла крещение и утвердила Христианство как государственную религию. Первостепенную роль в принятии Христианства в Армении сыграли Сурб Григор Лусаворич – Григорий Просветитель Армении, ставший первым Патриархом Армянской Церкви (302 – 325), и царь Армении Тиридат (Трдат III; 287 – 330). Христианская проповедь в Армении началась еще в I веке. Сирийское предание о царе Абгаре (Авгаре) повествует о прибытии после Вознесения Иисуса Христа к его двору в Эдессу апостола Фаддея, который излечил царя, окрестил его со всей семьей и начал проповедь среди горожан.

АРМЯНЕ ЗАКАВКАЗСКОГО КРАЯ В «КАВКАЗСКОМ КАЛЕНДАРЕ»

«Кавказский календарь» («КК») – первый серийный справочник по Кавказу – выходил раз в год в Тифлисе. Первый его выпуск на 1846 год («КК» в нынешнем году исполняется 175 лет) издан Канцелярией Кавказского Наместника в 1845 году в типографии Главного управления Закавказским краем, с Высочайшего Его Императорского Величества соизволения. В «Кавказском календаре» помещалось большое количество этнографических и исторических материалов. Рассматривались вопросы народного образования, сельскохозяйственных культур, помещались сведения о нравах кавказских народов, их вероисповеданиях и многое другое. Кроме того, присутствовал так называемый раздел «Хронологическое показание», содержащий хронологический перечень значимых дат в истории Кавказа, начиная с древнейших времен (в нашей публикации использованы только «хроники», связанные с Армянской Апостольской Церковью). Значительное место в нем также уделялось статистическим (включая данные о численности населения края), справочным и адресным сведениям о Кавказском крае. Последний выпуск «Кавказского календаря» вышел в 1916-м.

(«Кавказский календарь на 1846 год», Тифлис, 1845):«Кавказское Наместничество.

Грузино-Имеретинская губерния. Уезды: Тифлисское, Горийское, Телавское, Ахалцыхское, Эриванское, Нахичеванское, Александропольское, Елисаветпольское, Гурийское, Кутаисское, Сигнахское.

Каспийская область. Уезды: Шемахинское, Карабахское, Шекинское, Талишинское, Бакинское, Кубинское, Дербентское».

Кавказское наместничество с центром в Тифлисе вновь было учреждено 27 декабря 1844 года на территориях Кавказа, вошедших в состав Российской империи.

Из труда «Основные промышленные силы Закавказья. Народонаселение» российского финансиста и экономиста Ю.А. Гагемейстера («КК на 1846 г.», Тифлис,

1845):

«Всех жителей за Кавказом считается: в Каспийской области – 510.000, в Грузино-Имеретинской губернии – 863.000 душ. Самое многочисленное племя за Кавказом есть мусульманское, состоящее преимущественно из татар-турок (современных азербайджанцев. – М. и Г.М.): в нем считается 675.000 душ; затем грузины и имеретины около 490.000, армян до 200.000 душ.

Мусульмане зажиточнее других и наслаждаются большим довольством. Будучи в прежние времена господствующим в Крае народом, они менее претерпевали угнетений и разорений, чем христиане. Кочевая жизнь у многих из них обратилась в стихию жизни, и не без оснований. Скитаясь в самые смутные времена по горам, они имели всегда от стад своих безбедное содержание; да и теперь скотоводство доставляет им вернейший доход.

Некоторые из грузинских помещиков занимаются не без успеха улучшением своего хозяйства, и должно надеяться, что, вместе с развивающимся образованием, быт грузинских дворян во многих отношениях поправится. Народ грузинский вообще беспечен, весел, но не чужд трудолюбия. Единственное его занятие есть земледелие, и под управлением умного помещика грузин может быть работником очень хорошим; только он мало переимчив, что конечно должно приписать главным образом его малообразованности.

Имеретины одарены хорошими способностями и предприимчивее грузин. Крайняя бедность их есть не столько следствие природной лени, сколько неблагоприятного устройства земледельческой системы, в коей произвол не ограничивается никакими пределами. Имеретины и теперь ходят для заработков в другие округи Закавказья, между тем грузины промышляют только извозом.

Наконец армяне, неоспоримо, занимают весьма важное место между жителями Закавказья – по способностям, деятельности и стремлению к просвещению. Они всегда считались деятельнейшими тружениками Востока; но беспрерывные обирательства, которыми они подвергались при прежнем произволе самовластия, научили и их работать для удовлетворения крайних нужд. Поэтому в селениях они не отличаются почти от других туземцев и живут также бедно. Зато в городах, где всегда было больше защиты и покровительства от угнетений, ум их развертывается, и нет рукоделья, нет промысла, которым бы они не занимались. Пробыв несколько столетий под игом турок и персиян, они умеют ценить благотворные плоды Русского управления, которое освободило их от порабощения и даровало им все права благоустроенного гражданства. Одаренные в высокой степени духом предприимчивости и наклонностью к торговым оборотам, они с незапамятных времен владеют исключительно торговлею не только Грузии, но даже и всех почти других Закавказских провинций. Сами они проложили себе торговые пути в Россию, которая только чрез них одних сбывает в Грузию свои товары. Существование десятилетней льготной торговли побудило многих из них отправиться в Лейпциг, в Гамбург, в Триест, в Марсель для торговых предприятий, и, несмотря на незнание европейских языков, некоторые из этих отважных торговцев успели составить себе хорошее состояние. Самая торговля европейскими товарами в Персии производится отчасти тифлисскими армянами. Одним словом, стоит только указать им на какую-либо новую отрасль торговли, и они готовы пуститься в дела, мало им известные и даже сопряженные с опасностью.

С некоторого времени переселяется за Кавказ значительное число русских. Мера для Края благотворная: ибо переселенцы эти водворяют здесь гражданственность и распространяют неизвестные дотоле промыслы. К сожалению, переселяемым не всегда удается водворяться в местах удобных и благоприятных. Оттого, не имея возможности кормиться на месте своего водворения, они иногда принуждены бывают переменять места жительства».

Из «Статистического очерка Тифлиса («КК на 1847 г.», Тифлис, 1846):

«Здешние ремесла по преимуществу обязаны деятельности армян. В городе из числа ремесленников находится: армян – 1.448, грузин – 256, католиков – 71, татар – 58, немцев – 35, персиан – 14, евреев – 12, турецко-подданных – 12, русских – 9, греков – 6, французов – 4, поляк – 1. Итого: 1.926. Без армян – 478».

ВЕХИ ИСТОРИИ АРМЯНСКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ

Список «Хронологического показания достопримечательных событий в Кавказском крае» открывается датой («КК на 1847?г.», Тифлис, 1846):

«До Рождества Христова. Около 2100 г. Гайк основывает Гайканскую (ныне Армянскую) монархию».

Согласно армянской истории, написанной Мовсесом Хоренаци, основатель династии и первый царь древней Армении (предводитель армянского народа) Айк «Ахехнавор» (Айк «Лучник»), вошедший в историю как Айк (Гайк) Наапет, патриарх-родоначальник армянского народа, основатель династии Айказуни (родовладык/наапетов Армении), объединил армян и разгромил в сражении Дюцазнамарт (юго-восточнее озера Ван, среднее течение реки Айоц-дзор) войска тирана Бэла.

Айк Наапет положил начало армянскому государству. Это произошло 11 августа 2492 г. до Р.Х. (по традиционному армянскому летоисчислению) или в 2107 г. до Р.Х. (по «Хронологической Таблице» Микаэла Чамчяна).

«По Рождеству Христову:

33 г. Принятие Христианской Веры Армянским царем Авгаром».

В этой дате сокрыто много удивительного. Даже многие из тех, кто воочию видел Спасителя и творимые Им чудеса, сомневались в истине Его учения. В то же время царь далекой страны принимает учение Христа в год Его распятия. Как же мог Абгар (Авгар) узнать о происходящем? Что же вселило в него уверенность в непогрешимой истинности незнакомого ему учения? В поисках ответов на эти вопросы мы обратились к епископу Армянской Церкви, историку V века Св. Мовсесу Хоренаци, который рассказывает о том, как армянский царь Абгар услышал об Иисусе Христе и Его чудесах.

Вельможи царя Абгара были посланы в город Беткубин (или Элевтерополь – город в Иудее, в 40 км к юго-востоку от Иерусалима) для разрешения государственных дел.

«На обратном пути, – пишет Мовсес Хоренаци, – они отправились в Иерусалим повидать Спасителя нашего Христа, побуждаемые молвой о чудесах, и, оказавшись их очевидцами, рассказали Абгару. Пораженный Абгар искренне уверовал, что это истинный Сын Божий, и сказал: «Это возможности не человека, а Бога, ибо никто из людей не может воскрешать мертвых, но только Бог». И так как его тело было поражено страшной болезнью, постигшей его в Персидской стране за семь лет до этого, и люди оказались не в состоянии вылечить его, то он отправил Ему письмо с мольбой прийти и вылечить его…»

Абгар, видимо, не имея возможности самому идти в Иудею, послал эту просьбу Господу Иисусу, умоляя Его прийти к нему в Эдессу. Не будучи уверенным, что просьба будет исполнена, Абгар отправил в Палестину искусного живописца Ананию, поручив ему изобразить на иконе лицо Господа; царь желал иметь хотя бы ту отраду в своей болезни, что будет видеть изображение лица Иисуса Христа; столь велика была у него любовь к Христу, внушенная верою по слуху.

Историк приводит текст послания царя Абгара к Спасителю:

«Абгар, сын Аршама, правитель страны, Иисусу Спасителю и благодетелю, явившемуся в стране Иерусалимской, (шлет) привет.

Прослышал я о тебе и о врачевании, творимом руками твоими без зелья и кореньев. Ибо, как говорят, ты даешь прозреть слепым и ходить хромым, очищаешь прокаженных, изгоняешь нечистых духов и исцеляешь страждущих также застарелыми болезнями. Ты даже воскрешаешь мертвых. Когда я услышал все это о тебе, я уверился в своих мыслях в одном из двух: либо ты – Бог, сошедший с небес, и совершаешь это, либо же ты Сын Божий и творишь это. Поэтому я и пишу к тебе с мольбой потрудиться прибыть ко мне и излечить от болезни, которой я страдаю. Слышал я также, что иудеи ропщут на тебя и хотят предать тебя мучениям; мой город невелик и красив, его хватило бы для нас обоих».

Посланцы, доставившие письмо, встретили Иисуса в Иерусалиме. Ответом на послание Абгара стали слова Спасителя, записанные апостолом Фомой:

«Блажен, кто верует в меня, не видавши меня. Ибо написано обо мне: видящие меня не уверуют в меня, не видящие – уверуют и будут жить. А о том, что ты мне писал – прийти к тебе, то должно мне свершить здесь все, для чего я послан. И когда я свершу это, я вознесусь к тому, кто меня послал. Когда же вознесусь – пришлю одного из здешних моих учеников, дабы он вылечил твои болезни и дал жизнь тебе и присным твоим».

Царь Абгар V, именуемый Уккама, или Ухомо, что означает «черный», согласно хроникам, дважды правил Осроенским царством в армянской части Северной Месопотамии со столицей в Эдессе (современный Шанлыурфа на юго-востоке Турции; до 1993 г. – Урфа): впервые с 4 года до Р.Х. по 7 год по Р.Х., а вслед за тем с 13 по 50 год.

Осроенское царство было основано в 137 году до Р.Х. и прекратило свое существование в 216 году по Р.Х. Царь Абгар V из династии армянских Аршакидов, племянник Тиграна Великого, пятнадцатый правитель царства, приобрел известность в IV веке, когда Евсевий Кессарийский в Эдессийском архиве обнаружил сирийский документ, свидетельствовавший о переписке его с Иисусом Христом.

«301. Крещение армянского народа в Христианскую Веру, в царствование царя Тиридата».

Согласно Святому Преданию, благовествование в Армении началось в середине первого века апостолами Фаддеем и Варфоломеем (Тадеос и Бартухимеос). Именно этот факт объясняет, что Армянская Церковь – Апостольская.

Св. апостол Фаддей, один из 12 апостолов Иисуса Христа, в 43 году принес Слово Евангелия в пределы Великой Армении, а также наконечник копья, которым пронзили распятого Господа. Многолетняя проповедь Евангелия увенчалась крещением народа и Сандухт, дочери царя Санатрука. В 66 году апостол был схвачен и казнен в области Тарон.

Св. апостол Варфоломей в 60 году начал проповедь в земле армянской. Он основал первую женскую обитель Армении, куда отдал на хранение лик Богородицы, принесенный им с собой. Пустынь получила название Огеванк – «Духов монастырь». К моменту своей казни в 68 году апостол имел более 2.000 последователей, включая царевну Вогуи и тысяцкого Теренция, посланного склонить царевну к отречению, но самого принявшего Христа.

Апостолы создали первые церковные общины, и народ начал приобщаться к истинной вере. Первые века гонимая церковь Армении, еще не вошедшая окончательно в сердце армянского народа, вдохновлялась подвигами многих безымянных мучеников и исповедников, располагая к Господу сердце нации. Поэтому, когда в 301 году царь Тиридат (Трдат III) и Св. Григорий (Сурб Григор) объявили в Армении государственной религией Святую Веру Христову, значительная часть армян была уже подготовлена.

Св. Григорий отправился в Каппадокию, где епископ Леонтий Кессарийский рукоположил его в епископы. Св. Григорий возвратился на родину вместе с епископом Петром Себастским, который должен был провести церемонию возведения на престол. Этот обряд происходил не в столице, а в г. Аштишате, т.к. именно здесь со времен апостолов находилась епископская кафедра катакомбной Армянской церкви. Св. Григорий начал широкую проповедническую и организаторскую деятельность. Там, где Святому явился Иисус и указал золотым молотом на место возведения Св. Алтаря, воздвигли кафедральный собор Св. Эчмиадзина. Св. Григорий Просветитель (Сурб Григор Лусаворич) создал систему епархий в соответствии с местными условиями.

«303. Основание Эчмиадзинского монастыря».

Из «Краткого исторического очерка городов Закавказского края» («КК на 1846 – 1847 гг.», Тифлис, 1845 – 1846):

«Эчмиадзинский монастырь, в Эриванском уезде, местопребывание Верховных Патриархов-Католикосов Гайканского народа и Синода Армяно-Григорианского. Основателем Эчмиадзина был Св. Григорий, Просветитель Армении, в 303 году по Р.Х. Имя Эчмиадзин, которое собственно принадлежит храму, значит по-армянски «сошел Единородный». Обитель сия, в продолжение многих веков, подвергалась многократным опустошениям, вместе со всей Арменией, со стороны шахов персидских и султанов турецких. Первое опустошение Эчмиадзина произведено персами, спустя 80 лет после его основания, когда ободренные слабостью армянского царя, они вторглись в Армению, заняли большую часть ее провинций, предали многие города огню и мечу. В XI веке, когда Армения подпала под власть аравитян (арабов. – М. и Г.М.), Эчмиадзин должен был испытать новые бедствия от новых врагов христианства. В 1603 году явился в Армению грозный завоеватель Шах-Аббас I и разорил храм Эчмиадзинский, который был восстановлен Патриархом Моисеем III (Мовсес III Татеваци; 1629 – 1632. – М. и Г.М.). В 1635 и 1636 гг. Эчмиадзин снова подвергся разорению от Измаил-Шаха и Мурата IV. В 1766 году Патриарх Симеон (Симеон I Ереванци; 1763 – 1780. – М. и Г.М.) прибегнул к покровительству России, и получил от Императрицы Екатерины II грамоту, которою предоставлено Эчмиадзинским Католикосам иметь всех находящихся в России армян в непосредственном своем владении по духовным делам. Первая утвердительная грамота на Эчмиадзинский Престол от лица России дарована в 1800 году, архиепископу Иосифу (Овсеп; 1800 – 1801. – М. и Г.М.), которого, по кончине Католикоса Луки (Лука I Карнеци; 1780 – 1799. – М. и Г.М.), Эчмиадзинское духовенство избрало в Патриархи. В феврале 1837 года, вследствие нового положения об управлении делами Армяно-Григорианской Церкви, открыт в Эчмиадзине Синод».

«1170. Предание иноверцами огню десяти тысяч армянских рукописных книг, в Багаперте».

В окрестностях села Давид-Бек Сюникской области Армении, у слиянии рек Гехи и Вохчи, на высоте 200 метров над уровнем рек расположены остатки крепости Багаберд. Основание и ранняя история крепости, чаще всего, датируются III – IV веком. С 1103 года Багаберд с его двойными стенами и крепкими башнями стал столицей Сюникского царства.

По сведению Степаноса Орбеляна (1250 – 1304), автора труда «История области Сюник», в Багаберде были собраны все клады и драгоценности, рукописные подлинники указов и грамот армянских царей и князей – словом, все, что составляло национальное богатство обширного нагорья Армении. В 1170 году, захватив крепость Багаберд, последний оплот царства, сельджуки сожгли более десяти тысяч рукописей Татевского епископата и других религиозно-просветительных очагов Сюника.

«1311. Начало Армянского Патриаршества в Иерусалиме».

Первым известным нам армянским патриархом Иерусалима был Абраам, который, согласно арабскому историку Зекиал-Дину, видя усиление власти Мухаммеда, в 626 году лично отправился к нему и получил грамоту на неприкосновенность Иерусалимской Армянской Церкви.

Когда Католикос всех армян Константин III Кесараци принудил глав епархий Армянской Церкви принять решения Сисского Собора 1307 года о принятии догматических и обрядовых изменений, патриарх Иерусалима Саргис, желая сохранить чистоту вероучения Армянской Церкви, приобрел у султана Египта грамоту о выводе своего престола из-под власти католикосата Армении и с 1311 года начал независимо вести свои дела.

Патриарх Иерусалима является хранителем армянских привилегий в Святых Местах. Сегодня в юрисдикцию патриархии Иерусалима входят армянские церкви Израиля и Иордании.

«1461. Начало Армянского Патриаршества в Константинополе».

В 1461 году султан Мухаммед II Фатих основал патриархию армян Константинополя. Поскольку центр Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) – Св. Эчмиадзин – находился под властью Персии, султан намеревался, основав патриархию, через Патриарха держать под контролем армян, живущих в пределах Турецкого султаната.

До Первой мировой войны юрисдикция Константинопольской патриархии распространялась на 52 епархии, в их числе епархии Багдада, Кипра, Египта, Болгарии, Румынии и Греции. Сегодня в юрисдикцию патриархии Константинополя входят армянские церкви Турции и острова Крит (Греция).

«1567. Начало книгопечатания в Армении».

Эта дата – 1567 г. – совпадает с годом армянского книгопечатания в Османской империи: первая книга на армянском языке вышла в Константинополе. Первую подпольную типографию в османской столице открыл потомок царской династии Арцруни – Абгар Дпир Тохатеци, второй армянский книгопечатник. Он же, двумя годами раньше, в 1565-м, в собственной типографии в Венеции печатает «Календарь» и «Псалтырь».

В Константинополе Абгар Тохатеци в 1567 – 1569 гг. издает шесть книг: «Малую грамматику или азбуку», «Тонацуйц» (календарь церковных праздников), «Парзатумар» (календарь), «Патарагаматуйц-Ахотаматуйц», «Песенник» и «Маштоц» (сборник церковных обрядов).

А основоположником армянского книгопечатания стал Акоп Мегапарт. Только в течение одного года – с 1512-го по 1513-й – в Венеции одна за другой выходят его пять книг: «Урбатагирк» («Книга пятничная» – сборник медицинских трактатов и молитв), «Патарагатетр» (каноны богослужения ААЦ), «Ахтарк» (астрологические трактаты), «Парзатумар» (Армянский богослужебный календарь на 36 лет) и «Тагаран» (песенник).

«1724. Грамота Армянскому Патриарху Исаии и армянскому народу об отводе мест для поселения их в Баку и Дербенте».

«1723, июля 26. Генерал-майор Матюшкин, главный начальник прибрежных каспийских областей, занимает Баку. Присоединение к России лежащих по Каспийскому морю провинций: Гиляна, Мазандерана, Астрабада и городов Дербента и Баку» («КК на 1871 г.», Тифлис, 1870).

Увеличению численности армян в Прикаспийских областях Кавказа и Дагестана, в частности, способствовало не только особое географическое положение региона, но и успешная политика Российского государства, создавшая благоприятные условия для торгово-промышленной деятельности, в том числе и возможности для них сохранить свой язык, веру, обычаи и самобытность.

В этом плане особый интерес представляет изданная Петром I грамота от 10 ноября 1724 года, которая была адресована «честнейшему Патриарху Исаии и честнейшим юзбашам (сотникам. – М. и Г.М.) Авану и Мирзе, и всем протчим честным юзбашам и управителям, и всему честному армянскому народу» об отводе мест для поселения их в Гиляне, Мазандаране, Баку и Дербенте, в которой приводит прошение их «дабы мы вас с домами и фамилиями (семьями. – М. и Г.М.) в высокую нашу императорскую протекцию приняли и для жилища и свободного вашего впредь пребывания в новополученных наших персидских провинциях, по Каспийскому морю лежащих, удобные места отвести повелели, где б вы спокойно пребывать и христианскую свою веру без препятия по закону своему отправлять могли. И понеже мы честный армянский народ ради христианства, во особливой нашей милости содерживаем, того ради мы на сие ваше прошение всемилостивейше соизволяем».

В результате целенаправленной переселенческой политики Петра I в Баку и Дербенте сложились крупные армянские общины.

Есаи Гасан-Джалалян, армянский историк, священник, католикос агванского католикосата Армянской Апостольской Церкви (с резиденцией в Гандзасарском монастыре) в 1702 – 1728 годах, происходил из знаменитого армянского княжеского рода Гасан-Джалалянов. Автор труда по истории Карабаха под названием «Краткая история страны Агванк», изданного в Шуше карабахским митрополитом Багдасаром Гасан-Джалаляном в 1839 году.

В 1724 году, во время военного похода турецких войск в Карабах он отказал предложению Католикоса всех армян Аствацатура Амаданци (1715 – 1725) покориться туркам; продолжая войну с неприятелем, отправил прошение о помощи царскому двору. После заключения Русско-турецкого договора (12 июля 1724 г.), оценив создавшуюся ситуацию, вынужденно посоветовал меликам (армянским князьям) прекратить сопротивление туркам. Мелики обличили его в предательстве и обмане, после чего в 1728-м Есаи Гасан-Джалалян покончил жизнь самоубийством.

«1771. Учреждение типографии в Эчмиадзине».

В 1771 году Католикос всех армян Симеон I Ереванци в Эчмиадзине основал первую типографию на территории исторической Армении. Здесь в 1772 году выходит книга «Духовный сад» (первое издание на территории Армении).

«1809, август. Архиепископ Ефрем утвержден Патриархом и Католикосом армянского народа».

Ефрем I Дзорагехци (Тер-Ованесян), Верховный Патриарх и Католикос всех армян (1809 – 1830), родился в 1748 году в армянском селе Дзорагех. Учился в духовном училище Св. Эчмиадзина.

После избрания Иосифа Аргутинского Католикосом всех армян в 1800 году стал начальником российской епархии Армянской Апостольской Церкви. В 1809 году был избран Католикосом всех армян.

Во 2-м номере первой русской газеты на Кавказе «Тифлисские ведомости» (газета выходила с 4 июня 1828 г. по март 1832?г.) помещено сообщение о том, что «армянский патриарх Ефрем, спасаясь от притеснений мусульман (эриванского Гусейн-Кули-хана. – М. и Г.М.), оставил престол и перебрался в 1821?г.

в Тифлис. Теперь патриарх (05.07.1828) выехал из Тифлиса в Араратский Эчмиадзинский монастырь». Следует комментарий: «Ныне духовенство Эчмиадзинское, под кровом Российского правительства, пользуется свободным и спокойным отправлением своих обрядов, и глава Армянского исповедания возвращается в Армению».

А по прошествии двух месяцев в «Тифлисских ведомостях» публикуется текст грамоты Николая I (подписанной им 22.06.1828), по которой патриарху Ефрему за «постоянное усердие... к державе Российской... высокие нравственные качества и всеобщую любовь к нему жалуются... алмазные знаки Ордена Св. Благоверного Великого князя Александра Невского».

В 1830 году Ефрем I Дзорагехци отрекся от престола, а 30 июня 1831-го «за выдающиеся заслуги в деле миссионерства, духовного и нравственного просвещения, а также за многолетнее служение Богу, Царю и

Отечеству» был награжден (первым на Кавказе) орденом Св. Апостола Андрея Первозванного.

«1831, июля 1. Архиепископ Иоаннес утвержден Патриархом и Католикосом армянского народа».

Ованес (Иоаннес) VIII Карбеци (1762 – 1842), Верховный Патриарх и Католикос всех армян (1831 – 1842).

Учился в духовной семинарии в Мугни (ныне район Аштарака, Армения), а затем в Св. Эчмиадзине. В 1831 году был избран Католикосом всех армян. При нем в 1836 году вышло постановление царского правительства «Положение об управлении делами Армяно-Григорианской Церкви в России». По распоряжению Ованеса VIII было начато строительство здания Эчмиадзинского Синода.

Государь Император Николай I собственноручно начертал на всеподданнейшем докладе Министра Внутренних Дел о кончине Иоаннеса VIII: «Жаль, был почтенный старик!» Патриарх Ованес (Иоаннес) удостоился видеть и приветствовать Августейшего Монарха в стенах Первопрестольного Эчмиадзинского монастыря во время Высочайшего путешествия в Закавказском крае в 1837 году.

«1836, марта 11. Издано положение об управлении делами Армяно-Григорианской Церкви».

В 1828 году, в результате войны с Персией, Восточная Армения была присоединена к Российской империи со статусом области. Армянская область была образована Высочайшим указом от 21 марта 1828 года и располагалась на территории бывших Эриванского и Нахичеванского ханств, вошедших в состав Российской империи по Туркманчайскому мирному договору. 10 апреля 1840 года Армянская область была упразднена императором Николаем I. Ее территория вошла в состав Грузино-Имеретинской губернии.

11 марта 1836 года именным указом, данным Сенату, было введено в действие «Положение об управлении делами Армяно-Григорианской Церкви в России».

В именном указе, изданном в связи с введением в действие Положения, говорилось: «По покорении войсками Нашими Эчмиадзина, древнего местопребывания Верховного Патриарха Армяно-Григорианской Церкви и Католикоса всего Гайканского народа, и по присоединении оного, вместе с Армянской областью, к Российской империи, Мы признали нужным управление делами сей Церкви и духовенства оной установить на твердых и ясных началах».

«Положение» устанавливало права и привилегии армяно-григорианского духовенства и статус церкви: «Армяно-Григорианская Церковь в Российской империи, наравне с прочими иностранными исповеданиями, пользуется Всемилостивейшим покровительством Государя Императора. Во всей Российской империи дозволяется свободное отправление веры по обрядам Церкви Армяно-Григорианской, с тем, чтобы члены оной, на основании общих государственных узаконений, тщательно воздерживались от всякого нарушения надлежащего уважения к другим, свободно в Империи исповедуемым верам…»

Устанавливалось, что все армяно-григорианское духовенство «по духовным делам и обязанностям состоит в ведении своего духовного начальства», оно освобождалось от уплаты всяких личных податей и исполнения повинностей, имело право на владение недвижимыми имениями, а на приобретение и отчуждение недвижимой собственности –

«с Высочайшего соизволения, испрашиваемого через министра внутренних дел».

Патриарх-католикос имел право посвящать в сан начальников епархий и прочих епископов, с условием, что количество епископов, не имеющих епархий, «не было увеличиваемо без явной в том необходимости». Все дела по управлению церковью Патриарх обязывался решать «вняв предварительному мнению» Синода, который являлся ядром организационной структуры Армяно-Григорианской Церкви.

Структурно Армяно-Григорианская Церковь делилась на шесть епархий во главе с назначаемыми на должность и увольняемыми с должности императором архиепископами: Нахичеванская и Бессарабская, включавшая в себя Москву, Санкт-Петербург, Новороссийскую и Бессарабскую области; Астраханская, Эриванская, Грузинская, Карабагская, Ширванская.

В каждой епархии учреждалась консистория из четырех членов: архиепископа – как председателя консистории, архимандрита и двух протоиереев или приходских священников.

«1837, мая 21. Открытие Эчмиадзинского Армяно-Григорианского Синода».

«Положение» устанавливало структуру и полномочия Синода. Синод располагался в Эчмиадзинском монастыре и состоял из четырех архиепископов или епископов, четырех архимандритов и одного вардапета, заседавших не реже двух раз в неделю. Члены Синода назначались императором по представлениям Главнокомандующего на Кавказе и министра внутренних дел Российской империи. Без разрешения последних членам Синода запрещалось отлучаться из Эчмиадзина на срок более четырех месяцев. При Синоде состоял прокурор на казенном содержании, назначаемый Сенатом из чиновников, имеющих не менее 6-го класса по Табели о рангах и владеющих русским и армянским языками. Основной функцией прокурора являлось осуществление контроля за рассмотрением церковными судами дел, отчеты о которых он предоставлял министру юстиции, а министру внутренних дел он докладывал об «иных делах». Синод самостоятельно назначал казначея и формировал канцелярию из секретаря, двух его помощников, переводчика, экзекутора, архивариуса.

В круг деятельности Эчмиадзинского Синода включалось: наблюдение за действиями всех подчиненных Синоду мест и должностных лиц; надзор за благоустройством монастырей, церквей, семинарий и богоугодных заведений; надзор за порядком управления имуществом церкви; рассмотрение дел об учреждении церквей, монастырей, семинарий и «испрошение Высочайшего разрешения» на это через Главнокомандующего на Кавказе и министра внутренних дел; дача разрешения на вступление в духовный сан, пострижение и сложение сана; дача разрешений на брак; рассмотрение судебных дел, кроме дел, рассматриваемых светскими судами.

«1843, августа 13. Утверждение архиепископа Нерсеса Патриархом Эчмиадзинским и Католикосом всех армян».

Нерсес V Аштаракеци (в миру Торос Шахазизян-Камсаракан; 1770 – 1857), Верховный патриарх и Католикос всех армян (1843 – 1857), родился в селе Аштарак в семье иерея Арутюна.

В 1808 году Католикосом всех армян Даниелом I в Св. Эчмиадзине был рукоположен в епископы, одновременно получив сан архиепископа. В 1814 году возглавил армянскую епархию Грузии и Имеретии. По его инициативе было основано первое крупное среднее учебное заведение в Закавказье – тифлисская армянская школа Нерсесян, торжественное открытие которой состоялось 24 декабря 1824-го.

Велика роль Нерсеса Аштаракеци в период Русско-персидской войны 1826 – 1828 гг. в организации армянского ополчения и сопротивления врагу, присоединении Восточной Армении к России. Русские войска и армянские добровольческие отряды в сопровождении Нерсеса Аштаракеци 13 апреля 1827-го вошли в Св. Эчмиадзин, который встретил их крестным ходом и колокольным звоном. В 1828 – 1843 гг. являлся главой армянской епархии Бессарабии. В 1843 году единогласно был избран Католикосом всех армян. Он настойчиво добивался пересмотра принятого 11 марта 1836 года «Положения об управлении делами Армяно-Григорианской Церкви в России».

Католикос всех армян Нерсес?V был награжден высшими орденами Российской империи: Св. Апостола Андрея Первозванного, Св. Александра Невского, Белого Орла, Св. Анны I ст.

Верховный Патриарх скончался в возрасте 87 лет в резиденции армянской епархии в Грузии за письменным столом. Позже тело Католикоса всех армян Нерсеса V перенесли в Св. Эчмиадзин.

Замечательно, что город Аштарак, в котором родился Нерсес?V, был уже родиной Католикоса, который также назывался Нерсесом, а именно Нерсеса II. Четыре Нерсеса восседали до Нерсеса V на Патриаршеском Престоле Армении, и все были мужи достопамятные: Нерсес I (353 – 373), Святой и Великий; Нерсес ІІ Аштаракский (548 – 557), окончательно принявший армянский календарь; Нерсест ІІІ Шиног, то есть Основатель (641 – 667), восстановивший Патриаршеский Армянский Престол после нашествия арабов; Нерсес IV Шнорали (Благодатный; 1166 – 1173), знаменитый учитель Армянской Церкви, склонявшийся к соединению с Вселенской Церковью.

АРМЯНО-ГРИГОРИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

«Кавказский календарь на 1846 год» (Тифлис, 1845):

«Духовное управление Армяно-Григорианской Церкви.

Верховный Патриарх, Католикос Гайканского народа Нерсес.

Эчмиадзинский Синод.

Председательствующий: Верховный Патриарх.

Члены: исправляющий должность Председателя – архиепископ Лука, архиепископ Стефан Араратов, архимандрит Саак Сантуньянц, архимандрит Иаков Тер-Маркаров, архимандрит Пилипос Арамьянц, архимандрит Аветик Цагикьянц. Исправляющий должность казначея – иеромонах Авель Мхитарьянц. В должности секретаря – Мартын Мелконович Гулканов.

I. Грузинская епархия.

Епархиальный начальник: архиепископ Карапет.

Тифлисская Консистория.

Члены: архимандрит Ефрем Ерзинков; протоиереи – Моисей Саятнов, Аветик Тер-Аветиков; священник Вартан Камоев. Секретарь – коллежский регистратор Яков Кареньянц.

Духовные Правления.

Ахалцыхское: викарный епископ Георгий Тер-Давыдов. Протоиереи – Григорий Тер-Степанов, Аветик Амамов. Письмоводитель – Григорий Тер-Оганесов.

Елисаветпольское: викарный архимандрит Вартан Оцнеци. Протоиерей Мелкиседек Тер-Погосов, священник Арутюн Мнацаканов. Письмоводитель – вакансия.

Горийское: викарный архимандрит Арутюн. Священники – Аристакес Хитаров, Исай Агасов. Письмоводитель – вакансия.

II. Эриванская епархия.

Наместник епархиального начальника: архиепископ Стефан Аргутинский.

Эриванская Консистория.

Члены: архимандрит Гавриил Еремов, протоиереи – Иоаннес Арутюнов, Воскан Абраимов, священник Исаак Захаров. Секретарь – губернский секретарь Георгий Филиппович Аразов.

Духовные Правления.

Александропольское: викарный епископ Никогос Тер-Маруков. Священники – Иоаннес Степанов, Матевос Григоров. Письмоводитель – Мнацакан Навасартов.

Нахичеванское: викарный архимандрит Татевос Кярим-Султанов. Священники – Мартирос Тер-Погосов, Иоаннес Тигранов. Письмоводитель – Карапет Эмин.

Татевское: викарный епископ Симеон. Священники – Саркис Исоян, Акоп Тер-Акопов. Письмоводитель – вакансия.

III. Карабахская епархия.

Епархиальный начальник: архиепископ Багдасар Джалалов.

Карабахская Консистория.

Члены: священники – Хачатур Тер-Ованесов, Аветик Тер-Саркисов, Аракел Юзбашев. Секретарь – коллежский секретарь Мартын Сергеевич Каракашев.

Шекинское Духовное Правление: викарный архимандрит Саркис Тер-Акопов. Священники – Карапет Мирза-Беков,

Иоаннес Катошов. Письмоводитель – вакансия.

IV. Ширванская епархия.

Управляющий епархией: архиепископ Матеос Тер-Аветисьян.

Ширванская Консистория.

Члены: иеромонах Иоаннес Бекназаров, священники – Хачатур Челябов, Иоаннес Джабаров, Даниил Шагиншагов. Исправляющий должность секретаря – Мартирос Сатуньянц.

Кроме означенных епархий, Эчмиадзинский Синод управляет епархиями: Бессарабской, Астраханской, и имеет своих членов в Духовных Правлениях: Санкт-Петербургском, Московском, Нахичеванском, Григориопольском и Карасубазарском».

Из «Статистического очерка Тифлиса» («КК на 1847 г.», Тифлис, 1846):

«Церквей в Тифлисе: исповеданий – Православного 13, Католического 2, Лютеранского 1, Армянского 23, Домовых 3. Магометанских мечетей 2. Две Еврейские синагоги помещаются в частных домах на квартирах.

Домов, принадлежащих церковнослужителям – 300».

Из «Статистического очерка Тифлиса» («КК на 1847 г.», Тифлис, 1846):

«Армянских церквей в Тифлисе 23: в т. ч. Ванкский Собор, резиденция Армянского архиепископа; основание его относится к 1480 г. Древняя колокольня Собора возобновлена при нынешнем архиепископе Карапете».

Карапет Багратуни (1779 – 1856), начальник Грузино-Имеретинской (Грузинской) Армянской Церкви (1837 – 1856).

Глава армянской епархии Эрзерума (главного города вилайета-области того же имени турецкой Армении; армянское название – Карин) архиепископ Карапет Багратуни, чтобы спасти армянское население города и ближайших селений от угрожающей опасности в период Русско-турецкой войны, установил тайные связи с командующим русскими вой-

сками генерал-фельдмаршалом И.Ф. Паскевичем, содействовал продвижению русских к Эрзеруму. А 27 июня 1829-го на горе Сурб Ншан с крестом в руке он благословил их въезд в самый многолюдный город Западной Армении.

В 1829 – 1830 гг. по призыву и под предводительством архиепископа 50 тысяч эрзерумских армян (7.298 семейств) поселились в Ахалцыхе, Ахалкалаке, Цалке, Лори-Памбаке и Шорагяле. Его усилиями из монастырей и церквей Эрзерума и окрестных селений были собраны и перевезены в Ахалцых духовные и культурные ценности (помещены в нововозведенную церковь Сурб Пркич), построены в крае 60 церквей, более 100 деревень, школы Нор Карапетян в Ахалцыхе и Сурб Месропян в Ахалкалаке.

Отрывок из труда русского военного историка генерала В.А. Потто «Кавказская война. Том 4. Турецкая война 1828 – 1829 гг.» (С.-Петербург, 1887 – 1889):

«Факт переселения христиан совершился. С этих пор начинается для них новая жизнь, полная светлых надежд на будущее. Один из главных виновников этой перемены в судьбе армянского народа, архиепископ Карапет, поселился в Ахалцыхе и там, в 1837 году, имел счастье принять у себя императора Николая Павловича, во время путешествия его по Кавказу. Перед отъездом государь предложил ему подарок. Карапет благоговейно преклонил колени и просил только милости для своего народа. «Как христианский епископ, – сказал он, – я долго поддерживал христиан в Турции, теперь поручаю их отеческому попечению христианского государя!»

Карапет Багратуни был награжден орденом Св. Анны I ст.

Багдасар Гасан-Джалалян (1775 – 1854), последний известный священник рода Гасан-Джалалян, носитель титула «митрополит». В 1837 году основал в Шуши Карабахскую епархию, заменившую Албанский католикосат. Основатель и благотворитель армянской духовной Епархиальной школы Шуши. В 1838 году усилиями митрополита Багдасара была основана Карабахская епархиальная семинария.

АРМЯНЕ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ЗАКАВКАЗСКОГО КРАЯ

«Кавказский календарь на 1847 год» (Тифлис, 1846):

«Управление учебной частью в Закавказском крае.

Управляющий: член Совета Главного управления Закавказским краем – генерал-майор Андрей Андреевич Шрамм 2-й. При нем письмоводитель: коллежский секретарь Иван Григорьевич Сараджев. Архитектор: коллежский регистратор Осип Степанович Энфиаджев.

Уездные училища:

Ахалцыхское. Законоучитель Армяно-Григорианского исповедания: архидиакон Микиртич Лазарев. Учитель: губернский секретарь Сергей Осипович Меликов.

Бакинское. Законоучитель Армяно-Григорианского исповедания: Месроп Захарович Асланов.

Горийское. Законоучитель Армяно-Григорианского исповедания: архидиакон Александр Степанович Тер-Степанов; учителя: Александр Элизаров и Семен Тер-Степанов.

Дербентское. Законоучитель Армяно-Григорианского исповедания: священник Абрам Абрамович Скандунянц; учитель: Иосиф Иванович Ягулов.

Душетское. Законоучитель Армяно-Григорианского исповедания: священник Григорий Наниев.

Елисаветпольское. Законоучитель Армяно-Григорианского исповедания: диакон Карапет Матинов. Учитель: коллежский регистратор Лазарь Лазаревич Лазарев.

Кутаисское. Учитель: князь Григорий Павлович Джавахов.

Нахичеванское. Законоучитель Армяно-Григорианского исповедания: диакон Григорий Оганесович Меликов.

Нухинское. Законоучитель Армяно-Григорианского исповедания: протоиерей Саркисов. Учитель: Соломон Яковлевич Кузанов.

Сигнахское. Законоучитель Армяно-Григорианского исповедания: священник Геурк Мартиросович Тер-Степанов.

Телавское. Законоучитель Армяно-Григорианского исповедания: священник Александр Хачатурович Сукиасов. Учитель: Константин Богданович Бучкиев.

Тифлисское. Законоучитель Армяно-Григорианского исповедания: священник Давид Тер-Александров. Учитель французского языка: губернский секретарь Соломон Артемьевич Вартанов.

Шемахинское. Законоучитель Армяно-Григорианского исповедания: диакон Аракел Бачараев.

Шушинское. Штатный смотритель: титулярный советник Михаил Алексеевич Хитров. Законоучитель Армяно-Григорианского исповедания: диакон Арутюн Мелконов.

Эриванское. Штатный смотритель: титулярный советник Христофор Артемьевич Абовьянов. Законоучитель Армяно-Григорианского исповедания: вакансия. Учитель: губернский секретарь Степан Давидович Векилов».

«Кавказский календарь на 1847 год» (Тифлис, 1846):

«Тифлисская гимназия. Учителя: истории и статистики – коллежский асессор Давид Никитич Арзанов; армянского языка – титулярный советник Аркадий Богданович Араратов; в 1-м классе – титулярный советник Егор Семенович Гаспаров».

«Тифлисская гимназия получила основание в 1830 году. В гимназии преподаются: русское законоведение и судопроизводство, и четыре местных языка: грузинский, армянский, татарский и персидский.

В Тифлисской гимназии приготовляются отправленные, по особому Высочайшему повелению, для воспитания на казенный счет, в Императорское училище правоведения, в Московский Армянский господ Лазаревых институт, отделение восточных языков Санкт-Петербургского университета, в каждом из сих заведений по 5 человек из Закавказских уроженцев; в Институт корпуса путей сообщения – 3, в Строительное училище – 6, Константиновский межевой институт – 15, и Московский университет – 10, для изучения медицины» («КК на 1846 г.», Тифлис, 1845).

Давид Никитич Арзанов, автор труда «Краткое рассуждение об изящном и верном переложении Библии армянской» (Москва, 1824). С братом, Яковом Арзановым, составили сочинение «Опыт начертания истории армянского государства» (Москва, 1827).

В Тифлисе братья Арзановы, воспитанники Московского Лазаревского института восточных языков, устроили хорошо оборудованную типографию, где печатали исторические научные труды на армянском, грузинском и арабском языках. Также Яков и Давид Арзановы, восприняв опыт Лазаревых, продолжили их дело просвещения: для детей бедных армян ими был открыт пансион в Кизляре.

Из «Статистического очерка Тифлиса» («КК на 1847 г.», Тифлис, 1846):

«Частный пансион господ Арзановых. Время открытия – 1836?г., число учащихся – 47».

«Кавказский календарь на 1847 год» (Тифлис, 1846):

«Закавказский институт благородных девиц.

Член Совета института: штабс-капитан князь Михаил Павлович Аргутинский-Долгоруков. Кассир: титулярный советник Егор Степанович Гаспаров. Законоучитель Армяно-Григорианского исповедания: протоирей Лазарь Давыдов. Учителя: армянского языка – титулярный советник Аркадий Богданович Араратов, чистописания – титулярный советник Егор Степанович Гаспаров. Эконом: Григорий Гаврилович Мириманов;

Состоящее под Высочайшим Покровительством Государыни Императрицы Александры Феодоровны Женское Благотворительное Общество Св. Нины.

Председательница: княгиня Елисавета Ксавериевна Воронцова.

Члены Общества: княгиня София Заурабовна Меликова, княгиня Нина Фаддеевна Аматуни, княгиня Соломия Дариеловна Абамеликова, Хампера Георгиевна Кетхудова, княгиня Мелания Соломоновна Сумбатова, княгиня Мария Соломоновна Бебутова, Соломия Григориевна Тамамшева.

Учебное заведение Св. Нины.

Законоучитель Армяно-Григорианского исповедания: священник Давид Тер-Александров».

Князь Михаил Павлович Аргутинский-Долгоруков упоминается в 1845 – 1847 гг. в звании штабс-капитана в должности Тифлисского уездного предводителя дворянства «КК на 1846 – 1847?гг.», Тифлис, 1845 – 1846). Он потомок древнего армянского княжеского рода Мхаргрдзели (Долгоруких), находившегося на воинской службе у грузинских царей, Армяно-Григорианского вероисповедания.

ХАЧАТУР АБОВЯН – ШТАТНЫЙ СМОТРИТЕЛЬ ЭРИВАНСКОГО УЕЗДНОГО УЧИЛИЩА

11 января 1831 года в городе Эривани (Ереване) открылось первое государственное двухклассное уездное училище.

Этот факт подтверждает «КК на 1846 г.» (Тифлис, 1845).

В разделе «Ведомости о числе учащих и учащихся в 15 учебных заведениях Закавказского края» сказано:

«В 15 уездных училищах: Тифлисском (число учащих – 8, число учащихся – 182, время открытия заведения – 01.09.1836); Ахальцыхском – 6/62/01.08.1831; Бакинском – 5/56/17.01.1832; Горийском – 5/122/24.11.1830; Дербентском – 5/59/02.01.1838; Душетском – 5/87/01.04.1834; Елисаветпольском – 5/115/08.02.1833; Кутаисском – 7/304/01.11.1830; Нахичеванском – 5/71/25.03.1837; Нухинском – 5/51/1831; Сигнахском – 6/85/22.03.1831; Телавском – 5/116/06.11.1830; Шемахинском – 6/110/12.05.1838; Шушинском – 5/127/30.12.1830; Эриванском – 5/118/11.01.1831; а также в частной школе Александрополя – 3/77/21.01.1843».

В разделе «Уездные училища» читаем:

«Эриванское. Исправляющий должность штатного смотрителя: титулярный советник Христофор Артемьевич Абовьян. Законочитель Армяно-Григорианского исповедания: диакон Иоанн Оганесов» («КК на 1846 г.», Тифлис, 1845);

«Эриванское. Исправ. долж. штатного смотрителя: титулярный советник Христофор Артемьевич Абовьянов» («КК на 1847 г.», Тифлис, 1846);

«Эриванское. Исправ. долж. штатного смотрителя: коллежский асессор Христофор Артемьевич Абовьян» («КК на 1848 г.», Тифлис, 1847).

Хачатур Аветикович Абовян (03.10.1809, Канакер – 02.04.1848), он же Христофор Артемьевич Абовьян (Абовьянов), автор бессмертного романа «Раны Армении. Скорбь патриота».

С августа 1843-го Абовян становится смотрителем уездного училища в Эривани и участвует в физико-географических обследованиях Восточной Армении Морица Вагнера. В 1846 году он совместно с почетным смотрителем Эриванского уездного училища Никифором Васильевичем Блаватским (он же Эриванский уездный начальник) собирает материалы для первого в Армении краеведческого кабинета. Весной 1848-го Абовян готовится к отъезду в Тифлис, начинает сдачу дел своему заместителю – «коллежскому асессору Феодору Ивановичу Симонову» («КК на 1849 г.», Тифлис, 1848), чтобы принять должность директора школы Нерсисян (Нерсесян), но пропадает без вести.

26 апреля того же 1848-го надворный советник Н.В. Блаватский писал наместнику Кавказа князю Михаилу Семеновичу Воронцову: «Уволенный от должности инспектор Эриванского губернского училища коллежский асессор Абовьян под утро второго апреля ушел неизвестно куда и бесследно исчез. По объяснению родных, три дня до разлуки он впал в меланхолию, ничего не ел, мало говорил, не раздевался и будто страдал бессонницей».

ЖИВОПИСЦЫ ТИФЛИСА

«Кавказский календарь на 1847 год» (Тифлис, 1846):

«Тифлисские адреса.

Типография. Армянского училища – на Кузнецкой ул., в доме Армянской семинарии.

Живописцы. Классный художник Я.Н. Авнатамов – на Цициановской ул., в собственном доме. Нерсесов – на Эриванской площади, в доме Кетхудова».

Первая армянская типография в Тифлисе была открыта в 1823 году при Армянской духовной семинарии (училище) Нерсесян. Здесь в 1846 – 1847 гг. печаталась газета «Ковкас» («Кавказ») на армянском языке (редакторы Арзанян и Каринян), ставшая первым периодическим изданием кавказских армян.

Кстати, в 1820-х годах в Тифлисе работала еще одна армянская типография – Араратова. Позже открывались типографии братьев Д. и Я. Арзановых (1838), А.А. Энфиаджянца (1860), М.И. Мартиросянца (1875) и М. Вартанянца (1881).

Из «Статистического очерка Тифлиса» («КК на 1847 г.», Тифлис, 1846):

«Армянское Духовное училище, время открытия – 1822 г., число учащихся – 115. Воспитываются на церковные суммы»;

«В Тифлисе издается две газеты на русском, и одна на армянском языке».

Яков Никитич Авнатамов (Акоп Мкртумович Овнатанян; 1806, Тифлис – 1881, Тавриз, Иран) родился в семье живописца и мастера стенной росписи. В 30-е годы XIX века его портреты входят в моду у состоятельных тифлисцев. «Кому нужен был портрет, всякий прибегал к Авнатамову, и он удовлетворял всем требованиям», – отмечал петербургский журнал «Иллюстрация» в 1845 году.

Акоп Овнатанян оставил после себя большое число портретов своих современников. Он был не только основателем армянского портретного искусства и одним из самых выдающихся художников, но и одним из лучших европейских портретистов. В числе его шедевров такие работы, как портреты Натали Теумян, Гурбенковой, Карадьян, Аствацатура Саркисяна и Католикоса Нерсеса Аштаракеци.

Степан (Степанос, Стефан, Стефаннос) Акобович Нерсесян (Нерсисян, Нерсесов), уроженец Эривани, родился в 1815 году. Окончил начальную школу в Эчмиадзине, после был отправлен в Тифлисскую армянскую духовную семинарию Нерсесян.

5 мая 1838 года Нерсесян подал президенту Академии художеств А.Н. Оленину «Записку», в которой рассказал горестную повесть о том, как он в 1835 году, «приехав в С.-Петербург для вящего образования себя в рисовании», стремился поступить в прославленную Академию.

Не попав «в число полных воспитанников», три следующих года молодой художник прожил в Петербурге, но не терял надежды добиться цели, хотя порой впадал в отчаяние. Длинное письмо Нерсесян закончил просьбой «осчастливить благосклонным своим вниманием юношу, кроме бога и вас никого не имеющего».

«Записка» Нерсесяна с резолюцией Оленина была передана в правление Академии, где основную роль играл граф Ф.П. Толстой, который, всегда отзывчивый к чужому горю, и здесь остался преданным себе.

Уже 7 мая 1838 года последовало определение Совета Академии: «Эриванского уроженца Нерсесова по уважению его способностей и отличных успехов в художестве, доселе им оказанных, зачислить в академисты 2-й степени на счет остаточных сумм Академии».

Тот же Совет своим решением от 19 августа 1840-го удостоил Нерсесяна звания неклассного художника «и если он пожелает, выдать ему дополнительно аттестат на право преподавания рисования в гимназиях».

По-видимому, эта деятельность не удовлетворяла художника, так как в 1846 году среди живописцев Тифлиса уже числился «Нерсесов, на Эриванской площади, в доме Кетхудова». Вся последующая жизнь Нерсесяна оказалась в основном связанной с Тифлисом, с главным городом Закавказского края.

Из труда Изабеллы Гинзбург: «У старожилов Тифлиса сохранилось воспоминание о том, что Нерсисян, написавший портрет известного богача – купца Тер-Мкртчяна, никак не мог получить заработанные сто рублей. Тогда отчаявшийся художник нанял носильщика, привязал ему сзади портрет Тер-Мкртчяна и, снабдив последний надписью: «Этот человек присвоил следуемую мне плату», послал ходить по Авлабару. Веселая тифлисская толпа мгновенно узнала по портрету, кто обманул художника, и с презрительными возгласами и хохотом шла за носильщиком. Разразившийся скандал вынудил виновника немедленно уплатить долг».

В 1856 году имя Нерсесяна исчезает из списков тифлисских живописцев. Часто менявший квартиры художник в 1850 году уже жил в «церковном доме», а в 1851 году числился «живущим» в доме «армянской семинарии».

Кисти Степана Нерсесяна принадлежат портреты Моисея Захаровича Аргутинского-Долгорукова, Католикоса Нерсеса Аштаракеци, князя Василия Осиповича Бебутова, Католикоса Саака Партева, Елизаветы Абовян и др.

Художника не стало в 1884 году в Тифлисе.

ПОДВИЖНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ПОСТЫ АРМЯН

«Кавказский календарь на 1846 год» (Тифлис, 1845):

«Подвижные праздники и посты (по старому стилю) у армян.

Рождество, Крещение и Богоявление Иисуса Христа – 6 января, в воскресенье.

Мясоястие продолжается 22 дня.

Заговенье недельного поста пред Великим постом – 27 января.

Сретение Господне – 14 февраля, в четверг.

Заговенье пред Великим постом – 17 февраля.

Пасха Христова – 7 апреля.

Благовещение – 7 апреля, в воскресенье.

Явление Св. Креста – 5 мая.

Вознесение Господне – 16 мая.

Сошествие Св. Духа – 26 мая.

Заговенье пред Постом Св. Григория – 16 июня.

Преображение Господне – 14 июля.

Успение Пресвятой Богородицы – 8 августа.

Рождество Богородицы – 8 сентября.

Воздвижение Св. Креста – 15 сентября.

Праздник Св. Креста – 29 сентября.

Обретение Св. Креста – 27 октября.

Заговенье пред постом другой Пятидесятницы – 17 ноября.

Введение во храм – 21 ноября.

Зачатие Св. Анны – 9 декабря.

Праздник Св. Иакова – 14 декабря.

Заговенье пред Рождественским постом – в воскресенье.

Так как у армян воскресенье посвящено всегда Спасителю, среда – Божией Матери, а пятница – Кресту, то праздники Святых, случающиеся в сии дни, размещаются по прочим дням недели и потому ежегодно переходят».

Материал подготовили Марина и Гамлет Мирзоян, Москва

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 36 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Потрясающая публикация Мирзоянов открыла нам новую страницу истории Армении. Молодцы! Спасибо авторам и редакции!
  2. Хочу выразить благодарность авторам Марине и Гамлету Мирзоян за очень интересный материал. О церкви сейчас мало говорят и пишут. но эта публикация меня приятно удивила.
  3. Очень содержательная и умная публикация со ссылкой на источники. Спасибо!!!
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты