№6 (339) июнь 2021 г.

В нашей истории больше не должно быть генетической амнезии

Просмотров: 4404

Недавно в Ереванском государственном драматическом театре имени Грачья Капланяна состоялась премьера танцевального спектакля под названием «#44», посвященного военным действиям на арцахских территориях осенью прошлого года. Одновременно шла онлайн-трансляция через социальные сети для миллионов наших соотечественников за рубежом. Он и сегодня доступен в фейсбуке на странице «Hashtag44». Несмотря на сложности, в том числе из-за пандемии коронавируса, создатели балетной версии хотят показать новую постановку в Арцахе и за рубежом. «Причем не только для диаспоры. Возможно, это будет интересно людям других национальностей», – отмечают они.

По словам организаторов, проект надо рассматривать не только как дань памяти нашим героям в Арцахской войне, но и как послание будущим поколениям. В течение 44 минут одноактного действа артисты смогли выразить всю глубину чувств трагедии 44-дневной войны. «Мы выбрали для постановки музыку Тиграна Амасяна и Норайра Карташяна с вкраплениями произведений Комитаса. И когда «собрали» все воедино, то длительность составила ровно 44 минуты, что уже показалось нам весьма символичным, – рассказывает хореограф Ара Асатурян. – И все же спектакль не о войне, а скорее о том, что мы пережили за это время».

И хотя Ара Асатурян и художественный руководитель танцевального ансамбля «Нарек» Дома молодежи «Норк» Армянского Всеобщего Благотворительного Союза Первопрестольного Святого Эчмиадзина Арман Джулакян сотрудничают давно, тем не менее свое видение военной осени 2020 года сначала претворили в отдельные номера. А когда показали друг другу, то оказалось, что их ощущения не только совпали, но и полностью дополнили друг друга. Именно тогда родилась идея объединить их воедино и создать что-то более значимое. Поддержал коллег по цеху режиссер, заслуженный артист РА Григор Хачатрян. Не менее важно было и продюсерское сопровождение активного члена армянской общины Франции Патрика Малакяна – известного французского режиссера и сына знаменитого режиссера армянского происхождения Анри Верноя. Так был создан спектакль, в котором юные артисты смогли выразить пластикой танцевального искусства всю гамму переживаний тех военных дней. Кстати, некоторые сцены балета были поставлены в конце октября – начале ноября прошлого года, что по прошествии времени позволило еще острее ощутить горечь утрат.

«Казалось, мы четко видели наше будущее беззаботным и счастливым. Мы творили, строили, любили, женились. Мы ничего не боялись. Но затем вдруг оказались в другой, жестокой реальности», – отмечается в либретто. Как рассказывает Ара Асатурян, подчеркнуть беспечность безмятежной жизни помогла повязка на глазах танцоров – штрих, который символизировал наше отношение к действительности. «Ведь многие годы мы не замечали реальности. Мы видели все в другом свете. Мы жили в другом мире. Мы думали, что все хорошо. Возможно, мы были даже слишком самоуверенны. Ведь и до войны, и всю войну мы были убеждены в нашей непобедимости. Мешала пелена на глазах, не позволяющая видеть явь такой, какая она есть на самом деле. Но однажды, когда приходит понимание того, что ты что-то теряешь, пелена наконец спадает», – рассказывает собеседник.

Кстати, это не единственная интересная задумка в спектакле, где его создатели на языке символов рассказывают о войне. Ребенок, забавляющийся то лошадкой, то кубиками, кажется, намекает, что мы вовлечены в какую-то игру большого мира. А музыкальный трек Тиграна Амасяна «37 новобрачных» органично влился в канву сценического повествования, несмотря на то, что легенда связана с героизмом молодых людей в период кровавых событий начала ХХ века. «Мы не случайно решили обратиться к символам. Помните, в 2008 году в Шуши, в храме Казанчецоц одновременно венчалось 700 пар. Это было очень романтично. Но с другой стороны, на перекрестке временных разломов такие свадьбы – одновременно и героический, и вдохновляющий поступок: ты понимаешь, что должен защитить свое будущее, будущее своих детей, – продолжает рассказ хореограф. – Люди не виноваты, что обманулись, что нас обманули… Конечно, не следует рассматривать этот факт в отрицательном контексте, хотя финал у нас не очень оптимистичный. Мы оставили его открытым на усмотрение зрителей. Каждый должен решить сам, каким видит наше будущее. Несмотря на то, что мы уже прозрели, все же очень важно снова не обмануться». Ереванцы трепетно приняли новую постановку, отмечая самые сакральные моменты: «Спектакль без слов… Движения полны эмоций и счастливых воспоминаний о прошлом... Мир грез в темноте и неопределенности… Игра воображения в хрупком мире забвения… Борьба за существование небольшого народа, глаза которого закрыты... Они открываются только в конце спектакля... Трагизм настоящего и вера в будущее… Сегодня очень важно, чтобы в нашей истории больше никогда не случилось подобной генетической амнезии».

В эти же дни в центре Еревана напротив Дома радио был открыт сквер в честь выдающихся деятелей армянского танцевального искусства. Теперь молодые саженцы будут жить в именах Србуи Лисициан, Ильи Арбатова, Ваграма Аристакесяна, Зарэ Мурадяна, Азата Гарибяна, Вануша Ханамиряна... «Есть дерево, высаженное в память о моем отце Ашоте Асатуряне. Скромное, но необычайно изящное и красивое, оно мне особенно дорого», – говорит Ара Асатурян и добавляет, что на деревце уже появились первые листики. А еще здесь оставили память о юных танцовщиках, не вернувшихся с прошлогодней войны. Отныне об их героизме будет напоминать голубая ель…

Наталья Оганова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 5 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты