Каринэ Геворгян: Турция стремится освоить бывшее советское пространство
Что отличает внутреннюю и внешнюю политику Ирана? Кто лоббирует азербайджано-турецкие интересы в России? Как изменить ситуацию в Армении? На эти вопросы газеты «Ноев Ковчег» ответила политолог, востоковед Каринэ Геворгян.
– Каринэ Александровна, прошло полгода после президентских выборов в Иране и прихода к власти Ибрахима Раиси. Что изменилось во внешней и внутренней политике страны, по Вашему мнению?
– Неизменным в Иране остается внутренний консенсус при всех противоречиях между политическими группами элиты. Схватка бульдогов под ковром в Иране не происходит, спорные вопросы обсуждаются открыто и, можно сказать, даже в публичном режиме.
Ибрахим Раиси потому и выиграл президентские выборы, что в политической и военной элите, в руководстве Корпуса стражей исламской революции, в иранском обществе назрели острые вопросы, которые прежняя власть, охарактеризованная на Западе как реформистская, в полной мере была не в состоянии решить. Ибрахим Раиси – национальный лидер во всех смыслах этого слова. Он будет отстаивать интересы Ирана, укреплять безопасность страны по всему периметру.
Знаменательно, что вторая зарубежная поездка Ибрахима Раиси за полугодовой период, прошедший после его инаугурации, состоится в Россию. До этого Раиси принял участие в саммите Организации экономического сотрудничества (ОЭС) в Ашхабаде. Судя по косвенной контекстной информации, Иран полностью расплатился с Россией за строительство энергоблоков Бушерской атомной станции. Готов закупить ракетный комплекс С-400, по некоторым данным, речь идет о трех установках.
Иран регулярно проводит с Россией совместные военно-морские учения в Индийском океане. Это направление взаимодействия будет развиваться и дальше. Страна продолжит техническое и военно-техническое сотрудничество с Российской Федерацией. Очевидно, что перед предстоящими переговорами между президентом России и Ирана идет подготовка соответствующих документов и соглашений для подписания их на высшем уровне. Вспоминаются слова Горчакова «иранцы сосредотачиваются».
Для Ирана первостепенная задача – обеспечить свою безопасность на восточных рубежах страны. Сегодня она выполнена. Попытки СМИ раскрутить информацию о столкновениях между «Талибаном» (исламистское радикальное религиозно-политическое военизированное движение, запрещенное в РФ. – Ред.) и иранскими пограничниками, с моей точки зрения, несерьезны. Пришедшие к власти талибы (члены запрещенной в РФ организации), стремятся к международной легитимации и пытаются охладить пыл откровенных головорезов в своих рядах. В данном пограничном конфликте участвовала небольшая группа, с которой иранцы справились в течение двух часов, причем без потерь со своей стороны. Нападавшие были уничтожены.
Главной точкой напряжения для Ирана остается Южный Кавказ. Войска и вооружения, которые были сосредоточены на этом направлении летом и осенью 2020 года, там остаются. Это означает, что иранское руководство по-прежнему рассматривает данный регион – границу с Турцией, Нахичеванью и Азербайджаном – как один из наиболее опасных для своей безопасности.
– Как Вы оцениваете ирано-турецкие отношения сегодня?
– Если говорить о дипломатической составляющей, нужно отметить, что риторика крайне обходительная и достойная. Хулиганских заявлений нет. Это образцовая дипломатия. Но приведу один интересный факт. В конце ноября – начале декабря прошлого года должен был состояться визит Эрдогана в Тегеран, который не состоялся. Визит был объявлен, но не состоялся. Видимо, тому были причины.
Российские СМИ широко цитировали выступления лидеров стран на встрече в Ашхабаде, в том числе выступление иранской стороны. Я внимательно прочла полный текст выступления Раиси и не нашла подтверждения тому, что Иран полностью наладил отношения с Азербайджаном. Благостности в позиции иранской стороны по отношению к Азербайджану в речи Раиси не было.
Имеется множество причин, по которым иранцы могут сохранять недовольство бакинским руководством. Но не в стиле Ирана, большой, древней, опытной страны, демонстрировать какие-либо обиды.
Иран свои обиды не показывает, но помнит о них. Известно, что Иран разрабатывает культуртрегерский проект по работе с нетюркскими народами Ближнего и Среднего Востока. Речь идет о курдах, таджиках, армянах и не только. Иранская сторона серьезно озаботилась созданием проекта АнтиТуран.
– Иран пытается сохранять определенный баланс в отношениях с Арменией и Азербайджаном. Насколько, на Ваш взгляд, это ему удается?
– В последнее время Иран усилил свои действия на азербайджанском направлении. Причина – особые интересы Израиля в Азербайджане и его позиция в стране. Тема присутствия Израиля в Азербайджане, возможно, обсуждается Тегераном и Баку за закрытыми дверями. И на сегодняшний день бакинское направление Ирана более активно, более проявлено.
В отношении Армении таких опасений у иранской стороны нет. Со стороны Армении в Иран не полетят израильские беспилотники. Иран понимает, что при наличии российской военной базы в Армении, присутствии российских миротворцев в Арцахе какие-либо военные объекты Израиля на этих землях не появятся.
– В Вашем прошлом интервью Вы высказали мнение, что новый военный конфликт между Арменией и Азербайджаном возможен. Как Вы оцениваете ситуацию сегодня?
– Основания у меня были, и не только у меня. И Россия, и Иран могли иметь по этому поводу опасения и принять соответствующие контрмеры. В принципе ситуация остается прежней. Концентрация войск, присутствие исламистских элементов как на территории континентального Азербайджана, так и в Нахичевани, где сосредоточено до 15 тысяч военных – силы, равные дивизии – сохраняется. Эти воинские части находятся на чьем-то содержании. В ноябре прошлого года с юга Турции в Нахичевань было совершено около 15 авиарейсов. Что перевозили? Явно не помидоры. Следует отметить, что даже бакинские эксперты в Нахичевани практически не бывают. Судя по всему, в Нахичевани Турция и Азербайджан создали особую боевую цитадель, откуда могут быть нанесены удары и по Ирану, и по Армении. Условно говоря, если Россия и Иран по каким-либо причинам ослабят внимание к этому региону, возобновление боевых действий возможно.
– Как Вы оцениваете линию руководства Армении на сближение с Турцией? Она отвечает национальным интересам страны?
– Что такое сегодняшняя Турция? Есть руководство страны, есть правящая Партия справедливости и развития. Она полностью оборвала контакты с Гюленом, с умеренными кемалистами, тесно скооперировалась с радикальными националистами. Есть парламент, в котором присутствуют в том числе оппозиционные партии, депутаты-армяне.
В Турции проживают, по разным данным, от 6 до 10 миллионов криптоармян. Турки называют их курдами, потому что, как правило, они проживают в тех же районах. Есть 600 тысяч амшенцев. Насколько близки нам эти люди? Насколько они нам симпатизируют? Контакты с ними обрубать нельзя, их надо поддерживать. И достижение каких-либо возможностей для установления коммуникаций, важных для армянского народа, представляется разумным. Среди этих людей есть бизнесмены, которые, вполне вероятно, захотели бы взаимодействовать с армянским бизнесом. Если бы у армянского руководства было желание медленно продвигаться в направлении Армянского нагорья и Западной Армении, не исключено, что определенная часть криптоармян в исторической перспективе могли бы вновь стать армянами, тем более что они живут на исторической территории.
– Пожалуй, это слишком оптимистический взгляд на вопрос.
– Этот тот максимум, который армянская сторона может предлагать на данной площадке. Конечно, у политического руководства Турции совершенно иные геополитические интересы.
У Турции есть геостратегический проект, который поддержан Британией как минимум, Японией, а ее поддержка, в том числе финансовая, очень серьезная, некоторыми другими странами. Не стоит исключать США. Турция стремится освоить бывшее советское пространство. В выполнение этой задачи инвестированы огромные средства, какие не вкладываются даже внутри Турции. Для продвижения данного культурно-образовательного проекта во всех регионах России – от Калининграда до Владивостока, даже там, где нет тюркского населения – создаются турецкие центры и колледжи. Турция ведет серьезную работу по углублению симпатии российского общества к себе.
Не секрет, что в эшелонах российской власти присутствует турецкий лоббизм при посредничестве и участии Азербайджана. Этот лоббизм осуществляется откровенно. Недавно на центральном российском телевидении в программе Дмитрия Киселева был показан сюжет об Азербайджане. Мне было очевидно, что его сценарий писался не в Москве. По стилистике он был написан в Баку. Репортаж был явно пролоббирован. Вспомним проазербайджанские заявления Гусмана, первого заместителя генерального директора ТАСС.
– Россия, по Вашему мнению, не видит опасности в продвижении интересов Турции в стране?
– Как только мы с Вами начнем говорить об очевидной опасности, слушать нас не станут, потому что фамилии, оканчивающиеся на «ян», в данном случае не вызовут доверия. Пока гром не грянет, к нам не прислушаются.
Я не случайно упомянула о репортаже по российскому телевидению, в котором говорилось, какая великолепная страна Азербайджан и как она обожает Россию. Не стоит забывать, что действует организация, созданная в противовес ОДКБ и другим образованным по инициативе Москвы структурам. Это международная организация ГУАМ, в которую входят Грузия, Украина, Молдавия и Азербайджан. Штаб-квартира находится в Киеве. Генеральный секретарь ГУАМа – господин Эфендиев, Чрезвычайный и Полномочный посол Азербайджанский Республики. Известно, что в условиях обострения отношений между Россией и Украиной в ГУАМе постоянно проводятся консультации. О чем совещаются члены организации?
НАТО в лице многочисленных советников и центров мониторинга присутствует в Азербайджане в полный рост. Но в репортаже на российском телеканале об этом не говорилось ни слова. Его смысл таков: мы хорошие, не обращайте внимания на деятельность ГУАМа, активность НАТО в нашей стране, развертывание на нашей территории биолабораторий.
Известно, что во время Карабахской войны 2020 года азербайджанских военных, которые учились в России, отправили в отставку. Азербайджанское руководство им не доверяет.
Азербайджаном предпринимаются лоббистские действия для того, чтобы притормозить развитие экономических отношений между Россией и Ираном, в том числе в продуктовой сфере. Все российские продуктовые базы находятся в руках выходцев из Азербайджана, и они открыто поддерживают руководство республики. В результате действий мощных лоббистских сил поставки сельхозпродукции из Ирана в Россию на сегодняшний день перекрыты.
– Как это возможно?
– Это вопрос не к нам с Вами, а, наверное, к Совбезу России, потому что на этих базах, по некоторым данным, есть люди, не имеющие разрешения на пребывание в РФ. Продуктовые базы – закрытые площадки, которые могут быть источником опасности.
– В результате политики нынешних властей Армения теряет свои территории. Как Вы считаете, ситуация может измениться?
– Учитывая пассионарный надлом, в котором пребывает армянское общество, «отрицательный отбор», такая ситуация может сохраниться еще какое-то время. Многие интеллектуальные, образованные люди были вынуждены уехать из Армении по объективным, а порой и субъективным причинам. А ведь в плане интеллектуального потенциала Армения была одной из самых развитых республик СССР. 60% населения было занято в наукоемком производстве. Эти люди уехали туда, где их, высококлассных специалистов, ждали – в Россию, в США. В Армении для них работы не стало.
Должна быть точка кристаллизации, которая изменит ситуацию в стране. Люди из команды Пашиняна организуют пикеты и выступают с антироссийскими лозунгами. Почему? Вынесем за скобки их умственные способности, не хочу никого оскорблять. Они поступают так потому, что они живут той же мантрой, которая насаждалась на Украине, в Грузии, пытались внедрить в сознание белорусского общества.
– Какой мантрой?
– Что Россия скоро развалится и надо делать ставку на иные центры силы. Формально на переговорах с российской стороной Пашинян ведет себя правильно и даже делает комплименты в адрес России. Но команда, которая за ним стоит, а он сам ее подбирал, не верит в то, что у России есть будущее. Как мне сказал один американский коллега в Ереване, «у России будущего нет». Да, риски, которые сегодня стоят перед Россией, огромны. Но Россия предпринимает все шаги для выравнивания ситуации.
Что касается будущего Армении, на мой взгляд, есть два сценария. С одной стороны, возможна ротация команды Пашиняна. Недавно из команды Пашиняна ушел в отставку американский армянин, который в правительстве занимался вопросами диаспоры, при этом он сделал очень жесткие критические заявления в адрес нынешнего руководства страны, в том числе высказал серьезное недовольство внутренней политикой. И это притом что до этого занимал антироссийскую позицию. Правда, в такую ротацию я слабо верю. Другой путь – консолидация оппозиции и поддержка ее армянским обществом. Но этих сил будет явно недостаточно. Мне кажется, что на сегодняшний день самый действенный инструмент для перелома ситуации в Армении – консолидация диаспоры, которая сможет переформатировать команду у власти.
– Вы имеет в виду консолидацию международной армянской диаспоры?
– Да. После 2020 года настроения армянской диаспоры в Америке, например, изменились. Диаспору в США никак нельзя назвать пророссийской, многие вообще никогда не жили в России, но община заняла очень трезвую позицию. Диаспора в США открыто критикует сегодняшнее руководство Армении, открыто заявляет, что никакого другого гаранта безопасности у Армении, кроме России, сегодня нет. Если в начале нулевых полумиллионная община во Франции говорила о том, что нельзя допустить, чтобы Россия восстановилась как империя, то сегодня рассматривает Россию как единственного гаранта безопасности Армении. В вопросе будущего Армении международная диаспора консолидируется.
– Что бы Вы пожелали нашим читателям в Армении, России и во всем мире?
– Побеждает дух. Как сказал мне мой отец, если ты права, одержишь победу.
Хочу пожелать нам преодолеть пассионарный надлом и поверить в себя. Когда народ поверит в себя и поймет, что у него есть историческая миссия, которой нужно соответствовать, силы возвратятся. И малыми силами, сказано в Евангелии, можно победить.
Желаю нам всем консолидации и осознания своей роли не только в прошлом, но и в будущем.
Беседу вел Григорий Анисонян
Оставьте свои комментарии