Отправив миротворцев Армении в Казахстан, Пашинян руководствовался собственными интересами
2022 год начался для Казахстана массовыми протестами. Поводом для недовольства жителей городов Жанаозен и Актау на западе страны стало повышение цен на сжиженный автогаз. Впоследствии акции протеста охватили и другие города, включая Алматы. В ходе столкновений с полицией есть сотни жертв со обеих сторон. По всему Казахстану был отключен интернет, временно прекратилось вещание ряда телеканалов. До 19 января на всей территории Казахстана был введен режим чрезвычайного положения. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в ходе обращения к народу заявил, что отдал приказ «открывать по бандитам и террористам огонь на поражение без предупреждения».
Не владея всеми тонкостями и нюансами внутренней казахской политики, все же представляется возможным констатировать, что текущая ситуация в Казахстане, вне всяких сомнений, имеет под собой объективное недовольство населения социально-экономической ситуацией в стране. В частности, растущей поляризацией населения и разницей между бедными и богатыми. Здесь необходимо отметить, что эпицентр текущих казахских волнений все тот же, что и в декабре 2011 года – полуостров Мангышлак, как и его инициаторы – недовольные скудной оплатой своего труда рабочие нефтегазовых и урановых месторождений. И все это на фоне многолетнего процветания верхушки из правящего клана, частью которого является Нурсултан Назарбаев и все его родственники, включая племянников в лице уже бывшего зама КНБ Самата Сатыбалды Абиша и миллиардера Кайрата Сатыбалды.
Отталкиваясь от анализа информации казахских коллег, представляется возможным констатировать, что суть требований казахов упирается в окончательное упразднение клановой власти и обеспечение одинакового участия всех областей в управлении страной и, главное, ее ресурсами. Некоторые слои казахского общества смотрят на Запад, некоторые на Юг и на Восток, но практически никто не заинтересован в сохранении кланового государства. Разумеется, помимо участников и бенефициаров находящегося у власти клана. И вот здесь на первый план выходит фигура возглавляющего страну с 2019 года Касым-Жомарта Токаева, который обещает народу выполнение всех этих требований. Необходимо отметить, что Токаев, кстати, выпускник МГИМО, все это время являлся по большому счету номинальным главой государства. Все силовые структуры и экономику по-прежнему контролировал через свой клан Назарбаев.
Но вот начался казахский бунт, и Токаев, судя по всему, решил окончить начавшееся в 2019-м юридическое отстранение Назарбаева от власти отстранением де-факто. Причем отстранением всего клана. Об этом свидетельствует первоначальное, неожиданно мягкое в казахских реалиях решение президента Токаева не только не применять силу в отношении протестующих, но и пойти им на уступки. Цены на газ моментально были возвращены на прежний уровень. После чего Токаев распустил правительство, попутно отправив в отставку и заменив собой пожизненного главу Совета безопасности страны Назарбаева. Под предлогом подготовки к демократическим выборам были отстранены от власти все занимавшие важные посты родственники Назарбаева.
Итак, таким образом Токаеву удалось фактически совершить переворот в стране, отправив уже на фактическую пенсию политического долгожителя Назарбаева. Последний, кстати, вслед за своими ближайшими родственниками отправился за границу «для лечения», хотя его пресс-секретарь и опроверг данную информацию. Однако к тому времени разгоревшийся в Казахстане, кстати не без помощи самого Токаева, огонь вышел из локальных пределов. Чему, судя по данным казахских коллег, в немалой степени поспособствовали все те же отстраненные от власти Токаевым племянники Назарбаева. Последние при помощи опальных олигархов и организовали фактическое вторжение в крупнейший город страны Алматы населения подконтрольного им юга страны. По словам казахского президента, на Алматы «напали 20 тысяч бандитов». После чего протестующие потребовали отставки уже и самого Токаева.
И судя по обращению Токаева за помощью в ОДКБ, сопротивляющимся остаткам уже бывшего правящего клана удалось как минимум нейтрализовать и казахскую армию. В результате Алматы остался фактически брошенным на милость толпы, которая начала бесчинствовать в «завоеванном» городе. Здесь представляется необходимым отметить немаловажный, на наш взгляд, фактор. Президент Токаев считается, точнее теперь уже считался, в Казахстане сторонником прозападного пути развития страны. И, судя по всему, обретя полноту власти после фактической нейтрализации Назарбаева, намеревался вести страну в будущее в соответствии с собственными представлениями. Однако, получив в лучшем случае молчание в ответ на свой обращенный к армии и другим силовым ведомствам призыв навести порядок, Токаев был вынужден сменить пластинку. Как результат, он моментально позабыл свои прозападные устремления и обратился за помощью к ОДКБ, а еще точнее – к России.
Важность Казахстана для России трудно преувеличить, а сравнить можно разве что с геополитической важностью, которую представляет для Москвы Украина. Практически немедленно после обращения Токаева, уже 6 января, возглавляемый Арменией Совет коллективной безопасности ОДКБ принял решение направить в Казахстан коллективные миротворческие силы для нормализации обстановки в стране. В соответствии с данным решением, в Казахстан на ограниченный по времени период были направлены подразделения вооруженных сил РФ, Белоруссии, Армении, Таджикистана и Киргизии. После чего в аэропорту Алматы стали приземляться военно-транспортные самолеты ВКС РФ с военнослужащими ВДВ и техникой. И в считаные часы взяли под свой контроль весь аэропорт. После чего Токаев заявил о том, что «конституционный порядок в основном восстановлен во всех регионах страны, а местные власти контролируют ситуацию».
По различным данным, в Казахстан было направлено от 2,5 до 4 тысяч военных из стран ОДКБ. Армянский контингент представлен сотней бойцов элитных подразделений ВС страны. Согласно Минобороны Армении, при выполнении миссии армянские военные занимались исключительно охраной зданий и объектов, а также инфраструктуры стратегического назначения. Необходимо отметить, что данное решение правительства Армении, точнее его главы Никола Пашиняна, было воспринято в самой стране достаточно неоднозначно. С одной стороны, Пашиняна подвергли резкой критике, но с другой – нашлись и сторонники участия Армении в подавлении восстания в Казахстане. Первые ссылались на авторитарный характер властей Казахстана и на право казахов на восстание, соответственно нежелательность участия армянских военных в подавлении казахского бунта. Также указывалось, что сам Пашинян тоже пришел к власти на волне революции, хотя и «бархатной». Вторые – на членство Армении в ОДКБ и невозможность невыполнения исходящих из этого обязательств. Посольство России в Армении решение Еревана направить подразделение ВС РА в составе коллективных миротворческих сил ОДКБ в Казахстан приветствовало.
Здесь необходимо остановиться на достаточно любопытном высказывании секретаря Совета безопасности Армении Армена Григоряна. Сообщив в интервью Общественному телевидению об отправке в Казахстан сотни армянских военных в составе миротворческой миссии ОДКБ, Григорян выразил надежду, что, оказавшись в будущем в аналогичной ситуации, Армения также получит от ОДКБ соответствующую помощь. Данное заявление могло бы выглядеть как рядовое, если бы не прозвучало из уст человека, обвиняемого некоторыми кругами в Армении и России в прозападности и даже приверженности идеям и планам известного американского экспортера демократии, мультимиллионера Джорджа Сороса. После чего те же люди, которые годами обвиняли Григоряна в «соросизме», немедленно обвинили его и попутно его шефа Пашиняна в стремлении окончательно задавить слабые ростки демократии в Армении посредством и при поддержке «клуба правителей стран ОДКБ».
Вне зависимости от причин, побудивших его принять подобное решение, армянский премьер отправкой армянских военных сначала в Сирию, а теперь уже и в Казахстан на деле продемонстрировал собственную приверженность условным евразийским и уж точно не западным идеям. И конечно, получит поддержку если не внутри страны, то из Москвы. При необходимости. Своими действиями во главе председательства в ОДКБ Пашинян, безусловно, отбросил все последние сомнения в собственной внешнеполитической ориентации, став своим во все том же «клубе правителей стран ОДКБ». И в целом его действия исходили если не из национальных интересов Армении, то точно из интересов его собственных. Процесс падения рейтинга Пашиняна начался с его первыми же решениями после прихода к власти и по итогам 44-дневной турецко-азербайджанской агрессии в отношении Арцаха и Армении принял характер растущего снежного кома. Как результат – уже сегодня, по прошествии 3,5 лет после своего прихода к власти, Пашинян вынужден искать источники собственной легитимности вне границ Армении. Что пока ему вполне удается.
События в Казахстане, как мы видим, развиваются молниеносно. И прогнозировать, чем и, главное, когда закончится период нестабильности в этой стране, представляется затруднительным. Однако главные, пока еще промежуточные итоги казахского бунта можно подвести уже сегодня. Президент Токаев и правительство Казахстана, которому еще только предстоит быть сформированным, будут находиться в орбите влияния Москвы значительно глубже, чем даже при Назарбаеве. В то время как в случае удачного достижения целей условного плана уже бывшего прозападника Токаева Казахстан в лучшем случае сохранил бы номинальное членство в ОДКБ и ЕАЭС. Но как бы то ни было армянское участие в казахских делах завершилось. 13 января после завершения миссии ОДКБ начался поэтапный вывод миротворческих сил, который продлился 10 дней. Наши военнослужащие в целости и сохранности уже прибыли на родину.
Давид Степанян, Ереван
Оставьте свои комментарии