№1 (369) январь 2024 г.

Дмитрий Медоев: Армянские власти совершают непростительную роковую ошибку

Просмотров: 4833

Интервью с экс-министром иностранных дел Республики Южная Осетия Медоевым Дмитрием Николаевичем

– На днях премьер-министр Армении Никол Пашинян сделал объемное заявление о безоговорочной поддержке территориальной целостности Грузии. Что стоит за этим заявлением и какова реакция властей Южной Осетии?

– Ничего нового армянский премьер не сказал, в его положении это скорее всего похоже на отработку кредита доверия, которым его наделил Азербайджан за роскошный «подарок» – сдачу Нагорного Карабаха. Похоже, Пашинян на этот раз решил сдать и армян Джавахка – армянское население грузинской провинции Джавахети, примыкающей к Армении с севера, так же как и Арцах примыкал с востока, – ведь ему так необходим выход к портам Грузии после потери Сюника…

«Кольцо анаконды» – план, который уготован для Армении – может замкнуться с решением зангезурского вопроса, а со временем найти продолжение и в Грузии, у которой могут быть аннексированы Борчалы – азербайджанонаселенный регион Грузии, – Квемо-Картли на востоке и Аджария на западе… Остается только сочувствовать здоровым силам и Армении, и Грузии, ведь на карту поставлено само существование государственности этих стран. Это и есть та реальная угроза, которую упорно не замечают правящие элиты Еревана и Тбилиси. Грузии и Армении не надо искать угрозу на севере потому, что она у нее на востоке и западе.

– Вы имеете в виду тиражируемые определенными кругами нарративы «о посягательстве России на суверенитет Армении»?

– Да. Кроме того, в заявлении Пашиняна, примкнувшего к позиции Азербайджана и Грузии на международной арене – голосование в ООН и др., мы видим неприкрытую атаку на российские позиции в регионе и откровенную поддержку позиций Запада. Что же касается Южной Осетии, это заявление никак не скажется на ее признанном статусе суверенного государства. В этой обстановке важно своевременно реагировать на подобные выпады, что, собственно, и было сделано президентом Южной Осетии. Но это касается не в последнюю очередь и парламента, и Совета безопасности республики, внешнеполитических заявлений которых почти не слышно. Южная Осетия имеет все предпосылки стать фактором региональной политики. Здесь явно не хватает активности административных органов и оперативности медиаструктур. Аморфность недопустима, она только вредит.

– Южная Осетия и Арцах были связаны узами союзничества. Развивали сотрудничество в рамках Содружества непризнанных государств до 2008 года, с признанием Россией Абхазии и РЮО взаимоотношения вышли на новый уровень. Вы возглавляли посольство РЮО в РФ, МИД РЮО. Как Вы охарактеризуете югоосетино-арцахские отношения?

– Мы тесно дружили на государственном уровне и сегодня продолжаем дружить на уровне личных отношений. В Южной Осетии с глубоким сочувствием восприняли трагедию армянского населения Арцаха, внимательно следили за развитием событий, мы часто перезванивались с коллегами, которые за время нашего взаимодействия стали нам близкими друзьями... Впервые мне довелось быть в Степанакерте в сентябре 1996 года в качестве помощника премьер-министра Южной Осетии. Нагорный Карабах залечивал раны, нанесенные войной. Я встретил там сильных людей – народ-победитель, страну, которая вышла из войны с тяжелыми потерями и разрушенной экономикой. Но, собравшись за короткое время, карабахцам удалось восстановить институты власти, поднять экономику и уровень жизни довольно высоко.

Делегации Нагорного Карабаха приезжали к нам, мы ездили с ответными визитами… В 2019 году состоялся государственный визит делегации Южной Осетии во главе с Анатолием Бибиловым в Степанакерт. Нас принимали прекрасно, на высочайшем уровне. Тогда же наша сборная по футболу стала чемпионом Европы по версии CONIFA. Но, как мы видим, никто не застрахован от предательства национальных интересов… Этот выбор сегодняшних армянских властей считаю непростительной роковой ошибкой, которая сулит далеко идущие негативные последствия, и не только для армянского народа.

– Геополитические изменения на Южном Кавказе напрямую влияют не только на страны региона. Насколько высоки риски и угрозы государственной безопасности для Республики Южная Осетия после военных действий в Нагорном Карабахе в 2020 и 2023 годах и его упразднения?

– То там, то здесь мы могли слышать безапелляционные заявления, что следующей после Карабаха будет чуть ли не Южная Осетия… Угрозы существованию югоосетинского государства как были с самого начала, начиная с образования республики в 1990 году, так никуда и не делись. Присутствуют они и в сегодняшней повестке, но по характеру несколько отличаются от карабахских. Регулярные военные учения стран НАТО в Грузии, милитаризация и переоснащение грузинской армии, постоянные провокации на границе – все это не может не настораживать.

Активное присутствие враждебных сил западного альянса в Грузии, а также тенденции их усиления за счет в том числе смены курса пашиняновской Армении, несомненно, усиливают эти угрозы. Тем не менее я сомневаюсь, что «карабахский синдром» как прецедент угрожает государственности Южной Осетии. Прогрузинские силы в Южной Осетии ничтожно малы.

Однако решающий фактор безопасности выглядит так: руководство России ответственно относится к гарантиям безопасности, данным Южной Осетии. Убежден, Россия никогда не поступит так, как нынешняя Армения поступила со своим народом!

Россия – государство с тысячелетней историей, колоссальным международным опытом и авторитетом – не может даже допускать мысли о какой-либо сдаче своих друзей и союзников, это исключено по определению. Высшие руководители Российской Федерации не раз заявляли о необратимости и безвозвратности признания государственной независимости Южной Осетии. Каждый новый руководитель Южной Осетии слышит такие заверения на первых же встречах с лидерами России. Осетины считают Россию своим государством и доверяют руководству страны.

В Москве прекрасно знают о месте, роли и геополитическом значении Осетии на Кавказе. В будущем году мы все будем отмечать 250 лет осетино-русских отношений, непременно вспомним и о работе первого посольства Осетии в Санкт-Петербурге в 1749 году, роли дипломатической миссии в установлении прочных связей единой Осетии с Российской империей. Многие забывают, что Осетия неделима и сегодня, южная ее часть неразрывно связана с северной и все это пространство интегрировано в Россию и скреплено множеством видимых и невидимых нитей.

Буквально в каждом поздравительном послании от имени руководителей высших органов государственной власти России, направляемых в Цхинвал по случаю государственных праздников Южной Осетии, красной нитью проходят слова неизменной поддержки Южной Осетии, ее народа, подчеркивается неизменность курса на союзничество и стратегическое партнерство.

– Какие задачи тогда стоят перед Цхинвалом?

– Что касается внешних угроз для Южной Осетии, то, как мне представляется, первоочередной задачей любой власти, которая получит кредит доверия населения, является обеспечение комплексной безопасности своего государства. Это касается социальной и политической сфер, вопросов обороны и внешней политики, экономики, финансов и других важных сфер. Стабильная и ответственная работа в этих важнейших областях государственного строительства и есть в итоге безопасность и стабильность для граждан страны, возможность жить и заниматься мирным трудом, созиданием. Опасность наступает тогда, когда элиты бездумно меняют подходы и смещают приоритеты, ставя личную выгоду выше государственных интересов. Это путь к нестабильности, хаосу.

– В контексте проблемы используемой Тбилиси «мягкой силы» резонансным стало заявление СВР Южной Осетии, что «выявлено более чем 50 граждан республики, подозреваемых в сотрудничестве с грузинскими спецслужбами». Если это действительно так, то какая угроза может исходить от них для Южной Осетии?

– Слышал, конечно, про этот прозванный в народе «список Варзиева». Он был озвучен на торжественном собрании ведомства 30 октября этого года. Мне трудно судить о компетенции людей, которые выдали «на-гора» подобную информацию, адресуем этот вопрос службам, которые реально занимаются вопросами государственной безопасности.

Но сам факт появления в открытой печати подобной информации вызвал вопросы на разных уровнях. Особенно актуально звучит сегодня пассаж из доклада про «каналы взаимодействия грузинской стороны с… криминальными структурами» на фоне вскрытых КГБ и ФСБ каналов контрабанды ГСМ по подземному бензопроводу через госграницу в Грузию. Все это может говорить только о том, как много еще нужно работать, чтобы противостоять надвигающимся внешним угрозам и внутренним вызовам в это сложное время.

– Надо понимать, что эти выявленные или предполагаемые грузинские агенты продолжают жить и работать на территории Южной Осетии, могут свободно перемещаться в Россию, в частности?

– Извините, это тоже оставлю без комментариев, это не касается нашей темы. Уверяю Вас, там, в Южной Осетии, есть кому заниматься этими вопросами.

– Продолжая говорить о проблемах региональной безопасности, каким Вам видится ситуация в Армении после того, как Пашиняном Арцах был признан частью Азербайджана? Гарантирует ли подобная политика Еревана реальный мир в регионе?

– Никаких гарантий никто не давал, насколько мне известно, их просто нет. Как говорится, аппетит приходит во время еды… На наших глазах происходит переформатирование мира, и всем хочется в этом поучаствовать, половить рыбу в мутной воде. Напротив, как видим, угрозы растут быстрыми темпами.

– На Ваш взгляд, какая судьба ожидает армян Арцаха, есть ли перспективы возвращения их на родину?

– Все это крайне трагично и вызывает искреннее сострадание. Судьба этих людей незавидна. Армяне – сильный народ. Различные процессы, зачастую трагические события сопровождали армянство на протяжении всего его исторического пути развития. Несомненно, армянский народ внес значительный культурный вклад в мировую историю, науку и культуру.

Что дальше, как строить дальнейшую жизнь? Думаю, такие вопросы раздаются в армянском обществе во всем мире после пережитой национальной трагедии. Мне почему-то вспоминается Матенадаран – хранилище древних манускриптов, ценнейший источник информации, который, я уверен, будет востребован грядущими поколениями для возвращения национального достоинства времен Мовсеса Хоренаци, Вардана Мамиконяна, Егише, Езника Кохбаци, Овсепа Вайоцдзорци, Гевонда Ереца и многих других национальных деятелей – столпов древнеармянского мира. Это непоколебимая основа движения, этого не отнять никому.

Пользуясь настоящей возможностью и в связи с наступлением нового года, хотел бы пожелать армянскому народу крепости духа, мира и процветания.

– Благодарю за беседу.

Беседу вела Жанна Тарханова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 7 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты