Владимир Хомерики: Думаю, что Франция и Запад в целом – не те, кто может помочь армянскому и грузинскому народам
Интервью с Владимиром Хомерики – генеральным секретарем Всемирного конгресса народов Грузии, доктором экономических наук, профессором
– Здравствуйте, Владимир Кириллович! Европейский совет 14 декабря принял решение предоставить Грузинской Республике статус кандидата на вступление в Европейский союз. Как Вы думаете, с чем связано такое решение и почему это произошло именно сейчас?
– Вы знаете, это решение в принципе должно было быть принято давно. Грузинская общественность, особенно оппозиция, давно стремились к этому. То, что в том году было принято решение о назначении статуса кандидата как раз таки Молдавии и Украине, а Грузии нет, вызвало большой резонанс. Грузинская оппозиционная общественность начала обвинять нынешние власти в том, что их политика направлена в сторону России, они не поддерживают решения и рекомендации Америки и Европы, потому Грузии и не дали этот статус. Этим они оказали определенное большое давление на грузинские власти. Потом Евросовет дал Грузии определенные рекомендации из 19 или 18 пунктов, которые Грузия должна была выполнить к следующему году, чтобы вернуться к этому вопросу. Конечно, руководство Грузии было недовольно таким решением, потому что у них всегда считалось, что Грузия на первом месте, так называемый маяк демократии, в то время как Молдавии и Украине, конечно, далеко до нее в этом плане. Поэтому такое решение, естественно, было принято по чисто политическим мотивам, и грузинское руководство, конечно, было этим недовольно.
Из этого списка грузинское руководство выполнило, конечно, не все, поскольку некоторые пункты – это в первую очередь касается вопросов ЛГБТ – для грузинского общества коренным образом неприемлемы. Эти вопросы не будут рассматриваться. Против этого выступают все народные массы, духовенство и общественность. Этот вопрос очень сложный, Грузия его отставила. В этом году шла очень большая работа. Оппозиция думала, что Европейский совет опять не примет положительное решение. Они нагнетали обстановку, готовили к середине ноября большие волнения, стачки в Грузии, даже подготавливали вооруженные группы.
– Кто это делал?
– Оппозиция в Грузии, подстрекаемая западными партнерами.
– Эта оппозиция связана с бывшим президентом Саакашвили?
– Естественно, это связано с бывшим президентом Саакашвили в первую очередь, потому что основная группа – это его сторонники! Они хотели организовать вооруженное восстание, чтобы в основу массового недовольства легло именно решение о том, что Грузии повторно отказали, Грузия отходит от европейского пути. На этом фоне они хотели сделать очередную так называемую «революцию роз», чтобы сменить нынешнюю власть. Но власти были предупреждены. Действительно, властям уже было известно, что вооруженные группы готовятся, в том числе из числа грузинских наемников, которые воюют на Украине, в том числе из украинских наемников, которые были взяты в плен, освобождены в Мариуполе и которые находились в Турции – из числа азовцев (запрещенная в России террористическая организация). Турция тоже их освободила, и они сидели буквально на границе с Грузией с турецкой стороны и ждали этих событий. Кроме этого, грузинская оппозиция готовила молодежь, потому что молодежь всегда является зачинщиком – порядка 500 грузинских молодых людей проходили подготовку в Польше. Они готовились действовать. Потом – вооруженные провокации и так далее.
– Получается, что, кроме Саакашвили, еще и западные страны готовились к так называемому перевороту?
– Абсолютно верно, готовились к перевороту. Вызвано это было недовольством западных стран тем, что Грузия, грузинское руководство заняло именно прогрузинскую позицию, озаботилось судьбой Грузии и грузин. Оно не поддержало те санкции, которые требовали от них западные партнеры первым делом в отношении России – и экономические санкции, и призыв открыть второй фронт против России, обосновав этот тем, что у Грузии тоже есть так называемые оккупированные Россией территории. Хотели втянуть Грузию в убийственный для нее конфликт. Нынешние власти отказались, сказали, что экономически ничем не могут повлиять на эти санкции и нанести ущерб России, а вот Грузии будет нанесен ущерб и они должны в первую очередь заботиться о своих интересах, своей экономике, своем народе. А вооруженный конфликт абсолютно губителен для них.
Таким образом, решение должно было быть принято где-то в середине ноября, но процесс затянулся, и оно было принято только 14 декабря. На фоне этого пока ничего не слышно, потому что реального повода у оппозиции, чтобы начать действовать против властей, в данный момент нет. Ну а то, что Саакашвили сидит и он должен сидеть – это не то, что может стать поводом вывести на улицу даже чисто номинально оппозицию купленных людей, которые готовы в этом поучаствовать.
– А как может повлиять статус в кандидаты в ЕС на российско-грузинские отношения?
– Вы знаете, статус кандидата ЕС – это фикция и большой миф, на мой взгляд! Это вообще полная ерунда, как и мечты Грузии о НАТО. Этого никогда не будет, этот статус пустой и ничего не даст.
Я думаю, что Россия с пониманием отнесется к этому. К огромному сожалению для меня, Грузия поторопилась, когда в свою Конституцию вписала именно европейский путь развития, именно стремление в Евросоюз. Знаете, в Конституции подобное редко записывают, и я, например, таких прецедентов практически не знаю. И власти, чтобы их не обвинили в нарушении, конечно, пока продолжают придерживаться этой линии. Если бы Евросоюз оставался просто экономическим союзом, который был до начала СВО, который бы заботился о странах Европы, который бы сотрудничал с Россией очень активно, если бы никакой беды не было, то Россия работала бы со всеми странами Евросоюза и ничего в этом не видела плохого. Тем более что Вы прекрасно знаете, что среди стран Евросоюза есть Венгрия, есть Словакия, которые тоже не соглашаются с теми решениями, которые сегодня принимаются Евросоюзом против России. И, я думаю, нахождение Грузии там с ее разумной политикой – это, наоборот, не будет отрицательным для России, а прибавит здравого смысла самому Европейскому союзу. Россия с пониманием к этому отнеслась, буквально недавно представитель МИДа заявил, что у них нет претензий к Грузии по методам продвижения ее в мирные структуры, не направленные против России, что они готовы также рассматривать и ждут Грузию в формате «3+3» по главным логистическим маршрутам, магистрали, которая будет проходить через Россию, Армению, Азербайджан, Турцию и Иран – идти по Большому Шелковому пути и дальше в Индию, Китай и так далее.
Поэтому Россия прекрасно понимает, что это большая фикция – статус кандидата, смешная, я бы сказал, ситуация. Считаю, что напряжений никаких не будет. Я рассчитываю, что скорее, наоборот – с успешным окончанием в скорейшем времени СВО совсем поменяется политическая ситуация и в Европе, она круто изменится в другую сторону.
Я думаю, что европейские государства, испытывая сейчас большие экономические невзгоды, тоже будут восставать и требовать от своих правителей смены их курса, требовать самостоятельности, улучшения экономической ситуации в стране. И это их опять повернет лицом к России. И после, еще раз подчеркну, успешного завершения СВО все вернется на круги своя и Россия займет свое достойное положение как одного из важнейших мировых лидеров, которые будут отвечать за стабильность не только Европы, но и всего мира, будут экономическим драйвером для всей мировой экономики. Наряду с теми процессами, которые развиваются в дружбе России с Китаем и другими государствами Азии, плюс Африка, с которой наладили сейчас очень широкие, тесные контакты. Это все повышает мощь России.
– Получается, это для Грузии такая европейская морковка?
– Абсолютно правильно. Это такая европейская морковка, которую, наверное, европейцам надо вернуть. Пусть кроликов дразнят. Это абсолютно ничего не дает. Но Грузия проявила в этом плане мужество. Я думаю, что грузинские власти прекрасно все понимают, но, чтобы не вызвать дестабилизацию в обществе, они на это пошли.
– Но общество, можно сказать, очень радо, и в Грузии даже празднуют это.
– Да, празднуют, но празднует это в основном оппозиция, и с другой стороны – некоторая часть общества, которая, наверное, не совсем понимает, что сегодня Европа сама загибается, европейские государства далеко не самостоятельны и находятся в тяжелейшем экономическом кризисе. Те, кто был локомотивом Евросоюза, дотировали другие страны – это Франция, Германия, – сегодня сами находятся в большом кризисе. Вы знаете, что с ними сделали даже их партнеры-американцы, лишив Германию и другие западные государства российской энергетики.
Сегодня благодаря Соединенным Штатам Америки они в тяжелом положении, и практически вся серьезная промышленность и бизнесмены из Германии и Франции и других государств перетекли в саму Америку, принося ей пользу. Европа сегодня неспособна реально содержать и реально управлять Евросоюзом. Европейский союз сам находится практически на грани развала, и я думаю, что эта судьба его и ждет после успешного окончания СВО. Потому что Европа – не самостоятельно управляемая организация, европейские государства, которые входят в этот союз, уже это видят.
Говоря о статусе, хочу еще добавить, что вот Турция, например, сколько лет стремится в Европу – лет 30 минимум? Несмотря на то, что она – член НАТО, большое государство. Экономически намного развитей, чем Украина, Грузия и тем более Молдавия, но она этот статус не получает. Это все, как Вы и сказали абсолютно правильно, морковка и приманка. Это неисполнимая мечта. ЕС обещает, что в 2030 году рассмотрит возможность вступления, но Вы сами понимаете, что это абсолютно мифологическая фикция, которая не может быть реализована. Это, можно сказать, анекдотический случай.
– О Саакашвили еще хотел спросить. Мы говорили о бывшем президенте Саакашвили, кстати, о нем вроде все начинают забывать. Но с другой стороны, президент Грузии Саломе Зурабишвили отказалась комментировать вопрос о помиловании Саакашвили. При этом Саакашвили заявлял о своем возвращении в политику летом 2023 года. Насколько это реально, учитывая, что он не только находится в тюрьме, но и есть вопросы, связанные с его здоровьем?
– Вы знаете, начнем с Саломе Зурабишвили. Саломе Зурабишвили – это практически большой балласт и враг для самой Грузии. Это президент, который, не имея определенного влияния, не имея никакого авторитета, был избран только усилиями как раз таки правящей партии – «Грузинской мечты». А она заняла прозападную, антигрузинскую позицию, является дестабилизирующим фактором для Грузии. Она открыто нарушает Конституцию Грузии, грузинские власти и правящая партия объявили ей импичмент, который был поддержан Конституционным судом, но, к сожалению, это не удалось, не хватило голосов. Грузинская оппозиция – сторонники Саакашвили, – поддерживаемая Западом, заблокировала это решение. Президент продолжает свой путь, нарушая Конституцию Грузии, ездит по странам Запада, аргументируя это тем, что якобы стремится к тому, чтобы Грузию приняли в ЕС и дали этот статус. Она пытается сейчас на себя натянуть статус лидера грузинской оппозиции. И якобы благодаря ее усилиям, ее поездкам этот статус Грузии и дали, хотя это полный абсурд.
– Как это вообще – президент-оппозиционер?
– К огромному сожалению – да. Тем более что ее привела к власти сама правящая партия. В Грузии ее практически никто не поддержал бы, и, как я говорил не раз, она не набрала бы даже 1% голосов, если бы сама баллотировалась в президенты.
Что касается Саакашвили. Да, она приняла много неправильных решений, в том числе и по амнистии преступников, но по Саакашвили она занимает немного другую позицию. Она, может, и хотела бы принять другое решение, но понимает, что это – край всему, ибо он осужден действительно по закону грузинским судом.
– Его вина доказана.
– Его вина полностью доказана, конечно. Это враг Грузии, это больной человек, это преступник.
– Психически больной.
– Да, психически больной. Он человек, который работал не на Грузию. Все время работал в интересах своих хозяев – американских и европейских. Поэтому здесь Зурабишвили пока и не решается, хотя и были намеки, что она попробует это сделать. Но видя ситуацию, понимая ее, она этого пока все-таки не сделала. Если бы статус кандидата в ЕС Грузии не дали и поднялись бы волнения, она могла бы принять такое решение, чтобы еще больше активизировались грузинские националисты, которые действуют от партии Михаила Саакашвили.
Поэтому я считаю, что Михаил Саакашвили для Грузии сегодня преступник, он сидит на положенном ему месте. И я бы, со своей стороны, не рассматривал его как серьезного игрока, а все его заявления являются плодом больного воображения. Его практические все уже забыли. Он никому не нужен, в том числе и западным партнерам, потому что они уже полностью его слили. Поэтому здесь какие-либо опасения напрасны. В любом случае он должен и будет сидеть в тюрьме. Я думаю, что, даже если его попытаются амнистировать, у него есть другие преступления и другие статьи, за которые тут же можно опять арестовать и добавить срок по тем статьям, которые до сегодняшнего дня еще не рассматривались. А они намного тяжелее, чем те, по которым его осудили.
– Еще один вопрос, который касается президента Франции. Президент Франции Макрон совсем недавно, в прошлом месяце, пригласил двух руководителей Закавказья – глав Армении и Грузии – в Париж. Для чего это делается? Какую цель преследует Макрон?
– Президент Франции Макрон – большой фигляр. Человек, который пытается имитировать свою большую роль, свое величие президента, величие Франции, встревает в разные конфликты, пытается предстать там миротворцем, который сегодня считает себя лидером Евросоюза, поскольку в данный момент Германия полностью просела, потерялся ее авторитет в этом союзе. Вот эти его потуги и визиты, его обещания руководству Армении поддержать, что-то дать и так далее – все это является большим пиаром. А то, что он сегодня действительно приглашает обоих руководителей Кавказа – Армении и Грузии, – я считаю большой бедой для наших государств, для тех политиков, которые этого не понимают.
Франция хочет из этих двух государств сделать определенных союзников в своих грязных играх, которые она стремится проводить. На самом деле никакой помощи – и мы это видели – ни Грузии во время конфликта, ни Армении во время карабахского конфликта она не оказала. Даже в то время, когда там проводились учения с войсками НАТО, Франция не попыталась остановить этот конфликт, что позволило Азербайджану продолжить экспансию в карабахские земли, притом что там стояли миротворцы России, и полностью властвовать на территории Карабаха. После этого она вдруг подключилась, хочет сейчас на этих обломках собрать и сделать себе союзников из Армении и Грузии, подставив их в очередной раз и противопоставив и своему народу, и интересам Армении и Грузии. Я думаю, что это не к добру.
Думаю, что сегодня Макрон не тот человек, который может что-то сделать и помочь Армении или Грузии. Думаю, что и у армянского народа, и у грузинского должно хватить разума, чтобы поддержать то правительство, которое работает в интересах своей страны. В Грузии это сегодня есть. Грузинские власти работают в интересах Грузии, и даже поездка к Макрону не повлияет на позицию, которую Грузия сегодня занимает, а вот в Армении, к огромному сожалению, совершенно обратный процесс. Там – давно растерявшийся и потерявший себя премьер-министр Армении Пашинян, который не смог отстоять интересы Армении, который слил прямым образом Карабах, человек, который не пользуется сегодня авторитетом и поддержкой в Армении и просто пытается спасти себя. Я думаю, что с ним, конечно, могут поиграть, пообещать ему определенных «пряников» и «морковки» для того, чтобы оставить в русле своего влияния и тем самым продолжить раздражать и Россию, и другие государства, которые находятся в Закавказском регионе.
– Спасибо большое за Ваши столь информативные ответы.
– Вам спасибо за приглашение.
Беседу вел Григорий Анисонян
Оставьте свои комментарии