№2 (382) февраль 2025 г.

Оценки из недавнего прошлого и перспективы в регионе

Просмотров: 728

Довольно редко приходится обращаться к статьям, посвященным оценке ситуации в регионе и мире. Однако существует насущная необходимость понять, как складывалась региональная и мировая ситуация. Поэтому статья Варткеза Багратовича АРЦРУНИ, написанная еще в 2017 году, представляет интерес именно с этой точки зрения.

НА ПУТИ К «ВЕЛИКОМУ ТУРАНУ»

Интересы России и Армении и Турция на постсоветском пространстве

Проходят годы, меняется ситуация в мире, но есть проблемы, остающиеся в неизменном состоянии. Одна из таких проблем – жесточайшая блокада Армении со стороны Азербайджана и Турции. Это серьезнейшая проблема для самого существования единственного союзника России на Южном Кавказе – Армении. Напомним, что международное право рассматривает блокаду как акт агрессии против государства, в отношении которого она проводится.

В ДАЛЕКОМ 1988 г. АЗЕРБАЙДЖАН ПРИ ПОПУСТИТЕЛЬСТВЕ СОЮЗНЫХ ВЛАСТЕЙ организовал блокаду Армении, причем именно в тяжелейший для нее период – после разрушительного землетрясения. Ненависть зашкаливала... Даже на цистернах с топливом, прибывших транзитом через Азербайджан, было написано: «Поздравляем с землетрясением! Желаем повторения!» Техника, которую союзное правительство направляло по железнодорожным путям через Азербайджан в Армению, как правило, была умышленно испорчена, продукты питания в вагонах-рефрижераторах специально задерживали в Азербайджане, а затем уже испорченными отпускали в Армению. Железные и шоссейные дороги были заблокированы, что сорвало восстановительные работы строительных подразделений, собранных из всех союзных республик и направленных на помощь Армении.

А что же Горбачев со своей «перестройкой»? Откровенное попустительство по отношению к вдохновителям и организаторам блокады Армении сыграло катастрофическую роль в судьбе всей страны.

Виктор Надеин-Раевский: Справедливый упрек союзным властям, в конечном итоге развалившим страну, получил и дальнейшее развитие, сказавшееся на развитии и судьбе мини-империй с господством «титульного национализма», в который выродилась «коренизация аппарата» советских времен. В результате Грузия, в которой в общественном сознании утвердилось презрение к осетинам и абхазам, потеряла эти республики, Молдавия готова задушить Приднестровье и т.д. Однако наибольшего успеха в утверждении ненависти к русскому и русскоязычному населению достигла Украина, власти которой годами вбивали в головы своих националистов переход к новым нацистским идеалам, что и привело к необходимости проведения СВО.

Далее автор пишет: А что же соседи? Всеобщая и всенародная радость и торжества по всей Турции: исчез вековой враг – Россия. Наконец-то появилась реальная возможность ликвидировать ненавистный «армянский клин», по турецким представлениям, отсекавший «турецкий мир» от Турции.

В настоящее время мы видим эскалацию этой же политики, получившую еще больший размах. Резко активизировалась реализация проектов стратегического назначения, нацеленных на дальнейшее укрепление позиций Турции как в Южно-Кавказском, так и в сопредельных регионах. Одним из таких проектов является железная дорога Баку – Тбилиси – Карс (БТК), которая задумана как новый транспортный коридор, призванный объединить железные дороги Азербайджана, Грузии и Турции в обход Армении и России.

Соглашение о начале строительства БТК было подписано в Тбилиси еще 7 февраля 2007 г., а строительные работы начались в 2008 году. В ходе строительства магистрали предусматривалась реконструкция 178-километрового железнодорожного участка Марабда – Ахалкалаки на территории Грузии, строительство новой железнодорожной линии от ст. Ахалкалаки до ст. Карс общей длиной 98 км. От данного участка в сторону Грузии проложена 30-километровая железнодорожная магистраль Ахалкалаки – Карцахи (граница Турции), а со стороны Турции от Карцахи до Карса – 68-километровый участок.

Новая магистраль должна обеспечить грузооборот между Грузией и Турцией и странами бассейна Каспия и связать китайский рынок с европейским – как альтернатива российскому маршруту. На первой стадии реализации проекта предполагается транспортировка 2–3 млн тонн грузов в год с постепенным увеличением до 8 млн тонн.

Виктор Надеин-Раевский: Отметим, что реализация этого проекта дороги в обход Армении завершена. Более того, на Каспии построен терминал для контейнерных перевозок, через который суда-контейнеровозы перевозят грузы в порты Казахстана и Туркменистана. На очереди продолжение – так называемый Срединный коридор, который из Китая через Казахстан, Азербайджан, Грузию и Турцию в обход России пройдет в Европу. С этим маршрутом, как и с так называемым Зангезурским коридором, связывает свои планы Турция, которая и стремится установить связи с тюрко-мусульманскими республиками бывшего СССР, а в последующем – и господство во всем «тюркском мире».

Продолжая тему, автор вспоминает и знаменитый новый путь из Европы в Азию через турецкую территорию.

НЕ ЖАЛЕЕТ ДЕНЕГ И ТУРЦИЯ.

В 2013 ГОДУ В СТАМБУЛЕ ЗАПУЩЕН железнодорожный тоннель Мармарай, проложенный под Босфором, который должен объединить в единую сеть турецкие железные дороги из европейской части страны с БТК, а далее через железнодорожно-морской путь между Баку и Актау (Казахстан) и с Китаем.

Раскошелился и союзный Азербайджан, Нефтяной фонд которого выделил Грузии льготный кредит на общую сумму 775 миллионов долларов на строительство и реконструкцию грузинского участка железной дороги БТК. Получателем кредита является ООО «Железная дорога Марабда – Карцахи», которая и будет сама возмещать кредит за счет тарифов.

Предполагалось в 2014 году пустить первые поезда по новой дороге, однако постоянные остановки в реализации проекта отодвинули его запуск до 2017 года. Наиболее заинтересованной в реализации проекта стороной является Азербайджан, построивший новый порт в поселке Аляты (в 65 километрах к югу от Баку) для нового железнодорожно-паромного сообщения. Порт сможет принимать до 11,6 млн тонн грузов в год. Сметная стоимость строительства порта составляет 760 млн $, а его годовая производственная мощность достигнет 25 млн тонн сухих грузов.

Интерес Турции и тюркоязычных государств Центральной Азии в создании южного кавказско-центральноазиатского транзитного маршрута между Азией и Европой лежит не только в политической сфере, но и в экономической. Если учесть, что годовой торговый оборот ЕС и Китая в 2012 году достиг 434 млрд $, то понятно желание присоединиться к этому возрастающему объему торговли с азиатскими и европейскими странами.

ОДНАКО ГЛАВНОЕ В ПРОЕКТЕ – ЕГО СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ. Железная дорога Карс – Ахалкалаки – Тбилиси – Баку (КАТБ) изначально представляла собой проект скорее политический, нежели хозяйственный. Само зарождение идеи представляло собой стремление окончательно изолировать Армению, отстранить ее от международных транспортных маршрутов и, соответственно, вывести за рамки международной торговли.

Многие аналитики еще в 2007–2008 гг. предупреждали об опасности постройки КАТБ как проекта, нацеленного не только на экономическую, но и на политическую и этнодемографическую изоляцию Армении путем создания на территории армянонаселенного Джавахка чуждого тюркского коридора с целью сомкнуть тюркское кольцо вокруг армянских государств.

Со времен Османской империи турецкие политики болеют идеей создания огромного объединения тюркоязычных народов – «Великого Турана». Интерес к такому объединению проявляют и некоторые тюркоязычные государства, и в первую очередь Азербайджан. Появились новые межпарламентские структуры, встречи лидеров тюркоязычных стран стали проходить регулярно. Ускорилось создание объединений структур министерств и ведомств тюркоязычных государств. На 9-м саммите глав тюркских государств в 2009 году в Нахиджеване по предложению президента Казахстана Н. Назарбаева был создан Совет сотрудничества тюркоязычных государств (Тюркский совет). В том же 2009 году в Баку состоялось первое пленарное заседание Парламентской ассамблеи тюркоязычных стран (ТюркПА).

Таким образом, идея новой железной дороги вписывается в традиционные цели и политику Турции.

САМ ПРОЕКТ МОЖНО РАССМАТРИВАТЬ КАК ВАЖНУЮ СОСТАВНУЮ ЧАСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПАНТЮРКИСТСКОЙ ИДЕИ. Новый коридор создается для того, чтобы направить транспортные потоки в обход России и Ирана. Это даст возможность распространить турецкую экспансию на просторы Центральной Азии и далее в «исторический Туран». Последствия очевидны: это не только эскалация терроризма уже под новыми лозунгами, но и, например, взрыв уйгурского национализма и попытка дестабилизации северных районов Китая. Уже в настоящее время покровительство Турции, оказываемое тюркским националистам, приводит к отрицательным для этой страны последствиям. Так, полиция Турции арестовала двоих граждан Китая уйгурского происхождения – членов вооруженной террористической организации, подозреваемых в причастности к новогоднему теракту в Стамбуле.

Нестабильность возрастает и в самой Турции. Реджеп Тайип Эрдоган получил неплохие шансы на превращение Турции из парламентской республики в президентскую. В этом случае он получит полный контроль над правительством, верховным судом страны, всеми силовыми структурами. При этом усиление властных полномочий в случае с Турцией только усилит внутренние противоречия и обострит национальные проблемы, прежде всего курдскую. Усилится и антагонизм между Турцией и ее западными союзниками. Не секрет, что и американский союзник Турции вынашивает планы ее расчленения и поддержки создания курдского государства.

В этих условиях для самой Турции продолжение блокады Армении контрпродуктивно. Сумеет ли в этих условиях Россия как союзник Армении добиться от турецкой стороны отказа от продолжения блокады, по крайней мере с турецкой стороны, покажет время. Давление на турок, заинтересованных в стабилизации своих позиций, способно оказать воздействие и на Азербайджан, который постоянно подчеркивает идею турецко-азербайджанского единства под лозунгом «Одна нация – две страны».

Пока же ситуация не меняется. Вновь обретенный турецкий «друг» своих предпочтений и стратегии не изменил. По-прежнему вся турецкая пресса наполнена измышлениями о «нарушении прав» крымских татар, требованиями «вернуть Крым», призывами «свергнуть Асада» в Сирии, вымыслами о «терроризме» сирийских курдов плюс вторжение в Сирию, оккупация ее северных территорий, государственный террор против как собственных, так и сирийских курдов… К тому же министр иностранных дел Турции заверяет США и НАТО в непоколебимой верности Турции союзническим обязательствам.

Не надо себя обманывать. Не может быть доверия к проводникам такой политики, и нож готов в очередной раз вонзиться нам в спину. Только решительная и последовательная политика России может укрепить ее позиции в Закавказье и обеспечить безопасность своих южных рубежей.

Варткез АРЦРУНИ

Справедливость такой оценки полностью подтвердилась последующим развитием региональной и мировой ситуации.

В первую очередь отметим трагические изменения в идейной ориентации самого армянского общества, от которой зависит и будущее армянского народа, причем не только в самой Армении, но и в мировой армянской диаспоре – спюрке. У армянской идентичности есть три основных стержня. Первый – Армянская Апостольская Церковь, веками остававшаяся основным стержнем, сохранявшим армянскую идентичность как народа, со своим видением собственной судьбы, своего будущего, с опорой на религиозные ценности.

Второй стержень армянской идентичности – память о жертвах геноцида армян в Османской империи, требование признания и осуждения геноцида армян в Османской империи – ведь только такой мужественный шаг со стороны Турции мог дать надежду на то, что преступление не повторится не только против армян, но и против других национальных меньшинств современной Турции.

И наконец, третий стержень армянской идентичности – Арцах, за который вступались армяне со всего мира, и морально, и финансово помогали в становлении никем не признанной республики. Карабах, сдача которого готовилась, по крайней мере, десять лет. Пашинян, хотя и спровоцировал войну 2020 года своим заявлением «Карабах – это Армения, и точка», как и предыдущие власти республики, не признал независимость этой республики, а затем объявил, что Карабах – это территория Азербайджана. Десять лет в головы армян внедрялась идея о том, что надо отказаться от поддержки Карабаха. Вот, дескать, тогда и откроются границы, восстановится экономика и т.д.

Прискорбно, что так произошло, потому что армяне Арцаха были самым пророссийским населением Южного Кавказа. Жители самопровозглашенной республики хорошо владели русским языком – любой мальчишка мог объяснить приезжему, как и куда пройти, причем на хорошем русском языке. Научные работы студенты Арцахского государственного университета писали на русском языке. В Степанакерте работал Русский театр.

При этом общественное мнение убеждали в том, что именно Россия виновата в сдаче Карабаха. Президент РФ Владимир Путин объяснил, почему Россия не вступилась за Нагорный Карабах. Эта территория не подпадала под международную юрисдикцию, поскольку сама Армения не признала независимости Карабаха. Тем более что после начала СВО на Украине, потребовавшей мобилизации значительных ресурсов (притом что в то же время продолжалась и поддержка Асада в Сирии), и при сложившихся отношениях с Азербайджаном Россия не могла вмешиваться, не имея для этого правовых оснований. Поэтому единственное, что смогла сделать Россия – это обеспечить выезд карабахских армян, опасавшихся за свои жизни.

Причины поражения Карабаха в 44-дневной войне лежат за пределами нашего комментария, но следует отметить, что армянская армия так и не пересекла границ Карабаха, была сорвана мобилизация, да и в целом армия карабахских армян не была готова к полномасштабной войне. Конечно, эта победа была бы невозможна без поддержки Азербайджана со стороны его союзников. В первую очередь – Турции, обеспечившей Азербайджан не только оружием, прежде всего беспилотниками, авиационной поддержкой, подготовкой спецназа, а также генералами и офицерами, осуществлявшими непосредственное руководство проведением военных операций. И со стороны Израиля, построившего завод по производству беспилотников в Азербайджане и поставившего все необходимые в этой войне разведывательные, ударные и беспилотники-камикадзе, а также Пакистана, который внес свой вклад и в поставки оружия, и в подготовку спецназа.

Отметим и другое. После падения режима Асада в Сирии, серьезных потерь «Хезболлы» в Ливане и фактического разрушения выстроенной Ираном шиитской «Оси сопротивления» Россия теряет свои позиции и в Сирии.

Таким образом, Турции удалось укрепить позиции не только на Кавказе, но и в Сирии, вытеснив оттуда Иран и Россию. Это значительный вклад в реализацию проекта построения «Великого Турана» от Адриатики до Тихого океана. Впрочем, этот масштабный проект имеет и свои ограничения. Местные национальные элиты вовсе не готовы отдать собственную власть новому «старшему брату», который не собирается сохранять ни языки, ни культуру новых независимых государств.

Виктор Надеин-Раевский, директор Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    

Оставьте свои комментарии

Ваш комментарий

* Обязательные поля