№2 (382) февраль 2025 г.

Армения в лабиринтах военно-технического сотрудничества: от Парижа до Нью-Дели

Просмотров: 1332

В резонансном январском интервью «придворным» телеканалам президент Азербайджана Ильхам Алиев в ставшем уже привычном для него ультимативном тоне потребовал от Армении «немедленно остановить вооружение. Франция и другие страны, поставляющие ей оружие, должны расторгнуть и аннулировать эти контракты. Уже поставленное в Армению оружие должно быть возвращено. Это наше условие… пусть кто как хочет, так и воспринимает это. Я говорю свое слово, и они, и те, кто за ними стоит, тоже знают, что если мы что-то говорим, то относимся к этому очень серьезно». Конечно, это вовсе не единственная подобного рода сентенция: так, в апреле 2024 г., встречаясь с посланцами зарубежных аналитических центров, Алиев сказал, что его страна не может просто «сидеть и ждать», пока Франция, Индия и Греция вооружат Армению против Азербайджана. По его словам, эти страны делают это открыто, пытаясь что-то доказать, и «если мы увидим серьезную угрозу, нам придется принять серьезные меры».

Ответ из Еревана последовал в виде очередной записи премьер-министра Никола Пашиняна в социальных сетях, будучи выдержан в привычном уже стиле так называемой «мирной повестки». Среди прочего варчапет предложил сформировать механизм переговоров по взаимному контролю над вооружениями, квотам и ограничениям на их использование, а также внедрить совместные механизмы расследования нарушений режима прекращения огня. Можно предположить, что подобного рода инициативы будут интерпретированы в Баку в пользу выдвижения все новых, более жестких требований, что еще больше актуализирует вопросы военного строительства в Армении на среднесрочную перспективу с учетом уроков событий 2020–2023 годов. 12 ноября 2024 года военное ведомство Армении представило «Концепцию трансформации Вооруженных сил Республики Армения» на период 2024–2035 годов.

Как отмечает научный сотрудник APRI Armenia Леонид Нерсисян, планом предусматривается сокращение срока обязательной службы к 2027 году, что предполагает увеличение набора контрактников. Из других предлагаемых новаций следует отметить профессиональную сержантскую систему на западный манер, а также «развитие системы территориальной обороны для скоординированной и пропорциональной защиты регионов Армении» с использованием резервных сил «с учетом распределения населения и имеющихся ресурсов».

Далее, декларируемое улучшение системы охраны государственных границ предполагает «расширение роли Пограничных войск, хотя для этого требуется значительное увеличение их численности и возможностей. Аналогично новые мощные укрепления строятся по всей длине второй линии обороны… существует значительный потенциал в расширении использования беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) для разведки границ и ликвидации объектов. Аналогично более широкое развертывание дистанционно управляемых башен, оснащенных пулеметами, противотанковыми ракетами или другими видами оружия, может укрепить оборонные возможности на границе… Благодаря развитому IT-сектору и растущей оборонной промышленности Армения обладает значительным потенциалом для внедрения цифровых систем С2 (система управления и контроля), – отмечает Л. Нерсисян. – Современные системы С2 станут ключевыми в осуществлении предлагаемых структурных и доктринальных изменений, поскольку они несовместимы со старыми военными регламентами и создают новые операционные реалии. В свою очередь эти реалии будут способствовать внедрению обновленных методов ведения войны и оперативных стратегий». Цифровые системы национальной разработки, в полной мере учитывающие требования кибербезопасности, «являются существенными элементами для интеграции существующего и планируемого арсенала Армении. Без этой интеграции отдельные системы вооружений рискуют оказаться неэффективными, особенно при совмещении техники советского периода с современными системами производства Франции, Индии и других потенциальных стран-партнеров».

В то время как в Баку ищут любой повод для обвинений Армении в «реваншистских» настроениях, в реальности, как отмечает специализированный российский телеграм-канал, «у армянских властей нет никакого реваншизма, а закупки разношерстной техники без внятного реформирования армии входят в стратегию по отдалению от России во всех возможных сферах, в том числе в ВПК».

Действительно, драматические события последних нескольких лет привели к кардинальному переформированию структуры военно-технического сотрудничества Армении. Так, доля России за последние три-четыре года снизилась с 96 до 10% и «даже меньше», рассказал на сентябрьском (2024 г.) втором Армянском глобальном саммите секретарь Совета безопасности Армен Григорян, по словам которого, власти республики стремятся закупать до 30% производимого для собственных нужд оружия у местных производителей.

Еще в первый президентский срок Дональда Трампа начал развиваться армяно-американский «стратегический диалог», увенчавшийся подписанием соответствующего документа министром иностранных дел РА Араратом Мирзояном и госсекретарем США Энтони Блинкеном 14 января, на излете президентского срока Джо Байдена. Подтверждая сотрудничество по широкому спектру направлений (включая военное), наделавшая немало медийного шума армяно-американская «Хартия стратегического партнерства» в то же время не предполагает гарантий безопасности, подобных тем, которые Америка дает Израилю, Японии, Южной Кореи или Филиппинам. Иного и быть не могло.

Ранее премьер-министр Никол Пашинян заявил, что Армения сотрудничает в сфере военно-технического сотрудничества с Францией и Индией. В декабре 2024 года Ереван и Париж подписали программу оборонного сотрудничества на 2022 год, включающую несколько десятков мероприятий практически во всех сферах жизнедеятельности вооруженных сил, провели «стратегические» консультации. Ранее, в июне 2024 года, между Министерством обороны Армении и французско-немецкой компании KNDS было подписано соглашение о военно-техническом сотрудничестве. Тогда же глава военного ведомства Пятой Республики Себастьян Лекорню рассказал в соцсетях о предстоящей поставке Армении артиллерийских установок CAESAR.

Бакинские чиновники имеют обыкновение сгущать краски, рассказывая на весь мир о «смертоносном оружии», передаваемом Армении Францией и не только ею. Между тем имеются основания полагать, что разрекламированные самоходные пушки до сих пор не поступили в Армению по банальной причине – все запасы поглощает киевский режим, причем особенно активно – после начала в августе 2024 года авантюры в Курской области. Особая статья – это снаряды, коих парижане поставили Киеву около 20 тысяч штук за все время ведения боевых действий. Соответственно, если «смертоносное» оружие когда-нибудь и появится в Армении, то вопросы о его эффективности и о том, не превратится ли оно в легкую мишень для противника, никуда не денутся.

Впрочем, не «Цезарем» единым. В соответствии с договоренностями министров обороны двух стран Франция поставила Армении 24 бронетранспортера Bastion и еще 26 машин находится на стадии производства. Тогда же, в октябре 2023 года, Ереван оформил заказ на три радара GM200, ведутся переговоры о поставке переносных зенитно-ракетных комплексов Mistral 3. Кроме того, в ближайшие месяцы арсеналы армянской армии пополнит буксируемая гаубица Trajan 155-мм разработки индийской Bharat Forge и французской Nexter с дальностью стрельбы свыше 40 км, оснащенная автоматизированной системой заряжания и современными системами управления огнем. Имеются и другие проекты, не только военные, во многом диктуемые в том числе внутриполитической повесткой, включая электоральный потенциал французской армянской общины, насчитывающей до 600–700 тысяч человек.

Заметно возросла интенсивность армяно-индийских контактов различного уровня, что также является отражением растущего интереса внешних игроков к Кавказскому региону. В ходе недавней встречи посол Армении в Нью-Дели Ваагн Афян обсудил перспективные вопросы двустороннего сотрудничества с министром иностранных дел Индии Субраманьямом Джайшанкаром. Собеседники подчеркнули важность принятия мер по обеспечению дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества на основе традиционных дружественных связей. Несмотря на географическую отдаленность, в Армении рассматривают Индию (Бхарат) как государство-партнер, с которым ее связывают и традиционные четырехсотлетние дружеские отношения.

В свою очередь в Нью-Дели видят Армению как часть концепции «расширенного соседства», определяющей основные принципы и подходы к реализации внешнеполитических устремлений в Индии в стратегически важных для нее регионах, включая Кавказ. В условиях все более тесного взаимодействия в рамках «треугольника» Азербайджан – Турция – Пакистан Нью-Дели предпринимает встречные шаги, стремясь к расширению экспортных возможностей национального ВПК (пусть речь идет об относительно небольших рынках). Военное сотрудничество между Нью-Дели и Ереваном продолжает углубляться, и за последние четыре года Армения стала крупнейшим импортером оружия из Индии. «Бывшая советская Республика Армения стала крупнейшим импортером оружия из Индии после заключения сделок по покупке реактивных систем залпового огня Pinaka и зенитных комплексов Akash», – говорится в отчете Министерства финансов Индии с оценкой общего объема закупок оружия Арменией к рубежу 2024/2025 финансового года без малого в 600 млн долл.

Оборонные связи Индии с Арменией интенсифицировались в последние годы, что стало одним из отражений динамично меняющегося военно-политического ландшафта Южного Кавказа. Еще в начале 2020 года, до 44-дневной войны, индийская компания Bharat Electronics Limited (BEL) выиграла тендер на сумму 40 млн долл. на поставку в Армению четырех радаров, обойдя конкурентов из России и Польши. 12 ноября производитель отчитался об отправке в Армению первой батареи зенитно-ракетных комплексов малой и средней дальности Akash (аналог советского «Куба», способного поражать воздушные цели на расстоянии в диапазоне 4–25 км). Разработанная совместными усилиями BEL и Bharat Dynamics под эгидой Организации оборонных исследований и разработок (DRDO) система предназначена для перехвата и уничтожения истребителей, крылатых ракет, ракет класса «воздух – земля», беспилотных летательных аппаратов и других воздушных объектов.

По оценке индийских экспертов, «экспорт в Армению, дружественную страну, которая стала стратегическим партнером для оборонного сектора Индии», свидетельствует о растущем опыте страны в военных технологиях, а также о ее способности «удовлетворять глобальные потребности с помощью передового отечественного оружия». Добавим к этому, что публикации в индийских СМИ относительно отдельных аспектов тех или иных предполагаемых контактов, по мнению некоторых наблюдателей, могут быть «средством давления на Армению для ускорения решений и сделок, ожидаемых в Нью-Дели».

Так, в ноябре 2022 года оборонная фирма Kalyani Strategic Systems Limited выиграла экспортный заказ на сумму 155,5 млн долл. на поставку в Армению артиллерийских систем ATAGS, что стало первым для нее заказом на систему вооружения 155-мм калибра. Согласно информации ряда СМИ, эти системы оказались небезопасны в эксплуатации: во время оценочных стрельб ствол взорвался, погиб военнослужащий. Причиной могли стать некачественные боеприпасы или проблемы с металлом ствола. Артиллерийские установки индийского производства оказались дороже импортных, и даже к государственным тендерам на закупку артиллерийских установок соответствующего калибра системы ATAGS не допускались (и даже если туда удавалось пробиться, они проигрывали иностранному вооружению, например израильской ATHOS).

Так или иначе, в Ереване решили купить у Индии ракетную систему Pinaka. Наконец, в сентябре издание Hindustan Times рассказало об обращении Еревана к Нью-Дели за помощью в модернизации для ВВС Армении используемых ими четырех истребителей Су-30СМ российского производства (авионика, комплексы радиоэлектронной борьбы и системы вооружений). Напомним, сам факт приобретения этих самолетов в 2019 году, активно пропагандировавшийся в качестве несомненного достижения «бархатных революционеров» в сфере военного строительства, не без оснований критиковался многими армянскими военными экспертами и политиками.

Для ряда индийских производителей Армения является первым импортером вооружений в более-менее «товарных» количествах – общий объем подписанных сторонами оборонных контрактов оценивается в 2 млрд долл. На доводы некоторых российских военных экспертов, указывающих на некоторые подводные камни взаимодействия с индийскими партнерами, в Ереване, похоже, особого внимания не обращают. Впрочем, как видно в том числе и из публикаций местных СМИ, на этом во многом неизведанном пути более вероятны различного рода неожиданности.

По мнению западных аналитиков, для Армении партнерство с Индией открывает не только передовые военные возможности, но и «новый дипломатический и экономический путь к большей независимости и региональной безопасности», поскольку Ереван стремится уменьшить свою зависимость от России. Можно предположить, что геополитические миражи с надеждой на очередного бескорыстного благодетеля, не без прагматичного подтекста, и далее будут оказывать влияние на заключаемые правительством Никола Пашиняна оборонные сделки. Однако их позитивное влияние на шаткую структуру национальной безопасности Армении, при отсутствии системного подхода в вопросах военного строительства, может оказаться не столь очевидным.

Андрей Арешев, Москва

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовал 1 человек

Оставьте свои комментарии

Ваш комментарий

* Обязательные поля