№2 (382) февраль 2025 г.

Семеро необыкновенных гостей на свадьбе великого полководца: К 160-летию со дня рождения национального героя армянского народа Андраника Озаняна (25.02.1865 – 31.08.1927)

Просмотров: 1727

15 мая 1922 года в Париже генерал Андраник Озанян женился на Нвард Кюркчян. Венчание состоялось в церкви Святого Иоанна Крестителя рукой Его Святейшества Врамшапуха Кипаряна. Важным гостем и крестным отцом свадьбы был Погос Нубар-паша – армянский общественный и политический деятель, первый президент Армянского Всеобщего Благотворительного Союза (АВБС). Свадьба была устроена сестрой генерала – Назели.

Семеро необыкновенных гостей на свадьбе великого полководца – Погос НУБАР-ПАША, Врамшапух КИПАРЯН, Аршак ЧОБАНЯН, Арам АНДОНЯН, Григорис БАЛАКЯН, Абель МИНАСЯН, Гайк ТЕР-МКРТЧЯН – эти удивительные армяне принадлежат к разным эпохам, но каждый из них оставил заметный след в истории.

Андраник Озанян является самой яркой личностью армянского освободительного движения конца XIX – начала XX века. За проявленные в боях храбрость и боевое искусство Андраника Озаняна прозвали Зораваром (Полководцем). Его противники – турки и курды – дали Андранику прозвище Андраник-Паша, что подчеркивало и выделяло полководца в глазах тех, с кем он сражался.

КАВАЛЕР ОРДЕНА ПЕРВОПРЕСТОЛЬНОГО СВЯТОГО ЭЧМИАДЗИНА

Андраник Озанян родился 25 февраля 1865 года (по старому стилю 13 февраля) в городе Шапин-Гарахисар в Западной Армении (вилайет Сивас Османской империи). Мать звали Мариам, а отца – Торос. Глава семьи работал плотником. Когда мальчику было полтора года, мать умерла. Воспитанием Андраника занимались отец и замужняя сестра Назели (Назлу). Отец заботливо следил за ростом озорного мальчугана. Иногда он жаловался на сына: «Огонь мальчишка!»

С десяти до семнадцати лет Андраник обучался в школе Мушегян. Уже в 13 лет он стал участником революционного кружка, который организовал Назарет Кипарян, местный священник, пользующийся доверием своих прихожан.

В 1880-х Андраник присоединился к национальному движению за освобождение армянского народа от турецкого господства. После гибели лидера армянского движения фидаинов (добровольцы самообороны) Ахпюра Сероба Андраник возглавил армянские отряды в Васпуракане и Сасуне. Его смелой акцией стала месть за убийство Ахпюра Сероба – вместе со своим отрядом Озанян ликвидировал военачальника Бшаре Халила и 17 его телохранителей.

Озанян в 1891-м стал членом партии «Гнчак», некоторое время спустя вышел из нее и вступил в ряды партии «Дашнакцутюн», причем дважды прерывал свои отношения с ней – в 1907-м (возобновил связи с партией в 1914-м) и в 1917-м – окончательно, заявив об этом в печати.

Один из героических эпизодов с Андраником произошел в монастыре Аракелоц города Муш в 1901 году. Озанян с отрядом из 37 бойцов был окружен в монастыре, против него турки бросили шесть тысяч солдат. Однако осада турок не увенчалась успехом. Отряду Андраника удалось ночью выбраться из монастыря и без потерь покинуть его.

После подавления турками Сасунской самообороны Озанян покинул Западную Армению и в 1907 году оказался в Болгарии. Там он продолжил борьбу с Османской империей, возглавив отряд армянских добровольцев.

Андраник Озанян получил от Болгарского царства высшую государственную награду – «Золотой Крест за храбрость». За свое участие в освобождении Болгарии он также был награжден серебряными крестами III и IV степени, возведен в офицеры – уже как гражданин страны.

В 1914-м, в начале Первой мировой войны, Андраник прибыл в Тифлис, был назначен командиром 1-го отряда армянских добровольцев, который в составе русских

войск Кавказского фронта отличился в боях при взятии Вана, Битлиса, Муша, в известном сражении при Дилмане (апрель 1915 г.).

За личное мужество в боях в 1915–1916 гг. Андраник Озанян был удостоен наград Российской империи: Георгиевских крестов IV и III степеней, орденов Св. Станислава III ст. с мечами и Св. Владимира IV ст. Полководец был награжден высшим знаком Первопрестольного Святого Эчмиадзина – орденом Сурб Григор Лусаворич (Св. Григория Просветителя).

В январе 1918-го Андранику, командиру дивизии вновь сформированного Армянского корпуса, было дано задание обеспечить оборону Эрзрумского укрепленного района. В том же месяце командование Кавказской армии присвоило ему звание генерал-майора.

Он также воевал в Восточной Армении, сыграв значимую роль в обороне Зангезура. Когда турецкие войска летом 1918-го двинулись к Нахичевани, Андраник со своим отрядом от трех до пяти тысяч воинов и примерно с 30 тысячами беженцев прибыл в Зангезур. К сентябрю полководец установил эффективный контроль над регионом. Роль Зангезура была решающей, поскольку он был связующим звеном между Турцией и Азербайджаном.

Разочаровавшись в политике Запада по отношению к Армении и не смирившись с правительством Армянской Республики (1918–1920), в апреле 1919 года Андраник прибыл в Святой Эчмиадзин и, сдав все имущество Католикосу, распустил свой отряд, а сам уехал в эмиграцию.

С 1919 по 1922 год Андраник путешествовал по Европе и США в поисках поддержки армянских беженцев. Он посетил Париж и Лондон, где пытался убедить союзные державы оккупировать Турецкую Армению. В 1919-м, во время своего визита во Францию, Андраник был удостоен звания рыцаря с вручением ордена Почетного легиона президентом Раймоном Пуанкаре. В конце того же года премьер-министр Армении Ованес Качазнуни возглавил делегацию в Соединенные Штаты, чтобы лоббировать их поддержку мандата для Армении и сбор средств для армянской армии. Его сопровождали генералы Андраник Озанян и Яков Багратуни. Во Фресно Озанян руководил кампанией, которая собрала 500 тысяч долларов на помощь армянским беженцам.

Последние годы жизни герой армянского народа провел в США.

ЖЕНЩИНЫ В СУДЬБЕ АНДРАНИКА ОЗАНЯНА

«Я никогда в своей жизни не стремился к личному счастью и благополучию. Я постоянно стремился только к одному и боролся только за одно – за свободу и благополучие своего народа. Я не ищу признания своих заслуг и желаю лишь, чтобы был счастлив народ, которому я служу всю свою жизнь», – сказал генерал Андраник, находясь проездом в Тифлисе, направляясь в Батум, а далее – в эмиграцию, во Францию. После он переехал в Англию, а затем в США. Вскоре он еще раз вернулся в Париж. Его пригласил Погос Нубар-паша поддержать освободительную борьбу армян Киликии (на северо-восточном берегу Средиземного моря).

Вероника

Летом 1886-го в 20-летнем возрасте Андраник женится на армянке Веронике, по его словам, «на очень красивой девушке». Но юные супруги недолго наслаждались своим счастьем. В Шапин-Гарахисаре свирепствовал тиф, молодожены заразились, особенно тяжело перенесла болезнь Вероника, ждавшая своего первенца. Через несколько недель новорожденный младенец скончался.

Осенью 1890-го Вероника родила сына, которого назвали Левоном. Мальчик прожил всего несколько месяцев. В середине 1891-го не стало отца Андраника, а через полгода – Вероники.

Андраник глубоко переживал свое горе. Поначалу друзья тщетно пытались отвлечь его от печали. Но мало-помалу им удалось приобщить Андраника к своим собраниям, где обсуждались насущные вопросы нации, проблемы спасения отечества. Так он проникся идеей спасения отчизны, раз и навсегда вступив в ряды борцов за освобождение родного народа от турецкого ига.

Сатеник

На сайте Sputnik-Армения вышла интересная публикация «Тифлисская любовь Андраника Озаняна» (автор Лаура Саркисян), посвященная любви полководца и Сатеник, армянки из Тифлиса (Тбилиси):

«В годы Первой мировой войны Сатеник по собственному желанию идет служить в качестве сестры милосердия в добровольческий отряд к Андранику Озаняну. Полководец и Сатеник влюбляются друг в друга, и у них рождается ребенок по имени Вреж. По всей вероятности, это было в 1915–1916 гг.

Сатеник с 6-месячным ребенком отправляется в Александрополь (ныне Гюмри) и отдает малыша на попечение чужой семье, а сама возвращается на поле битвы. После

войны связь с ребенком теряется. Сатеник переезжает в Одессу, где выходит замуж, рожает двоих детей, занимается театральной деятельностью.

Уже во время Второй мировой войны она теряет семью: дети и муж погибают. После войны Сатеник приезжает в Армению, где хоронит останки своей погибшей семьи. Тогда она дружила с армянским актером театра и кино, театральным режиссером Ваграмом Папазяном. При содействии Папазяна она получает квартиру в Ереване.

После Сатеник начинает искать своего пропавшего ребенка – Врежа, но тщетно».

Сатеник до конца своих дней носила на руке повязку, где спрятала золотое кольцо с прикрепленным голубем. В клюве птицы было письмо: «Любимой Сатеник от Андраника». Кольцо работы ванских ювелиров служило ей неким талисманом.

Нвард

Легендарный герой 15 мая 1922 года женился в Париже во второй раз. Его супругой стала Нвард Кюркчян.

Друзья-товарищи и родные долгие годы искали для Андраника подругу жизни, но каждый раз он говорил: «Нет у меня времени обзавестись семьей». И наконец Зоравар согласился идти под венец. Невестой оказалась дочь скромной семьи из города Филиб (ныне Пловдив) на юге Болгарии. Выбором девушки занималась сестра Андраника – Назели, гражданка той же страны.

Жениху исполнилось 57 лет, невесте – 28. Нвард без раздумий сразу же согласилась выйти замуж за Андраника. Ее отец был против их женитьбы, ссылаясь на большую разницу в возрасте – 29 лет. Но Нвард не растерялась: «Он посвятил свою жизнь Родине, а я подарю ему свою молодость». Отец согласился с решением дочери.

Венчание состоялось в церкви Святого Иоанна Крестителя рукой Его Святейшества Врамшапуха Кипаряна. Важным гостем и крестным отцом свадьбы был Погос Нубар-паша. Свадьба была устроена сестрой генерала – Назели (скончалась в 1926 г. в болгарском городе Варна).

5 июля 1922-го супруги окончательно перебрались в США на пароходе «Олимпик». Озанян занялся земледелием, живя в калифорнийском городе Фресно. Он помогал армянской диаспоре, организовывая пожертвования для беженцев и сирот из Армении.

ПОГОС НУБАР-ПАША

(02.08.1851 – 23.06.1930)

Погос Нубар-паша представлял интересы родного народа на конференциях по армянскому вопросу.

На суровых ветрах истории мужал и крепнул род Нубарян. Лучший из его представителей – Погос Нубар-паша – вырос в фигуру национального масштаба. В памяти народной наряду с Александром Манташянцем и Галустом Гюльбенкяном сын премьер-министра и реформатора Египта Нубар-паши остался величайшим благотворителем.

Нубар Нубарян, именитый отец, заботясь о будущем сына Погоса, отправляет его получать среднее образование в Швейцарию. После его отпрыск продолжил учебу в Париже. В 1873 году, с блеском окончив столичную Центральную школу искусств и ремесел по специальности «геометр-инженер» и проработав короткое время на французских рудниках и железных дорогах, Погос возвращается в Каир.

Проверив себя на разных должностях в государственных учреждениях, Погос Нубар становится управляющим железными дорогами Египта и пребывает на этом посту с 1878 по 1879 год и с 1891 по 1898 год, заслужив у хедива (правителя Египта) титул паши. В промежутке состоял директором английской земледельческой компании в Александрии, успев основать как компанию по эксплуатации земель в Мензеле, так и первую трамвайную компанию в Египте. Его усилиями в 1896-м в Каире пошел первый электрический трамвай.

Человек пытливого ума, на Парижской всемирной выставке 1900 года за изобретение плуга для глубокой вспашки Погос Нубар удостаивается Золотой медали и награждается Крестом Почетного легиона.

Он отмечен был высочайшими наградами: имел орден «Оливера де Серва» от Земледельческого общества Франции, орден Нила на Большой цепи от правительства Египта, ордена «Мечидие» I ст. и «Османие» I ст. от турецкого султана, орден «Леопольда» от короля Бельгии.

9 мая 1906-го Погос Нубар-паша, избранный председателем Армянского Всеобщего Благотворительного Союза (АВБС), просит Католикоса всех армян Мкртича I дать благословение свое «на благоденствие этого предприятия и в поощрение и одобрение нас и наших вспомоществователей». Благословив новосозданный союз, Католикос пожелал ему долговечности и процветания, особо отметив его важность для армян российских.

Все вовлеченные в АВБС (в одной только Турции насчитывалось 40 филиалов) с благоговением воспринимали слова гимна союза: «Богатые и бедные, неграмотные и ученые, пойдем поднимем из руин свой очаг, пойдем создадим школы и заводы, дадим зерно и тягло земледельцу».

После погромов 1909 года в Адане союз бросил все силы на Турцию, где к 40 уже имевшимся добавил еще пару десятков филиалов. На средства АВБС были основаны семинария в Ване, приют и школа в Киликии, а также 38 приготовительных классов в курдоязычных и тюркоязычных армянских селах. В образовательный процесс было вовлечено более двух тысяч человек.

Единодушно избранный армянской общиной председателем епархиального совета Александрии, Погос Нубар первым делом покрыл все долги церкви, открыл торговые ряды, весь доход от которых направил на нужды епархии и школ при ней. Развернулся он и в Каире, основав гимназию Галстян, а в Гелиополисе (пригород Каира) – гимназию Нубарян.

В 1912-м Погос Нубар был провозглашен пожизненным председателем АВБС. Благодаря его авторитету к 1914 году в Европе, а также в Западной Армении, Киликии, США, Аргентине и Африке союз имел уже 142 филиала, насчитывавших 8533 члена. В октябре того же 1912-го Католикос всех армян Геворг V Суренянц наделил Погоса Нубара полномочиями – представлять интересы родного народа на конференциях по армянскому вопросу, имевших место в странах Европы.

В 1914-м Погос Нубар окончательно покинул Египет и обосновался в Париже, резиденция же АВБС перебралась туда в 1921-м.

Первая мировая война и уж тем более геноцид внесли в судьбы армянского народа резкие изменения. Союз активно занялся созданием на Ближнем Востоке 18 приютов, школ и больниц для сирот и вдов.

В разгар массовой резни армян 1915 года Погос Нубар-паша пытается склонить европейских политиков к мысли, что истребляемое младотурками армянское население Османской империи остро нуждается в защите. Он разработал проект и даже закрепил его договором с Британией и Францией об участии армянских солдат-добровольцев против турецкой армии на сирийском и палестинском фронтах. По условиям договора страны Антанты обязывались создать в Киликии независимое армянское государство.

В 1924 году в Брюсселе Погос Нубар-паша основал Армянский студенческий фонд Нубарян для поддержки одаренных молодых армян, обучавшихся в европейских вузах. Особо поощрялись те студенты, которые обязывались по завершении учебы уехать в Армению. В память о своем отце Погос Нубар основал в Оксфордском университете кафедру арменоведения.

В 1926 году в американском филиале АВБС был брошен клич: «Поможем Армении в освоении необрабатываемых земель и солончаков, осушении болот и прокладке каналов». На эти цели лично Погос Нубар выделил 250 тысяч долларов.

Список его благодеяний можно продолжать бесконечно: жителям Ленинакана (ныне Гюмри), пострадавшим от землетрясения 1926 года, Погос Нубар-паша пожертвовал 400 тысяч долларов. На его же деньги в Ереване на улице Абовяна была построена и оснащена глазная клиника «Мари Нубар», на что ушло 14 тысяч 250 золотых монет; в столице Армении на средства благодетеля нации открыли психиатрический диспансер.

В 1927 году в Париже, в здании, подаренном Погосом Нубаром, заработало книгохранилище – матенадаран Нубарян. Спустя три года там же, в Париже, распахнул двери Студенческий дом «Мари Нубар» – названный в честь супруги благодетеля. Откликнулся Погос Нубар-паша и на призыв Комитета помощи Армении по сбору средств на восстановление разоренной страны.

В апреле 1930-го между правительством Советской Армении и АВБС было подписано соглашение о строительстве в предместье Еревана на 3200 гектарах поселка Нубарашен для репатриантов. По всей диаспоре набрали 300 тысяч долларов, а лично от себя к этой сумме добавил 100 тысяч Погос Нубар. Строительство началось летом под присмотром академика архитектуры Александра Таманяна. В богатом на репрессии 1937-м поселок переименовали в Советашен, а прежнее название – Нубарашен – вернули ему лишь в 1990-м. И, как ни странно, это имело место на закате советской власти. Увидеть поселок своего имени, который стали обживать выходцы с Ближнего Востока и из Греции, благодетелю не довелось: его не стало 26 июня 1930-го, спустя год после смерти его жены Мари.

Согласно последней воле усопшего, хоронили его скромно. Скорбели в узком семейном кругу, а средства, которые могли быть потрачены на цветы и венки, по его же завещанию были розданы сиротам и беженцам. Свое последнее пристанище Погос Нубар-паша обрел на кладбище Пер-Лашез в Париже. АВБС возглавил нефтяной магнат Галуст Гюльбенкян.

ВРАМШАПУХ КИПАРЯН

(1855–1940)

Его Святейшество преподавал армянский язык Андранику Озаняну, ровно 40 лет с честью и достоинством возглавлял армянскую епархию Франции и Бельгии.

Архиепископ Врамшапух (в миру – Назарет) Кипарян (Кибарян) родился 11 (23) ноября 1855 года в городе Шапин-Гарахисар. Начальное образование получил в местной школе Св. Спасителя, где в 1871–1873 гг. работал учителем. В 1873–1886 гг. учительствовал также в школе Ваганян села Чартах, в школе для мальчиков и девочек Мушегян Шапин-Гарахисара.

Кипарян с гордостью вспоминал этот период своей жизни, особенно то, что он был преподавателем армянского языка у народного героя полководца Андраника Озаняна.

В 1884-м Назарет Кипарян рукоположен в протодьяконы. После страшного пожара, вспыхнувшего в родном городе летом 1886-го, Кипарян вместе с архимандритом Петросом Неркараряном отправился в Константинополь и Смирну, собрал 3000 золотых монет, возвратился на родину, восстановил армянский квартал и кафедральную церковь Шапин-Гарахисара, основал здание школы, постройка которой была запрещена турецким правительством. 20 ноября 1888-го в Себастии в соборе Св. Ншана рукоположен в иереи, а спустя три месяца в кафедральной церкви – в протоиереи. В ноябре 1892-го преследования правительства и серьезные угрозы жизни вынудили Кипаряна вместе с семьей найти убежище в предместье Константинополя – Гатыгюхе. После смерти жены (оставила пятерых несовершеннолетних детей) с августа 1894 до 1899 года он преподавал религию и армянский язык в школе Арамян и приюте Галфаян.

По просьбе известных личностей армянской колонии Парижа и благодаря усилиям Константинопольского Патриарха Магакия Орманяна Кипарян с декабря 1899-го был приглашен на должность духовного пастыря армян Франции и Бельгии. Убогая квартира иерея Врамшапуха на парижской улице Ру Милтон превратилась в место паломничества всех армян – богатых и бедных, она имела большую притягательную силу.

Кипарян являлся основателем и пожизненно почетным председателем Общества призрения бедных Парижа. 2 октября 1904 года в торжественной обстановке Кипарян освятил роскошную армянскую церковь на парижской улице Жан-Кужон, построенную на средства Александра Манташянца. Кипарян неустанно боролся за справедливое решение армянского вопроса. Он неоднократно обращался к французскому правительству с просьбой не высылать турецкоподданных армян, работавших во Франции в период Первой мировой войны.

Его усилиями в 1912-м была образована специальная женская комиссия, которая отправляла пособия в Константинополь обществам «Дпроцасирац», «Миацял» и «Айуйац», а с началом Первой мировой войны большая сумма предоставлялась сельским школам Вагаршапата. Эта же комиссия в 1915–1916 годах под названием «Ворбахнам тикнанц миутюн» собирала пожертвования для беженцев и сирот. В этот же период Кипарян вместе с общественным деятелем и писателем Аршаком Чобаняном учредили «Национальную дань» (в год около 30 тыс. франков), которая систематически отправлялась председателю Армянской национальной делегации на Парижской мирной конференции Погосу Нубар-паше.

В 1919 году Кипарян был возведен в сан верховного архимандрита, в 1925-м в Святом Эчмиадзине Католикосом всех армян Геворгом V Суренянцем (годы патриаршества 1912–1930) рукоположен в епископы, а от Католикоса Хорена I Мурадбекяна (1932–1938) получил сан архиепископа. Благодаря своему мягкому и чувствительному характеру, добродушию и благородству, дипломатичности, гибкости и осмотрительности Его Святейшество Врамшапух Кипарян смог ровно 40 лет (декабрь 1899 – 1940) с честью и достоинством возглавлять армянскую епархию Франции и Бельгии.

АРШАК ЧОБАНЯН

(15.07.1872 – 09.06.1954)

В 1898 году Аршак Чобанян (Чопанян) основал в Париже свое знаменитое периодическое издание «Анаит».

Уроженец Константинополя (отец был уважаемым ювелиром), писатель, поэт и критик, публицист, журналист и общественный деятель Аршак Чобанян после кровавой расправы султана Гамида с армянским народом покинул в 1895 году родину и навсегда обосновался в Париже.

Объемистые тома литературных исследований знатока армянской и мировой литературы Аршака Чобаняна посвящены глубокому анализу творчества П. Дуряна и Д. Варужана, Сиаманто и В. Текеяна, М. Зарифяна и Зограба, А. Пароняна и других западноармянских писателей, а также Ов. Туманяна, Г. Сундукяна, Раффи, Х. Абовяна... Интересную и своеобразную оценку, не умаляющую научной значимости великих творцов, А. Чобанян дает русской и западноевропейской литературе – творчеству Ф. Достоевского, А. Пушкина, И. Тургенева, Л. Толстого, А. Мицкевича, Э. Верхарна, О. Бальзака, В. Гюго, Э. Золя, Г. Ибсена… Переводить французских авторов – Альфонса Доде, Эмиля Золя, Гюстава Флобера, Ги де Мопассана, Теофиля Готье – Чобанян начал в 1889-м, в студенческие годы.

По сей день не утратили художественно-эстетической силы и многие произведения поэзии и прозы Аршака Чобаняна. Так, не лишены привлекательности для современного читателя такие его рассказы, как «Толпа», «Святотатство», «Случай с армянским деревенским малышом», «Грезы», «Как быть с душой?», «Похороны», «Вороны».

Чобанян в 1893-м завершил работу над своей первой пьесой «Темные слои». Спектакль имел огромный успех, и на полученный гонорар драматург отправился в Париж, где познакомился с Золя, Доде и другими классиками французской литературы. Спустя год поэт вернулся в Константинополь и стал редактором известного литературного журнала «Цахик» («Цветок»).

В 1898-м Чобанян основал свое знаменитое периодическое издание «Анаит». Его связи и знакомства с выдающимися литературными и интеллектуальными деятелями Франции позволили ему свободно писать о геноциде армян и несправедливостях в популярных французских газетах, таких как Mercure de France. После вступления в партию «Рамкавар» (Армянская либерально-демократическая партия) он встретился с Погосом Нубаром и участвовал в работе армянской национальной делегации в дни Парижской мирной конференции 1919 года. В 1933-м он посетил Советскую Армению и встретился с видными интеллектуалами.

АРАМ АНДОНЯН

(01.09.1879 – 23.12.1951)

По словам американского политолога Роберта Мелсона, книга Андоняна о депортациях и убийствах армян после 1915 года имеет решающее значение для исследования того периода.

Арам Андонян (Антонян) родился в Константинополе, там же окончил армянское и французское училища. Сотрудничал с армянскими газетами «Луйс» («Свет»), «Цахик» («Цветок») и «Гаврош», а также с журналом «Сурхандак» («Вестник»). В 1913 году опубликовал труд «История Балканских войн».

Во время Первой мировой войны служил в департаменте военной цензуры Османской империи. Был назначен османским правительством цензором переписки на армянском языке, однако вскоре был обвинен в том, что не соблюдал тайны, передавал некоторые сведения армянскому патриаршеству Константинополя. За что был арестован по приказу министра внутренних дел Османской империи Талаат-паши накануне 24 апреля 1915 года и присоединился к армянской интеллигенции, депортированной из османской столицы.

Чудом ему удалось сбежать из лап смерти в пустыне Дейр-эз-Зор и скрыться в Алеппо. Именно там он встретил Наим-бея (секретаря турецкого ведомства, осуществлявшего депортацию армян) во время британской оккупации, который стал сотрудничать с Андоняном в публикации своих мемуаров, вышедших в 1919 году на французском под названием «Официальные документы, касающиеся армянской резни». Наим-бей предоставил Андоняну ряд официальных государственных документов о геноциде армян.

Документы, подлинность которых была подтверждена специальной комиссией, являются наиболее убедительными свидетельствами геноцида армян, подготовленного и осуществленного младотурецким правительством. Эти документы использовались во время процесса как над младотурками (1919), так и над Согомоном Тейлиряном (1921). Эта книга Андоняна имеет неоценимое значение для изучения истории геноцида армян.

Впоследствии Андонян жил в Париже, где с 1928 по 1951 год руководил библиотекой Нубар (в честь Погоса Нубар-паши), собирая свидетельства переживших геноцид.

ГРИГОРИС БАЛАКЯН

(04.02.1877 – 08.10.1934)

Благодаря епископу Григорису Балакяну (Палакяну) мир узнал о геноциде армян.

Родился в Токате (Турция). Окончил Санасарянский колледж в Карине. Изучал богословие в Германии в течение двух лет. Доктор теологии. Посвятил себя религии, в 1908 году стал вардапетом: принял обет безбрачия и был рукоположен в монашество. Считался одним из ведущих умов армянской интеллигенции в Османской империи. 24 апреля 1915 года был в числе 250 ведущих армянских деятелей Константинополя, которые были арестованы и депортированы. Балакян двинулся с 48 депортированными в направлении Дейр-эз-Зора в Сирийской пустыне.

По дороге он вошел в доверие к капитану полиции Шукри-бею и узнал о плане османского правительства истребить все армянское население. Ему чудом удалось сбежать в сторону Ислахие. Несмотря на периоды крайнего отчаяния, он выживает, прожив долгое время, как дикое животное, в грязи, под дождем и снегом. Наконец ему удается добраться до группы рабочих на Багдадской железной дороге, где турецкие дезертиры выполняли принудительные работы вместе с армянскими беженцами. Пока армянских рабочих убивали между Марашем и Барче, Балакян бежал на другую стройку Багдадской железной дороги. Ему помогли немецкие инженеры, и в конце концов ему удалось, переодевшись господином Бернштейном, бежать через Константинополь в Париж.

На берлинском процессе 1921 года против Согомона Тейлиряна, убийцы Талаат-паши, Балакян выступал в качестве свидетеля со стороны обвиняемого вместе с германским богословом Иоганнесом Лепсиусом. В том числе благодаря его разоблачению политики младотурок в отношении армян Согомон был оправдан. Впоследствии Балакян стал прелатом (высшим духовным лицом) армян Великобритании в Манчестере, а затем в Лондоне и, наконец, епископом Марселя. Под его руководством были построены две церкви в Марселе и Ницце (церковь Св. Марии, 1928), а также ряд часовен и школ.

Балакян автор книг и монографий (некоторые из них утеряны) об армянской культуре и истории, в том числе «Развалины Ани» (1910) и мемуары «Армянская Голгофа»: том 1 (1922) и том 2 (1959).

В «Армянской Голгофе» Балакян осуждает великие державы за безразличие к горю армян, но также указывает пальцем на свой собственный народ, осуждая армянских предателей, а также показывает, как открытость ума и сердца армян сделала их жертвами.

АБЕЛЬ МИНАСЯН

(1880 – ?)

Абель Минасян – фотограф на свадьбе Андраника Озаняна.

Родился в Константинополе, в районе Скютар. В молодом возрасте переехал во Францию, где увлекался гравюрой, рисунком, графикой и фотографией. Позже открыл собственную мастерскую фотографии.

В начале XX века в Париже действовали примерно три тысячи фотостудий. По словам современников, именно фотостудия Абеля Минасяна Studion была местом встречи ведущих мастеров художественного мира того времени. Его работы получили престижную квалификацию в искусстве фотографии (photo d’art), а Минасяну было присвоено высокое звание Мэтра (Maitre).

ГАЙК ТЕР-МКРТЧЯН

(? – 1955)

Доктор Тер-Мкртчян из княжеской династии Арцруни.

Одним из гостей в день свадьбы Андраника Озаняна и Нвард был врач Гайк (Айк) Тер-Мкртчян. Будучи известным и уважаемым членом армянской общины Франции, он лечил соотечественников и в глубине души лелеял мечту вновь увидеть родной Ван. В своей книге «Горящие сады» Гурген Маари упоминает двух братьев и больших патриотов, которые участвовали в основании в Ване газеты «Ван-Тосп», а также открыли библиотеку при одной из ванских школ. И хотя Маари не называет их имен, сохранились свидетельства о членах редколлегии газеты – братьях Гайке и Ерванде Тер-Мкртчянах. Они вели свой род от княжеской династии Арцруни, а приставка «тер» досталась им в наследство от прадедов-священнослужителей.

Гайк окончил местную школу в Ване и продолжил учебу в Эчмиадзинской семинарии. 1915 год разлучил братьев. Гайк нашел приют во Франции. Чтобы освоиться с непривычными условиями и выучить язык, нужно было время. Не имея никаких источников дохода, Гайк начал петь в хоре армянской церкви на улице Жана Гужона. Но уже очень скоро, овладев французским, он поступает на отделение гинекологии медицинского факультета Сорбонны. После его окончания устраивается в ординатуру, а заодно параллельно оканчивает факультет естественных наук.

Женившись на француженке и получив долгожданное французское гражданство, Гайк получил право работать врачом. К этому времени он налаживает тесные контакты с представителями армянской интеллигенции во Франции – общается с Аветиком Исаакяном, Аршаком Чобаняном, Газаросом Агаяном и другими, поддерживает их в издательских и публицистических начинаниях. В то же время он обзаводится собственным врачебным кабинетом в Париже.

Супруга Гайка погибла в автокатастрофе, оставив сиротами четырех детей. Пройдут годы, и он встретит свою вторую любовь – такую же чудом спасшуюся от геноцида армянку, нашедшую приют в Египте и работавшую учительницей в одной из армянских школ. Она познакомилась с Гайком, когда приехала навестить своего живущего во Франции брата Мисака Манушяна, впоследствии бойца Сопротивления и национального героя Франции. Какое-то время спустя, когда у них уже росли дети Микаел и Агавни, вся семья репатриировала в Советскую Армению, где Гайка Тер-Мкртчяна приняли радушно, пригласили работать заместителем главного врача в больницу профессора Арешяна.

СМЕРТЬ И ПОХОРОНЫ ЗОРАВАРА АНДРАНИКА

Нвард Кюркчян, супруга генерала Андраника Озаняна, – о муже:

«Ему не нравилась Америка, особенно Фресно, где было очень жарко. Он много раз говорил, что такой климат очень вреден, и вскоре решил купить дом поближе к океану в Ричардсон-Спрингс. Каждый день он отправлял меня в магазин за свежим молоком, сам не любил отлучаться из дому. По вечерам очень много курил с друзьями, которые приезжали нас навещать. Несмотря на больную спину, каждое утро он садился на лошадь и объезжал соседние фермы».

Полководец за некоторое время до смерти сказал жене следующее: «Я не боюсь смерти, мне будет больно, если обрадуются этому турки. Если на этот раз боль унесет меня, не оставляй мое тело на чужой земле, обязательно перевези в Армению. Если родина меня не примет, отрежь мне палец и предай родной земле, он очень много работал на родину и очень устал, пусть отдыхает на родной земле». «Я не успел завершить свое дело» – последние слова Андраника.

Вместе с женой Андраник начал лечение в лечебнице Ричардсон-Спрингс недалеко от города Чико в штате Калифорния, где и умер от ангины и проблем с сердцем 31 августа 1927 года. Через неделю после смерти, 7 сентября, сослуживцы и друзья Андраника по военному протоколу предали его земле на кладбище Арарат во Фресно. На похоронах присутствовало более 15 тысяч человек, во многих армянских колониях в этот день проходят вечера памяти в честь Андраника.

Спустя четыре месяца его останки были перевезены в Париж и захоронены 29 января 1928-го на самом известном кладбище столицы Франции – Пер-Лашез, откуда планировалось останки полководца перевезти в Советскую Армению. Однако власти республики через Комитет армянской помощи сообщают родным Андраника, что нецелесообразно перевозить останки полководца в Армению. В те годы советская пропаганда представляла Андраника и других представителей движения фидаинов как врагов дружбы народов и советского строя.

Лишь в 2000 году удалось осуществить мечту великого Полководца, и Герой вернулся в Армению победителем. Его останки были перевезены в Ереван и перезахоронены в Ераблуре – военном пантеоне Армении. На его могиле возвышается памятник, на котором написано: «Зоравар Айоц» – «Полководец Армян».

Памятник Зоравару Андранику был установлен в феврале – марте 2002 года возле собора Святого Григория Просветителя (Григора Лусаворича) и сразу запоминается, ведь главный элемент памятника не перепутаешь ни с каким другим – это две лошади, на которых восседает всадник, символизирующие разделенную Армению, за ее объединение сражался Герой.

«ПУСТЬ БУДЕТ ЖИВО В ВЕКАХ СВЯТОЕ ИМЯ ТВОЕ»

В Музее истории Армении в Ереване в сентябре минувшего года была открыта временная выставка «Пусть будет живо в веках святое имя твое» – по фразе из песни, посвященной Андранику Зоравару.

Поводом для выставки послужил акт дарения новых материалов из семейного архива Зоравара, привезенных в Армению Седой и Григором Тигранян из США. Сабля, ордена, медали и погоны, рукописи, фотографии, письменные документы – эти и другие предметы, касающиеся личной жизни и общественной деятельности Андраника Озаняна, представлены в экспозиции. Среди них и самый трогательный – прядь волос Зоравара, которую до конца своей жизни бережно хранила завернутой в бумагу его супруга Нвард Кюркчян, передавшая впоследствии все реликвии своей второй семье и потомкам.

В музее выставлен и боевой меч генерала. Когда Зоравар посетил в 1920 году Каир, Армянский Всеобщий Благотворительный Союз принял решение подарить ему памятный меч, окованный золотом и инкрустированный драгоценными камнями и алмазами, работы ювелирного мастера Гарабеда Арифяна.

Выставка продлится до 25 февраля 2025 года, после чего ее сменит юбилейная экспозиция к 160-летию великого полководца.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ МАРИНЫ И ГАМЛЕТА МИРЗОЯН

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 14 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Замечательная публикация о ВЕЛИКОМ ПОЛКОВОДЦЕ АНДРАНИКЕ ОЗАНЯНЕ. Привожу один из штрихов в биографии ЗОРАВАРА. Зимой 1985 года АНдраник прошел 400 км пешком от Карса до Сасуна чтобы присоединиться к фидаинам Ахпюра Сероба(наиболее видный представитель фидаинского движения 1890-х годов). В 1899 году ага Бшаре Халир, организовав убийство Ахпюра Сероба, получил орден от султана Абдул-Гамида. А Андраник возглавив фидаинов после смерти Сероба, убил ага Бшаре Халила и всю его охрану отомстил за Сероба и забрал орден. После этого его турецкое правительство начали называть Андраник-Паша.
  2. Интересный факт про то почему Андраника назвали паша, достойный внимания и доказывающий, что турок можно победить только грубой силой. Актуально и сегодня, только в Армении власть пораженцев. А публикация замечательная

Ваш комментарий

* Обязательные поля