Почему Армения не признала независимость Арцаха
В последнее время звучат обвинения в адрес Армении в том, что она не признала независимость Арцаха. Да, не признала, и вот об этом поговорим с Ларисой Алавердян, исполнительным директором общественной организации «Фонд против правового произвола», первым омбудсменом Армении, активным участником арцахского процесса на разных, в том числе и экспертных, уровнях. И главное – могло ли признание Арцаха что-то изменить? Итак:
– Почему Армения не признала Карабах? Референдум в Нагорно-Карабахской Республике – так тогда назывался Арцах – состоялся в 1991 году 10 декабря, и 6 января 1992 г. Верховный Совет республики принял Декларацию о государственной независимости.
– До этого, 2 сентября 1991 года, совместная сессия народных депутатов Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) и совета армянонаселенного Шаумянского района АзССР провозгласила независимость Нагорно-Карабахской Республики (НКР), а также огласила дату проведения референдума, который состоялся 10 декабря, когда СССР еще существовал. Напомним, что 8 декабря 1991 г., в воскресенье, президенты республик Белоруссия, РСФСР и Украина как руководители государств – учредителей Союза ССР, подписавших Договор об образовании СССР в 1922 г., подписали «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ)», известное как Беловежское соглашение. Правда, четвертым учредителем СССР была Закавказская Федерация, которая довольно скоро распалась на союзные республики – Грузию, Армению и Азербайджан, но с этим заморачиваться не стали. Однако поскольку в преамбуле соглашения констатируется прекращение существования СССР, то, согласно последним поправкам к Конституции СССР от 1 декабря 1988?г., оно могло вступить в силу при согласии других республик. Президент Казахстана Н. Назарбаев, ссылаясь на эту поправку, инициировал созыв конференции, состоявшейся в Алма-Ате 21 декабря 1991?г. По итогам конференции руководители 11 республик приняли Алма-Атинскую декларацию о создании СНГ. Грузия и прибалтийские республики не участвовали в конференции, независимость прибалтийских республик уже была признана не только Западом, но и Россией. Т.е. Беловежское соглашение обрело силу конституционно-корректного документа и вступило в силу 21 декабря 1991 г. Это значит, что референдум в НКР был проведен еще во время существования СССР в полном соответствии с советским законодательством и международным правом.
– И настало смутное время?
– Оно началось раньше. Беловежское соглашение должно было пройти ратификацию в республиках, подписавших протокол. Обсуждение у нас было бурным, в результате чего Верховный Совет (ВС) Армении 18 февраля принял 10 оговорок к тексту соглашения. В десятой оговорке о входе республик в СНГ говорится о дополнении: «…в том числе для бывших автономных образований, которые до принятия декларации Верховного Совета СССР «О прекращении существования СССР» провели референдум о провозглашении независимости…».
Кстати, среди всех бывших автономных образований и территорий, объявивших о своей независимости, лишь НКР провела референдум. Однако вскоре выяснилось, что позиция руководства партии «Армянское общенациональное движение» (АОД) и ее лидера Левона Тер-Петросяна отличается от позиции ВС Армении. Первый президент Армении свою личную позицию представил как государственную, заявив, что Армения согласна, чтобы Нагорный Карабах оставался в составе Азербайджана, но только с самым высоким статусом автономии.
Надо сказать, что и АОД, и его лидер весьма своеобразно воспринимали карабахскую проблему. АОД было создано на гребне Карабахского движения в 1989-м по бушевавшей тогда в СССР схеме образования народных фронтов типа «Саюдиса» в Литве с несколько наивным восприятием западной демократии. Для АОД было важно не столько воссоединение НКР с Арменией, сколько борьба против тоталитаризма. И уже тогда началась подмена лозунга «Миацум» («Воссоединение»), на «Независимость». Т.е. выход из состава Азербайджана и дальнейшее самостоятельное определение своего статуса.
– АОД, стершееся сегодня из народной памяти, было тогда, как помнится, в большом авторитете.
– Верхушка АОД по существовавшей тогда в Союзе традиции борьбы с общественными организациями в декабре 1988-го была арестована и посажена в «Матросскую тишину», что добавило ей ореол мученичества. Как и о чем там с ними говорили – история умалчивает. Но, будучи отпущенными на свободу в мае 1989 г., лидеры движения на собрании актива Карабахского движения стали заявлять, что воссоединение НКР с Арменией может быть воспринято как аннексия и поэтому лучше, чтобы НКР вышла из состава Азербайджана и в дальнейшем сама определила свою судьбу.
Но вопреки воле верхушки АОД 1 декабря 1989 г. ВС Армянской ССР в ответ на обращение Национального Совета Нагорного Карабаха принял решение о воссоединении Армении. Как логическое продолжение процесса воссоединения в мае – августе 1990 г. был избран единый парламент, в который вошли 12 депутатов из Нагорного Карабаха, а 23 августа ВС Армении принял Декларацию о независимости Армении.
Секретарь специальной парламентской комиссии по вопросам Арцаха Сурен Золян в марте 1992-го представил проект решения о признании НКР, который не был принят. Перед этим, в феврале 1992-го, Армению и Азербайджан посетила делегация Комитета старших должностных лиц СБСЕ – предшественника ОБСЕ. Составленная ими справка полностью искажала суть событий, начиная с 1988?г. Игнорируя геноцидальный характер тогда уже совершенных преступлений Азербайджана, ситуация была представлена как конфликт между Арменией и Азербайджаном по поводу армянонаселенного региона – «Нагорного Карабаха Азербайджанской Республики»... Некоторые политики, в частности один из руководителей первого комитета «Карабах» Игорь Мурадян, предупреждали, что интернационализация проблемы НКР при известной уже позиции АОД может привести к катастрофе, если не будут предприняты активные меры по защите НКР.
– АОД, как помнится, очень надеялось на международные организации.
– Да, многие до сих пор считают, что интернационализация конфликта произошла из-за чрезмерного доверия АОД международным структурам. Кстати, в 1989 г. был создан Народный фронт Азербайджана (НФА) под вполне демократическими лозунгами, и АОД, и НФА наладили контакты: и там демократия, и тут демократия... В Армении начали появляться НПО под патронатом правительства, которые активно внедряли идеи о радикальном изменении ситуации, то бишь демократизации Азербайджана, и что в этих условиях нет разницы, где будет НКР, поскольку и Армения, и Азербайджан идут по демократическому пути. Прокатившаяся по всему Азербайджану вторая после Сумгаита волна насилия, погромов и изгнания армян летом 1989-го, а позднее окончательное изгнание армян из Баку в январе 1990-го показали истинное лицо «демократического» НФА, организатора этих преступлений. Именно на этом фоне геноцидальных устремлений Азербайджана в 1990 г. был избран совместный Верховный Совет, в который вошли и депутаты от НКР.
– Когда Союз еще не распался, была узаконенная процедура выхода автономий из состава одной республики и перехода ее в другую. Правда, при этом требовалось согласие двух республик и Верховного Совета СССР. Понятно, что Азербайджан на это бы не согласился.
– С этого, собственно, и начался современный этап борьбы за воссоединение – с принятого областным Советом народных депутатов Нагорного Карабаха решения от 20 февраля 1988 г. Ответом был Сумгаит, затем Шуши, Мингечаур, Баку, Гандзак (Кировабад). К декабрю 1988 г. армяне были изгнаны из сотен населенных пунктов еще советского Азербайджана.
3 апреля 1990 г. был принят Закон СССР «О порядке выхода союзной республики из СССР», дающий право автономным образованиям и даже территориям с компактным проживанием национальных групп самостоятельно решать вопрос о своем государственно-правовом статусе. И 2 сентября 1991 г. было декларировано образование НКР. Это на фоне тяжелейших испытаний. В конце апреля началась операция «Кольцо», задуманная Центром еще в конце 90-го и продолжавшаяся вплоть до провала августовского путча. Это был своеобразный ответ союзного Центра, несмотря на им же принятый закон. В этой операции, кроме союзных войск, участвовал также и азербайджанский милицейский спецназ. Было все: и депортации, и репрессии, и захват заложников, и зверства милиции. Это была подчеркнуто антиармянская операция, которая распространилась и на приграничье Армении. 14 марта 1991 года Европарламент принял резолюцию, в которой содержался призыв к президенту СССР Михаилу Горбачеву покончить с депортацией и погромами армянского населения в вышеуказанных районах. Но ориентированный на Европу Горбачев проигнорировал этот призыв. И меньше чем через полгода слетел со своего поста.
– Вернемся к проблеме признания. Понятно, что события тогда обрели турбулентный характер, не как сейчас, во всем мире, но в пределах Южного Кавказа – точно.
– Первая попытка Сурена Золяна, представившего ВС Армении проект решения о признании НКР, как уже упоминалось, провалилась из-за позиции АОД. В 1994-м, в новых реалиях, Сурен Золян предпринимает вторую попытку добиться резолюции о признании НКР. АОД снова отклоняет проект, потому что в марте 1992 г. министры иностранных дел стран СБСЕ решили созвать мирную конференцию по Нагорному Карабаху в Минске. Конференция так и не состоялась, но вместо нее начала функционировать Минская группа СБСЕ, которой были делегированы все вопросы, связанные со статусом НКР.
В парламенте шли многочасовые жаркие дебаты, но правящей партией было АОД, которое упорно считало, что можно добиться высокого статуса Нагорного Карабаха в составе Азербайджана и это будет хорошо воспринято «цивилизованным» миром. Затем функции Минской группы были делегированы Сопредседательству, в состав которого вошли Россия, США и Франция, т.е., большинство постоянных членов Совета безопасности ООН. И вопрос завис…
– В 1994-м СБСЕ переименовывается в ОБСЕ, с 1992 года вместо несозванной Минской конференции действует Минская группа, с 1997-го – Сопредседательство, т.е. переговорный процесс длится больше 30 лет, и что?
– Идет интенсивное изображение деятельности. Наконец, в ноябре 2007 г. конфликтующим сторонам передается предварительная версия принципов урегулирования конфликта, названных впоследствии «Мадридскими». Принципы были следующие: возвращение территорий вокруг Нагорного Карабаха под контроль Азербайджана; предоставление Нагорному Карабаху временного статуса, гарантирующего его безопасность и самоуправление; открытие коридора между Арменией и Нагорным Карабахом; определение в будущем окончательного правового статуса Нагорного Карабаха на основе юридически обязательного волеизъявления; обеспечение права всех внутренне перемещенных лиц и беженцев на возвращение в места их прежнего проживания. И главное – вопросы не могут решаться силой.
Роберт Кочарян, второй президент Армении (1998–2008), вел активнейшие переговоры и с членами Минской группы, еще будучи президентом НКР, и с сопредседателями. Обсуждались поэтапный и пакетный принципы их выполнения. Азербайджан исповедовал поэтапный принцип: сперва делаем то, что нам выгодно, а потом как получится. Армения настаивала на пакетном принципе – все принципы реализуются одновременно. Но в Мадридских принципах не учтены определенные сложности реализации решений. В частности, в азербайджанской Конституции нет пункта о местном референдуме, который назван в Мадридских принципах «юридически обязательным волеизъявлением». И понятно, почему: наличие этого пункта может привести к активизации национальных меньшинств, и Азербайджан может эволюционировать из султаната в конфедерацию. Референдум, согласно Конституции Азербайджана, может быть только общегосударственный, и понятно, как решится вопрос Арцаха в случае его проведения.
При этом переговорщика уровня Роберта Кочаряна у нас не было. Но все равно вопрос не решился и был передан следующему президенту – Сержу Саргсяну. Далее вновь обсуждались принципы урегулирования, Азербайджан тем временем готовился к войне. Но перед авторитетом Минской группы с тремя сопредседателями – постоянными членами Совета безопасности ООН во главе – инициативы по признанию НКР ни при втором, ни при третьем президентах успеха не имели.
– Получается, что Мадридские принципы невыполнимы? И почему высокий статус Минской группы ему не помог? С таким статусом, если не увлекаться бюрократическими изысками, вопрос мог быть решен за пару лет. Как кажется…
– Армения могла признать НКР в начале 1992 г. до вступления в СБСЕ и ООН, а также в мае 1994 г., если бы АОД не настаивало на своем понимании ситуации. Правда, шансы на то, что кто-нибудь из сильных мира сего присоединится к признанию, были минимальны. Но вместо этого мы попали в ловушку Минской группы ОБСЕ, которая, видимо, не была заинтересована в правовом решении проблемы. И когда и Роберт Кочарян, и Серж Саргсян активизировали свои переговорные позиции, против них выдвигались обвинения в фальсификации результатов их выборов. Это то, что на поверхности, не исключено, что на приватном уровне выдвигались и другие обвинения.
В 2016-м Азербайджан начал агрессию против НКР по всей линии соприкосновения, но блицкриг провалился – тогда еще не была столь сильна натовская поддержка Алиева снаружи и Пашиняна – изнутри. Война была грубейшим нарушением не только Мадридских принципов, но и норм Устава ООН. До нее президент Саргсян публично заявлял, что Армения в случае войны признает Арцах, но тут вся его команда начала утверждать, что это была не война, а разведоперация. Как будто она допущена правилами. А с азербайджанской стороны участились заявления о том, что поскольку проблема не решается миром – будет решена войной. И в Армении грянула «цветная революция». И двух лет пребывания у власти команды «цветного революционера» Пашиняна оказалось достаточно, чтобы ослабить Армению до состояния угрозы суверенитету. Ломать – не строить.
Понятно, что Азербайджан нарушил все принципы, под которыми подписался. Но, как оказалось, это мало кого волнует. Мы в целом оказались неспособными обеспечить внутреннюю безопасность страны, и власть в стране ушла под внешний контроль.
– С «цветной революцией» стало ясно, что над нами нависла опасность катастрофы, которой бы не было при национальной власти. Прицел этих революций – Россия, которую ее заказчики хотят отсюда вытеснить. Но тут возникает вопрос. И в Грузии, и в Армении произошли «цветные революции», а в Азербайджане нет – он что, и так находится в нужном тренде?
– Понятно, что там очень велико влияние Британии и Турции как родителя Азербайджана, а также в последнее время – и Израиля. Но я давно и не понаслышке знакома с азербайджанским обществом, поэтому могу утверждать, что оно очень сильно разделено на власть имущих и тех, кто ей поклоняется. Третьего практически не дано. Таким обществом очень легко управлять. Там нет социального протеста, а политический протест весьма слаб. У нас он по разным поводам возникает, вплоть до применения властью свето-шумовых гранат. С одобрения, кстати, американского посольства и молчаливого одобрения других. В Азербайджане же этого нет. Кроме того, Азербайджан рассматривается как «нефтяная бочка», плацдарм против Ирана и коридор для выхода на Центральную Азию. Государство с такими ресурсами неизбежно становится инструментом, используемым в геополитических игрищах. И зачем там устраивать смуту, когда можно просто договориться с султаном? У нас султанов не было, и, чтобы изменить курс, нужна была «революция». Тоже не навсегда, как показывает пример Грузии, но выбираться из переформатированного манипуляциями сознания обществу достаточно трудно.
Теперь вернемся к вопросу о признании Арцаха. Допустим, он был бы признан Арменией. Это что, остановило бы Турцию и Азербайджан? Арцах бы защищался подписанной бумажкой? Политический акт признания должен сопровождаться выверенной доктриной внешней политики и внутренней безопасности, способной противостоять «цветным революциям». Пока ее не было, при всех упущениях и недостатках Армении вместе с Арцахом удавалось сохранять статус-кво по всей линии прекращения огня. Это упущено, но уже не раз в истории происходило, казалось бы, невозможное: прозревший народ, ведомый национальной элитой, брал в свои руки бразды правления и сам вершил свою судьбу без ущерба миру и другим народам. Именно эта задача стоит перед нами, нам ее и решать.
Беседу вел Арен Вардапетян
Оставьте свои комментарии