№2 (382) февраль 2025 г.

В Южной Африке помнят геноцид и играют в нарды

Просмотров: 615

Установленные в 1992 году дипломатические отношения между Республикой Армения и Южно-Африканской Республикой настолько ровные, что, судя по информации на сайте внешнеполитического ведомства Армении, остаются таковыми до наших дней. В нынешнем апреле президент РА поздравил народ Южной Африки с 30-летием Дня свободы, а дальше, согласно протоколу, с послом ЮАР в Армении Шоаибом Касу в очередной раз были рассмотрены вопросы активизации двустороннего сотрудничества между нашими странами.

В настоящее время в ЮАР проживает не более 350 наших соотечественников, хотя первые армяне обосновались на берегах мыса Доброй Надежды в конце XIX века после серии жестоких убийств 300 тысяч армян во время «гамидской резни» в Османской Турции. Еще несколько беженцев переехали тогда на земли Королевства Свазиленд (Эстватини), граничащего ныне с территорией современной ЮАР. Именно там на выкупленных землях добрый горожанин Грикор Дербалян воссоздал свою собственную маленькую Армению, которую, кстати, он так никогда и не увидел. Построенная им в 1989 году церковь Святого Воскресения, или Сурб Арутюн, действует до сих пор. Несмотря на удаленность от «цивилизации», сюда приезжают и в горе, и в радости армяне со всей Африки, отдавая таким образом дань уважения своей исторической родине.

Немногочисленная армянская община как сообщество единомышленников и единоверцев начала формироваться в крупнейших городах ЮАР во второй половине ХХ века, и уже к 1970 году армянские семьи компактно расселились в трех столицах этого государства: административной Претории, законодательном Кейптауне, судебном Блумфонтейне, а также в крупнейшем мегаполисе страны – Йоханнесбурге, который считается городом комфортного проживания, поскольку дает большие возможности и для развития бизнеса, и для получения качественного образования, что важно для армянской молодежи.

После развала Советского Союза в страну эмигрантов, как в Африке называют ЮАР, потянулись тысячи бывших советских граждан, лелея в душе надежду сказочно разбогатеть на африканских алмазах. Но в жизни все оказалось гораздо сложнее, и мигрантам с высшим советским образованием приходилось выживать за счет не самых престижных профессий. «Поначалу действительно было очень тяжело. Причем не столько в финансовом плане, сколько в психологическом, когда приходилось коренным образом ломать в себе советские стереотипы о «свободе, равенстве и братстве» и учиться жить в новом, совершенно незнакомом социуме, – рассказывает наш соотечественник из Еревана Артур Гамбазян. – И все-таки советская интернациональная спайка помогла тогда нам всем не потеряться в чужих краях. Во всяком случае, выходцы из СССР до сих пор общаются, а между собой разговаривают на русском языке, хотя в общинной жизни предпочитают говорить на своем. И это, наверное, правильно. Нельзя забывать родовые корни, даже если никогда не вернешься на родину».

И хотя многие армяне уже прочно встали на ноги, обзавелись бизнесом, недвижимостью, новыми родственниками и связями, тем не менее продолжают жить в статусе беженца. Причем объяснить сей феномен и сами не могут: ведь получить гражданство и стать постоянным жителем здесь можно после пяти лет проживания в стране или вступив в брак с гражданином ЮАР. Тем более межнациональные брачные союзы тут давно не редкость. Правда, как рассказывают в общине, новоиспеченных зятя или невестку из инородцев сразу предупреждают, чтобы они со всем уважением относились к армянским национальным ценностям – религии, языку, обычаям и даже к кухне.

Причем особенно трепетное отношение к хашу, хотя трудно представить его поедание в тропическом и субтропическом климате этой жаркой страны, где даже в январе – феврале плюсовая температура доходит до 28 градусов. Что касается выдвигаемых к новоявленным родственникам условий, то это не каприз и не заявка на обособленность этнической касты, которая по каким-то причинам не хочет общаться с внешним миром. Напротив, армяне легко интегрировались в новую среду, тем более и южноафриканское сообщество, несмотря на пережитый апартеид, достаточно терпимо, если не сказать дружелюбно, относится ко всем эмигрантам. Кстати, на бытовом уровне соседи из местных постоянно отмечают доброжелательность и трудолюбие армян, что легко укладывается в менталитет коренных жителей.

Община действительно дружная, сор из избы не выносится – любой конфликт стараются притушить еще в самом начале, иначе маленькому сообществу не выжить. А еще искренне радуются каждой весточке с родины. И даже небольшой посылке с продуктами, хотя и лаваш выпекают сами, и мацун заквашивают и даже тархун на балконе выращивают. Но вот свежий пучок зелени из Армении, который с оказией пересылают родственники, считается самым дорогим подарком, несмотря на изобилие местных прилавков.

«Это сразу навевает добрые воспоминания. В лихих 90-х кто-то уезжал в ненависти к советскому строю, кто-то попозже, когда начались кровавые бакинские и сумгаитские события, кто-то не выдержал постперестроечного хаоса – энергетического кризиса, безработицы, отсутствия четкой перспективы… В нашей общине у каждого свои обстоятельства, которые привели его сюда, – рассказывает собеседник. – Но только здесь, при всем благополучии, которое, если объективно, на порядок выше, чем в Ереване, начинаешь тоскливо ощущать, как же хорошо было на родине и как ты скучаешь по Армении».

Возможно поэтому в каждой армянской семье есть картины с видами Арарата и Св. Эчмиадзина, здесь играют в нарды и слушают диски Комитаса или Дживана. Но, как признаются сами общинники, здесь им остро не хватает целебного глотка воздуха армянских гор и… запаха раскаленного ереванского асфальта. Кстати, недавно на встрече президента Армении Ваагна Хачатуряна с послом ЮАР в РА Шоаибом Касу рассматривалась возможность облегчения визового режима между нашими странами, «что будет способствовать развитию сотрудничества в экономической, деловой, туристической и других сферах».

Вопросы двустороннего сотрудничества не раз рассматривались на государственном уровне и даже оформлялись в меморандумы по таким отраслям, как алмазообработка, информационные технологии, продукция сельского хозяйства, пищевой переработки и виноделия, здравоохранение... Но, к сожалению, они так и оставались потом ничего не значащей докладной запиской или справкой для внутреннего пользования. Ровно четыре года назад окно возможностей вновь приоткрылось для армянских производителей сухофруктов, побывавших на предприятиях ЮАР. Были просчитаны риски, составлен бизнес-план, но произошел очередной сбой… и планы снова остались на бумаге.

Впрочем, отсутствие результата – тоже результат, по крайней мере, не отрицательный. Гораздо важнее, что в самой южной точке далекой Африки знают об армянах, Армении и ее истории. И хотя Турция требует забвения темы геноцида, в Йоханнесбурге продолжает функционировать Центр холокоста и геноцида, где организуются траурные мероприятия в память о жертвах геноцидов. Члены армянской общины вместе с представителями других национальностей приходят сюда каждый год 24 апреля, чтобы отдать дань память своим предкам, погибшим от вражеского ятагана в Османской Турции.

Сергей Тигранян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    

Оставьте свои комментарии

Ваш комментарий

* Обязательные поля