«Крестный отец» армянского джаза Левон Малхасян отметил свое 80-летие
В конце декабря легенда армянского джаза, народный артист Армении, заслуженный деятель искусств РА, лауреат престижных международных премий, почетный президент Армянской джазовой ассоциации и почетный гражданин Еревана Левон Малхасян отметил свое 80-летие ярким джазовым концертом, который состоялся в Большом зале Ереванской филармонии имени Арама Хачатуряна. Кстати, на нынешнем юбилее крайними, как сейчас принято говорить, наградами стали золотая медаль от МОНКС РА и почетная грамота от Гюмри за вклад в активную творческую жизнь культурной столицы Армении и популяризацию там джазовой музыки. А вот среди множества титулов и высших государственных наград особенным он считает звание ереванца: «Как-то в Санкт-Петербурге, где проходили Дни армянской столицы, меня спросили: «Как вас представить?» И я ответил: «Просто скажите: почетный гражданин Еревана».

Будущий музыкант появился на свет в Ереване 24 декабря 1944 года, но в паспорте эту дату почему-то заменили на 1 января. Несмотря на то, что ситуация позволяет отмечать день рождения дважды в год, традиционно эту дату он празднует именно в декабре. И хотя в течение прошлого года у музыканта было немало приглашений провести юбилейный концерт в Москве, Сочи или Лос-Анджелесе, именинник решил остаться в Армении и отметить юбилей дома – в «Малхас-клубе», где собирается чуть ли не весь Ереван. «А иначе чувствуешь себя покойником – сидишь на сцене, весь в цветах, на шторах какая-то бронзовая цифра… Ужас», – шутит он.

В этом году чествование известного музыканта началось на сцене Гюмрийского государственного драматического театра имени Вардана Ачемяна, где выступили трио «Малхас Джаз», группа «Ани» и духовой оркестр мэрии Гюмри. Но особенно ярким и запоминающимся получился концерт в Ереване. Поздравить друга и коллегу пришли известные армянские джазовые музыканты, Государственный джазовый оркестр и эстрадно-симфонический оркестр Общественного радио Армении, Гарик Сарибекян и Арег Арустамян, Мартин Вардазарян и Ваагн Айрапетян. Приехали и зарубежные артисты, в том числе джазовый композитор Артур Сатян из Ливана, джазмен и пианист Самвел Гаспарян из ОАЭ, джазовый музыкант Адам Терацуян из России. Участие известных оркестров и музыкантов из разных стран, интригующие сюрпризы, выступления биг-бэндов, джем-сейшены в «Малхас джаз-клубе» сделали запоминающимся не только один вечер, но и всю неделю, которая у маэстро была насыщена выступлениями.

Как отметил начальник управления культуры и туризма столичной мэрии Гош Саргсян, Ереван, являясь столицей всех армян, имеет множество характеристик. Его облик формируется благодаря людям, которые творят в нем добро и придают городу неповторимые черты. В их числе – живая легенда Левон Малхасян, который играет для Еревана и о Ереване. «Столичной мэрии было важным поддержать юбилейный концерт нашего известного музыканта. Это очень хорошо, что в нашей столице жили, живут и будут жить такие люди, как он. Если внимательно приглядеться к искусству маэстро, то оно охватывает весь Ереван и его историю. В нашей короткометражной ленте, подготовленной к юбилею, мы постарались все это отобразить», – говорит собеседник, одновременно подчеркнув, что в целом фильм рассказывает о Ереване, о музыканте, о сохранении и передаче джазовых ценностей. К концерту сняли несколько фильмов: два в Москве и два в Ереване. Но когда зашел разговор о том, в какой последовательности их ставить в программе, виновник торжества с юмором отреагировал: «Я же не Сергей Безруков, который одновременно в пяти фильмах снимается». В итоге оставили один, наиболее удачный.

Кстати, юмор дяди Левы, как называют его молодые почитатели, моментально уходит в народ без рецензий и поправок, поскольку в них добрая ирония переплетается с неподдельной любовью к родному городу. Здесь помнят постблокадные новые городские деревянные скамейки на черных железных ножках, которые с легкой руки Левона Малхасяна до сих пор называют «зингерами», поскольку их контур действительно напоминает старинные швейные машинки. Но даже за этим юмором чувствуется безграничная любовь к Еревану. «Ереван любить мало. Надо, чтобы и он тебя любил. Я очень люблю Ереван и отношусь к нему как к своему ребенку, не ищу в нем недостатков, потому что они и мои тоже, а значит, и я в какой-то степени за них отвечаю. За 80 лет побывав более чем в пятидесяти странах мира, нигде дольше 13 дней не задерживался. Это мой «инкубационный период». На 14-й день я должен обязательно вернуться в Ереван. Во многих странах мне предлагали остаться поработать или переехать. Но я всегда возвращался домой. У меня не получается жить без моего города. У меня ереванская болезнь, но не в медицинском смысле. У меня ереванозависимость, поэтому день, прожитый вне Еревана, считаю прожитым впустую», – признался он в одном из интервью, уверенный в том, что здесь его ждут, любят, здесь живут его родственники, друзья, коллеги, ученики.
«Пианисты, которые сегодня вышли на сцену – последователи школы Левона Малхасяна. Для них маэстро является не просто корифеем отечественного джаза, а человеком, бесконечно влюбленным как в джазовое искусство, так и в свой родной город. Именно Малхас, как мы привыкли называть нашего друга, коллегу и гуру, заложил в Армении основы джазовых трио, квартетов и других малых музыкальных форматов. Хотя замечу, что при всей звездности маэстро не любит, когда его называют отцом армянского джаза, и сразу поправляет, что на самом деле им был Артемий Айвазян, создавший в 1938 году Джазовый оркестр Армении, переименованный в дальнейшем в Государственный эстрадный оркестр», – рассказывает друг и известный джазмен-контрабасист Никогайос Варданян. – Но однажды на его дне рождения я поднял тост: Малхас выдумал сказку про джаз, сам в нее поверил и заставил поверить других. Вот в этом и есть весь Малхас». По словам собеседника, на протяжении 20 лет трио Левона Малхасяна каждый день в один и тот же час выступает в одном и том же составе на одной и той же сцене для ереванцев и гостей нашей столицы.
А их в джаз-клубе побывало немало: джазовый вокалист Эл Джерро, спевший с армянским певцом Арамо, американский джазовый пианист и композитор Чик Кориа, музыкант, в творчестве которого гармонично соединяются элементы джаза, софт-рока и ритм-энд-блюза, Джордж Бенсон. Это он в одном из интервью позже скажет: «В маленькой горной стране Армении так много профессиональных джазменов! За армянский джаз я спокоен!». Приезжал и Херби Хенкок, посол доброй воли ЮНЕСКО и учредитель ежегодного Всемирного дня джаза, который теперь отмечается 30 апреля. Армения, кстати, первой поддержала эту инициативу. Позже Хенкок не только прислал благодарственное письмо, но и сам прилетел в Армению.
А еще были американский музыкальный продюсер армянского происхождения, педагог и историк джаза Джордж Авакян, британский певец, прославившийся в жанрах блюз и рок Джо Кокер, Тома Коташвили, Дато Джапаридзе, Любовь Успенская, Лариса Долина, советский и латвийский композитор, народный артист СССР Раймонд Паулс. Многие звезды мирового джаза успели не только побывать, но и поиграть здесь: Виктор Бейли, Бенни Моупин, Георгий Гаранян, Игорь Бутман, Стэнли Джордан, Бобби Санабриа, Джордж Бенсон…
История клуба и его посетителей запечатлена в фотографиях, развешанных на стенах. «Без ложной скромности скажу, что мне намного проще назвать, кого не было в нашем заведении. С каждым связана своя история. Вот, например, не могу не восторгаться председателем Совета Федерации РФ Валентиной Матвиенко, выдворившей нувориша из незаконно узурпированного им помещения и сумевшей создать там новый джаз-клуб. Человек подарил праздник своему городу! Как ею не восторгаться?» – говорит Малхасян.
А три года назад в один из ноябрьских вечеров культовый в Ереване джаз-клуб «Малхас» посетил премьер-министр России Михаил Мишустин, приехавший в Армению для участия в заседании Евразийского межправительственного совета. Как отмечала тогда местная пресса, о любви главы российского правительства к музыке известно давно, как и то, что он является автором мелодий к нескольким песням популярного исполнителя Григория Лепса. И хотя для российского премьера это хобби, тем не менее тяга к музыке привела его в ереванский джаз-клуб, чтобы «послушать живое исполнение композиций именитого армянского джазмена Левона Малхасяна».
Как потом рассказывал Левон Паруйрович, в ходе встречи они пообщались и на армянском языке, причем глава российского кабмина довольно хорошо владеет им. «Также Михаил Владимирович захотел сыграть сам. Должен сказать, что у него это получилось отлично. Да и вечер получился очень добрым», – вспоминает известный джазмен и владелец джаз-клуба. Кстати, когда в гости приезжает московский музыкант Игорь Бутман, то не перестает удивляться, как столько лет удается удержать на плаву это атмосферное заведение, ведь бизнес на джазе не приносит большого дохода.
То, что джаз, зародившийся в среде американских чернокожих, далеко не коммерческий жанр, джазмен соглашается, поскольку, по его мнению, стадионы собирают в основном рабис и поп-музыка. Но одновременно считает, что джазовый жанр в Ереване был востребован всегда: залы были заполнены и в шестидесятые, и в семидесятые, и в восьмидесятые, и сейчас. По его мнению, исполнять джаз – потребность, характерная для нашего народа, а армянские джазмены настолько талантливы, что могут прославить любую страну, и благодаря именно им джаз в Армении не умрет никогда.
«Меня часто спрашивают, что такое армянский джаз. Думаю, совсем не обязательно использовать национальные музыкальные инструменты – кяманчу, тар, дудук или дхол, чтобы джаз считался национальным. Я и сам не могу объяснить этого толком, но когда играю, многие сразу понимают, что я с востока и играю армянский джаз. Однажды в России меня спросили, в чем причина популярности джаза в Армении и чем он отличается от джаза, который играют в России. Я тут же сымпровизировал: у вас, говорю, равнина, у нас – горы, где испокон веков использовали огромные барабаны. А барабаны – это основа джаза. Каждый ритмический рисунок имел свое значение: извещал о наступлении врага или означал приглашение на свадьбу. Поэтому у нас такое врожденное отношение к джазу, мы играем так, как чувствуем сердцем.
Помню еще одну историю, которая случилась много лет назад в Воронеже. Мы подготовили всего одну композицию – шаракан VII века в джазовой обработке, – запись которой, к сожалению, не сохранилась. Поначалу все отнеслись к этой затее довольно скептически. После исполнения шаракана сначала в зале воцарилась гробовая тишина… А потом шквал аплодисментов! Джазовая сюита удостоилась главного приза фестиваля. Это был действительно большой успех, тем более что жюри возглавлял такой корифей джаза, как Анатолий Кролл. Вот таков он, наш армянский джаз! Я играю музыку, которая рассказывает о том, что я хочу сказать, о чем мечтаю, что могу доверять близким», – говорит Левон Малхасян, заметив при этом, что слово «джаз» для себя переводит как слово «жизнь», а его первым педагогом и кумиром еще в 15 лет стал канадский композитор, преподаватель и один из самых выдающихся джазовых пианистов Оскар Питерсон.
Как рассказывают друзья, у Малхаса есть все диски его кумира. Когда в Америке решили опубликовать фонотеку чернокожего музыканта, то не могли найти один из его дисков. Кто-то подсказал, что в Ереване точно сохранился недостающий экземпляр. И не ошиблись. Это, конечно, немного придуманная история, хотя и построенная на истинных событиях. Она бы не случилась, если бы Левон не любил так сильно Питерсона, на творчестве которого вырос. По признанию армянского джазмена, у него действительно есть все CD-диски Питерсона, которого считает в одном лице и школой Чайковского, и музыкальным училищем Романоса Меликяна, и консерваторией им. Комитаса, и знаменитой Гнесинкой в Москве.
Парадоксально, но, не имея полноценного музыкального образования, Левон Малхасян стал визитной карточкой джазового Еревана. «Вот о чем жалею, так о том, что не получил настоящего музыкального образования. От этого мой путь оказался сложнее, как и достижения. А ведь всего этого можно было избежать, имей я профессиональную подготовку. Например, вместо того чтобы спокойно разбирать произведения по нотам, я до изнеможения перематывал пленку магнитофона, вновь и вновь вслушиваясь в заезженные записи Питерсона, пытаясь уловить ту или иную ноту или нюанс. Это была настоящая борьба за каждую партию, за каждое звучание, – рассказывает он. – А в старших классах начал слушать музыку без разбора: буги-вуги, Рэй Чарльз, в общем, все, что было популярно в то время. Одновременно увлекался литературой: от Бальзака и Стендаля до современных авторов. Очень люблю творчество Довлатова, у меня есть полное собрание его сочинений, дневники, переписка с Бродским и даже критические статьи о его творчестве».
И хотя будущий музыкант получил диплом Ереванского института русского и иностранных языков им. В. Брюсова, по специальности не проработал ни дня, выбрав для себя музыкальную карьеру. Еще в институте, по словам самого Малхасяна, джаз захватил его по-настоящему, и вместе с барабанщиком Арменом Тутунджяном и контрабасистом Артуром Абрамяном они основали свой первый джаз-бэнд «Трио Левона Малхасяна». Чуть позже к музыкантам присоединился саксофонист Александр Захарян, и трио стало квартетом, принимавшим участие в многочисленных фестивалях в Тбилиси, Донецке, Москве и других городах Союза.
На одном из таких выступлений молодого музыканта заметил народный артист СССР Арно Бабаджанян, который по-отечески посоветовал ему: «Не прекращай играть, ведь в твоих ладонях играет солнце». Этим «солнцем» он делился и делится с каждым. В 1985 году в Большом зале Ереванской филармонии Малхасян организовал первый трехдневный Всесоюзный джазовый фестиваль, в котором приняли участие музыканты из 14 городов Советского Союза, а в 1986 году джазмен организовал конкурс-фестиваль «Джазовая панорама», на который съехались музыканты со всего СССР, а также выступил биг-бэнд под руководством Константина Орбеляна. Так Ереван заявил о себе как о фестивальном городе с джазовыми традициями.
Потом наступила десятилетняя пауза, связанная с развалом Союза, катастрофическим землетрясением, войной, блокадой. Когда страна находилась в очень плохом состоянии и когда некогда было думать о музыке, Малхас взялся за реанимацию любимого ереванцами кафе «Поплавок», превратив его в самый настоящий джаз-клуб американского стандарта. Начал организовывать джаз-фестивали, на одном из которых присутствовал король джаза Чик Кориа, с кем он сыграл после концерта в джем-сейшене.
Уже в 1998 году в Армении стали готовиться к первому Международному джазовому фестивалю, куда ожидалось прибытие известных музыкантов с мировым именем. Вскоре ежегодный фестиваль «Ереван Джаз фест» стал одним из значимых музыкальных мероприятий, которое проходит на разных сценических площадках Еревана и областных городов республики. А Центробанк РА даже выпустил специальную серебряную монету с изображением джаз-оркестра. Не все страны могут похвастаться такой монетой.
Сегодня с высоты прожитых лет Левон Паруйрович считает, что жить без мечты глупо и бессмысленно. В его жизни их было три. Первым желанием было стремление попасть в Соединенные Штаты, чтобы понять правильность своего музыкального выбора. В 1990 году мечта исполнилась, и он в первый раз попал в США, но не в «армянский Лос», а в Вашингтон и Нью-Йорк. Побывал во многих джаз-клубах, кое-где поиграл, где-то что-то послушал и утвердился во мнении, что сделал все правильно. «Теперь уже не стремлюсь туда, ведь все самое интересное удалось не только увидеть, но и привезти с собой домой», – говорит он.
Второй мечтой было желание организовать в Ереване международный джазовый фестиваль со звездами из разных стран. Это получилось, и не раз. «Дай Бог, не останавливаться на достигнутом, – говорит маэстро. – А вот третья мечта была связана с созданием собственного джаз-клуба, о котором мечтал 30 лет. И эта мечта тоже сбылась в 2006 году. Благодаря друзьям он появился в самом центре города». Была еще и четвертая мечта, о которой раньше он интригующе не договаривал, а вернее, говорил, что расскажет только тогда, когда мечта исполнится. И она исполнилась благодаря помощи экс-гендиректора ЗАО «ГазпромАрмения» Вартана Арутюняна и участию армянского представительства «Газпрома».
Речь об издании антологии армянского джаза за 75 лет. «Более двух лет ушло на этот проект. Представляете качество записей 1938 года? Вместе с бывшим министром культуры Арменом Амиряном нам удалось отыскать архивные записи. Оцифровали их и воссоздали хронологию. Играют 90 музыкантов по одной композиции каждый. В общей сложности это 10 дисков плюс фотоэнциклопедия», – рассказывает маэстро. Кстати, последняя композиция исполняется известным армянским джазовым пианистом и композитором из США Тиграном Амасяном, которого Малхасян впервые вывел на ереванскую сцену за руку еще в детстве. А весной прошлого года Амасян вместе с Арманом Мнацаканяном и Марком Карапетяном дали два беспрецедентных концерта у подножия горы Хуступ в Сюнике.
Имея в личном арсенале множество наград и титулов, Малхас, дядя Лева, Левон Паруйрович остается тем самым коренным ереванцем, которому присущи интеллигентность, доброта и верность своей музыке. Ему не раз предлагали кресло министра культуры и депутатский мандат, но придворным музыкантом он так и не стал, но зато остался всенародно любимым «крестным отцом» армянского джаза. Каждый день в одно и то же время в своем клубе он садится за рояль и исполняет для ереванцев и гостей армянской столицы великолепные джазовые импровизации. «Жить надо светло! Творить добро, помогать друзьям и всем, кто нуждается в тебе, – говорит он. – Я даже в шутку как-то подсчитал, что каждое утро, когда просыпаюсь, у меня минимум 100 разных проблем, начиная от мелких и заканчивая крупными, причем 99 из них ко мне лично не относятся. Но я отдаю все, что могу отдать, чего и вам желаю. Живите в здоровье и не бойтесь отдавать!»
Наталья Оганова
Оставьте свои комментарии