№4 (384) апрель 2025 г.

В Ереване готовы к миру с Баку и к разблокированию границы с Турцией. Готовы ли к миру в Азербайджане?

Просмотров: 2222

Государственным ведомствам Республики Армения, включая Национальное Собрание, Министерство иностранных дел, равно как и всем другим министерствам и органам, поддерживающим какие-либо отношения с Москвой, поручено максимально усилить контакты с российскими партнерами. Как утверждает, ссылаясь на собственные источники, издание «Паст», «соответствующим структурам поручено активно участвовать во всех заседаниях по своей линии, инициировать командировки и встречи, одним словом, нормализовать отношения».

И далее: «Трудно сказать, чем все это обусловлено, но в кулуарах правительства ходят слухи о том, что власти, по всей вероятности, осознали, что резкие перемены на внешнеполитическом фронте, мягко говоря, ни к чему хорошему не приведут – ни в политическом, ни тем более в экономическом плане». Не исключено внезапное прозрение властей: резкие повороты на внешнеполитическом фронте, если выражаться мягко, не приведут ни к чему хорошему ни в политическом, ни тем более в экономическом плане, предполагает издание.

Примерно в то же время стало известно о планируемом на июнь визите в Ереван главы Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентины Матвиенко. Спикер Национального Собрания Ален Симонян вроде бы поучаствует в намеченном на 17–18 апреля торжественном заседании межпарламентского совета СНГ, которое будет посвящено 80-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Надо сказать, весьма неожиданное решение, если не забывать об откровенно русофобских экзерсисах главы парламента в относительно давнем и особенно весьма недалеком прошлом.

Далее, по «случайному» совпадению профильная парламентская комиссия решила пока что отложить рассмотрение во втором чтении скандального законопроекта о начале процесса вступления Армении в ЕС, да и обещанная еще не забытым прежним госсекретарем Блинкеном высадка в Армении группы американских таможенников и пограничников явно откладывается, если вообще состоится.

Можно предположить неспособность действующей армянской власти прояснить вопросы реализации подписанного под занавес правления администрации Байдена декларативного «стратегического» соглашения, а также обеспокоенность наметившимся диалогом Москвы и Вашингтона, позитивный исход которого далеко не предначертан. Вероятно, нынешние хозяева Белого дома, руководствуясь сугубо прагматическими соображениями, стремятся к снижению градуса противоречий с Москвой и Пекином. Администрация Трампа «привнесла новую идеологию во внешнюю политику США. Это – идеология технократов. Она подразумевает, что нужно договариваться с Россией и Китаем. Кстати, то, что произошло на встрече Трампа и Зеленского в Вашингтоне, показывает демонтаж прежней системы и отмену прежних правил игры. И пока не установлены новые правила (а это долгий процесс), никакого серьезного сотрудничества между США и Арменией не будет», – полагает глава Ереванского геополитического клуба Арман Бошян.

На фоне наметившегося разлада по берегам Атлантики между условными американскими «изоляционистами» и не менее условными европейскими «глобалистами» (причем не только по украинскому вопросу) немаловажное значение имеет и позиция Турции, склонной, как свидетельствуют некоторые заявления Хакана Фидана и других политиков, больше прислушиваться к голосам «ястребов» из Брюсселя, Парижа, Берлина и Лондона. Косвенно об этом свидетельствуют и раздраженные комментарии вышеупомянутого Симоняна, отрицающего какие-либо распоряжения по активизации контактов с Россией. Причину отсрочки голосования во втором чтении по законопроекту о присоединении к ЕС он назвал сугубо технической, возмутившись вопросом журналиста, связано ли это с геополитическими сдвигами на фоне известной перепалки Трампа и Зеленского 28 февраля в Белом доме: «Нет, нет, нет, зачем вы это связываете».

Подтвердив негативную оценку деятельности ОДКБ, глава парламента напомнил о продолжающемся процессе нормализации отношений с Турцией. В этом же направлении работает президент Турции Реджеп Эрдоган: «По мере продвижения процесса нормализации отношений с Ереваном мы ожидаем соглашения, которое установит прочный мир между Азербайджаном и Арменией». И действительно, 13 марта сперва в Баку, а затем и в Ереване заявили о согласовании проекта «Соглашения о мире и установлении межгосударственных отношений между Республикой Армения и Азербайджанской Республикой». По словам министра иностранных дел Азербайджана Джейхуна Байрамова, армянская сторона сообщила о том, что приняла последние два пункта, остающиеся открытыми, однако «на следующем этапе в Конституции Армении должны быть устранены территориальные претензии к Азербайджану. Кроме того, должна быть упразднена Минская группа и ее остатки». Как не раз заявляли в Баку, парафирование документа возможно только при условии изменения преамбулы армянской Конституции, что возможно путем референдума, который может быть проведен в 2026 году.

В недавнем интервью турецким журналистам, прокатившимся в Ереван за счет принимающей стороны, Никол Пашинян вновь порассуждал о нормализации армяно-турецких отношений, об открытии границы без предварительных условий и о готовности обеспечить беспрепятственные железнодорожные грузоперевозки через Мегри. Увы, уже не звучит сенсацией и утверждение о том, что «международное признание геноцида армян не входит в число приоритетов нашей внешней политики». А в статье на сайте агентства Арменпресс варчапет рассказал о готовности Еревана к разблокированию транспортных коммуникаций в регионе: «…с точки зрения готовности физической инфраструктуры, например, грузовые автомобили могут въезжать на территорию Республики Армения по участку Лачин – Корнидзор через КПП «Корнидзор» (в Сюникской области. – Авт.), проезжать по нашим дорогам до армяно-турецкой границы и въезжать в Турцию через КПП «Маргара». То же самое и в обратном направлении. Физическая инфраструктура, необходимая для таких транзитных грузоперевозок, готова прямо сейчас, осталось принять де-юре решение. Мы готовы принять это решение, если будет заинтересованность со стороны Азербайджана и Турции. Мы обеспечим безопасность этих грузоперевозок, но если возникнет психологическая сложность для азербайджанских водителей и грузовиков, то эти грузоперевозки могут быть организованы турецкими грузовиками, которые всегда ездили и продолжают активно ездить по дорогам Армении. То же самое могут делать и грузовики из других стран».

Кроме того, армянская сторона предложила «на данном этапе начать открытие коммуникаций с железнодорожных грузовых перевозок по направлению Зангелан – Мегри – Ордубад и обратно, а также по направлению Ерасх – Ордубад – Мегри и обратно... Мы в письменном виде предложили вариант, который не принижает суверенитет, юрисдикцию и территориальную целостность ни одной из сторон. Если заботой Баку является обеспечение надежной перевозки грузов в Нахичевань и из Нахичевани, то этот вопрос решен», так что, если не считать некоторых мелких задач, таких как строительство железнодорожных участков Нрнадзор – Карчеван и от Ерасха до границы с Нахичеванью, по версии Пашиняна, как говорится, дело в шляпе.

«В настоящее время Армения ведет достаточно динамичный диалог с Турцией с целью установления дипломатических отношений и открытия границ между двумя странами. По сей день нам удалось сделать несколько небольших, но ощутимых шагов, однако ряд договоренностей еще не реализован… мы продолжаем диалог. Еще раз – если отношения будут полностью урегулированы, это будет выгодно не только двум странам, но и ряду других игроков в регионе и за его пределами», – подтвердил в одном из интервью министр иностранных дел РА Арарат Мирзоян. Готовность к открытию границы с Турцией подтверждается и передачей 28 февраля под контроль Пограничных войск Армении основательно отреставрированного (за 1 млрд драмов, или 2,5 млн долл.) летом 2022 года контрольно-пропускного пункта «Маргара»: «С 1 марта 2025 года весь пограничный контроль въезда/выезда на всех КПП – действующих и недействующих – будут осуществлять только армянские пограничники», – сообщил Никол Пашинян в одном из своих посланий в социальных сетях.

И это, как говорится, только начало. «Не секрет, что во время одного из раундов армяно-азербайджано-турецких переговоров армянская сторона предложила в тестовом режиме запустить транспортный коридор через Маргару, чтобы грузы из Турции шли через Армению в Грузию, а оттуда в Азербайджан, – пишет аналитик Alphanews Бениамин Матевосян. – При этом армянская сторона могла еще и предложить, чтобы для граждан Турции и Азербайджана был упрощенный таможенный и паспортный контроль. Российских же пограничников убрали из Маргары, чтобы «тонкие струны души» азербайджанцев и турок не задевать досмотром, а то мало ли что они будут перевозить через Армению.

Пока Реджеп Эрдоган разыгрывает роль «хорошего следователя», складывается впечатление, что в Баку едва ли удовлетворены миротворческими усилиями Еревана, намереваясь последовательно добиваться возобновления транспортного сообщения на собственных условиях, и прежде всего – по вожделенному Зангезурскому коридору, который все чаще рассматривается в контексте более широкого Срединного коридора между Китаем и Европой. И если понадобится – добиваться преференций, в том числе и путем очередной военной эскалации, если таковая будет сочтена целесообразной. В качестве информационного прикрытия, как и прежде, могут использоваться традиционные мантры о «милитаризации» Армении при помощи внешних игроков.

Почти два года назад, в июне 2023 года, по итогам очередной встречи трехсторонней рабочей группы вице-премьеров Армении, Азербайджана и России был подготовлен и согласован комплексный документ по вопросам восстановления транспортного сообщения. Как рассказал тогда заместитель председателя правительства РФ Алексей Оверчук, оно должно было начаться с восстановления железной дороги по линии Ерасх – Джульфа – Мегри – Горадиз. Исходя из уважительного отношения к суверенитету сторон, определялись основные подходы к порядку пересечения границы между Азербайджанской Республикой и Республикой Армения. Ни одна из сторон не подвергает сомнению, что отдельные отрезки этой дороги будут находиться в юрисдикции той страны, на чьей территории они будут находиться: «Ни одна из сторон не подвергает сомнению, что отдельные отрезки этой дороги будут находиться в юрисдикции той страны, на чьей территории они будут находиться… применительно к данной дороге в Азербайджане будет применяться азербайджанское законодательство, а в Армении – армянское. Казалось бы, это очевидные вещи, но с учетом отношений, сложившихся между двумя государствами и народами, все это необходимо оговаривать».

В мире сложно найти примеры, когда противоборствующие стороны садились за стол переговоров и начинали говорить о восстановлении транспортного сообщения практически сразу после прекращения боевых действий.

Как следовало из слов Оверчука, стороны должны были взять паузу, привлечь экспертов, тщательно проанализировать любые предложения и решения: «Конечно же никто не будет в угоду скорости подписания документа ставить на второе место безопасность людей и грузов, которые будут перемещаться по этой дороге. Вот это очень важный момент, который пока не дает ответить на вопрос, когда произойдет разблокирование».

Подходы российской стороны активно критиковались частью армянского экспертного сообщества, а на смену трехсторонней рабочей группе пришел армяно-азербайджанский формат без участия российской стороны, на который, видимо, делаются определенные расчеты. Поддерживая тесные контакты с Реджепом Эрдоганом, Пашинян «готов заменить Россию Анкарой в обмен на сохранение своей власти», не без оснований пишет одно из осведомленных армянских изданий. В любом случае, как о том свидетельствуют и трагические события в приморских провинциях Сирии, более плотное вовлечение Турции в региональные процессы на Кавказе чревато неоднозначными последствиями для Армении и для ее народа.

Андрей Арешев, Москва

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 4 человека

Оставьте свои комментарии

Ваш комментарий

* Обязательные поля