№ 10 (145) Октябрь 2009 года.

«Смотрите, все здесь, на ее картинах»

Просмотров: 7976

8 октября в Москве галерея «Дом Нащокина» открывает выставку памяти одной из самых талантливых и загадочных художниц нашего времени. Личность и творчество Гаянэ Хачатурян, безвременно ушедшей от нас весной этого года, приводят в восхищение и чаруют. Ее картины входят в собрания галерей и музеев по всему миру. Живопись Гаянэ – это и внутренний мир художницы, и преломленные через призму собственного видения мифология и история, и генетическая память.

Как-то в мастерской Николая Багратовича Никогосяна я познакомилась с коллекционером Валерием Ханукаевым. В тот день он привёз фотоальбом, в котором таился целый мир. Там жила Гаянэ Хачатурян, её родители, бабушка, происходившая из зокского рода и, конечно, Сергей Параджанов. Они познакомились, когда Гаянэ было двадцать, а Параджанову – на двадцать лет больше. На тех фотографиях они пластично смотрелись рядом: человек-оркестр, обнимавший весь мир, в своей знаменитой бороде от уха до уха, как будто повторяющей его улыбку… И Гаянэ – тихая, с чувственными губами, с чёрными глазами, падающими в душу. Ктото предвкушает появление теории о художественной «парности» этих людей.

Такую же загадку таит в себе «витебская школа». Марк Шагал, кстати, любил Гаянэ. Как и Тонино Гуэрра, Андрей Тарковский, Мераб Мамардашвили... Ив Сен-Лоран восторгался её шляпками, гостил в комнате, долгое время снимаемой художницей вместе с матерью, до тех пор, пока в дело не вмешался Евгений Примаков.

Вскоре я увидела и её картины. Одна картина называлась «Утро странствующей фокусницы», другая – «Утро белой сирени». Можно было подумать, что утро – это её время. Но Гаянэ писала даже по ночам. Её ночь или утро могли лететь, а апельсиновый день важно шествовать.

Советская действительность её не интересовала, оставалось только уйти в себя. Она так и писала в своём дневнике: «Общаясь друг с другом, образы заменяют реальность». Её собеседниками стали ангелы и птицы. Спускаясь на землю, она звала их с собой. Её ангел не нёс благую весть, не трубил о Страшном суде. Он читал. А птицы сидели на плечах жонглерес. Так перепутались в её мире вертикаль и горизонталь: земля и небо – единое, обжитое только ею пространство со стеклянным солнцем, пурпурным слоном, чёрной сливой, шорохом фиалки…

Их было четыре подруги: художница Гаянэ Хачатурян, журналистка Татьяна Чантурия, актрисы Софико Чиаурели, Лиана Лобжанидзе. Однажды Гаянэ показалось, что кто-то из них умирает, и так появилась её фокусница, которая отдаляется от трёх женщин, стоящих как одно неразрывное целое. Разве это не фокус – пойти по вертикали? Пройти с земли на небо? Есть в той картине один секрет: если её перевернуть, то букет роз превращается в фигуры трёх подруг. Гаянэ любила, когда цветы прорастают в людей, прирастают к зверям…

«Утро белой сирени» написано на дощечке из параджановского шкафа, отправлявшегося на помойку. В детстве каждый из нас рвёт сирень в надежде найти цветок с пятью лепестками и съесть его на счастье. Несколько позже Гаянэ скажет: «Вся моя жизнь была только трагедией». Шесть раз она могла стать фокусницей, но спасала мама. А потом маму спасала она. Сколько же съела она цветов, кто ж считал. Знала бы, что так непросто будет прожита жизнь, больше бы искала? Вряд ли…. В «Утре белой сирени» скачет лошадка, только вместо крыльев Пегаса у неё букетик когда-то найденных пятизвёздочек…

Гаянэ Хачатурян окончила художественную школу имени Якоба Николадзе в классе Гугули Курдиани. Атмосфера Тбилиси, где слияние национальных культур подталкивает смешивать их в себе, как в палитре. Есть учителя, которые бьют линейкой по пальцам. Другие не ломают рук и, как бы отталкивая ученика от себя, направляют по его дороге. Александр Бажбеук-Меликов просто отсоветовал Гаянэ поступать в Академию художеств.

Когда она ещё училась в школе, увидела, как какой-то дедушка пришёл за внучкой. Гаянэ нарисовала его маслом на картоне, а было ей тогда шестнадцать лет. Этот шедевр подарила подруге. Кем была эта девочка, выяснилось только через тридцать лет, когда Валерий Ханукаев, переписав в свой блокнот всех одноклассников Гаянэ, искал эту работу по всему миру. В тот же «подростковый» период Гаянэ создаёт свой рисунок – двух собак.

Марк Шагал в о с х и щ а л ся не только твёрдостью руки: глаз одной из них расплывался звездой.

Так появляется в этих «арабесках» третий тип гениев: одни собирают за собой каждый лист, как Л е о н а р д о , другие уничтожают то, что сделано плохо, но творцы третьего типа почти всё отдают людям.

За всю жизнь она создала около трёхсот картин, ста пятидесяти график, пятьдесят разрисованных кувшинов, железок, пластинок, стаканов… Она возвращалась к картинам, как Марсель Пруст к своей рукописи, подклеивая к ней бесконечные листочки...

Работая над «Абстрактной композицией», где краски разноцветными лоскутами накладывала мастихином, Гаянэ нечаянно порезала руку. Могла остановиться и перевязать её, но продолжала работать. Только повернула руку так, чтобы кровь капала в красную краску. Так, через много, много лет у искусствоведов появится возможность узнать её группу крови.

На одном натюрморте я увидела трёх женщин в чёрном, каждая держала в руках грушу. Фрида Кало, любимая художница Гаянэ (вторая и последняя – Наталья Гончарова, на этом список женщин закончен), прозрачнее: она сажает себе на плечи обезьян, своих нерожденных детей.

Три груши – это тоже дети. Пухлые, спелые, рождённые для жизни. Когда в 2001 году в Галерее Нащокина проходила выставка Гаянэ, Юрий Рост заметил, что все её картины мажорные, звучные, сочные, как надрез спелого арбуза. Через несколько лет здесь же были показаны копии картин Фриды Кало. На последней картине, написанной за восемь дней до смерти, ломти сочащегося алого арбуза. И подпись: «Viva la vida! Viva Frida! Viva Gayane!»

В этом году 15 картин Гаянэ Хачатурян из к о л л е к ц и и Валерия Ханукаева были представлены в павильоне Армении на 53 Всемирном Венецианском художественном биеннале. Созданный Ханукаевым Международный фонд Гаянэ становится первым «камнем» в создании её музея в Москве – на Малой Бронной. Когда-нибудь люди принесут в эти стены рисунок, письмо или забытую фотографию, и Гаянэ навсегда поселится в России, хотя адрес её – весь мир.

Валерия Олюнина, специально для «НК»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 113 человека

Оставьте свои комментарии

  1. Гаянэ должна "поселиться" не в России, как считает ув. автор, а в АРМЕНИИ, на родине предков! НК армянская или российская газета?
  2. Ким Бакши выражает свою точку зрения,на что имеет полное право,как и вы. А ваш вопрос не понятен.Вы не знаете,что "НК"-армянская газета,которая издается в России? Она и российская,и армянская.Вас это не устраивает?
  3. На первой странице написано, что это МЕЖДУНАРОДНАЯ армянская газета. А не российская. И конечно же, я согласен с призывом, музей Гаянэ Хачатурян должен быть в Ереване, а не в Москве. А вы что-то против имеете, уважаемый постоянный читатель? Не нравятся армянские музеи Москвы - посещайте Третьяковку.
  4. Ким Бакши, уважаемый мною, стал подписываться женским псевдонимом? Вы что-то путаете...
  5. О чем речь! Уважаемого г-на Ханукаева надо просить, чтобы Музей Гаянэ Хачатурян открылся и в Ереване... А вообще у нее трагическая была судьба. Жила в Тбилиси довольно бедно. Они с Параджановым - как брат и сестра, родственные души. Два гения. Два армянских гения...
  6. Прошу вас не гневаться, ведь коллекция картин Гаянэ Хачатурян проживает в Москве.....И это как данность.
  7. Уважаемая Валерия! Но ведь коллекцию можно перевезти в Армению. Разве не так? Друг Гаянэ Параджанов так и поступил. И сегодня в Ереване великолепный Дом-музей Параджанова. Вы могли бы, как автор этой статьи, посодействовать в данном вопросе. А армяне умеют быть благодарными. Спасибо!
  8. Привет всем! Думаю, что музей Гаянэ пусть будет в Ереване в Тбилиси и в Москве. Слава Богу, что Валерий Ханукаев раньше всех понял волшебный мир Гаянэ и стал собирать её картины. Говорят, последние несколько лет она сама помогала и формиррвала всю коллекцию, сама отбирала картины для Венецианской Биеннале, жаль, несколько дней не дожила до открытия выставки в Италии. Валерий Ханукаев уже много лет доказывает всем, что Гаянэ, не Грузинская или Армянская хдожница,она знаковая личность, она имеет мировое мировое значение, как Марк Шагал и Фрида Кало. Автор статьи прав, адрес Гаянэ Хачатурян- весь мир, Валерий Ханукаев взял очень высокую планку и Мин.Культ Армении и правительство Армении ему помогают. Удачи всем.
  9. Спасибо замечательному меценату г-ну Ханукаеву за заботу о художественном наследии нашей Гаянэ. Все же хотелось бы, чтобы ее дом-музей был бы и в Ереване. Это нормальная гордость за нашу соотечественницу. А она в самом деле - мирового уровня художник. Пусть земля ей будет пухом...
  10. Да я тоже с вами согласна, возможно будет отлично открыть музей в Ереване, но где? нужно помешение под музей и картины и архив. Возможно,в Тбилиси где она проживала, открыть музей -квартиру? если это возможно, но в Грузии небыло да-же ни одной выставки при жизни Гаянэ. Или в Москве - где почти все картины Гаянэ, есть большая экспозиция, и есть помещение. Родина предков Армения хорошо, но она родилась и творила а Грузии всю жизнь и у неё там много друзей, но все признали что её творчество пренадлежит всему миру....
  11. Вы же сами, Анна, пишете, что в Грузии не было при жизни ни одной ее выставки. Хотя верится с трудом. Она все же ыбла известным художником. Другое дело, что грузины давно стали ПРИМИТИВНЫМИ НАЦИОНАЛИСТАМИ. Когда Параджанов умер, они палец об палец не ударили, чтобы сохранить его наследие. А потом стали упрекать армян, что увезли все и открыли в Ереване его дом-квартиру. Не увезли - а выкупили. Это раз. А два - грузины думают только о своих грузинах. А все, что связано с армянским Тифлисом должно быть, по мнению тамошних националистов, быть под запретом. Изживают все армянское!!! А вы про музей в Тбилиси пишете... Глупо. А найти здание в Ереване или построить новое - не проблема. Посмотрите, какие великолепные получились дома-музеи Параджанова и Азнавура. Блудные дети возвращаются на родину. И Гаянэ Хачатурян должна вернуться. Пусть наш Минкульт позаботится. Деньги на такое великое дело найдутся. Ну и Валерий Ханукаев должен пойти нам навстречу. Он благородный человек.
  12. Доброй ночи всем! Гарику лично,он пишит от души и с болью за родину,всё понятно.За музей С.И.Параджанова в Ереване спасибо самому С.И. Параджанову, за два года до кончины,он тяжело больной сам принял решение переехать в Ереван. В Армении провели две выставки С.И.Параджанова и все работы, коллажи, картины, шляпки, весь архив он сам подарил Армении. Надо отдать должное,Партийная элита срочно построила музей, но у вы С.И.Параджанов скончался, не успел. С Гаянэ сложней на много.
  13. Пусть музей будет у нас в Москве, она жила в СССР. Всем респект.
  14. Все великие армяне должны покоиться в ереванском Пантеоне, как Комитас, Сарьян, Хачатурян, Сароян, Параджанов... И их творения должны жить на Родине. А Гаянэ Хачатурян, бесспорно, относится к великим.
  15. В сентябре были в Венеции, наши друзья Арам и Карина сводили нас на выставку Гаянэ, это чудо, это счастье видить её работы. Мы три дня не спали , думали только про Гаянэ, да она гений. Трудно после её картин было ходить по другим выставкам,всё уже было обыденным и простым, без сочных красок. Огромное спасибо Армении, огромное спасибо Валерию Ханукаеву за ту радость которую мы испытали на свю жизнь. Вновь и вновь хочется нам опять быть рядом с картинами Гаянэ. Чудо, сказка,это радость жизни. Музей должен быть нам всё равно где, мы будем приезжать в любой город, любую страну ради Гаянэ. Ещё раз поклон Армении, спасибо Валерию Ханукаеву. Ольга Алексей. Москва
  16. Гаянэ Гений. Её работы только радуют,они для жизни. У нас нет подобного. Я рад, что оно с кавказа, рад за Армению, спасибо Валерию Ханукаеву, думаю он тоже с кавказа, наш человек. Музей должен быть на кавказе. Это моё личное мнение.
  17. А точнее в Ереване. А с господином Ханукаевым надо вести переговоры. Думаю, он пойдет навстречу.
  18. Я часто слышал о Гаянэ Хачатурян. Наконец вчера я был на её выставке в "Доме Нащокина".Висит достаточное количество работ, нет слов она гений за последнее время ей нет равных. Она не повторима. Иду с выставки в кафе, сижу пью кофе, вокруг меня суета,молчу и мне стало стыдно перед Гаянэ за нас всех...
  19. Спасибо Валерию Ханукаеву от всей души!!!! Статья светлая спасибо Валерии Алюниной] Всей семьёй идём на выставку Гаянэ Хачатурян]
  20. Трудно терять Гениев, судьба решила без нас, нет уже Муслима Магомаева нет и Гаянэ Хачатурян. Я просмотрел все сайты, прочитал все статьи о Гаянэ, надо было мне раньше знать её творчество, она Гений. Срочно вчера сходил на её выставку, слов нет, я скрывал слёзы от других людей, сказка, вспомнил детство, море, добрую бабушку,друзей. Всю жизнь Муслим Магомаев жил и пел в Москве, но Муслима Магамаева похоронили в Баку. Гаянэ всю жизнь работала в Тбилиси,и похоронили в Тбилиси. Музей должен быть в Ереване, это мои мысли. Я и наверное многие очень блогадарны Валерию Ханукаеву, что он смог собрал её картины. У нас в Баку были горские евреи Ханукаевы, очень культурные люди. Прочитал комментарии Гарика Саркиса Айка, да надо с господином Валерием Ханукаевым договариватся, нет сомнений все по своему правы. Спасибо Гению Гаянэ Хачатурян, спасибо Валерию Ханукаеву.
  21. Всем трудно , кризис, работы нет, достатка нет,настроение ноль. Приехала на выходные в Москву к друзьям, пошли на выставку Гаянэ,я в шоке. Я теперь молюсь на Гаянэ Хачатурян, только думаю о её картинах, забыла про работу, про деньги, про трудности, всё куда то исчезло , всё пропало, остались только картины Гаянэ, её образы, её краски. Выражаю свою блогадарность газете" Ноев Ковчег" за статью об Гаянэ Хачатурян. Желаю здоровья и радости Валерию Ханукаеву, огромное спасибо за возможность смотреть на картины Гаянэ. Диву даюсь, как возможно было собрать шедевры Гаянэ в одно целое. Спасибо всем.
  22. Спасибо уважаемым Ольге, Алексею, Рагиму, Вадиму, Казбеку, Наталье и другим за добрые слова в адрес нашей Гаянэ. Особая благодарность г-ну Ханукаеву. Прилечу из Монреаля хоть на день, чтобы попасть на ее выставку. Обидно, что рано она ушла. И хотел бы видеть ее дом-музей в Ереване. Спасибо! Merci!
  23. Искуство Гаянэ Хачатурян из мира фантастики,это не восточный ковёр, не городской пейзаж, не реальные люди, не сценки из нашей жизни. Живопись Гаянэ это её РИТУАЛ жизни и смерти. Огромное спасибо Валерию Ханукаеву, только он её понял и начал собирать, ради нас всех. Надеюсь на новые выставки. Оксана
  24. Сердце болит и душа наша маятся нет Гаянэ нет нашей радости. От всей души , от всех нас. Огромное спасибо Валерию Ханукаеву за тепло и заботу о наследии Гаянэ Хачатурян.
  25. Чудный день, светит всем солнце, осень октябрь, сходили на выставку Гаянэ Хачатурян, чудесное настроение, это праздник, хочу, что-бы этот праздник сохранился на целый год.
  26. Я видел ее картины еще в Тбилиси. В самом деле гений!
  27. Так и хочется сказать: «Закрой глаза... Мысленно воспари над городской суетой... Вернись в детство своих снов. Снов ярких, необычных... Снов, от которых не хочется просыпаться...» Таки ощущения возникли у меня, находясь рядом с картинами Гаянэ Хачатурян. Картины Гаянэ нужно не смотреть, их нужно ощущать, проникать в них. Энергия, которая щедрым потоком исходит от картин, завораживает. Медленно переходя от одной картины к другой, словно гуляешь по волшебной стране, в которой встречаешься с невероятными образами, предметами, которые находятся удивительном и гармоничном взаимодействии друг с другом: ...вот перед тобой на коне проносится девушка в невероятной шляпке, а поднимаешь голову и видишь на облаке еще одну и тоже в шляпке. А в следующий момент ты уже встречаешься с белой обезьяной, которая с непринужденным видом сидит и не понимает твоего удивления... О! а как очаровательна семья клоунов, к которой ты подходишь и примеряешь их веселые колпачки... ...И вот твоя прогулка заканчивается... но уходить не хочется... Тебя влечет в начало твоего путешествия и... невероятно... с каждой повторной встречей с картиной, тебе открываются все новые и новые образы, новые действия, происходящие в ней. И думаешь: «Почему же первый раз я их не видела?» Великая картина – неисчерпаема, многогранна. Как говорит, Валерий Ханукаев: «Гаянэ Хачатурян – это Волшебница, опередившая время». Ее образы - волшебны, ее краски – волшебны. Краски Гаянэ заслуживают отдельного восхищения. Они очень яркие, насыщенные, необыкновенно живые. И кажется, что наряду с образами, краски являются еще одним соучастником волшебного действия, происходящего в картине. Валерий Ханукаев, удивительный человек, который в первую очередь открыл для себя Гаянэ, и это открытие оказалось настолько великим, что целью стало поделиться этим сокровищем с нами. Огромная благодарность Валерию за его интуицию, за его мудрость и шикарнейший внутренний мир, которые привели его к знакомству с Гаянэ Хачатурян. Гаянэ жила вне общепринятых стандартов. Она всех называла по именам, не признавая фамилий и отчеств. Но было только два человека, к которым Гаянэ обращалась по Имени и Отчеству – Сергей Параджанов и Валерий Ханукаев. Можно себе предположить насколько эти два человека были значимы для Гаянэ: Сергей Параджанов в жизни и Валерий Ханукаев в судьбе, которая продолжатся после ухода гениальной художницы. Еще очень многое хочется написать, но думаю, что каждый человек должен оставлять в себе частичку интимности своих ощущений Гаянэ.
  28. Всем Добрый День! Посетила выстаку памяти Гаянэ в "Доме Нащокина". Выставка хорошая, но у меня есть свои мысли. Несколько картин гениальные по исполнению и содержанию, но порядка семи картин возможно зря вывесили для показа. У Гаянэ нет плохих или слабых работ, но есть картины для широкого обозрения, для выставок, для показа всем и есть картины из второго ряда - для специалистов и коллекционеров. Привожу пример - картина " Семья фокусника" - маленький шедевр ,но вторая работа точно такая-же - "Семья фокусника" повторение с этой-же картины в следующем зале, вопрос зачем?? Ответ: в Москве очень мало картин Гаянэ Хачатурян и коллекционеры не готовы, не хотят выставлять их на показ или отдавать в чужие руки для показа. Многие предшественники в своих комментариях пишут о Валерии Ханукаеве, почему нет картин из его коллекции?? Да, надо вести переговоры и выставлять работы из его коллекции, к сожалению, сегодня не все могут позволить себе съездить в Венецию, на биеннале и полюбоваться работами ВЕЛИКОГО ХУДОЖНИКА.
  29. Браво, г-н Ханукаев!
  30. Всем предшественникам, спасибо, за ваши тёплые комментарии о величайшей Гаянэ Хачатурян, я всей душой присоединяюсь к вам. Где будет музей Гаянэ, вопрос сложный, но в Москве удобней и доступней всем жителям бывшего Союза. Тбилиси постоянно с Москвой то вводят, то отменяют ВИЗЫ своим гражданам, где гарантия, что с Арменией сей казус не случится и нас Россиян без виз не пустят в Армению ( слава богу, сейчас отношения без виз) и что мы в Москве останемся без музея Гаянэ,без картин Гаянэ Хачатурян. Что касается господина Валерия Ханукаева, да ,у него самая большая, самая шикарная коллекция,все шедевры, я видел 15 картины в Венеции на Биеналле и много работ в Москве на разных выставках. К сожалению ,ни одной картины на проводимой выставке в "Доме Нащокина" из коллекции господина Валерия Ханукаева я не видел,их нет, вопрос: почему? Уважаемая госпожа Валерия Олюнина,большое Вам спасибо за статью, если у вас есть информация или возможность,сообщите, когда будет выставка картин из коллекции Валерия Ханукаева?.
  31. Гаянэ Хачатурян должна вернуться в Армению. В смысле ее прах и ее творческое наследие.
  32. Уважаемый Пётр, прах Гаянэ с мая 2009 г покоится в Тбилиси, и почти всё творческое наследие Гаянэ давно уже в Москве.
  33. Добрый день! Прочитала все сообщения о том, где же должен быть музей Гаянэ Хачатурян. Напрашивается вопрос: какой смыл открывать музей там, где не была признана Гаянэ? Сейчас, когда благодаря Валерию Ханукаеву, его колоссальному вложению сил, желания, денег (собрать воедино картины, отреставрировать картины, которым раннее не придавали ценности, организовать выставку в Венеции... ) - о Гаянэ заговорили, о ней узнали. Но где же Вы были раньше, когда гений жил рядом с Вами? Почему тогда Вы не думали о том, чтобы организовать музей Гаянэ? … «Хорошо на обработанной почве возделывать прекрасные сады, но как трудно эту землю подготовить». Считаю, что музей Гаянэ должен быть там, где она признана, где к ее мастерство и гениальность оценены. А лучше, чтобы картины путешествовали и выставлялись. Чтобы они жили в динамике...
  34. Потрясающая художница! Спасибо за прекрасную статью и добрые отзывы знатоков и любителей живописи. А Минкульт Армении должен что-то предпринять. Именем Гаянэ можно назвать художественную школу. И налерею какую-либо назвать. Она все же - хоть и тифлисская - но АРМЯНКА. Мир праху ее! Светлая память!
  35. Где быть музею Гаянэ? Все частные коллекции, в конце концов становятся государственными, подавляющая часть картин-щедевров сконцентрировалась в музейных собраниях, путём дарения от художников и коллекционеров или музеи покупали шедевры сами за деньги спонсоров. Картины Гаянэ Хачатурян ШЕДЕВРЫ они дороже золота,алмазов,нефти и газа.
  36. Привет всем! Трудно писать о работах Гаянэ в инете стуча по клавишам компа, трудно без листа бумаги и чернил с гусиным пером. Гаянэ Хачатурян гений, она женщина, она совершила художественный и гражданский подвиг, она сохранила свободу в условиях идеологического террора,она осталась верна себе и своему искуству. Великая Гаянэ Хачатурян не могла работать и мыслить иначе, она многие годы работала просто для себя, не могла не работать.Работы Гаянэ Хачатурян, равны художественной поэзии,у картин Гаянэ свой взгляд, своя интонация, свой красочный слой, одним словом "ВОРОЖБА". Гаянэ свободна от погони за авангардом, или постмодернизмом, кубизмом.... она Гений, она реализовала свои ошущение с достоинством, свободного артистизма. Многие художники муж. 60г-80г сломались, пропали,не смогли работать, ушли в халтуру и фальш. Она и её картины осталась нам. И вот второе чудо, Валерий Ханукаев. Просмотрел все сайты, прочитал все отзывы, статьи,искал в арт -тусовки,нет Валерия Ханукаева, не знают. Все сейчас говорят и пишут Валерий Ханукаев собрал самую шикарную коллекцию картин Гаянэ Хачатурян, тихо спокойно, без пафоса, без шума. Предшественники, все кто писал комментарии, надо учесть Валерий Ханукаев в Москве , где Грузия, где Армения. Айк пишит коротко и точно " БРАВО господин Ханукаев" , я пишу трижды "БРАВО" господин Валерий Ханукаев. Думаю это факт, он раньше всех понял ценность работ Гаянэ, он первым освободился,от внешнего мира, он в ином счастливом вольном пространстве, он первый в плоскасти холста Гаянэ растворился и парит, он заново создаёт реальный мир Гаянэ и даёт нам возможность радоватся работам Гаянэ, холстам Гаянэ, а сам деликатно остаётся в стороне от всех благ и наград, от шума ,шопота и смеха. Гаянэ Хачатурян и Валерий Ханукаев,чисто художественными словами, абсолютно трудно досягаемы нам , это тайна за которой великая индивидуальность Гаянэ Хачатурян и Валерия Ханукаева. Марк Наумович .г. Москва
  37. Спасибо, уважаемый господин Ханукаев, за добрые слова, сказанные Вами о творчестве нашей замечательной Гаянэ. Это гордость армянской нации!
  38. Огромное Спасибо всем сотрудникам Международной Аналитической Газете "НОЕВ КОВЧЕГ", мы все, очень любим читать "НОЕВ КОВЧЕГ" от корки до корки, ваша газета на самом деле Н Е З А В И С И М А Я, вы в каждом номере доказываете,свою любовь и уважение к своим читателям,успехов вам!!! С огромным удовольствием прочитал вашу публикацию о великой Гаянэ Хачатурян. Всем предшественникам,каждый ваш комментарий потрясает меня и каждого из нас до глубины души!!!!
  39. Мы студенты так хотели увидеть картины Гаянэ , что пропустили пару , просто удрали. Только оказавшись перед полотнами Гаянэ, мы по-настоящему открыли глаза на жизнь. Мы поняли ,её картины внушают на студентам чувство общности и уважения с другими людьми, указывают путь ,где рано или поздно каждый из нас встретит свою любовь.Мы не второпях проходили три маленьких зала получая огромное удовольствие, только и думали о том что мало картин, очень мало, всё время боялись окончания сказки.
  40. Самое восхитительное в Гаянэ , её мир фантастики на картинах, всё реально, она существует в них, но в реальной нашей жизни не существует, её с нами уже нет...нет...нет
  41. Предшественнику из г.Лиона. Вы пишите, наша Гаянэ Хачатурян, наша наша, наша Армянская гордость. Уважаемый, Француз из Армении родом, хочу вам сообщить, не надо тащить на себя одеяло, я понимаю возможно у вас в г. Лионе холодно, но у наших самых добрых друзей в Ереване +26 , Гаянэ Хачатурян наша, одна на нас всех, это гордость России... Грузии... Армении. Спасибо газете "НОЕВ- КОВЧЕГ" за статью о Гаянэ Хачатурян и Валерии Ханукаеве. Уважаемый Француз, надеюсь, что газета "Ноев -Ковчег" тоже не ваша, а общая, для нас всех. Всем всем поклонникам Гаянэ Хачатурян счастья. Анна Иванова
  42. А что в этом плохого, если наш соплеменник из Лиона гордится своей соотечественницей? Слишком много наших "присваивают" себе другие народы. А это обидно. Конечно, Гаянэ является гордостью армянской нации. Это не значит, что ее не должны любить, не должны ею восхищаться другие народы.
  43. Предшественнику, Все Великии Армяни Гении из Тифлиса, Грузия мать их родила выростила обучила и отправила по всему свету. Я не дубу пофамильно писать , вы жители Армении сами всё знаете, давайте жить дружно. Про Сергея Параджанова отдельная история, как он оказался в Ереване.У нас Грузин обид, нет значит судьба такая. Спасибо газете НОЕВ КОВЧЕГ , статья хорошая, но не всё понятно, про выставку, про жизнь и творчество Гаянэ, совсем нет про Тбилиси и её груг общения в своём любимом городе. Мы и мои друзья читаем Ноев Ковчег и в Москве и в Тбилиси, надеемся на более общирную позновательную статью о Гаянэ Хачатурян, хотим всё знать, о её жизни, общении, друзьях, приоритетах.Был на выставке в Дом Нащокина, выставка в общем понравилось, но картин очень мало, вспомнил выставку 2001 года и мысленно сравнил, та выставка была более колоритней, более богата по подбору и оформлению, накал страстей в залах был другой, глаза у посетитилей горели. В продаже нет альбома или буклета, нет открыток с работ Гаянэ. Всем спасибо, за комментарии и любовь к Гаянэ Хачатурян из Тифлиса. Гурам
  44. Сегодня , как и много лет назад,я попрежнему люблю работы Гаянэ Хачатурян, как и раньше с её картин светит солнце, вера в жизнь, и радость познания не земного бытия. Картины Гаянэ , величественный красрчный реквием ярких, алых,красных, синих тонов. Гаянэ пишит легко и непосредственно, будь то наив или примитивизм. Только в её картинах, есть доля чистоты и чистосердечия, только ей свойственно преклонение перед творением земли, перед нами , любителями живописи Гаянэ Хачатурян. Гаянэ из страны цветущих персиковых деревьев, страны нежных лепестков роз, страны утренней росы ,её нам дарит сама Гаянэ.
  45. "Я с насложденьем брожу по улочкам Тбилиси, осторожно приподнимая жолтые листочки на Шардони, и жалею только о том, что уже никогда не наступит день, когда я увижу маму".октябрь 2004г..... "Пробуждение и озарение, Валерий Барухович, у нас свами сегодня одинаковое состояние сознания и души, мы должны озарить дни подаренные Богом и сеять добро на благо окружающим нам близким людям" Гаянэ Тбилиси-шорох Куры 08.11.2008.... "Я всегда стремилась показать свой мир, мир магического реализма, но болезни и нервы, истощили мои силы, моё здоровье.Скоро Венецианское Биеннале,я знаю,что когда выставят мои холсты и графики, они принесут мне большой успех, тот незаслуженный успех, который выпал мне перед моей смертью,но мне это всё уже безразлично,посколько я сама считаю свои картины,не шедеврами.... Тбилист-шорох Куры... 14 апреля 2009
  46. Гаянэ так близко и так далеко от нас,тепло строк Гаянэ в комментарии Валерия Ханукаева, разрывает моё сердце, всё очень красива и грустно.... Тимофей
  47. Валерий, если у Вы являетесь помимо картин Гаянэ счастливейшим обладателем мыслей, размышлений, повиствований ее видения жизни и ее внутреннего мира... Поделитесь ими с нами... с почитателями Гаянэ ... Издайте книгу .... Ведь мысли Гаянэ это ненаписанные картины, не успевшие шедевры... ее мысли помогут еще глубже понять картины Гаянэ, проникнуть в них...
  48. Да, расписался тут народ. За живое задело творчество этой невероятной женщины. Обидно, что ее не стало. Царство небесное тикин Гаянэ...Охорми...
  49. Очень приятно читать все комментарии. Гаянэ Хачатурян была, утончённый художник,шикарный поэт,изысканной женщиной.Уважаемый Валерий Ханукаев,мы будем рады все,если вы силой своего слова, поведайте о красоте и щедрости-сердца Гаянэ, о её таланте. Судя по вашему комментарию,вы за эти годы настолько слились с картинами Гаянэ, с её холстами, что мне кажется,и ваша душа столь же широка и безгранична в любви к Гаянэ. Ваши комментарии, помогут нам, не искать ответы на многие сложные вопросы, о жизни и творчестве Гаянэ.
  50. Уважаемые друзья! книг про Гаянэ нужно как минимум две. Первая должна быть прозаическо-искусствоведческая из серии ЖЗЛ. Там должны быть глаголы "родилась", "впервые взяла краски", "пошла в школу", "участвовала в коллективной выставке", "работала до изнеможения", "сгорела"... Вторая книга должна быть НЕЛИНЕЙНОЙ.... магический реализм в духе Борхеса, Кортасара и, может быть, Маркеса.....там все ускользает, множится, переплетается... Там Гаянэ "летает", "смотрит в зеркало", "скачет на белой лошади", "переворачивается вниз головой".....и НЕ УХОДИТ ОТ НАС!!!!
  51. Я не романтик, я прагматик. Считаю, что в Ереване должен быть тоже музей Гаянэ. Там ее корни, а не в Тифлисе, туда должны пригласить господина Ханукаева и решать этот вопрос. И книги о ней надо издать. Это точно!
  52. Вам и карты в руки, уважаемая Валерия. Пишете вы хорошо, в искусстве разбираетесь, Гаянэ полюбили всерьез... Ну а наши мецнаты-армяне помгут издать книгу. Сам внесу свою скромную лепту.
  53. Будет совершенно верно открыть два музея, один в Москве, другой в Ереване. Я понимаю, что Москвичи сильно любят Гаянэ Хачатурян и вряд-ли откажутся от идеи с музеем. В Москве есть картины Гаянэ, есть условия, и лиц Армянской нац. уже полтора миллиона, они тоже Москвичи, надо всё это учесть в пользу Москвы. В родном ереване для всех Армян, так-же надо открыть музей, картины есть, условия есть. Спасибо всем. МАРТИРОС
  54. Всем приятных выходных дней. Москвичам можно спокойно сходить на выставку картин Гаянэ. Я полностью согласна с Мартиросом из Москвы и Ашотом из Сочи, надо открывать два музея Гаянэ Хачатурян, и в МОСКВЕ и в ЕРЕВАНЕ... АЛЛА
  55. Добрый вечер. Мартирос оставил верный комментарий, да он прав. В Москве много Армян которые родились и выросли в Москве, они уже и по армянски не говорят, да и смешанных браков очень много, и мышление и них уже Московское, как их можно лишить музея Гаянэ Хачатурян.Я согласен и с Ашотом, в Ереване музей Гаянэ Хачатурян , должен быть. Да она наша Армянка, по крови, по духу, по общности. Всем успехов Саркис. Москва
  56. Не забывайте, господа, что в Ереване есть и Музей современного искусства. Первый в СССР, кстати. Работы Гаянэ можно там выставлять. Но отдельная ее галерея - это лучше.
  57. Предшественнику. Аматуни-джан, в Ереванском Муз.Сов.Иск.Армении. в постоянной экспозиции пять шедевров Гаянэ Хачатурян, плюс две работы в приёмной МИДА АРМЕНИИ, плюс две работы Гаянэ Хачатурян в кабинете президента Армении. Очень шикарная одна работа в Нац. Кар. Гал.Армении, вот и всё, что есть у Мин.Культа Армении. Мне лично ясно, что для музея Гаянэ Хачатурян, не достаточно. У частных лиц в Армении, возможно есть картины Гаянэ, я думаю их мало,и они врядли продадут или тем-более подарят в музей. Будем все, только надеятся, на великодушее господина Валерия Ханукаева и его любовь к народу Армении , к исскуству Армении, любовь к памяти Гаянэ Хачатурян. Саркис для Аматуни-джан...
  58. Приглушенный свет, приятная музыка, уносящая все мысли бурного дня прочь и настраивающая на что-то волшебное. Так начинается сказка на выставке картин художницы Гаяне Хачатурян. Именно сказка. Каждая картина Гаяне словно говорит: «Во мне есть какая-то загадка. Попробуй, разгадай меня!». Постепенно, пытаясь разгадать тайну каждой картины, я замечаю, как она приоткрывает занавес своей таинственности. На фоне одной и той же картины появляются все новые и новые образы, которые при первом взгляде не видны за необычностью форм и цвета мазков. Лошади, мужчины, женщины, птицы и др. - все эти образы словно играют с тобой, не открываясь тем, кто мимолетно взглянет на них, проходя мимо. В этой некоторой закрытости и таинственности образов словно читается внутренняя душа Гаяне – желание скрыться от большинства, не умеющих увидеть её внутренний мир и открыться только самым близким людям, умеющим «остановиться» около неё и увидеть тот прекрасный мир, который внутри неё, в её душе. Переходя от картины к картине, меня все больше удивляют цвета – ярко салатовый, насыщенно оранжевый, огненно красный, небесно голубой. Это цвета жизни, цвета вечного детства и юности, когда мир кажется чудесным и полным праздника. В горле появляется комок от того, какое не соответствие между яркостью картин и фильмом о бедной жизни Гаяне. Картины Гаяне словно оставили в наследие всем последующим поколениям глубокую мысль – радуйтесь жизни всегда, ведь она прекрасна! Жизнь это огромный театр, где вы сами и постановщики и режиссеры, и актеры вашей жизни! Благодарю мою сестренку за знакомство меня с волшебным миром с Гаяне Хачатурян. Благодарю Гаяне Хачатурян за тот праздник и сказку, которые дарят её картины.
  59. Приглушенный свет, приятная музыка, уносящая все мысли бурного дня прочь и настраивающая на что-то волшебное. Так начинается сказка на выставке картин художницы Гаяне Хачатурян. Именно сказка. Каждая картина Гаяне словно говорит: «Во мне есть какая-то загадка. Попробуй, разгадай меня!». Постепенно, пытаясь разгадать тайну каждой картины, я замечаю, как она приоткрывает занавес своей таинственности. На фоне одной и той же картины появляются все новые и новые образы, которые при первом взгляде не видны за необычностью форм и цвета мазков. Лошади, мужчины, женщины, птицы и др. - все эти образы словно играют с тобой, не открываясь тем, кто мимолетно взглянет на них, проходя мимо. В этой некоторой закрытости и таинственности образов словно читается внутренняя душа Гаяне – желание скрыться от большинства, не умеющих увидеть её внутренний мир и открыться только самым близким людям, умеющим «остановиться» около неё и увидеть тот прекрасный мир, который внутри неё, в её душе. Переходя от картины к картине, меня все больше удивляют цвета – ярко салатовый, насыщенно оранжевый, огненно красный, небесно голубой. Это цвета жизни, цвета вечного детства и юности, когда мир кажется чудесным и полным праздника. В горле появляется комок от того, какое не соответствие между яркостью картин и фильмом о бедной жизни Гаяне. Картины Гаяне словно оставили в наследие всем последующим поколениям глубокую мысль – радуйтесь жизни всегда, ведь она прекрасна! Жизнь это огромный театр, где вы сами и постановщики и режиссеры, и актеры вашей жизни! Благодарю мою сестренку за знакомство меня с волшебным миром с Гаяне Хачатурян. Благодарю Гаяне Хачатурян за тот праздник и сказку, которые дарят её картины.
  60. Гаянэ, Благодарю Вас за удивительный мир красок и образов. Вы с нами, Вы учите нас раскрашивать наш внутренний мир яркими красками, показываете, что мир многомерен и многообразен. Благодарю Вас за полет фантазии и возможность думать созерцая! Я благодарна судьбе и своей дочери, что состоялось наше знакомство! Гаянэ! Любимая, Гаянэ, Вы оставили волнующий след в моей душе! Вы всегда будете с нами!
  61. Людмила милая Людмила, приятно читать ваш комментарий,у вас обнажённые чувства и безудержная страсть. На всем, приятно читать, ваши слова блогодарности к дочери,за знакомство с Гаянэ. Каждая картина Гаянэ спектакаль- который никогда нельзя повторить,мы уже все там, кто певцы и музыканты, кто акробаты и шуты.Гаянэ с каждой новой картиной рождается заново и каждый раз умирает по новому,мы всегда будем с Гаянэ.!!!
  62. Привет всем
  63. Для меня, прежде всего, картины Гаяне источают острый аромат романтической праздничной приподнятости чувств, они полны какой-то естественно-гедонической раскованности и мажорных декоративных контрастов.В этом достаточно условном, порой сказачно-фантастическом мире, построенном с подкупающей непосредственностью и, на первый взгляд, безыскусностью, властвует просветленная греза, радость осуществления мечтаний счастливого романтического "золотого века" человечества...Красочные созвучия Гаяне построены на зрелищном контрасте и мягкой музыкальной гармонии. Красный цвет охотно соседствует с дополнительным к нему зеленым, а вслед за этой парой возникают и другие подобные столкновения, придающие полотнам нарядность и элемент игровой веселости.Красочные плоскости соприкасаются друг с другом,создавая всевозможнные радуги цвета - вытянутые и изогнутые, вьющиеся и прерывистые. Романтическая антропоморфность произывает многие картины Гаяне, определяя собой трансформацию природного контекста изображения в философски-мировоззренческий. Волшебные, радужно-красочные феерии не самоцель, а подспорье для проведения вполне определенной системы представлений о мире и жизни, об идеале и совершенстве.Цветы у Гаяне очень "похожи", чуть ли не "портретны", но поставлены при этом в совершенно необычное окружение. Достаточно ясно, что цветы пишутся Гаяне не столько ради безотчетного наслаждения полифонической многокрасочностью бытия, сколько ради того, чтобы показать образ законченно-прекрасного мира, сосуществующего параллельно, если не "вовреки" "монохромности" существующей цивилизации... Стоя перед картинами Гаяне забываешь о светотеневой моделировке форм и валёрных отношениях, о том, где происходит событие, где и почему "предстают" перед нами вещи, фигуры и люди, - в интерьере ли,в наружном ли пространстве. Типичных привет времени и места мы у нее не отыщем. Интерес к событийному аспекту происходящего заменяется углубленным осознанием внутренних пластических пертурбаций, совершающихся в хорошо знакомых всем вещах. В картинаъ Гаяне персонажи не тревожатся никакими внезапными волнениями, драматическими конфликтами. На фоне гиперболически-укрупленных лепесков цветов, флуоресцирующих изнутри, "из себя" прозрачным, неверным, фантастическим светом они всецело погружены в размеренный ритм повседневных, но при этом совсем не буднично-произаический действий. Их состояние окрашено лирической поэтичностью и консолидирует их всех в гармоническое целое. Картины Гаяне обладают могучим облагораживающим, "очищающим" действием. В них есть что-то властно завораживающее, побуждаюшее творить вокруг себя мир, столь же чарующе-безмятежный и устойчивый в своем совершенстве, как и тот, что уже сотворен Гаяне на холсте и бумаге. По этой причине лица и жесты ее персонажей оказались лишены примет социально-психологическорй характерности, типичной дифференциации. Вовреки кажущейся гротесковой "одномерности" и прямолинейной однозначности лиц-масок, вовреки статичности их мимических движений, персонажи Гаяне впечатляют своей полнокровносью и соответствием чертам романтического идеала. Гениальность Гаяне заключается, на мой взгляд, в достжении равноправного, доброго согласия между интеллектуально-цивилизованным и инстинктивно-чувственными началами. Гаяне сочла себя вправе приблизить, "предсказать" наступление такого момента и дала нам возможность прикоснуться к этому сказочному "зазеркалью". Мне хочется закончить её словами : "Viva la Gayane!". Дорогие мои Валера и Иришка! С Наступающим Новым 2010! Здоровья и благополучия, исполнения желаний, мира, любви и взаимопонимания! Берегите друг друга! Я благодарию Творца за то,что Вы есть в моей судьбе. Очень Вас люблю!!! VIVA LA VIDA !!! АМИНЬ.
  64. ya schastliva i vastorge ot kartin xudojnici gayane ya schitay chto gayane armyanka no prinadlejit vsemu miru sposibo vsem kto organizaval etu vistavku andraniku manukyanu cenitelu nastoyashego iskustvo i vsem vsem eti kartini bezcenni
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты