№ 07 (154) Июль 2010 года.

Ганс-Йохен Шмидт: Налицо благодатная почва для развития прочных связей между Германией и Арменией

Просмотров: 2142

За последние несколько лет значительно активизировались отношения между Арменией и Германией. Германия оказывает республике активное экономическое и техническое содействие, являясь вторым после США государством-донором для Армении. О перспективах развития армяно-германских отношений интервью с Чрезвычайным и Полномочным послом Германии в Республике Армения Гансом-Йохеном Шмидтом.

– Западные наблюдатели подчеркивают возрастающее значение кавказского региона. Какое значение придает Германия Южному Кавказу?

– Федеральное правительство Германии придает очень важное значение южнокавказскому региону, учитывая его роль, как связующего моста между Европой и Азией, а также традиционно развитые культурные и экономические связи. Доказательством нашего интереса к Южному Кавказу является подписанная два года назад программа, нацеленная на активизацию двусторонних связей Германии с каждой из трех стран, кроме того, она является стимулом для развития взаимных контактов между этими странами.

– Что является определяющим в позиции Германии в отношении к нагорно-карабахскому конфликту?

– В разрешении нагорно-карабахского конфликта очень важно применить баланс двух принципов - «права на самоопределение» и «территориальной целостности», чтобы две противоборствующие стороны смогли бы «подружиться», благодаря креативному и политически смелому компромиссу. Без этого нагорно-карабахский конфликт не может быть решен. Надо, чтобы обе стороны вели направленную работу для того, чтобы в обеих странах люди были готовы к компромиссам. Германия оказывает содействие неустанной работе сопредседателей Минской группы ОБСЕ.

– Как Вы оцениваете армяно-турецкий процесс?

– Жаль, что процесс нормализации армяно-турецких отношений, начавшийся с подписания в Цюрихе протоколов, в формальном смысле не был доведен до успешного завершения, из-за того, что эти документы не ратифицированы. Ратификация протоколов способствовала бы созданию более благоприятного климата на Южном Кавказе, оказав возможное положительное воздействие на переговоры вокруг проблемы Нагорного Карабаха. Кроме того, политическим анахронизмом является тот факт, что после падения Берлинской стены и развала Советского Союза граница между Арменией и Турцией продолжает строго охраняться российскими, армянскими, а также турецкими солдатами, что является препятствием для облегчения передвижения людей и межгосударственного обмена товарами.

Закрытая граница противоречит политике, декларируемой Турцией и ЕС, о необходимости развития прочных межрегиональных связей, что послужит экономическим, энергетическим, торговым интересам стран Южного Кавказа, а также стран, имеющих с ними торговые связи.

– В этом году началось осуществление программы Евросоюза «Восточное партнерство». Какое воздействие на соседние с Европой регионы и в первую очередь Южный Кавказ может оказать эта программа?

– Непосредственно после развала Советского Союза регион Южного Кавказа занял важное место во внешней политике Европейского Союза. И это не только из-за наличия здесь конфликтов (нагорно-карабахского и российско-грузинской войны), но и ввиду того, что этот регион обеспечивает функцию транспортного и коммуникационного перекрестка по направлениям Север-Юг и Запад-Восток. Предполагается, что с помощью программ ЕС, в частности политики европейского соседства и «Восточного партнерства», поднимутся на новый качественный уровень связи, которые были установлены и расширены в результате осуществления программы TACIS и ряда соглашений с ЕС.

Переговоры, которые идут вокруг подписания договора о свободной торговле и об ассоциированном членстве этих стран в ЕС, должны обеспечить углубление связей между южнокавказскими государствами и ЕС.

Расширение сотрудничества стран Южного Кавказа с Евросоюзом означает, что эти страны, в том числе и Армения, должны соответствовать требованиям ЕС. Углубление сотрудничества ЕС со странами Южного Кавказа необходимо также рассматривать как содействие, равноценное политике по обеспечению безопасности. ЕС заинтересован в разрешении конфликтов, имеющих место в регионе. ЕС выражает надежду, что предложения об углублении сотрудничества могут послужить стимулом в установлении межрегиональной кооперации между странами Южного Кавказа.

– Какой Вы видите роль Вашей страны в программе Евросоюза «Восточное партнерство»?

– Являясь одной из крупнейших стран Евросоюза, Германия последовательно и с необходимой политической энергией содействует программе «Восточное партнерство». Это очередная программная инициатива, нацеленная на оказание помощи процессу реформ, осуществляемых в странах-партнерах ЕС, тем самым способствуя развитию отношений этих стран с ЕС в сфере экономики, правосудия, торговли и укрепления демократии.

– Армянские миротворцы проходят службу в Афганистане в рамках миротворческой операции НАТО в составе батальона вооруженных сил Германии и даже удостоились высокой оценки немецкого командования. Какие Вы видите перспективы военного сотрудничества с учетом того, что между военными ведомствами двух стран несколько лет тому назад была достигнута договоренность о получении армянскими военнослужащими образования в Германии?

– Качество армяно-германских отношений в сфере обороны и безопасности и количество программ по взаимному сотрудничеству в этой сфере неуклонно растут. Армения прекрасно сотрудничает с бундесвером. В частности, начиная с февраля 2010 года в афганском городе Кундуз в составе немецкого батальона действует группа армянских миротворцев из 40 человек. Это вклад Армении в сферу политики безопасности, который в случае необходимости может быть расширен. Германо-армянское военно-политическое сотрудничество, а также сотрудничество в сфере безопасности будет способствовать модернизации вооруженных сил, которая проводится Арменией в рамках программы «Strategic Defence Review», так же как и реорганизации армянских ВС.

– До сегодняшнего дня экономические связи между нашими странами в большинстве случаев осуществлялись с помощью программ по финансовому и техническому сотрудничеству, программ помощи развивающимся странам. Каковы перспективы двусторонних торговых и экономических отношений?

– Финансово-техническое сотрудничество между странами не ограничивается лишь нашей технической помощью. Оно включает в себя предоставление кредитов на льготных условиях, выделение грантов в сфере финансового сотрудничества.

Основные сферы армяно-германского финансово-технического сотрудничества – это энергетика, экология, развитие ипотечного рынка посредством армяно-германского фонда, содействие в развитии малого и среднего предпринимательства и в развитии общин, помощь в проведении правовых реформ, реформ в сфере правосудия и в подготовке закона об управлении.

Для осуществления этих проектов федеральное правительство Германии предоставит Армении около 105 миллионов евро новых средств. Кроме того, 16 миллионов евро будет предоставлено для реализации ряда финансовых программ на Южном Кавказе, имеющих региональное значение. Для их реализации Германия предоставит порядка 12 миллионов евро.

Германия – одна из ведущих стран-доноров для Армении. В сфере двусторонних отношений важнейшим направлением является содействие в развитии инфраструктуры Армении в энергетике и водном хозяйстве, а также в области обеспечения эффективного управления.

Так, будут продолжены инвестиции с целью восстановления запущенной системы водоснабжения Гюмри и Ванадзора, что пойдет на пользу жителям этих городов, если последовательно будет обеспечено снабжение названных населенных пунктов чистой водой.

В сфере энергетики реализуется ремонт ряда ГЭС, оказывается содействие в строительстве новых ГЭС, например Воротанской. Германские предприятия действуют в Армении в машиностроении, горной металлургии, энергетике, строительстве, фармацевтико-медицинской отрасли, питании.

– Армянские власти часто заявляют о том, что в стране созданы благоприятные условия для иностранных инвестиций. Насколько привлекательны в Армении условия для немецких инвестиций?

– Армения нуждается в усовершенствовании условий для внедрения инвестиций. А для укрепления доверия иностранных инвесторов по отношению к армянской экономике необходимы судебная власть, преданная принципам правового государства, справедливое налоговое управление, прозрачная работа таможенной сферы.

– Господин посол, Вы в нашей стране относительно недавно. Что явилось для Вас приятной неожиданностью в Армении?

– Отрадно видеть объемное сотрудничество с нашими коллегами, представляющими исполнительную, законодательную и судебную власти, а также неправительственные организации. Отрадно видеть также большую политическую заинтересованность в сотрудничестве с нами, в особенности в сфере образования.

Заслуживают большого уважения инициативы армянской стороны в вопросах организации множества концертов, в особенности с участием зарубежных исполнителей. Меня радует то, что я вижу все больше и больше армян, которые хорошо знают немецкий и связывают с Германией приятные впечатления. То есть налицо благодатная почва для развития прочных связей в сферах культуры, образования, экономики и торговли.

Беседу вела Сусанна Петросян, специально для «НК»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 5 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты