№ 20 (179) Октябрь (16–31) 2011 года.

Последние армяне Судана

Просмотров: 3147

Армянская община Судана сформировалась во второй половине XIX века. Однако первые упоминания об армянах встречаются в XVII-XVIII вв. Например, в этот период активную дипломатическую миссию осуществляли Егия Енокян и епископ Ованнес. Армянская община традиционно была сосредоточена в трех крупных центрах страны – в Хартуме, Омдурмане и Гедарефе.

Армяне себя чувствовали здесь особенно комфортно в окружении местных христиан-коптов, однако хорошие отношения были у общины и с другими этнорелигиозными группами

Судана. В преимущественно христианском Гедарефе в 1930 году была открыта первая армянская школа с 97 учениками.

Значительная часть армян оказалась в Судане после геноцида в Османской Турции. Вторая и значительная волна армянских мигрантов была зафиксирована в 1950 году. Армяне приезжали не только из провинций Турции, но и из Египта и Эфиопии. Церковь Св. Григора открыла свои двери в 1957 году. В 1965 году в Судане проживало свыше 2300 армян.

А в 1956 году в Хартуме открылась Армянская национальная гимназия, которая сыграла заметную роль в жизни общины. Многие выпускники гимназии в дальнейшем стали активными деятелями армянских организаций. Существенную роль гимназия сыграла в объединении армян Судана, которые на примере Эфиопии и Египта активно смешивались с местными христианами. Именно наличие образовательного учреждения не допустило массовой ассимиляции армян. Однако гимназия была закрыта властями в 1977-м. Более того, власти Судана не разрешали христианским меньшинствам вести более или менее активную работу по сохранению своей идентичности и религиозных традиций. 

После принятия закона о национализации многие из армян лишились принадлежащих им предприятий, в результате чего начался массовый исход наших соотечественников из страны. Уезжали в США, Канаду, Великобританию, Египет и Францию.

Несмотря на законы шариата, которые были приняты в стране после исламской политической экспансии, армяне, эфиопы-христиане, а также копты все же жили в относительной безопасности. До событий в Дарфуре в 2003 г., когда суданские власти устроили геноцид африканских народов, число армян превышало 300 человек, однако нестабильная ситуация в регионе привела к дальнейшей эмиграции наших соотечественников, число которых в Судане ныне не превышает 50 человек. Имеется довольно значительная группа армян, как и в Египте и Эфиопии, которые смешались с местными христианами, в основном со знатными коптскими и эфиопскими семьями, и ныне составляют специфическую группу. Они не владеют армянским языком и разговаривают либо на арабском, либо на амхарском языке. О существовании такой группы армян в Судане знают и представители малочисленной армянской общины, которые надеются, что благодаря созданию хотя бы воскресной школы к своим корнями вернутся многие армяне из смешанных семей. Но пока малочисленная община продолжает свое существование в основном за счет бизнеса, который ведут оставшиеся армянские семьи. В Хартуме имеются армянские врачи и банковские работники. После провозглашения независимости Южного Судана многие христиане начали переезжать на христианский юг, но армяне не решаются, так как еще один вынужденный переезд станет роковым для и так малочисленной общины страны, 60% которой составляют люди преклонного возраста. Самыми знаменитыми семьями армян в Судане являются Джинджиняны, Позачяны, Енокяны и Самуэляны. Многие представители этих семей проживают ныне в Великобритании и США.

В последние десятилетия в жизни многих армянских общин мира произошли существенные изменения. Некоторые диаспоры потеряли былую мощь и славу, другие окрепли и усилились за счет прибытия новых армянских мигрантов. Суданские армяне в числе тех, кто не играет более какой-либо роли, учитывая в первую очередь недееспособность общины и продолжающиеся миграционные настроения. Они пережили гражданские войны и раскол страны, экономический коллапс и религиозное преследование, что, в конце концов, привело к резкому сокращению их численности. И, кажется, армяне Судана уже смирились с мыслью, что история общины завершилась.

Арман Акопян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 10 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Нечего нашим делать в этой дикой средневековой стране! Судан - гиблое место. Только соседнее Сомали еще хуже.
  2. Это точно! Есть страны поприличней. Армения и Арцах, например.
  3. отличная публикация!
  4. Спасибо автору за отличную статью!
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты