№ 16 (199) Сентябрь (1–15) 2012 года.

Дом, построенный на прочной основе, будет стоять долго

Просмотров: 2044

16-17 августа в Ошаканском мемориальном комплексе прошли торжественные мероприятия, посвященные 185-летию победы русских войск и армянских ополченцев в русско-персидской битве за спасение Святого Первопрестольного Эчмиадзина, одновременно приуроченные к 15-летию подписания Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Армения. Это лишь один из этапов стартовавшей 5 июля армяно-российской эстафеты «Мы нашей памяти верны», которая предусматривает презентацию исторических параллелей дружбы через призму значимых дат – 200-летия Отечественной войны 1812 года, 200-летия победы в первой русско-персидской войне и 185-летия освобождения Восточной Армении от персидского ига.

В военной летописи России и Армении Ошаканская битва стала в Кавказской войне одной из самых выдающихся побед, которую отряд генерал-лейтенанта Афанасия Ивановича Красовского одержал над армией персидского престолонаследника Аббаса-Мирзы, что навсегда связало славное имя русского генерала с историей армянского народа. В августе 1827 года вражеские полчища вторглись в Восточную Армению и осадили Эчмиадзинский монастырь с намерением уничтожить главный символ армянской веры – Святой Первопрестол. Но находившийся в 35 верстах от Эчмиадзина войсковой отряд Афанасия Красовского вместе с армянскими ополченцами выступил на помощь осажденному монастырю и, несмотря на десятикратное численное превосходство персов, одержал убедительную победу. «Сильно действовала артиллерия неприятельская, но битва сия по всем отношениям может быть причислена к битвам жестоким, особенно взявши во внимание несоразмерность сражающихся сил и положение наше. В один этот день мне удалось видеть все ужасы браней: огнестрельные орудия всякого рода, даже неупотребляемые в Европе, были обращены на нас. Но истребление, ими производимое, не могло сравняться с тем, когда на изнуренных воинов наших бросились свежие толпы наездников, когда в ручной вступили бой и засверкали в глазах наших кинжалы их и засвистали над головами сабли», – писал в своих воспоминаниях участник того сражения декабрист Е. Лачинов.

Как рассказывали историки на круглом столе, в самый разгар битвы Акоп Арутюнов, находившийся на персидской службе артиллеристом, навел свое орудие в «фальшивом направлении» и открыл огонь по атакующим русские колонны персиянам. Действия его вскоре были раскрыты, и он был пойман, а эриванский сардар Хусейн-хан приказал выколоть Арутюнову глаза. Но Арутюнов все же остался жив и сумел добраться до монастыря, где нашел спасение. От русского государя за героизм ему было положено 100 рублей пожизненной пенсии. «Горсть русских братьев пробилась к нам сквозь тридцатитысячную армию разъяренных врагов. Эта горсть смельчаков стяжала себе бессмертную славу, и теперь имя генерала Красовского останется навсегда незабвенным в летописях Эчмиадзина», – скажет эчмиадзинский архиепископ Нерсес Аштаракеци – будущий Католикос всех армян, встречая победителей в своем монастыре под колокольный звон и песнопения. Он не покинул осажденный храм и во все время битвы, наблюдая, как малочисленный отряд из трех тысяч русских воинов пытался прорвать персидское кольцо из 30 тысяч человек, просил у Бога победу благочестивому русскому воинству. Современники назовут этот эпизод битвы одним из самых кровопролитных и ожесточенных сражений в русско-персидской войне. По словам очевидцев, войска Аббаса-Мирзы были деморализованы, а после погребения своих воинов персидский главнокомандующий недосчитался большей части своей армии. Дабы увековечить память героев, на средства монастыря и местных прихожан у древнего села Ошакан был воздвигнут 25-метровый обелиск из красного туфа в честь тех, «которые сражались в день 17 августа для спасения Эчмиадзинской святыни». А еще через полтора столетия, 19 апреля 2011 года состоялось торжественное открытие ошаканского памятника «Русским воинам – спасителям Первопрестольного Эчмиадзина, павшим в Ошаканской битве 1827 года».

Ровно 185 лет спустя воздать дань памяти героям тех далеких баталий к мемориалу в Ошакане пришли представители российской дипломатической миссии и члены армянского правительства, политики и деятели культуры, представители Русской православной и Армянской Апостольской церквей, молодежных и общественных организаций. Примечательно, что чуть больше месяца назад (когда был дан старт российско-армянской эстафете «Мы нашей памяти верны») находившийся тогда в Армении с рабочим визитом спецпредставитель президента РФ по связям с государствами – участниками СНГ, руководитель агентства «Россотрудничество» Константин Косачев подчеркнул: «Присутствуя в этом священном месте, где создавалась российско-армянская история, понимаешь, что тогда воины не думали о национальности. Они сражались за единое Отечество, язык, культуру, за те ценности, которые делают человека человеком, а народ – народом. Ценой своих жизней они дали нам возможность сегодня собраться здесь и понять, как много нас связывает в прошлом, настоящем и будущем. Подобная эстафета ценна по нескольким причинам: она армяно-российская и посвящена исторической памяти. Это вселяет надежду на то, что у наших народов, несомненно, есть будущее, в котором больше никому не придется класть собственные жизни на алтарь победы». Впрочем, спустя месяц смысл сказанного не потерял своей актуальности: в ходе нынешних двухдневных юбилейных торжеств та же мысль неоднократно озвучивалась на пресс-конференциях, круглых столах и митинге у мемориального комплекса в Ошакане. «Память – нерукотворный памятник нашим близким и дорогим людям. Мы не можем не помнить и не чтить память воинов, павших на этой земле. Российско-армянская дружба исчисляется столетиями. Дом, построенный на прочной основе, будет стоять долго», – сказал председатель издательского отдела Святого Первопрестольного Эчмиадзина архиепископ Натан Оганесян после того, как они с благочинным Ереванского церковного округа протоиереем Арсением совершили по чину Армянской Апостольской и Русской православной церквей поминальную службу по 1130 воинам, павшим в Ошаканской битве. В их честь был дан салют и прошел военный парад представителей армянских и российских вооруженных сил. «Герои Ошаканского сражения – это те идеалы, на героических поступках и личностных качествах которых сегодня важно и нужно учить нынешнее поколение детей и молодежь гражданственности, патриотизму, защите национальных идеалов и человеческих ценностей, – отметил глава «Россотрудничества» в Армении Виктор Кривопусков. – Ошаканская битва как историческое событие занимает одно из ключевых мест в истории армяно-российской дружбы и сотрудничества. Традиции дружбы между народами, которые лежат в том числе в основе совместных памятных дат и межправительственных соглашений, способствуют преемственности поколений. Я не случайно сказал о межправительственных соглашениях. Буквально на днях мы будем отмечать еще один юбилей – 15-летие подписания Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Армения, что еще раз позволяет говорить об исторических параллелях дружбы».

Наталья Оганова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 8 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Спасибо за хорошую статью. Но в Ошакане покоится прах святого Месропа Маштоца, про это в статье надо было хоть одним словом упомянуть. Возлагая в 2007 году цветы на его могилу в часовне, я обратил внимание на некоторую запущенность территории, может сейчас уже по другому...
  2. Вы правы, уважаемый Уфаеци, Ошакан ассоциируется прежде всего с Месропом Маштоцем. Это главная могила армянской нации. Она должна быть суперухожена.
  3. Армянские предатели помогли русским отвоевывать Эриванский крепость от азербайджанского владыки Хусеинкули хана. Предательства -это исторически завоеванный ярлык армян. Факты свидетельствуют об этом со времен Спартака...
  4. Узнал на фотографии Виктора Кривопускова.Он очень активен в российско-армянских культурных и просветительских программах.Дай Бог здоровья.
  5. Русские и армяне всегда были братья по оружию.Об этом должны помнить руководители двух стран.
  6. Братья-армяне, с апшеронскими чушками спорить нельзя ни в коем случае! Они получили в свои куриные мозги установку: все древнее ПЕРСИДСКОЕ - это азерское. Национальная особенность этого племени - приписывать себе все чужое. Но мы скоро и НАХИДЖЕВАН освободим. Ждать осталось недолго.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты