№ 3 (209) Февраль (16–28) 2013 года.

Рафаэль Матевосян – летописец Арала

Просмотров: 2239

Изобразительное искусство Узбекистана и армянская община страны понесли тяжелую утрату. На 89-м году жизни остановилось сердце заслуженного работника культуры Каракалпакстана художника Рафаэля Матевосяна.

Сегодня многочисленные любители живописи могут прикоснуться к творческому наследию художника, посетив постоянно действующую экспозицию в международном фонде «ЭКОСАН». Научные конференции по экологической проблеме региона проводятся на фоне уникальной коллекции живописных полотен художника, посвятившего Аралу всю жизнь. Его родовые корни в Нагорном Карабахе, а родился Р. Матевосян в 1924 г. в г. Самарканде. Вскоре семья переехала в Баку. В 1938 г. он окончил школу Каспийской детской морской флотилии, принимал участие в боях на фронтах Великой Отечественной войны, завершил учебу в Бакинском художественном училище. «С детства увлекался рисованием, зачитывался книгами о морских путешествиях, а моим кумиром был Иван Айвазовский, – вспоминал Р. Матевосян. – В 1962 г. отправился в творческую командировку в Нукус, где мне предстояло написать портреты знаменитых людей Каракалпакстана». Тогда состоялось его первое знакомство с еще полноводным чарующим Аралом. Здесь он обретет свой дом, приют, судьбу, здесь пройдет большая часть его жизни. В Муйнаке он наблюдал жизнь рыбаков, выходил с ними в море на сейнерах. «Зори полноводного Арала поразили меня, я научился понимать энергетику цветовых оттенков моря и его берегов. На рыбачьих судах состоялись мои первые персональные выставки для тружеников моря», – делился своими воспоминаниями художник.

Матевосян выработал оригинальную «энергетическую» технику, в которой цвет является главным средством для раскрытия образа. С завидным упорством, невзирая на недовольство и критику тех, кто поначалу не желал признавать факт аральской трагедии и всячески противился ее показу средствами искусства, художник оставался верен правде жизни. Первые признаки начавшегося усыхания моря он запечатлел на холсте в 1964 г., а одна из его самых знаменитых работ – «Судна в песках», написанная в 1967 г. и выставленная на обозрение в Нукусе, потрясла общество и вызвала чиновничий скандал. Художника обвинили во всех тяжких, прозвали противником освоения новых земель, вынудили изменить название полотна, но суть смертельной для моря проблемы, вызванной неразумной хозяйственной деятельностью человека в ходе освоения целинных степей, осталась. «Судна в песках» стала первой в откровенном и волнующем цикле картин, даже в названиях которых слышится тревога и боль: «Причал в песках», «На вечном приколе», «На мели», «Гроза в песчаной бухте», «Затон», «Одиночество», «Надежда». Специалисты отмечают, что творческий диапазон художника позволял ему одинаково убедительно работать также в жанре натюрморта и портретного искусства. Портреты, созданные кистью Матевосяна, отличаются сложным психологическим рисунком. Художник сознательно укрупнял своих героев – чабанов на коротком привале в степи, рыбаков, забрасывающих  невод, матросов, сошедших с  баркасов или  ведущих  по морю тяжелые баржи, – подчеркивая их своеобразие и придавая образам почти монументальное величие. На счету художника – участие почти в 300 республиканских, всесоюзных и международных выставках. В 2000 г. Р. Матевосян был награжден серебряной, а в 2005 г. золотой медалью Академии художеств Узбекистана и государственной медалью «Жасорат». В октябре 2005 г. по инициативе республиканского Армянского культурного центра и при поддержке Министерства культуры в Галерее изобразительного искусства Узбекистана прошла персональная выставка работ Р. Матевосяна под символичным названием «Живой Арал». «Eго известность, шагнувшая далеко за пределы Ташкента и Нукуса – в Нью-Йорк и Дели, Берлин, Лондон и другие города мира, не удивляет. Матевосян обрел ее своим талантом и вдохновением, став истинным летописцем Арала», – писала республиканская газета «Народное слово». Художник всегда был рад гостям, гостеприимно встречал их в своей мастерской. Душевная чистота, полное отсутствие тщеславия позволяли ему быть во всех отношениях открытым человеком. Даже в почтенном возрасте по-детски непосредственный, он продолжал радоваться жизни, наполнял ее творческим, созидательным содержанием, чтобы дарить людям радость и любовь.

На протяжении многих лет художник являлся непременным участником традиционных встреч с ветеранами войны, организуемых армянским общинным объединением. В разговоре с одним из основателей Армянского культурного центра Валерием Бабаханяном прозвучало желание мастера передать часть своей живописной коллекции в художественный музей на родину предков – в Нагорный Карабах. Дело, начатое мастером, продолжают его дети Роберт, Диана и Гаяне. Их произведения широко представлены как в фондах республиканских музеев, так и в ближнем и дальнем зарубежье. Журнал армян Узбекистана «Депи Апага» неоднократно публиковал материалы  о республиканских, международных, персональных выставках художников знаменитой династии. Что касается художественного наследия знаменитого «летописца Арала», то оно, безусловно, обречено на долгую жизнь.

Георгий Сааков, Ташкент

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 6 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты