№17 (247) сентябрь (16–30) 2014 г.

Американо-азербайджанское сотрудничество: «мелкая рябь» и региональный контекст

Просмотров: 4565

18 августа официальное бакинское агентство APA со ссылкой на неназванные военные источники сообщило об отказе Соединенных Штатов удовлетворить заявку официального Баку на приобретение военно-транспортных средств, предназначенных к выводу из Афганистана. Напомним, Баку рассчитывал оснастить автопарк своей миротворческой бригады бронемашинами Cougar и вездеходами HMMWV. Речь идет о представителях «семейства» Cougar («Пума») – машинах, предназначенных для защиты экипажа от поражающих элементов при подрыве взрывчатых веществ под автомобилем или вблизи него. Бронетранспортеры, выпускаемые американской компанией Force Protection Inc, на данный момент находятся на вооружении самих США, а также Канады и Ирака.

Нельзя не заметить, что машина создавалась под ведение операций в условиях партизанской войны, наподобие той, которая имеет место в том числе в Ираке и Афганистане. Что же касается «высокоподвижного многоцелевого колесного транспортного средства» марки HMMWV, то этот армейский вездеход состоит на вооружении в основном американской армии, а также армий и гражданских структур ряда других стран. Машина эта, как сообщается, обладает высокой проходимостью, пригодна к транспортировке по воздуху и десантированию.

Если верить азербайджанским источникам, то республика дала понять американским партнерам о собственных видах на указанную технику загодя, ожидая от Вашингтона за длительное участие азербайджанских военнослужащих в афганской кампании некоторого рода преференций. Военно-транспортные средства Cougar и HMMWV Азербайджан хотел приобрести для азербайджанских миротворцев, которые находятся в Афганистане. Эти автомобили, оборудованные специальным вооружением и техникой, помогают военнослужащим при несении боевого дежурства. И теперь, скорее всего, в азербайджанской миротворческой бригаде будут использоваться транспортные средства с противоминной защитой местного производства Matador и Marauder, а также турецкие бронемашины Cobra.

Разумеется, данные сообщения бакинских СМИ, вкупе с информацией о признании Нагорно-Карабахской Республики сенатом штата Калифорния, дали ангажированным армянским СМИ повод раскрутить очередную пропагандистскую кампанию с акцентом на благородство официального Вашингтона в противоположность «коварным русским», продолжающим поставлять в Азербайджан современные вооружения. При этом, конечно, игнорируется ряд обстоятельств, и прежде всего – тот несомненный факт, что российско-армянское военно-техническое сотрудничество имеет достаточно диверсифицированный характер с перспективами дальнейшего укрепления, которые зависят от позиции как Москвы, так и Еревана…

Однако и с «благородством» американцев не все так просто. С одной стороны, любые поставки «чувствительных» видов американского оружия официальному Баку оказываются «под лупой» со стороны проармянских лоббистских организаций. Еще в 1992 году Конгрессом была принята знаменитая 907-я поправка к «Акту в поддержку свободы», запретившая прямую американскую военную помощь Азербайджану вследствие организованной им транспортной блокады двух армянских государств. Согласно документу, «помощь США в соответствии с данным или каким-либо другим Актом… не может быть предоставлена правительству Азербайджана до тех пор, пока президент США не определит и не доложит Конгрессу о том, что правительство Азербайджана предпринимает демонстративные шаги по прекращению всех блокад и прочего наступательного использования силы против Армении и Нагорного Карабаха». Через 10 лет, в начале 2002 года, под нажимом администрации Дж. Буша-младшего, заинтересованного в реализации энергетических и военно-логистических проектов с участием Азербайджана, действие поправки конгрессмены приостановили, однако подтверждать это необходимо каждый год. Вопрос о полной отмене поправки пока не ставится, она как бы есть, но в то же время де-факто ее нет, что подразумевает широкое поле возможностей для диалога с Баку по самым разным направлениям.

Один из основных бакинских «военных спикеров» Узеир Джафаров связывает отказ Вашингтона продать Баку подержанные боевые машины с недостаточным усердием прикаспийской республики в сотрудничестве с США и НАТО, ставя в пример соседнюю страну, получившую в последние годы значительное количество вышеупомянутых машин: «…грузинской стороне военно-транспортные средства достаются, а нам нет. Ко всему прочему, в последнее время Азербайджан при покупке вооружений и техники сделал небольшой реверанс в сторону России. Все это учитывается со стороны США и НАТО». Впрочем, он полагает, что делать далеко идущие выводы не следует: «Не стоит забывать, что в прошлом году американцы поставили нам вооружения и технику на 10 миллионов долларов: это быстроходные катера, оборудование для военно-морских и других видов Вооруженных сил Азербайджана».

Надо признать, что расчеты Баку использовать украинский кризис и существенное ухудшение отношений между Москвой и «коллективным Западом», если таковые имелись, оправдываются явно не в полной мере. Соединенные Штаты по-прежнему избирательны в отношениях с прикаспийской страной. Как и Россия, они открыты для углубления связей с руководством Азербайджана, но не забывают при этом об Армении, куда засобирался госсекретарь Джон Керри, являвшийся, особенно в бытность свою сенатором от Массачусетса, достаточно активным лоббистом армянских интересов и даже одним из инициаторов вышеупомянутой 907-й поправки.

Вопрос о военных поставках в регион, пусть даже под формальными предлогами, с карабахским конфликтом никак не связанными, решается в США по-разному, зачастую – «непрямыми» методами. Напомним, в 2012 году, в разгар пропагандистской истерии относительно военного удара по Ирану (который представлялся авторами ряда публикаций как дело практически неизбежное), возник вопрос об американских поставках разведывательной техники в Азербайджан для ее использования на ирано-азербайджанской границе. По оценке ряда экспертов, Госдепартамент США эту сделку заблокировал, несмотря на то, что продвигали ее люди достаточно серьезные. Однако в минувшем августе появилась информация о том, что беспилотный летательный аппарат, сбитый иранскими средствами ПВО над ядерным объектом в Натанзе, мог взлететь именно с территории Азербайджана. Более того, беспилотник мог принадлежать азербайджанским вооруженным силам. Иранские эксперты установили его марку – Hermes 450. Аппараты этого класса находятся, помимо самого Израиля, также на вооружении армий Азербайджана, Казахстана и Грузии. Конечно, в израильской армии поспешили откреститься от какой-либо связи со сбитым в Иране аппаратом, то же самое сделали и в Баку: глава пресс-службы ВС Азербайджана Вагиф Даргяхлы заявил об отсутствии Hermes 450 на вооружении армии своей страны.

Однако верится в это, мягко говоря, с трудом, учитывая актуальную информацию прошлых лет. Например, согласно данным Центра анализа мировой торговли оружием, на который ссылается один из азербайджанских сайтов, только в 2010-2011 годах Израиль поставил на берега Апшерона девять единиц РСЗО Links, 120-миллиметровые минометы Cardom, ПЗРК Spike-SR/LR, беспилотники Aerostar (16 единиц), Hermes 450 (2 единицы, по другим источникам – 10), Heron-1, 16 Orbiter-2M (по 16 единиц), девять комплексов Barak-8 (75 ракет) и две системы ПВО EL/M-2080 Gren Pine. На основе израильской лицензии поставлены на производство в Азербайджане 30 беспилотников Aerostar и 30 беспилотников Orbiter-2M. Сообщалось о возможности заключения контракта на приобретение Баку израильских ракет Extra дальностью полета 130 километров. Укрепляют ближневосточные партнеры также и азербайджанский флот на Каспии. Силы береговой охраны пограничной службы Азербайджана пополняются шестью сторожевыми катерами Shaldag Mk V и таким же количеством ракетных катеров Saar 62 израильского производства. Сборка катеров осуществляется на новом судостроительном заводе поселка Тюркан при участии более чем сотни специалистов. На сегодняшний момент известно о завершении сборки двух скоростных высокоманевренных катеров Shaldag Mk V производства израильской компании Israel Shipyards.?И все это – не считая модернизации находящейся на вооружении азербайджанской армии российской техники…

Эпизод со сбитым Hermes 450 является подтверждением очевидного обстоятельства: широко декларируемый отказ американцев от поставок в регион «чувствительной» военной техники ничуть не мешает делать это через региональных союзников США, тесно связанных с ними узами военно-технической кооперации. Применительно к нашему региону речь идет, конечно, помимо Израиля, также о Турции и частично – Пакистане. Военно-техническое сотрудничество между Баку и Анкарой носит весьма глубокий и диверсифицированный характер. Будучи скрепленным документом о стратегическом сотрудничестве 2010 года, в том же году Баку закупил у Турции 70 бронетранспортеров, а в следующем – бронетранспортеры типа Cobra. В 2011 году между сторонами был подписан контракт о закупке 36 155-миллиметровых самоходных гаубиц Т-155 Firtina. Баку была выдана турецкая лицензия на производство 107-миллиметровой системы реактивного огня Т-107, а в 2011 году – 120-миллиметровых минометов типа HY-12. И это, конечно, далеко не исчерпывающий перечень. Что же касается единственной исламской ядерной державы, не имеющей дипотношений с Ереваном, то совсем недавно со ссылкой на турецкую Hurriyet стала распространяться информация о возможных поставках на берега Каспия пакистанских баллистических ракет радиусом действия 2000 км.

В ближайшие месяцы должны состояться визиты представителей высшего руководства Израиля в Тбилиси и Баку, где, очевидно, будет обсуждаться самый широкий круг вопросов. Можно предположить, что сотрудничество Азербайджана с партнерами на западе, востоке, севере и юге отражает стремление официального Баку к поддержанию некоего баланса в отношениях с ключевыми региональными и глобальными центрами силы. Так, в 2009 году были заключены резонансные оружейные сделки с Россией. Начиная с 2011 года темпы сотрудничества между НАТО и Азербайджаном существенно снизились, одной из причин стали попытки официального Баку выстроить «многовекторный» внешнеполитический курс (признаком которого стало, например, присоединение к движению неприсоединения). Параллельно был заключен «стратегический» договор с Турцией, заключена крупная сделка с Израилем, о некоторых составляющих которой было упомянуто выше.

Словом, конъюнктура постоянно меняется, однако не приходится сомневаться и в том, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе сотрудничество Азербайджана с США и НАТО будет продолжено, причем с дальнейшей тенденцией к расширению. Между двумя странами реализуются программы взаимодействия в рамках совместных военных программ, которые, правда, пока не дотягивают до продвинутых форматов американо-грузинского взаимодействия из серии «обучи и оснасти». Под совместным патронатом посольства США в Баку и главкома американских войск в Европе Филипа Бридлава функционирует Офис оборонного сотрудничества (Office of Defense Cooperation), координирующий помощь республике в сфере безопасности и контакты по линии оборонных программ. Прикаспийская страна вовлечена в американские программы «Иностранные военные продажи» (Foreign Military Sales, FMS), «Зарубежное военное финансирование» (Foreign Military Financing, FMF), «Международное военное образование и обучение» (International Military Education and Training, IMET), «Сотрудничество в контртеррористической деятельности» (Counter-Terrorist Fellowship Program, CTFP). По данным на 2013 год, в рамках Плана действий партнерства с альянсом Азербайджан реализовал 44 партнерские цели (из них 31 относится к вооруженным силам: 18 – общевойсковые, 7 – сухопутные, 2 – ВМС и 4 – ВВС), ежегодно контролируемые натовскими специалистами.?В ходе недавней конференции под эгидой Атлантического совета заместитель помощника госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Эрик Рубин охарактеризовал опыт партнерства НАТО с Азербайджаном как один из самых позитивных примеров на постсоветском пространстве: «В отличие от многих стран, в случае Азербайджана результаты партнерства соответствуют или даже превосходят планы и ожидания альянса».

В связи с осложнением российско-американских отношений на фоне событий на Украине в Баку предполагают, что поддержка со стороны заокеанской сверхдержавы будет формализована в сфере «защиты» энергетической и коммуникационной инфраструктур, в том числе опосредованно – через активизировавшееся трехстороннее сотрудничество Турции, Грузии и Азербайджана, интерес к которому со стороны Вашингтона очевиден. В 2015 году три страны соединит железная дорога Баку – Тбилиси – Ахалкалаки – Карс, что, несомненно, приведет к расширению имеющихся логистических возможностей.

В 2013 году было продлено на пять лет соглашение о военном сотрудничестве между США и Азербайджаном, заключенное еще в 2003 году. Взаимодействие сторон в вопросах обеспечения афганского транзита также имеет хорошие перспективы. Вполне возможно, что грузы, которые предполагалось вывозить из Афганистана (а также, что не менее важно, поставлять в эту страну), будут транспортироваться с использованием так называемого «кавказского коридора» через Азербайджан и Грузию. Соответствующие вопросы обсуждались, в частности, в ходе официального визита в Баку нового главы Транспортного командования США, генерала Пола Джозефа Сельвы. Согласно некоторым оценкам, в течение предстоящих двух лет по этому маршруту будет следовать не менее 2200 контейнеров и единиц техники ежемесячно. Осенью 2014 года должен заработать паромный терминал в новом Бакинском международном морском торговом порту в поселке Алят южнее Баку. Линия Баку – Тбилиси – Карс начнет эксплуатироваться в 2015 году. Недавно же ЗАО «Азербайджанские железные дороги» с грузинскими коллегами реанимировали литерный контейнерный поезд Баку – Поти – Баку. Расширяется также сотрудничество между двумя странами в таможенной сфере.

Что же касается внутриполитической ситуации в Азербайджане, то нашумевшие заявления ушедшего посла Ричарда Морнингстара, являющиеся типовым элементом давления на власти страны пребывания, уже в значительной мере дезавуированы. В частности, на различных мероприятиях представители Госдепартамента предпочитают рассуждать о стратегической важности прикаспийской страны, нежели о проблемах нарушения там прав человека. На фоне предельного обострения антироссийской риторики настоятельные призывы усилить поддержку потенциальных оппонентов Москвы на постсоветском пространстве, думается, более чем вероятны – равно как и позитивный на них отклик со стороны администрации Барака Обамы.

Таким образом, все необходимые предпосылки для сглаживания противоречий в азербайджано-американских отношениях – налицо. И никакие театральные постановки с отказом в продаже подержанных бронемашин не являются существенным признаком какого-либо значительного похолодания между двумя странами.

Андрей Арешев

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 5 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты