№18 (248) октябрь (1–15) 2014 г.

Цена евроинтеграции

Просмотров: 1144

Армению втягивают в конфликт, чтобы оттянуть ресурсы Москвы от Украины

Не надо быть супераналитиком, чтобы, прочитав с десяток материалов ведущих американских аналитических центров, понять, что нынешняя администрация США всерьез озабочена высокой активностью России по возрождению и усилению влияния на постсоветском пространстве.

Вполне очевидно, что в целях преломления данной тенденции, особенно на фоне развернувшегося противостояния между Западом и Россией по украинскому вопросу, администрация Б.?Обамы намерена задействовать дополнительные рычаги давления на Москву. Последние события на Ближнем Востоке и рост террористической активности группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» показали, что среди таких инструментов давления одним из наиболее чувствительных может стать «кавказский рычаг».

В качестве подтверждения этой версии можно указать на то, что в вашингтонском «Атлантическом совете» (Atlantic Council), на регулярной основе консультирующем Госдепартамент, Пентагон и Совет национальной безопасности США по вопросам внешней политики, вполне обоснованно предполагают, что уже в ближайшее время Кавказский регион станет зоной новой геополитической схватки. Исход предстоящей схватки либо «зацементирует» роль РФ в качестве главного центра влияния на постсоветском пространстве, либо надолго лишит Москву желания заниматься продвижением своих «неоимперских амбиций» в горах Кавказа.

На этом фоне оценки американских экспертов результатов встречи глав России, Армении и Азербайджана, прошедшей 9-10 августа в Сочи, говорят о том, что они рассматривают прошедшую встречу лишь как желание Кремля стать главным и единственным посредником в мирном урегулировании нагорно-карабахского конфликта, что позволит Москве закрепить свою позицию в регионе.

Именно в контексте сдерживания российских устремлений на Кавказе в Вашингтоне сейчас определяют свой подход к проблеме Нагорного Карабаха.

Вполне очевидно, что в команде Обамы считают важным не дать Москве «разрядить потенциально взрывоопасную ситуацию» на выгодных России условиях. Среди имеющихся оценок достойно внимания утверждение о том, что сегодня Соединенные Штаты продолжат внешне поддерживать видимость готовности помогать разрешению застарелого конфликта на основе «Мадридских принципов», однако на практике действовать в этом ключе они не собираются. Напротив, считается, что наличие на Кавказе трений уже само по себе ставит препоны на пути усилий Москвы по продвижению интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Также американцы ориентируются на то, что перспектива перерастания конфликта в полномасштабную войну, в которую как гарант безопасности Армении будет в обязательном порядке втянута Россия, отвлечет политико-дипломатические ресурсы Кремля с украинского направления, что позволит развернуть геополитический сценарий в выгодном для Вашингтона направлении.

Более того, сегодня Госдеп США намеревается задействовать имеющиеся возможности с целью стимулирования противоречий между Москвой и Ереваном. При этом основной акцент предполагается делать на пропагандистскую обработку населения Армении (о том, что это такое, мы хорошо знаем на примере ситуации в информационном пространстве Украины). Реализуя этот сценарий, расположенные в США некоторые неправительственные организации (National Democratic Institute, Policy Forum Armenia) уже планируют использовать имеющиеся у них связи с армянскими оппозиционерами для раскручивания тезиса о «беспринципности Москвы, готовой по коммерческим соображениям проигнорировать стратегические интересы Еревана». В практическом же плане планируется ориентировать лидеров оппозиционных правительству С.Саргсяна движений и партий (в частности, «Армянский национальный конгресс», «Процветающая Армения», «Наследие», «Дашнакцутюн», «Предпарламент», «Гражданский договор» и некоторые другие) на раскручивание тезиса о том, что Кремль в 2013 г. фактически предал армян, заключив с Баку контракт на поставку вооружений на сумму около одного миллиарда долларов, а теперь даже подталкивает Ереван дистанцироваться от Карабаха. В частности, в указанном ключе предлагается трактовать предложение Армении в рамках вхождения в Евразийский экономический союз наладить таможенный режим в отношениях с Нагорным Карабахом.

Однако ранее в интервью информационному изданию «Аравот» советник президента России Сергей Глазьев однозначно указал на следующее: «Таможенные пункты не включаются в компетенцию Таможенного союза. Действующие внутри национальные таможни остаются и действуют в рамках национальных законов об урегулировании деятельности таможен. Тот режим, который существует с Карабахом, никак не связан с членством Армении в Таможенном союзе».

Важно понять, что сегодня Запад, терпя поражение на Украине, готов к развязыванию конфликтов во многих иных регионах лишь с той целью, чтобы оттянуть ресурсы и внимание Москвы от усугубляющегося поражения Киева.

Так сложилось, что на острие геополитического противоборства сегодня оказался нагорно-карабахский конфликт. К реализации этого сценария сегодня уже подключаются и террористы из «Исламского государства Ирака и Леванта». И с этой точки зрения вполне понятны последние воинственные выступления представителей ИГИЛ в отношении Москвы и ситуации на Кавказе.

Учитывая накал нынешней геополитической ситуации, можно пожелать лидерам государств и их советникам огромной выдержки и холодного расчета, с тем чтобы не пасть жертвой сиюминутных устремлений Вашингтона и Брюсселя. К чему это может привести, сегодня наглядно показывают тысячи невинных жертв среди мирного населения юго-востока Украины.

Артур Вашеров

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 2 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты