№18 (248) октябрь (1–15) 2014 г.

Форс-мажор на грани фола

Просмотров: 1809

Стремительное появление в октябре прошлого года на армянском авиационном рынке компании «Эйр Армения» открыло новую страницу в отечественной истории пассажирских авиаперевозок.

И хотя за год она успела завоевать симпатии пассажиров, тем не менее своеобразный юбилей, приуроченный к первому перелету, кому-то очень захотелось омрачить «сенсацией» о неплатежеспособности армянского авиаперевозчика.

Именно так можно рассматривать позицию Государственной корпорации по организации воздушного движения в РФ, официально обнародовавшей в сентябре документы по задолженности местной авиакомпании. «На протяжении длительного времени «Эйр Армения» предоставлялась отсрочка по платежам за аэронавигационное обслуживание. Несмотря на то, что ей были предоставлены все возможности для погашения имеющихся задолженностей, руководство авиакомпании не предприняло действенных мер для снижения долговой нагрузки, - отмечалось в распространенном сообщении. – Аэронавигационное обслуживание армянского перевозчика будет возобновлено сразу после полного погашения просроченных задолженностей и предоставления гарантий по оплате текущих долгов». В общей сложности задолженность по просроченным платежам составила более 400 тысяч долларов, и 700 тысяч долларов пришлись на текущие выплаты. Здесь стоит напомнить, что в большой авиации подобные суммы не считаются значительными. Но не это главное, поскольку негодующая сторона почему-то забыла сообщить, что обслуживающий Госкорпорацию ОАО «СНП Банк» был включен в запретительные списки США и ЕС. И теперь выплаты не доходят до адресата из-за санкций в отношении банка, через который и осуществляются переводы. Следовательно, у авиакомпании нет долгов перед российской стороной. Во всяком случае, нет той степени вины, которую ей сегодня пытаются вменить.

Конечно, эту техническую накладку можно было решить без лишнего шума, если бы правильно расставленные акценты обозначили сложившуюся ситуацию форс-мажором. Именно форс-мажором, которого никто не ожидал и который, видимо, не был прописан ни в одном контракте. И хотя Росавиация «с пониманием относится к сложившейся ситуации», тем удивительней выглядит факт, что проблему с замороженными счетами в собственном банке российская сторона пытается переложить на плечи армянского авиаперевозчика. «Наша компания не отказывалась и не отказывается от своих обязательств по долгам. Мы неоднократно пытались провести долларовые перечисления за аэронавигационное обслуживание. В силу сложившихся обстоятельств (имея в виду санкции) запросили у российских партнеров другие банковские реквизиты, куда возможны перечисления в рублевом эквиваленте без каких-либо затруднений. Мы готовы к этому», - говорит исполнительный директор компании «Эйр Армения» Арсен Аветисян.

На сегодняшний день вопрос практически решен, но горький осадок все же остался. Испорчено настроение и нарушены планы тысяч пассажиров, многие из которых, памятуя прошлогоднее банкротство «Армавиа», кинулись сдавать свои билеты. Кстати, не только в Армении, но и в России. Нынешний выброс информации через СМИ и публичное вынесение Госкорпорацией на суд общественности документов внутренней «кухни» нанесли не только финансовый ущерб армянскому авиаперевозчику, поскольку в данном случае попытка скомпрометировать компанию касалась и ее имиджа. Примет ли «Эйр Армения» решение о судебных исках, пока неизвестно. Но в любом случае все это выглядит, по меньшей мере, конкретным заказом от тех, кто пытается устранить местных авиаперевозчиков на армянском авиарынке. Специалисты тоже склонны видеть в данной акции не что иное, как происки конкурентов. Именно конкурентов, которым очень хочется любыми способами контролировать привлекательный бизнес армянского неба, взвинчивая цены на билеты до заоблачных высот. В этом плане весьма показателен прошлый год, когда после ухода с армянского рынка национального авиаперевозчика зарубежные компании в течение недели резко и чувствительно подняли стоимость билетов. Сегодня же, по признанию начальника Главного управления гражданской авиации РА Артема Мовсисяна, выход на рынок новой армянской компании привел к снижению цен на тех направлениях, по которым «Эйр Армения» начала осуществлять свои полеты. Кстати, как отметили в авиакомпании, понимая важность для Армении воздушного сообщения, здесь постоянно работают над проектами по расширению географии и частоты полетов. И уже добились значительных результатов. А это значит, что каждый новый рейс авиакомпании уводит потенциальных пассажиров у других перевозчиков, что, естественно, не может им нравиться. Ну, это уж, как говорится, их дело. И хотя сегодня многие вожделеют, чтобы «Эйр Армения» повторила судьбу своей предшественницы, тем не менее Арсен Аветисян настроен оптимистично: «Не дождутся! Несмотря на возникшие сложности, наши пассажиры могут быть спокойны: все полеты будут осуществляться в соответствии с расписанием».

Наталья Оганова

В ближайших номерах «НК» читайте интервью с исполнительным директором авиакомпании «Эйр Армения» Арсеном Аветисяном, которое приурочено к юбилею первого пассажирского рейса армянского авиаперевозчика.

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 18 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты