№6–7 (258–259) апрель 2015 г.

Пьеса о великом милосердии

Просмотров: 2053

Каждый год 24 апреля в Ереванском русском драматическом театре имени К.С.Станиславского идет спектакль американского драматурга польского происхождения Ричарда Калиноски «Лунное чудовище». В этом году обновленная версия пьесы была сыграна 15 февраля в присутствии Чрезвычайного и Полномочного Посла России в Армении Ивана Волынкина.

«Я с большим удовольствием принял приглашение посетить премьеру постановки Александра Григоряна «Лунное чудовище», повествующей о том, как целые поколения переживают последствия страшной трагедии – геноцида армян в Османской империи. Этот спектакль Александр Самсонович поставил не только в Армении. Уже более 8 лет он идет на сцене Московского Художественного театра им. А.П.?Чехова и на других театральных площадках России. А значит, память об этих событиях жива», – подчеркнул российский дипломат.

Как ни странно, но армянский зритель познакомился с пьесой позже московского, уже после премьеры на новой сцене МХТ им. А.П.Чехова, где более чем за 10 лет она выдержала свыше 150 постановок. А начиналось все в 2004 году, когда худрук МХТ Олег Табаков пригласил в Москву своего ереванского коллегу Александра Григоряна, предложив ему выбрать репертуар на собственное усмотрение.

«Когда я впервые прочитал пьесу «Лунное чудовище», то сразу понял, что ей уготована большая и яркая жизнь, поскольку автор, Ричард Калиноски, сумел удивительно трепетно и тонко передать весь трагизм 1915 года. Возможно, благодаря армянке-жене, чьи родители на себе испытали ужасы той резни», – рассказывает народный артист РА, заслуженный деятель искусств России Александр Григорян.

И хотя в театральном окружении Олега Павловича откровенно намекали на риск: мол, «камерная мелодрама» может стать очередной однодневкой, поскольку будет скучна неармянскому зрителю, тем не менее мэтр одобрил выбор, назвав пьесу «высоконравственной, мудрой и совершенно мхатовской». Успех был действительно фантастическим. Кстати, как отметил тогда автор, это была, пожалуй, самая лучшая версия из всех, что он видел в других странах: «Название не должно обмануть зрителя: ни луны, ни чудовищ в спектакле нет. Это лунное затмение, за которым армяне спокойно наблюдали как за природным явлением, а турки импульсивно стреляли в пугающую черноту. Чуть позже живой мишенью для них стали соседи-неверные, то есть армяне-христиане. Немногим удалось тогда спастись: кому на родине, а кому за океаном. И все же за пронзительной болью воспоминаний о пережитом люди сумели вернуться к простым человеческим радостям, чтобы совершать добрые поступки».

Конечно, свою ложку дегтя постарались подлить турецкие СМИ, очень плохо отозвавшиеся о пьесе, а заодно пристыдившие московский театр за необъективный, с их точки зрения, спектакль. Досталось и Александру Григоряну, который, как писалось, не должен был браться за эту постановку, потому что родился и вырос в «дружественном и интернациональном» Баку. «В широком понимании слова я действительно интернационалист, но в данном вопросе я националист, потому что я – армянин. И этим все сказано. Мои родители родом из Карабаха, они не испытали ужаса геноцида на территории древней Армении, но зато сполна ощутили на себе «интернациональное» давление азербайджанских властей», – говорит Александр Григорян.

Что касается театральной жизни спектакля, то москвичи не раз вывозили его на гастроли в Санкт-Петербург, в города Сибири и даже дважды приезжали с ним в Ереван, где он удостоился премии «Артавазд». Армянская постановка также пользуется большим успехом не только на родине, но и за пределами Армении, собирая полные залы в Санкт-Петербурге, Белоруссии. Кстати, на Брестском фестивале после вручения награды спектакль анонсировали еще дважды – в самом Бресте и Минске. А не так давно спектакль ереванского театра получил первую премию и был назван лучшим спектаклем театрального фестиваля «Встречи в Одессе». Причем Александр Григорян-младший, сыгравший тогда главного героя, подростка Винсента, был номинирован на звание лучшего артиста. Фестиваль стал еще одной точкой отсчета в постановочной истории «Лунного чудовища». Посыпались новые предложения из Риги, Иркутска, Якутска, Читы, Благовещенска…

«Тема страшной катастрофы армянского народа, когда на территории Османской Турции было уничтожено полтора миллиона армян, не может не волновать нормальных людей. И мне хотелось выразить в спектакле то состояние, когда после всего пережитого люди освобождаются от душевной тяжести, возвращаются к простым человеческим радостям и совершают добрые дела. Калиноски сумел найти такие точки соприкосновения, как милосердие, сострадание, гуманизм, понятные любому человеку. Это пьеса о великом милосердии, – считает Александр Григорян. – Человеческая трагедия не имеет национальности. Оказалось, что армянская пьеса про армянскую боль затронула сердца миллионов людей из Америки, Европы, России…».

Наталья Оганова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 8 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты