Тегеранский Гаврош
Несколько лет назад я был приглашен на торжественный вечер в честь уже не помню какого события. В огромном фойе, где только начинал собираться народ, я обратил внимание на статную фигуру одиноко стоявшего седого мужчины в безукоризненном синем костюме с Золотой Звездой Героя Советского Союза.
Откровенно разглядывать его было неприлично, но красивое лицо, благородная осанка невольно привлекали внимание, и я, бесцельно прогуливаясь, украдкой бросал взгляды на гордо посаженную голову незнакомого человека. Не могу объяснить, что завораживало в нем, но было нечто такое, от чего нельзя было оторваться.
Несколько лет назад я был приглашен на торжественный вечер в честь уже не помню какого события. В огромном фойе, где только начинал собираться народ, я обратил внимание на статную фигуру одиноко стоявшего седого мужчины в безукоризненном синем костюме с Золотой Звездой Героя Советского Союза.
Откровенно разглядывать его было неприлично, но красивое лицо, благородная осанка невольно привлекали внимание, и я, бесцельно прогуливаясь, украдкой бросал взгляды на гордо посаженную голову незнакомого человека. Не могу объяснить, что завораживало в нем, но было нечто такое, от чего нельзя было оторваться. И вот, в очередной раз проходя мимо него, я вдруг услышал: «Тема, это ты?» Я оглянулся. Незнакомец смотрел на меня и улыбался. «Не узнаешь? - спросил он.- Ты ведь Тема, правда?» «Правда», - ответил я. «Мы с тобой дружили в Ереване, неужели забыл?» Я что-то залепетал, ссылаясь на память, ведь прошло почти пятьдесят лет, а «незнакомец» улыбнулся и сказал: «Ты ведь недавно играл меня в кино».
И вдруг память взорвалась яркой вспышкой, осветив одновременно Ереван моей далекой юности и Москву моего заката.
Георгий Варданян! Какое странное свойство памяти! Яркое южное солнце Еревана, запахи кофе и коньяка смешались с запахом морозного воздуха московских улиц, пахнущих бензином и мокрым асфальтом! Время и расстояние перестали существовать. Прошлое и настоящее соединились!
И вот стоим мы теперь друг перед другом – два седых человека, а между нашими встречами промежуток в пятьдесят лет. Целая жизнь!
«Так это вы?» - бормочу я, не веря своим глазам. «А почему на вы? - улыбается Георгий. - Ведь мы были на ты». «Но после того, что я узнал из фильма, я уже не могу говорить вам просто ты!»
* * *
А с фильмом вот какая история. Однажды мне предложили сняться в документальном фильме «Тайны улицы Чарахе» в роли выдающегося разведчика, имя которого тогда было строго засекречено и неизвестно даже режиссеру. Фильм был задуман от первого лица. Я рассказывал, как мальчиком из бедной армянской семьи, жившей в Тегеране на улице Чарахе, я был привлечен советским резидентом, гениальным разведчиком Агаянцем для участия в операции. Так как ни фамилия, ни внешность героя съемочной группе не были известны, то снимали меня так, чтоб лицо все время оставалось в тени. Важен был лишь сам рассказ, текст которого был согласован с компетентными органами. О чем же этот рассказ?
Советской разведке стало известно, что Гитлер готовит покушение на жизнь руководителей трех великих держав во время Тегеранской конференции и осуществить эту операцию поручено Отто Скорцени. Агаянц получает задание выявить и обезвредить всех участников акции покушения. Но сделать это было практически невозможно, т. к. все члены диверсионной группы заранее прибыли в Тегеран и надежно законспирировались. Вести же незаметно наблюдение за их сообщниками, чтобы таким образом выйти на след главных фигур, было невозможно, т.к. вся советская миссия в Тегеране находилась под неусыпным надзором и за каждым шагом наших людей следили. Но терять время нельзя, и Агаянц решается на весьма рискованный шаг. Чутьем опытного разведчика он угадал в юноше честную и смелую натуру.
- Идет война, хочешь ли ты помочь России? – спросил он напрямую.
Как и ожидал, тот ответил согласием. Тогда, не раскрывая всех карт, Агаянц назвал людей, за которыми надлежало все время следить, выявлять их маршруты, встречи, явки, контакты, подслушивать и запоминать все разговоры и т.д. В короткое время Георгий сколачивает группу ребят, которые беспрепятственно снуют по городу, фиксируя каждый шаг, каждое действие диверсантов, запоминая адреса, фамилии, мельчайшие детали. Эта бесценная информация ежедневно сообщалась Агаянцу, и в результате была выявлена, схвачена и обезврежена вся диверсионная группа.
Секретные службы третьего рейха не могли даже предположить, что тщательно подготовленную операцию сорвет простой мальчишка, а Сталин, Черчилль и Рузвельт так и не узнали, что обязаны ему жизнью.
* * *
Разумеется, в Ереване я был знаком уже со взрослым человеком, привезенным Агаянцем в СССР после тегеранских событий и ставшим профессиональным разведчиком. Конечно, не знал я тогда, что за плечами этого человека была победа над самим Скорцени. Были потом и другие, не менее сложные задания и победы, о которых я и не догадывался. Не знал я и того, что в Ереван Георгий Варданян приезжал на отдых после выполнения очередных заданий. Он то исчезал, то снова появлялся. Никто и не догадывался, какую нужную и трудную работу выполнял этот человек во время своих отлучек.
За подвиги, о которых сегодня еще рано рассказывать, Георгию Андреевичу Варданяну присвоено звание Героя Советского Союза. Все свои успехи, победы и достижения он справедливо делит с верным другом и бесценным помощником – любимой женой Гоар Левоновной. Они вместе работали в разведке, вместе рисковали жизнью, и Звезда Героя у них одна на двоих…
Долгие годы живя чужой жизнью, скрывая свои чувства и мысли, Георгий Андреевич сохранил незапятнанной честь и сердце, открытое для любви и дружбы. Какой же выдержкой и волей нужно было обладать, чтобы ни разу не проговориться даже среди друзей, не похвалиться своими успехами, ничем не обнаружить своей деятельности. Я подумал, что профессии разведчика и актера во многом схожи. И тот и другой должны уметь перевоплощаться, жить жизнью другого человека, влезать в чужую шкуру. Разница в том, что актер, плохо сыгравший роль, рискует лишь разочаровать зрителей, в то время как провалившийся разведчик рискует жизнью. Все дело в степени ответственности. Здесь впору сравнить разведчика не с актером, а с сапером. И тот и другой не имеют права на ошибку. И тот и другой ошибаются только один раз.
Невольно думаешь: если бы поступающих в вузы предупреждали о столь же строгой ответственности за брак в их будущей работе, конкурс в институты значительно бы уменьшился, а в стране стало бы меньше неграмотных врачей, плохих инженеров, бездарных актеров, нечистых на руку чиновников!
И еще на одну мысль навела меня жизнь Георгия Варданяна. Взявшись за трудную и опасную работу, юноша помнил, что помогает стране, борющейся с фашизмом. Любовь к нашей стране родилась из ненависти к ее врагу. Я не задавал Георгию никаких вопросов, но думаю, что ему тревожно и больно видеть, как сегодня в России возрождается фашизм. Нравится это или нет, но вещи следует называть своими именами. Ведь родилось же в чьей-то преступной голове и успешно прижилось в средствах массовой информации выражение «лица кавказской национальности». Вспомним, что в Германии это были «лица неарийской национальности». В обоих случаях подчеркивалась второсортность «лица». Фашисты тоже не сразу начали с крематориев и газовых камер. Сначала были погромы магазинов и лавок, шествия штурмовиков и «Гитлерюгенда», декларации расовых идей, и все это на фоне пивного бума, где пиво вроде бы символизировало единство нации. Сегодня мы слепо копируем все это. Телевидение усердно рекламирует пиво, и на улицах уже практически невозможно увидеть человека без бутылки в руках. Этими же бутылками одуревшая молодежь разбивает на рынках головы нерусским торговцам. Пресса и власть называют это хулиганскими выходками, деликатно избегая назвать фашистской вылазкой. В Германии тоже считали вначале, что это всего лишь хулиганство. Чем все кончилось – известно. Горький урок истории, к сожалению, ничему не научил. У нас легально существуют националистические организации, провозглашающие лозунг «Россия для русских!». За это не наказывают, поскольку существует свобода слова. Но параллельно ведь существует и закон об ответственности за разжигание межнациональной розни! Мы закрываем глаза на то, что многие т.н. патриотические организации по сути дела копируют фашистские принципы. Осквернение могил, погромы торговцев, убийство детей и студентов, требования депортации нерусских граждан – все это далеко не хулиганство, а откровенный фашизм! Однако ни разу эти действия так не были названы. Что поделаешь?! Традиция! Мы ведь также долго делали вид, что нет у нас ни проституции, ни наркомании. Старались не замечать – всё страусу пытались подражать. Брали бы пример с другой птицы, что сегодня на нашем гербе! Придет время – одумаемся, вот только не было бы поздно…
Впереди у нас великий праздник День Победы!
Не хочется говорить о грустном, но не забудем, что за победным маем следует горький июнь. Роковой месяц для нашей страны – начало войны!
Расплата человечества за близорукость, позволившую фашизму набрать силу и пролить реки крови…
За плечами Георгия Андреевича Варданяна 80 лет героической, честно прожитой жизни. Он и сегодня полон энергии и успешно продолжает трудную и нужную работу. Несмотря на седую голову, это все тот же «тегеранский Гаврош», бесстрашный и честный, готовый на подвиг во имя жизни и счастья на земле!
Артем Карапетян
Оставьте свои комментарии